Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От издателей 5 страница




344. Во время молитвы можно ли останавливаться на мыслях духовных или полезных делах?

Во время молитвы должно противиться не только суетным помыслам, а и всяким мыслям, даже о духовных и полезных делах, когда мысли эти приходят безвременно, но углубляться и принуждать себя к чтению молитвы и богомыслию.

345. Как прийти в мирное устроение?

На всякий грех есть покаяние. Согрешил — покайся, опять согрешил — опять покайся, и так до конца. Делая так, никогда не будешь отчаиваться, а постепенно придешь в мирное устроение.

346. Как должно пересказывать слышанное?

Если будешь пересказывать, то надо передавать очень точно, правдиво, без малейших прикрас и переделок. Правда должна быть чистой.

347. Вопрос. Как разумно читать письма?

Некоторый иеросхимонах получал письма и вот, что он говорил: "Пишут много лишних слов, лишних переживаний; если все перечитывать и во все это входить, — совсем потеряешь мирное устроение; тот сказал то, другой иное". И он духовное прочитывал, и вопросы, и исповедь, а остальное откладывал в сторону.

348. Что еще надо знать о молитве?

На молитве надо не только просить: "Господи, помилуй, помоги", — надо и постоянно благодарить, и уметь славословить Господа — тогда будет мир на душе.

349. Как должно беседовать?

Важно в беседе охранять свои чувства через внутреннюю молитву, чтобы беседа с мирскими людьми не влияла на внутреннее устроение.

350. О чем надобно помнить священникам?

Священникам надо почаще каяться. Людей исповедуем часто, а сами не каемся. Хорошо, если есть возможность каждый день исповедать, что есть на совести (схиигум. Андроник).

351. Через что освящается дом?

Дом освящается через иконы. Иконы во всех комнатах квартиры являются постоянными знаками полученного домом освящения. Но грешно, когда перед ними играет музыка.

352. С какого возраста необходимо духовно развивать ребенка?

Уже грудного ребенка хорошо подносить к иконам. В духовном отношении самые ранние годы очень важны для развития ребенка. Сюда можно отнести частое причащение, ношение в храм ребенка, благословение священническое и родительское, окропление святой водой, моление о ребенке, духовные беседы с ним и при нем.

353. Как смотреть на общую семейную молитву?

Совместная молитва имеет большое значение: она соединяет всю семью, сближает ее. Сам Господь сказал (Мф. 18: 20) ...где двое или трое собраны во имя Моем там Я посреди них. Посему хорошо завести обычай, чтобы вся семья собиралась вместе в комнате перед иконами для того, чтобы начинать и заканчивать день молитвой. Во время общей семейной молитвы можно разделить чтение молитвы среди членов семьи. Хорошо также включить молитву Иисусову в наше молитвенное правило. К молитве надо приступать с чувством своего недостоинства: "Недостоин я, Господи, говорить пред Тобою, потому что весьма грешен".

354. О чем хорошо вспоминать во время суеты?

Среди суеты хорошо вспоминать слова Евангелия (Мф. 16: 26): ...какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

355. Когда очищается душа?

Тогда душа очищается, когда терпит скорби ради Бога (свт. Иоанн Златоуст).

356. Когда расслабляется душа?

Слух, услаждаемый музыкой, игрой на флейте, часто расслабляет душу; так же действуют и ноздри при ощущении благовония (от духов, одеколона и т. п.) — прельщают сердце и увлекают к удовольствию (свт. Иоанн Златоуст).

357. Когда следует покрывать недостатки ближних и когда не следует?

Тогда хорошо покрывать недостатки ближних, когда можно это делать и когда это не причиняет вреда; а если уже недостатки эти сами начнут обнаруживаться, тогда лучше держаться правды, полагаясь на волю Божию (преп. Иосиф Оптинский).

358. Скучаю в земной жизни.

