Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От издателей 8 страница




688. Отчего меня особенно безпокоят мысли?

Когда человека особенно безпокоят помыслы против его воли, это знак, что к тому человеку есть милость Божия. Нечистые духи завидуют тому человеку и стараются смутить его. Таких помыслов не должно разбирать и обращать на них особое внимание.

689. Что такое "кумир"?

Кумирами называются земные предметы и образы их, приковывающие к себе мысль и сердце. Эти кумиры падают, когда произносится в храме душевном всемогущее и спасительное имя Иисуса.

690. Когда особенно нападает невидимый враг?

После приобщения Святых Таин, после усердной молитвы, после особенно полезного для души дела нужно особенное наблюдение за собой, ибо тогда особенно разжигается враг против нас завистью и злобой.

691. С кем не случается внезапная смерть?

По уверению святых отцов, внезапная смерть не случается с людьми, желающими очистить себя покаянием, хотя бы они по временам и побеждались своими немощами.

692. Почему запрещается искать, от кого пришло искушение?

Пришедшу искушению не ищи, как и от кого оно пришло, а ищи того, чтоб перенести его с благодарением. Разбирательство приводит только душу в смущение и способствует населяться в ней семенам ненависти и памятозлобия к ближним, а благодарение Бога за посланное искушение вводит душу в пристанище веры, мирит с ближними и служит причиною духовной радости.

693. Многие ли верующие в настоящее время находятся в прелести?

Надо каяться, молиться и охраняться от прелести, потому что в настоящее время большая часть желающих жить и думающих о себе, что они живут благочестиво, разгорячены вещественным разгорячением и находятся в большем или меньшем самообольщении.

694. Как узнать, что добродетель отвержена Богом?

Все дела, которые делаются ради Бога, сопряжены со скорбями. Святые отцы признают добродетель, не сопряженную со скорбями, как отверженную Богом.

695. Отчего это мои знакомые стали холодны ко мне, после того, как я стала на путь спасения?

Не скорби, что некоторые из сослуживцев твоих холодны к тебе. Святитель Тихон Задонский написал из своего опыта, что когда человек посвятил себя Богу, тогда знакомые и ближние его становятся вдали от него, и чем он будет более приближаться к Богу, тем они будут более отдаляться.

696. Могут ли бесы и люди сделать что хотят?

Ни бесы, ни люди не могут сделать того, чего Бог не допустит.

697. Какие признаки усовершенствования?

Когда изгладится в тебе памятозлобие, тогда ты близок к любви. Когда сердце твое осенится святым, благодатным миром ко всему человечеству, тогда ты при самых дверях любви.

698. Что обнажает человека и приводит его к погибели?

Ничто столько не прогневляет Бога, ничто так не обнажает человека и не приводит его к погибели, как злословие, осуждение и укорение ближнего.

699. Какой путь приводит к совершенству?

Путь к совершенству — это внимательное изучение святоотеческих и старческих книг.

700. Какие священные книги особенно ненавидимы диаволом?

Диавол особенно ненавидит книги святых отцов, ибо они открывают все его сети и лукавства.

701. С чего прилично начинать беседу рабам Божиим?

Рабам Божиим прилично начинать беседу о Боге.

702. Когда вижу болящего следует ли искать причину его болезни?

Когда увидим болящего, то не будем худо объяснять себе причину его болезни, но постараемся утешить его.

703. Отчего бывают дурные сны?

Дурные сны бывают от нераскаянных грехов, от осуждения и от объядения.

704. Должно ли записывать небольшие грехи для покаяния перед духовником?

Нужно непременно записывать всякий, хотя и маленький грех, как только вспомнишь, чтобы потом покаяться.

705. Как должно идти в церковь?

Идя в церковь, читай: "Богородице Дево, радуйся", не смотри по сторонам и ни с кем не разговаривай.

706. Душеполезно ли не выходить из своей келлии?