Наскучила тебе жизнь земная? А ты забыла, что в загробной жизни грешных людей ждет? Ведь там в миллион раз труднее и скорбнее, чем на земле, а в рай Божий кое-как живущих тут не впустят (преп. Иосиф Оптинский).

359. Насколько опасен грех осуждения?

Ты пишешь, что осуждаешь. Но ведь за это труды и подвиги все пропадут (преп. Иосиф Оптинский).

360. Всегда ли должно просить прощения?

Пишете, что у Смирницкой просили прощения, а она и говорит: "Вот сама же виновата, потому и просит у меня прощения". В таком случае советую вам ей не кланяться и не просить у нее прощения (или если с насмешкой относятся, когда просишь; или не прощают, хотя просишь), ибо это служит к ее душевному вреду. А вместо сего, когда идти на исповедь, помолитесь за нее такой молитвою: "Спаси, Господи, и помилуй рабу Твою (имя), и ради ее святых молитв помилуй и меня грешную". Затем мысленно простите ей, чем она вас обидела (преп. Иосиф Оптинский).

361. Что в человеке сильнее всего действует к худому?

Сильнее всего в человеке действует противоречие. По своему желанию человек иногда и трудное что сделает, а скажи ему легкое что сделать, то сейчас же расстроится. А надо слушаться, хотя и не так кажется (преп. Иосиф Оптинский).

362. Кто больше угождает Богу: тот, кто обращается с вопросами, за советами к духовному отцу или старцу или кто не обращается?

Батюшка Иосиф Оптинский говорил, что обращающийся к старцу, хотя и слабо ведет свою жизнь, но все-таки крепче стоит, чем живущий без управления.

363. Встречается человек, по-видимому, прозорливый, а между тем чувствуется в нем что-то не то; как узнать, от Бога ли его прозорливость?

"Узнавать таких людей нужно по смирению, — отвечал преп. Иосиф Оптинский, — потому что враг прозорливость может дать человеку, а смирения никогда не дает: оно палит его самого".

364. На кого злой дух действует сам или через колдунов, или своих людей?

Хотя человекоубийца злой дух связан узами веемогущества Божия и ничего не может против тех, кто пребывает под сенью благодати Христовой, но на тех, кои своим неверием и нечестием уклоняются из-под сего святого покрова, отверзают ему дверь (Особенно, прибегая к колдунам, экстрасенсам, гипнотизерам, современным лечителям (Прим. сост.).) в свое сердце, на сих несчастных людей дух злобы получает возможность действовать прямо и непосредственно, вдыхая в них от своей полноты зла хульные мысли, зловредные похоти и богопротивные замыслы (архиеп. Иннокентий Херсонский).

365. Как смотреть на сладости мира?

Они губят в человеке духовную жизнь.

366. Что лучше: не делать — или делать с ропотом?

Лучше есть ничтоже делати, нежели с роптанием (из книги "Альфа и Омега").

367. Какое есть предсказание об уединении?

В последнем роде уединение вельми оскудеет... (вероятно, из-за телевизора и приемника)... безмолвное житие всех жительств честнейшее уставися. В нем (в безмолвии) множество святых угодили Господу (из книги "Альфа и Омега").

368. Чему Господь радуется?

Господь радуется, когда ради Его тленное оставляют, тленная же суть не точию богатства и вещи, но и всяка сласть и наслаждение греха (из книги "Альфа и Омега").

369. Во всем ли подобает слушать родителей?

Во всем, в чем нет греха. Аще ли против заповедей Божиих повелевают, непослушати (из книги "Альфа и Омега").

370. Должно ли удаляться от ропщущих?

Уклоняйся, возлюбленный, от ропщущих, да не погибель души своей понесеши (из книги "Альфа и Омега").

371. От чего бывает ночное осквернение?

Соблажнение во сне от многих причин (вин) бывает:

1) о еже осуждати искреннего, еже есть вельми грешно; 2) от высокоумия и гордости, и то тако же грешно; 3) от многоядения и пития, тому же прилично; 4) от естества, се не грешно, но обаче скверна именуется; 5) от слабости телесные и болезни некия; 6) от зависти бесовския. Сия убо разделяются рассудительными отцы и правилом (от осквернения) очищаются. И в той день во святой алтарь не входити, ни Дары брати, ни икон целовати (из книги "Альфа и Омега").

 

372. Какой скорби боятся бесы?

Боятся бесы скорбения о грехах, якоже татие (воры) псов (из книги "Альфа и Омега").

373. Какой вред приносит уныние и как избавиться от него?

Уныние помрачает ум, ходатайствует малодушие, яко от сюду страх и хульный помысл. Избавляется человек от уныния через усердную, со слезами и стенаниями, молитву, которая изгоняет дух уныния из келлии (из книги "Альфа и Омега").

374. Как избежать пустых и худых мыслей?

Врачевство помыслам — память смертная и мучения будущего века (из книги "Альфа и Омега").

375. Должно ли каяться в худых мыслях?

Подобает же зело блюстися от нечистых помысл и покаяние о них имети, безпрестанни бо ими пред Богом согрешаем. Владыко Господь, прости мне, что я помыслил противное воле Твоей в ведении или неведении, ибо Твоя есть милость во веки (из книги "Альфа и Омега").

376. Как приобрести плач по Богу?

Рекоша святии скитские отцы: аще хощеши имети плач, возлюби нищету и смирение и не имей добрых вещей в келлии твоей, и поминай суд и смерть (из книги "Альфа и Омега").

377. Чему особенно радуется Бог?

Ничтоже тако веселит Бога, яко есть не быти памя-тозлобну, сие грехи оставляет (свт. Иоанн Златоуст).

378. Всякое ли единомыслие угодно Богу?

Должно знать, что не каждое единомыслие полезно; только то, которое по воле Божией... А святые отцы правилами под анафему ставили, предостерегая православных, чтобы с иноверными единости не имели (из книги "Альфа и Омега").

379. Какой грех уничтожает все добродетели и труды?

Знай, что немудрые евангельские девы все исполнили: девство, пост, воздержание, бдение, псалмопение, долулегание, сухоядение, молитву, неумовение, труд и подвиги многие. Одно же немилосердие все сказанные добродетели уничтожило.

380. Как определить людей мирских?

Зрелища, забавы, гульбища, увеселения — страсть людей легкомысленных и праздных.

381. Какая цель у врага нашего спасения?

Враг нашего спасения единственно тем и занимается, что всеми способами старается отвлечь нас от Бога и забрать, убить наше время. Он-то знает истинную его цену... Он непрестанно наблюдает за нашим умом, чтобы не пришел он в согласие с Богом... он закрывает будущее (вечность) и память о смерти... и чтобы мы не возлюбили горнего {преп. Ефрем Сирин).

382. Что главное в жизни?

Главное дело в жизни — молитва, а все остальное — дела второстепенные {свт. Григорий Богослов).

383. Можно ли приобрести добродетель без препятствия?

Не думай приобрести себе какой-либо добродетели. без скорби и болезни души (свт. Феофан Затворник).

384. Как смотреть на покой плоти и наслаждение?

Покой и упоение есть дело самое ненавистное Богу (свт. Феофан Затворник).

385. Что главное на пути спасения?

Главное — это наполнить свою душу небесными (а не мирскими) истинами и понятиями, — они проникнут в сердце и привлекут желания, а там и все существо устремят к небу и всему небесному.

386. Большое ли значение имеет умеренность в жизни ко всему?

Добродетельное житие не в том, чтобы не есть, не спать, не признавать покоя, но в том, чтобы делать все в меру и в своем месте (преп. Феодор Студит).

387. Кого лишит Царствия Небесного Спаситель Судия?

Тех, кто сами его присвоили себе, будучи без духа Христова (свт. Феофан Затворник).

388. Какова будет тяжесть мучения?