Если христианин будет держаться своего дома, то будет преуспевать в духовной жизни и в молитве, а если он ходит по домам, то потеряет мир душевный и будет никуда негодным.

707. Какую мысль должно иметь о каждом человеке?

Надо всегда иметь в душе мысль: "Всякий человек лучше меня".

708. Как должно совершать подвиги, чтобы они были угодны Богу?

Смотри, чтобы никто не знал о твоем подвиге: что ни делаешь для Бога, делай тайно.

709. Что делать, чтобы стать смиренным?

Если желаете быть смиренным, то переносите сказанное вам от другого замечание или оскорбление.

710. Чего особенно ищет Бог от человека?

Бог ищет от человека любви, смирения и страха Божия.


711. Что должно христианину постоянно держать в памяти?

Помни смерть, суд Христов, ад и Царство Небесное, сия вся памятуя всегда и творя, счастливо и здесь поживешь, и вечное блаженство наследуешь.

712. Какие подвиги более нужные?

Не столько нужны внешние подвиги, сколько смирение и молитва.

713. Кто счастлив в жизни?

Счастлив в жизни тот, кто делает других счастливыми.

714. Спасение только ли в том состоит, чтобы не делать зла?

Спасение не в том только состоит, чтобы не делать зла, но и в том, чтобы самим мужественно терпеть зло.

715. Скажите, пожалуйста, о свойствах смирения.

Первое свойство смирения: видеть в себе свой грех, а в других — добрые дела. Второе свойство смирения состоит в том, чтобы с радостью принимать оскорбления и насмешки от людей, зная, что через это прощается грех и этим угождаем Богу.

716. Можно ли самому толковать Священное Писание?

Не истолковывай сам Евангелие и прочие книги Священного Писания, но обращайся к святым отцам, которые истолковали его. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что от неправедного толкования Священного Писания возникли все ереси.

717. Что значит "удалиться от мира"?

Удалиться от мира — это значит оставить нравы, обычаи, правила, привычки, требования, совершенно противоположные Евангелию и Духу Христову.

718. Чел» прощаются (заглаживаются) грехи?

Да будет у тебя в голове ум и смысл Божий, в очах — зрение к Богу и в землю, в ушах — слышание Божия слова, в груди — воздыхание о грехах, в языке — истина, в устах — молитва, в сердце — безгневие, в желудке — алката, в коленах — поклонение к Богу.

719. Какую силу имеет Иисусова молитва?

Иисусова молитва бесов уязвляет, отгоняет злые мысли, рождает умиление, вселяет страх Божий, приносит слезы, очищает тело, долготерпению учит, геенну возвещает, смерть помышляет.

720. Что есть "покаяние"?

Покаяние есть война со грехом.

721. Когда ложишься спать, что должно делать?

Когда ложишься спать, кровать и комнату крести с молитвою: "Да воскреснет Бог..."

722. Сколько раз в день советуют старцы читать молитву: "Богородице Дево, радуйся?"

"Богородице Дево, радуйся" следует читать двенадцать или двадцать четыре раза в день. Она у нас одна Заступница.

723. Что спасительно для души?

Чаще представлять вездеприсутствие Божие и размышлять о благодеяниях Божиих.

724. Какие три слова смирения?

Три слова смирения: "Прости", "Благослови" и "Помолись о мне".

725. Чтобы жить свято, надобно ли знать святую веру Христову?

Чтобы жить свято, надобно знать святую веру Христову.

726. Можно ли спастись без памяти о Боге и о смерти?

Без памяти о Боге и о смерти невозможно человеку спастись.

727. Какие отличительные черты истинного христианина?

Две отличительные черты истинного христианина: это приносить пользу ближним и молиться за своих врагов.

728. В чем секрет духовной жизни?

Весь секрет духовной жизни: прощать, извинять и оправдывать других, не знать чужих грехов, не помнить зла.

729. В чем состоит духовная милостыня?