Когда грешник будет изгнан от лица Божия, тогда вопля его не вынесут основания вселенной (преп. Ефрем Сирин).

389. Как смотреть на тех людей, которые хотят устранить от себя скорби, бывающие помимо их воли?

Жесток путь для уклоняющихся. Желающий отклонить от себя скорбный путь действует против своего спасения, разрушая порядок и способ спасения, установленный Богом для всех рабов Его.

390. Какой мысли ищет у нас Господь?

Тщательно Бог взирает на мысль твою... и усматривает, как ты взыскиваешь Его: от всея ли души или с небрежением и леностью; и если от души, только тогда уготовляет тебе победу.

391. Как надо переносить скорби?

Надо охотно переносить скорби (преп. Макарий Великий).

392. Как приобрести нелюбовь к миру?

Размысли, что жизнь ничего не имеет в себе, кроме слез, укоризны, злословия, лености, трудов, болезни, старости, греха и смерти — и не возлюбишь мира (преп. Ефрем Сирин).

393. Какая разница между согрешившим мысленно и согрешившим делом пред другими?

Помысливший ответит за себя одного, а сделавший — за соблазнившихся и подражавших ответит (преп. Ефрем Сирин).

394. Как смотреть на тех, кто ленится ходить в храм Божий?

Кто ленится песнословить и прославлять Господа — тот чужд будущей жизни (преп. Ефрем Сирин).

395. Добро, сделанное недобро, есть ли добро?

Благо, приобретенное через грех, обращается в проклятие приобретшему (преп. Ефрем Сирин).

396. Надо ли смотреть на дух времени?

Обрати внимание, какое теперь время, и это научит, нас тому, что нам делать. Архиепископ Никон Вологодский писал: "Дух времени пытается заставить нас войти в сделку с совестью, делать уступку за уступкой против Закона Божия, Церкви, религии".

397. Что бывает от бесед?

От бесед — многоядение, рассеянность и расслабление ума (св. Исаак Сирин).

398. За что Бог оставляет заботу о человеке?

Бог оставляет попечение за то, что ум останавливается в помысле (о своих заслугах) (св. Исаак Сирин).

399. Как смотреть на тех людей, которые грехи свои почитают малыми?

Тот, кто грехи свои почитает малыми, тот понесет семикратное наказание и сделается хуже прежнего (св. Исаак Сирин).

400. Когда враг спасения уловляет нас знаниями?

Враг уловляет нашими знаниями, когда доверяем им (а не спрашиваем духовно опытных) (св. Исаак Сирин).

401. Хорошо ли, как любят некоторые, обличать других?

Ревность против чужих недугов — тяжкая болезнь (св. Исаак Сирин).

402. Можно ли одолеть зло внутри себя без трудов и терпения скорбей?

Никто не может победить зла, не изнуряя себя продолжительным трудом и не страдая (преп. Феодор Студит).

403. Кто спасется: кто много знает, но не исполняет, или кто не знает, но исполняет?

На небо входит не тот, кто много читал или выучил наизусть, но тот, кто ведет чистую и безпорочную жизнь, хотя бы и читать не умел (преп. Феодор Студит).

404. Как не должно отвечать?

Не отвечай развязанным словом (преп. Феодор Студит).

405. Чего должно остерегаться в болезни?

Не делай болезни поводом к безделью (преп. Феодор Студит).

406. Как смотреть на пустые шутки?

Пустословы дошутятся до вечной муки (преп. Феодор Студит).

407. Что хуже: чрезмерное воздержание или пресыщение в пище и питии?

Неумеренное воздержание вреднее пресыщения, так как от него нельзя прийти в правое рассуждение, а от пресыщения — можно (преп. Иоанн Кассиан Римлянин).

408. Как относиться к тем, кто не хочет слушать Слово Божие?

Удаляйся от безчувственных к Евангельской проповеди и не пользуйся их благодеяниями (свт. Василий Великий).

409. Может ли быть чревоугодие в малом вкушении, при пожелании вкусного?

Да, чревоугодие — и в малом вкушении, при пожелании вкусного. Какой это сильный яд — первопричина зол (свт. Василий Великий).

410. Отчего многие не видят и не слышат Бога?

Все интересы и симпатии вовне: наслаждения и зрелища поглощают всю жизнь; нужно ли после этого удивляться, что мы не видим и не слышим Бога (свт. Василий Великий).

411. Какие есть признаки прелести?

Это есть желание настоять на своем и взор несколько дикий.

412. Грешно ли молиться мимоходом?

Если кто молится Богу без страха, мимоходом, тот навлекает гнев Божий, изгнание Божие. Лучше тому совсем не молиться, чем молиться кое-как. Нет большего греха. Бесы ни за что так не нападают как за презорство к Богу (свт. Феофан Затворник).

413. Чем надо обогащаться и о чем заботиться?

Надо обогащаться добрыми делами, но больше заботиться о добрых расположениях (свт. Феофан Затворник).

414. Чем мы, незаметно для себя, участвуем в грехе других?

Тем, что на грех, ими совершаемый, есть наше желание.

415. Слушать ли того, который говорит от себя?

От себя учит тот, кто не руководствуется духом святоотеческих писаний, со ссылкой на святых отцов. Посему не должно верить человеку, который говорит несогласно со святыми отцами; не следует принимать его, а напротив, отвращаться от него (преп. Симеон Новый Богослов).

416. Как ныне некоторые христиане отпадают от Христа?

Ныне открыты христианские храмы, в которых совершается богослужение, но вот грустное явление: многие без мук отпадают от Христа. Мир преследует рабов Христовых насмешками и презрением, и многие не переносят этого. "А ты что-то часто стала ходить в церковь?" — язвительно задают вопрос. Молчание. — "Конечно, отчего не сходить в праздник, но ты уж чуть не каждый день ходишь? Кажется, и посты соблюдать начала? Уж не собираешься ли ты в монастырь?" — Снова молчание.

417. Что получит тот от Бога, кто терпит муки ради Христа?

Муки за Христа дают спасение на Страшном суде Того, перед Кем предстанет мир.

418. Как узнать добродетельного?

Чья душа действительно добродетельна, — это обнаруживается во взоре, поступи, голосе, улыбке, разговорах и в обращении. В ней все изменилось и приняло благообразнейший вид.

419. Когда терпение вменится вместо подвига?

Если потерпишь (болезнь или скорби) и будешь благодарить Господа, то благодарение вменится тебе вместо подвига (преп. Варсонофий Великий).

420. Можно ли мужу, при нужде, молиться с покрытой головой?

Когда и голова у тебя покрыта, не оставляй молитвы, но наблюдай лишь то, чтобы делать ее не с пренебрежением.

421. От чего получает силу Иисусова молитва?

Молитва Иисусова особенно получает силу от чувства смирения и сокрушения сердечного, а также от покаяния, с которым она произносится.

422. Какая особая обязанность священников и монахов?

Священникам и монахам обязательно должно молиться за других.

423. Должно ли оставлять чтение божественной книги при молитвенном настроении?

Если ум твой и сердце испытывают молитвенное настроение при чтении Священного Писания, то ты оставайся в молитве, доколе не прекратится молитвенное настроение.

424. Обязательно ли читать толковое Евангелие?

Чтение "Благовестника" блаженного Феофилакта Болгарского необходимо: оно способствует правильному пониманию Евангелия.

425. Когда должно отойти от старца?

Преподобный Пимен Великий повелел немедленно разлучиться со старцем, приносящим душе вред. Иное дело, когда нет душевного вреда, а только помыслы смущающие, от беса, которым не надо повиноваться, как действующим... именно там, где мы получаем душевную пользу.

426. Как использовать скорбь во спасение, кроме терпения и благодарения?