Духовная милостыня — это совет добрый, благовременный, в затруднении или непримечаемой опасности полезный, незнающего научить истине и добру подружески, тайно (между собою и им самим), ободрить унывающего, утешить печального; пожалеть ближнего, пособолезновать, посочувствовать в его горе, порадоваться с радующимся, перенести обиды и оскорбление с благодушием, терпением ради Христа; отдать при нужде свою собственную книгу духовную, себе нужную.

730. Кого можно назвать человекоугодником?

Человекоугодник тот, кто поддакивает и соглашается при осуждении и клевете ближнего.

731. Как быть, если что-то мне мешает и разоряет духовную жизнь?

Устранить все то, что мешает или разоряет духовную жизнь.

732. Если я не попал в праздничный день в храм, чем освятить его дома?

В часы совершения обедни, если вы не попали в храм, надо дома освятить эти часы молитвой, чтением Слова Божия, беседою душеполезной, делами благочестия, святыми размышлениями.

733. Если я впал в грех, должно ли мне ожидать времени поста, чтобы покаяться?

Не дожидаясь поста, должно сразу же, не медля, скорее прибегнуть к покаянию; не должно дозволять долго держаться греху в душе, оттого-то и лишаемся благодати Божией, что откладываем покаяние — и один грех рождает другой.

734. Как мудро сделать правильное замечание?

Прежде чем думаете сделать какое-нибудь правильное замечание, сделайте это с предварительной молитвой и глубочайшим смирением.

735. Должно ли пересказывать неполезные чужие разговоры?

Не должно пересказывать неполезных чужих разговоров.

736. Какое главное дело во спасение?

Главное дело — обуздывать язык свой. Сказанное слово топором не вырубишь.

737. Как должно говорить другим слово душеполезное?

Главное — нее надобно от себя говорить, а из святых книг и со смирением и умеренностью: обращайте праздные разговоры к назиданию.

738. Если я узнал от ближнего душеполезное, должно ли сообщить другому?

Если что узнал душеполезное от другого, то не скрывай, а расскажи.

739. Какая разница между разговорами праведных и грешных?

У праведных беседа лишь о Боге и богоугождении, а У грешных — все о вещах мира: им скучно бывать друг с другом.

740. Когда я делаю выговор, согрешаю?

Если ты, кому-либо делая выговор, придешь в гнев, то удовлетворяешь свои страсти; спасая другого, не губи себя.

741. Можно ли говорить о явном грехе ближнего?

Если видишь согрешающего, не разглашай греха его. Если мы покроем грехи брата, то и Бог покроет грехи наши.

742. Как отвечать на вопросы?

На вопросы отвечай коротко.

743. Дайте, пожалуйста, совет: как беседовать с ближним?

Когда говорите с кем, больше всего опасайтесь растревожить покой другого каким-либо задором или высказыванием своих мыслей наперекор ему, с явным желанием поставить на своем.

744. Имеет ли пост влияние на расположение духа человека?

Пост имеет влияние на расположение духа: человек делается более смиренным, молитвенным. Также при посте и воздержании охотнее духовные книги читаются и понимаются.

745. Какую силу воздействия имеет пост на злого духа?

Пост изгоняет демонов. Пост такое же оружие страшное для врага, как крест Христов и другие святыни, коих не выносит нечистая демонская сила. Пост разит злобу демонскую в самое чувствительное место, и она убегает от постящегося.

746. Когда разрешается нарушать пост?

Не нарушай поста кроме как в случае сильной болезни.

747. Какая польза от поста?

Пост отгоняет злые мысли, ум соделывает светлым, сердце чистым, тело здоровым и пред Престолом Божиим поставляет человека. Демоны весьма услаждаются пирами, пьянством и всяким плотским удовольствием.

748. Что такое "духовный пост"?

Пост духовный — это воздержание от грехов. Увидишь врага своего — примирись, увидишь счастливого — не завидуй.

749. Пожалуйста, скажите наставление о духовном посте.

Пусть постятся руки от воровства, и от неправедного прибытка, пусть постятся ноги от хождения на зрелища, пусть постятся глаза, чтобы не засматривались на чужую красоту, пусть постится слух от осуждения, пустословия и ругательств, что пользы, когда мы воздерживаемся от скоромного, а угрызаем и съедаем человека через злословие.

750. Что такое "говение"?

Говение есть такая же работа, труд, только труд не телесный, а духовный. Цель и намерение его — очистить душу и тело, примириться с Богом, посеять семена доброй жизни, а плевелы (дурные привычки) подавить. Говение — это большая строгость в пище и сне, прекращение житейских забот и дел, чтение Слова Божия, неопустительное хождение в церковь, рассматривание своей совести в уединении. Говение есть бодренное состояние души, со всем вниманием занимающейся делом спасения; познание своей греховности, сокрушение о грехах, покаяние, заканчивающееся исповедью перед духовником и причащением Святых Таин.

751. Отчего появляется страх на исповеди?

Страшливость на исповеди, оттого что редко исповедуешься.

752. Бывает, что некоторые кающиеся о маловажном говорят, а важное умалчивают?

Если человек не все говорит духовнику, то его дорога кривая и не ведет ко спасению, а тот кто все говорит, тот пойдет в Царство Небесное.

753. Как быть тем людям, которые своих грехов не видят?

Не видящим грехи свои рекомендуется обращать внимание, какие грехи видят в них близкие люди, в чем упрекают.

754. Как вести себя перед исповедью?

Перед исповедью храните молчание, чтобы было удобнее сознать грехи свои.

755. Поминать ли грехи исповеданные и при помощи Божией оставленные?

На духу на исповеди поминать их опять нечего, когда уже разрешены... А на своей молитве поминать их надо.

756. Какую еще пользу приносит исповедь, кроме прощения грехов?

Святая исповедь приносит двоякую пользу: доставляет прощение от Бога в соделанных грехах и предохраняет от впадения в грехи вновь.

757. Полезна ли частая исповедь?

Весьма полезна частая исповедь, потому что мы скоро забываем грехи свои, а если говорим духовнику, то тогда они с корнем вырываются. Кроме того, покаяние открывает глаза, открывает зрение на грехи. Покаявшись в одних грехах, человек начинает видеть другие, третьи и т. д., начинает считать грехом, что прежде не считал, вспоминает нераскаянные, давно забытые... Кто привыкает давать отчет о своей жизни на исповеди здесь, тому не будет страшно давать ответ на Страшном суде Христовом; для того и установлено здесь короткое судилище покаяния, чтобы нам, очищенным и исправившимся через здешнее покаяние, дать непостыдный ответ на Страшном суде Христовом.

758. Что отвлекает нас от памяти Божией?

Разговоры наши отвлекают нас от памяти Божией (особенно разговоры с мирскими людьми).

759. Как надо каяться, чтобы покаянием угодить Господу?

Если покаянием хотим угодить Господу и спасти душу свою, достигнуть свободы от грехов и страстей, мы должны каяться из глубины души: обстоятельно, всесторонне, твердо, охотно, — потому что именно во глубине ее гнездятся и коренятся все грехи наши.

760. Какие самые важные беседы?

Не будем предпочитать какие-либо другие беседы беседам о спасении. Будем помнить: кроме бесед о спасении, существует ли какой другой путь к Царствию Небесному?

761. Каких посетителей должно избегать?

Надобно избегать таких посетителей, которые суетные, мирские и неполезные разговоры приносят.

762. Как враг спасения относится к нашим духовным беседам?

Диавол благоприятствует пустословию и есть враг всякого духовного назидания. Некто из святых отцов указывал на следующий пример: "Когда я, — говорил он, — беседовал с некоторыми братиями о пользе душевной, на них нападал столь глубокий сон, что они не могли двигать веками".