Всякая невольная скорбь да научит тебя обращаться к покаянию (преп. Марк Подвижник).

427. Почему должно радоваться, когда обижают?

Подвергаясь различным обидам от людей, будем радоваться не просто, не безсмысленно, но радоваться на том основании, что находим благоприятный случай к получению прощения в наших согрешениях, прощая ближнему (преп. Марк Подвижник).

428. Какая еще бывает польза от посещения храма Божия?

Если бы я не был на службах, то сколько бы за это время приумножился грех мой в празднословии, смехотворстве, суетных делах, беседах, мыслях, чувствованиях, желаниях и ничегонеделании.

429. Что важно в гостеприимстве?

Не угостить важно, но при угощении напитать душу Божиим Словом.

430. С какой мыслью должно нести исповедничество?

Епископ Амвросий Медиоланский говорил: "Мы должны радоваться, что Господь привел нас жить в такое время, когда мы можем пострадать за Него. Каждый из нас грешит всю жизнь, а краткое страдание и венец мученичества искупят грехи всякие и дадут вечное блаженство".

431. Должно ли открывать другим, что сказал духовный отец или что дал?

Не должно никому говорить, как батюшка или мать игуменья утешали, а то от этого может быть зависть или ревность.

432. Что такое страсть?

Страсть есть сильное и длительное желание.

433. Должно ли высказывать свое внутреннее состояние?

От людей надо скрывать свои переживания (и духовные, и греховные), не высказывать своего внутреннего состояния, а только делиться с единомышленником или духовным отцом (схиигум. Иоанн).

434. Справляют ли верующие день своего рождения?

По православному обычаю верующие не справляют день своего рождения, а празднуют именины, день памяти святого, небесного покровителя (схиигум. Иоанн).

435. Когда наши телесные добрые дела имеют силу у Бога?

Самые телесные добрые дела получают силу только будучи освящены именем Божиим.

436. Как поступать со священными изображениями в мирских журналах, газетах, марках?

Надо бережно откладывать священные изображения и оберегать их от попрания (архиеп. Никон Вологодский).

437. Как должно вразумлять других?

Вразумлять и убеждать должно всегда с лаской, кротостью и любовью, а главное, испросив внутренно помощи Божией.

438. Кого должно убегать?

Необходимо убегать и не говорить с теми, к кому ощущаем страсть.

439. Как должно жить?

Живи скрытно.

440. Кому приобретение святых книг спасительно, а кому губительно?

Приобретение многих книг полезно для тех, которые делают из них употребление, а кто думает, что одно приобретение книг обогатит его, тому уготовляется конечное наказание.

441. Что важно в вере?

Знание о вере есть дело самонужнейшее. Посему и ревность о сем должна быть самая первая (свт. Феофан Затворник).

442. Чем должно утешаться?

Надо сознавать, что ты ничто, но надо и утешаться тем, что ты христианин (свт. Феофан Затворник).

443. Какое значение имеет расслабление тела?

Расслабление и разленение тела ослабляет нравственную силу человека и приближает его к падению. Бегать надо успокоения телесного в каком бы то ни было роде (свт. Феофан Затворник).

444. Что особенно мешает сокрушению о грехах?

С чувством праведности не уживается сокрушение (свт. Феофан Затворник).

445. Как относиться к накоплению денег?

Не запасай денег во всю жизнь твою, иначе Бог уже не будет пещись о тебе (свт. Феофан Затворник).

446. Кто такие христиане, не имеющие духа Христова?

Это такие христиане, которые не знают, кому принадлежат — нее то Христу, не то миру: внешне участвуют во всех порядках христианской жизни, а мыслями и сердцем в другой области обращаются и в других предметах полагают свою утеху, услаждение и счастье. Не о Господе у них забота, а о том, как бы спокойно и утешно прожить на земле. Недостает у них сердца христианского. Оно не туда устремлено... не в Боге его благо, а в себе и в мире, и не на небе его рай, а на земле (свт. Феофан Затворник).