763. Какая добродетель выше праведности?

Переносить обиды есть добродетель высшая, нежели быть праведным. Помнить обиду — значит уже быть побежденному злом.

764. Почему так трудно просить прощения?

Просить прощения трудно тому, кто горд.

765. Какую силу имеет одно слово "прости"?

Одно слово "прости", произнесенное с сердечным сознанием, попаляет врагов и дарует мир.

766. Как разумно перенести обиду?

Переноси обиду без пересудов, без жалоб, не считай себя обиженным и не ожидай награды земной.

767. Как относиться к обидевшим?

Не забывай посылать дары обидевшим тебя и помолиться: "Спаси, Господи, и помилуй мя и их святыми молитвами даждь ми смирение и терпение".

768. Как смотреть на тех терпящих, которые терпят со скорбью на обидящих?

Терпящие со скорбью на обидящих пусть стараются оказать любовь свою тем, от которых получают огорчения, иначе — терпение, не сопровождаемое любовью, обратится в ожесточенную ненависть.

769. Какая Господу угодна молитва от нас?

Господу угодна молитва за обидящих нас, а потому нужно за них молиться.

770. Всегда ли мы обязаны иметь мир с ближними?

Обязательно иметь мир с ближними не требует того, чтобы мы соглашались с их злыми мыслями, намерениями и действиями. Такое согласие было бы великим грехом; напротив, не соглашаться со злыми мыслями и намерениями порочных людей есть непременный долг христианина.

771. Каким святым молиться за обижающих?

За обижающих надо служить молебен архидиакону Стефану и ставить свечи святому апостолу Иоанну Богослову, а преподобный Серафим велел ставить свечи за престол о здравии и спасении. Подвижник Георгий Затворник писал: "Прикажите поминать враждующих на вас по церквям за здравие; дело доброе сердца вашего прославит Бог пред всеми".

772. Должно ли пересказывать оскорбительные и обидные слова?

Не пересказывайте обидных и оскорбительных слов.

773. Как смирить себя?

Когда придет к вам порочная мысль или порочное чувство — отвергайте и укоряйте себя. Вы не должны думать о себе, что в вас какой-либо порок уменьшился. Говорите себе: "В такой грешнице, как я, и должны быть такие недостатки".

774. Свободны ли святые люди от греховных помыслов?

И самые святые люди, по-видимому, оградившие себя от греха совершенно, не были, однако, свободны от греховных помыслов. Не во власти человека избежать помыслов, да это и не нужно в целях духовной жизни. Но во власти человека бороться с помыслами, препятствовать им овладевать душою, принимать добрые помыслы и отвергать злые.

775. Что такое "тщеславие"?

Тщеславие — это искание славы человеческой, хвастовство, желание и искание земных почестей, любовь к красивым одеждам, экипажам, прислуге и келейным вещам, внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела, расположение к наукам и искусствам гибнущего сего века, искание утехи в них для приобретения временной земной славы, человекоугодие, безсовестность и другое. Все прочие страсти немедленно обличаются совестью; страсть тщеславия, напротив того, приносит как бы наслаждение. Тщеславие познается единственно по отсутствию в сердце блаженного умиления, блаженного упования и сокрушения о согрешениях. Тщеславие питается похвалою человеческой, богатством, знатностью рода, громкими именами.

776. Пожалуйста, скажите наставление о прелести.

Прелесть всегда первоначально встречается некоторым сомнением сердца, не сомневаются о ней те, которыми она решительно возобладала. Никогда прелесть не останавливает движений крови, не наставляет на покаяние, не умаляет человека пред самим собою; напротив того, приводит в движение кровь, приносит какое-то безвкусное ядовитое наслаждение, тонко льстит человеку, внушает ему самомнение, устанавливает в душе идол собственного "я".

777. Что служит приготовлением к молитве?

Приготовление к молитве: непресыщенное чрево, отсечение забот мечом веры, искренное, от сердца прощение, всех обид, благодарение Бога за все скорбные случаи жизни, удаление от себя рассеянности и мечтательности, благоговейный страх перед Создателем.

778. Что значит "лгать словом"?

Лгать словом значит говорить одно, а думать другое.

779. Что на молитве хуже: рассеянность или мечтательность?

Рассеянность окрадывает молитву. Мечтательность в молитве вреднее рассеянности. Рассеянность делает молитву безплодной, а мечтательность служит причиной плодов ложных, самообольщения и бесовской прелести.

780. Как мыслится смирение?

Смирение мыслится, как добродетель: страх Божий, глубокое познание своего ничтожества, изменение взора на ближних (причем они, без всякого принуждения, таким образом смирившемуся кажутся, превосходнее его во всех отношениях); ненависть к похвале человеческой; постоянное обвинение и укорение себя, правота и прямота, безпристрастие; желание распять себя миру и страстям, стремление к этому распятию. Отвержение и забвение льстивых обычаев и слов (скромных по принуждению или умыслу и навыку притворяться); отвержение мудрости земной, как непотребной для неба; презрение всего, что в человеках высоко, но мерзость пред Богом; оставление словооправдания, молчание перед обижающим; отложение всех собственных умствований и отвержение собственного разума.

781. Какая задача жизни человека на земле?

Задача жизни человека на земле — борьба со страстями, чтобы, очистившись от них, войти в общение с Богом и стяжать драгоценные плоды этого общения.

782. Какая на земле самая важная истинная наука?

Одно богопознание — истинная и подлинная наука из наук, небесная наука, сообщенная человеку Богом.

783. Какой есть превосходнейший способ приготовления себя к смерти?

Одним из превосходнейших способов приготовления к смерти служит воспоминание и размышление о смерти. Постоянное памятование смерти есть благодать дивная. Необходимо принуждать себя к воспоминанию о смерти. Для такого обучения полезно уделять ежедневно известный час и посвящать его спасительному воспоминанию страшной, неминуемой смерти. Воспоминание о смерти, сопряженное с усердной молитвой и плачем о себе, может заменить все подвиги, объять всю жизнь человека, доставить ему чистоту сердца, привлечь к нему благодать Святого Духа и тем даровать ему свободное вознесение на небо мимо воздушных властей.

784. К чему прикованы сердца человеческие?

Действием врага спасения, по попущению Божию, сердце человеческое приковано к земным занятиям: одни заняли себя приобретением дорогих и редких вещей и, пригвоздив к ним мысль, отчуждили ее от Бога; другие занялись изучением различных наук и художеств, годных только для земли, лишились существенно, нужного знания о Боге; третьи занялись стяжанием — разведением садов, огородов, пашен, лугов, скотоводством — и забыли о Боге; четвертые отвлеклись и отдалились от Бога, занявшись убранством жилища своего; иные обратили особенное внимание на пост и прочие телесные подвиги, придав важное значение сухарям, грибам, капусте, гороху, — и святые духовные подвиги превратили в плотские; иные прилепились исключительно к церковному обряду, затмив в последнем духовную сторону. Люди прилепились к земле, земным попечениям и вещественному развитию, занялись устройством земли, как будто она — вечное жилище их. Люди живут, как мертвые, не думая о неизреченных будущих благах и участи грешников, как будто они вечны на земле.

785. Весьма ли важно чтение святоотеческих книг?

Чтение отеческих писаний, по умалению духоносных наставников, соделалось главным руководителем для желающих спастись и достигнуть христианского совершенства... Усвой себе мысли и дух святых отцов из чтения их писаний. Святые отцы достигли цели — спасения. И ты достигнешь этой цели: по естественному ходу вещей, как единомысленный и единодушный святым отцам, ты спасешься.

786. Можно ли думать, что добрые люди из магометан и язычников спасутся?