447. Может ли быть вместе Господнее и мирское?

Где Господь — там нет ничего мирского. И где нечто мирское, там нет ничего Господнего (свт. Феофан Затворник).

448. Почему не должно откладывать намерение приступить к духовной жизни?

Святые отцы умоляют нас приступить к духовному деланию незамедлительно потому, чтобы успеть приобрести навык для вечности.

449. Как понести тяготы подвига и скорби жизни?

Кто не будет иметь перед очами радости и надежды, что и мы будем причастниками искупления и жизни — нее может понести тяготы подвига и прискорбного восприять жития.

450. В чем состоит смирение и каково благо от него?

Смирение — это сознание своей негодности без всяких ограничений, в этом и заключается преуспеяние души. Ради смирения все простит Бог и все недостатки подвигов не взыщет {свт. Феофан Затворник).

451. В чем прежде всего состоит благоугождение и служение Богу?

Благоугождение и служение Богу наипервее в помышлениях состоит.

452. Какая добродетель морит голодом демонов?

Воздержание морит голодом демонов, ибо сласти — пища демонов. Но некоторые, истощив себя постом и воздержанием чрезмерным, удалились от Бога.

453. В чем заключается характерное отличие жизни православных христиан от прочих людей?

Отличительный характер жизни православных суть страдания и болезни: внутренние и внешние, произвольные и невольные. Зато их ожидает вечное блаженство, если они разумно переносят их (свт. Феофан Затворник).

454. Что мешает нам оставить грех и обратиться к Богу?

Развращение воли. Это исправляется преданием себя воле другому (духовника). Вот и святые отцы преимущественно боролись против своей воли (свт. Феофан) Затворник).

455. Что такое суета?

Это развлечения настоящей жизни.

456. Как легче победить грех?

Святые отцы говорят нам, что легче всего победить грех, начав с помыслов. Да и самое угождение Богу и служение состоит в помышлениях.

457. Что такое «внимать себе»?

Внимать себе — это значит постоянно, неуклонно бодрствовать над собою, следить за движением своих мыслей и чувств и всему давать ответ: что плохо — отвергать, изгонять, укорять себя, а на благоговейных, молитвенных, святых мыслях и чувствах останавливаться и в них пребывать.

458. Может ли злой дух покаяться?

Сам злой дух засвидетельствовал, что покаяние злых духов, невозможно, и это зависит не от Бога, но от их свободы, направленной к одному злу, и от чрезмерной гордости, исключающей всякое смирение.

459. Скажите, пожалуйста, когда в церкви земные поклоны нельзя делать?

Земные поклоны со дня Святой Пасхи оставляются (не делаются) до дня Святой Троицы. В течение всего года в двунадесятые праздники, в воскресные и субботние дни, а также и во дни причащения Святых Таин поклоны не позволяются; разрешается только коленопреклонение (с благословения) перед местными, особо чтимыми святынями.

460. Скажите, пожалуйста: какую молитву, сколько поклонов и в течение какого времени должно совершать по новопреставленной усопшей?

Должно ежедневно, в течение сорока дней читать молитву: "Упокой, Господи, душу усопшей новопреставленной рабы Твоея (имя) и прости ей всякое согрешение вольное же и невольное", — по двенадцать раз с поклонами, после утренних и после вечерних молитв.

461. Можно ли в храме, находясь на клиросе, сделать вслух замечание, если бы кому пришлось ошибиться в чтении или пении?

Делать вслух замечание, останавливать начатое, а особенно смеяться отнюдь не следует, дабы не навести и на других смущение. Что из того, если случилось, например, сказать не тот прокимен или прочитать не столько стихов в каноне, сколько положено? Об этом, конечно, следует легонько напомнить, разъяснив хорошо после окончания службы; не преступление, если не то по ошибке прочитано, а плохо, если хотя и прочитано положенное, но без внимания и расположения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.129 сек.