Ошибочно думать и говорить, что добрые люди между магометанами и язычниками спасутся, то есть вступят в общение с Богом. Церковь всегда признавала, что одно средство спасения — Искупитель.

787. Спасутся ли еретики, как например, католики, лютеране, протестанты?

Вселенская Православная Церковь признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, зараженный страшным недугом ереси, мертв душою, чужд благодати и спасения, находясь в общении с диаволом и его погибелью... При недостаточном знании христианства можно принять мысль ложную, богохульную за истинную, усвоить ее себе, а вместе с ней усвоить и вечную погибель! А посему ныне, более чем когда-либо, настала крайняя нужда в изучении христианства.

788. Что делать, чтобы постоянно пребывать в умилении?

Желающему постоянно пребывать в умилении и духовном видении, нужно заботиться о постоянном пребывании в смирении, изгоняя из себя самооправдание и осуждение ближних, вводя смирение самоукорением и сознанием своей греховности пред Богом и людьми.

789. Что всего страшнее?

Всего страшнее — бояться чего-либо более, нежели Бога и по сей боязни — согрешить.

790. Для чего святые подвергаются страданиям?

Сие нужно или для очищения даже малой нечистоты, или для испытания в добродетели и для искуса в любомудрии; или для назидания более немощных, чтобы на примере их научились терпению и не унывали в страданиях.

791. Какие страдания великие?

Из всех наших злостраданий славнее те, которые терпим ради Бога.

792. Для чего бывают чудеса от икон?

Чудеса от икон бывают к утверждению иконопочитания и для прославления имени Божия или угодников Его. Иконы почитаемы не ради красок и письма, не ради древности или новости их, но ради Того, Кто на иконах написан. Кто иконы не почитает, тот не чтит Самого на них написанного.

793. Все ли прощать должно жене?

Когда Христос беседовал о браке и о жене... убеждал прощать жене всякое преступление, кроме одного — прелюбодеяния.

794. Какое различие между грехом и страстью?

Иное суть страсти и иное грехи. Страсти суть: раздражительность, тщеславие, сластолюбие, ненависть, злая похоть и тому подобное. Грехи же суть самые действия страстей, когда кто приводит их в исполнение на деле, совершая с телом те дела, к которым побуждают его страсти, ибо можно иметь страсти, но не действовать по ним.

795. Что значит "противиться страсти"?

Искореняет страсть тот, кто противится ей. Противиться страсти — значит совершать противоположное тому, к чему призывает страсть. Однако уничтожается страсть только благодатию Божией.

796. Можно ли непрестанно духовным заниматься?

Нельзя все духовным заниматься: надо какое-либо нехлопотливое рукоделие иметь. Только браться за него надо, когда душа утомлена и ни читать, ни думать, ни Богу молиться не способна.

797. Можно ли мирянину по четкам молиться?

Можно. "О молитве по четкам, — пишет святой Феофан Затворник, — Я сам в первый раз услышал от мирянина, а не от монаха. И многие миряне и мирянки молятся сим образом. И вам пригодится сие".

798. Чем возжигается любовь к Богу?

Воспоминание милостей Божиих согревает сердце и возжигает любовь.

799. Как бороться со страстями?

Законом положите: ни помыслу, ни чувству, ни пожеланию страстному произвольно не поблажать, а гнать их полной ненавистью тотчас, как только заметите. Бесы безстыжи — как ни серчай на них, они все стоят со своим помыслом. Очевидно, что после рассерчания надо прибегнуть еще и к другому средству. Какому же это? Что делает подвергшийся нападению злого человека? Подавши его в грудь, кричит: "Караул!" — на зов его прибегает стража и избавляет его от беды. То же надо делать и в мысленной брани со страстями: рассерчавши на страстное, надо взывать о помощи: "Господи, помоги"; "Господи Иисусе Христе, помилуй мя". Умоляйте о помощи; от этого враг, как огнем палимый, убежит немедля.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.