Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Есть ли такие люди среди более-менее известных деятелей культуры и истории?




— Прежде всего — это создательница "Теософского общества" Е. Блаватская. В собрании ее писем опубликован ее масонский диплом. Центральный пассаж в этом дипломе звучит так: "Мы, Трижды Прославленный Верховный Великий Генеральный Магистр, и мы, Верховные Великие хранители, 33-й и последней степени Верховного Святилища Англии, Уэльса и пр., награжденные великой Звездой Сириуса и пр., и пр., Великие Командующие Трех Легионов Рыцарей Масонства, данной нам высшей властью, которой мы объявляли и провозглашали, объявляем и провозглашаем нашего Брата, Е. П. Блаватскую, Подмастерьем, Кавалером Ордена, Совершенной Мастерицей, Великой Избранной Шотландской Леди, Великой Избранной, Кавалером Розового Креста, Прекраснейшей Госпожой, Совершенной и Почтенной Владычицей и Коронованной Принцессой Обряда Усыновления"[52]. Блаватская о себе: "Мой масонский опыт — если называть этим словом членство в нескольких Восточных организациях и эзотерических братствах—ограничен исключительно Востоком. Тем не менее это не мешает мне, подобно всем другим Восточным "Масонам", знать обо всем, что связано с Западным масонством, включая те бесчисленные глупости, которые напридумывали о масонском братстве за последние полстолетия, и, учитывая получение от "Верховного Великого Магистра" диплома… называть себя Масоном"[53]. "Перед тем, как покинуть нас, индиец дал нам несколько десятков имен живущих в Индии людей, причем все они были либо каббалистами, либо масонами, но не из дурацких Лож Европы и Америки, а из Великой Восточной Ложи, в которую англичане не допускаются"[54]. "Теперь об Инициации. Г-ну ван Столку... гораздо лучше было бы поехать за этим в Англию, а не во Францию. Во Франции у нас двадцать восемь или тридцать теософов, но я не верю, что они уже образовали отделение. Леймари… инициировали несколько раз <и несмотря на это>, г-н Синнет... рассказывает, что, когда в мае он был в Париже, Леймари перепутал знаки и пароли"[55].

Многие масоны рассматривали свое масонство как обычную игру. Но Блаватская всем сердцем приняла масонскую доктрину и мистику. "Я посвятила всю жизнь мою изучению древней каббалы и оккультизма"[56]. "Зохар" (главная книга каббалистов) для Блаватской — "бездонный склад сокровенной мудрости и тайн"[57]. Дежурный перечень ее авторитетов звучит так: "Оккультисты, розенкрейцеры средних веков и даже средневековые каббалисты говорили…"[58].

В понимании Блаватской, единственно приличное приближение к "Всеобщему Братству" — масонство[59]. Причем Блаватская всегда уточняет, что есть масонство хорошее и плохое. Дурное масонство — это то, которое признает Бога Творца и видит в Боге Личное начало[60].

Для профанов она говорила, что проповедует соединение и взаимообогащение всех религий. Но попробуйте найти хоть одну строчку среди ее тысяч страниц, в которой она признала бы, что христианство хоть чем-то обогатило языческий религиозно-магический опыт...

Соратник Блаватской — Г. Олькотт — также был масонским "посвященным": он состоял в Коринфском ордене системы "Королевская Арка", о чем свидетельствует выданный ему масонский диплом за № 159, датируемый 12 января 1860 г. А на дипломе "Масона-Магистра Гугенотской Ложи" № 448, выданном 20 декабря 1861 г., находится подпись Олькоттав качестве "Старшего Смотрителя"[61].

Известно о принадлежности к масонству другой виднейшей проповедницы теософии — А. Безант[62]. Принадлежал к масонам и Р. Штейнер[63].

Не забудем также, что масонские симпатии и антипатии, интересы и предубеждения передавались не только "посвященным", но и их детям — в тех семьях, где воспитывались "волчата"[64].

Е. Блаватская, например, происходит из рода, который уже не в первом поколении был связан с масонами. По материнской линии Блаватская состоит в родстве с семейством князей Долгоруких[65]. Члены этого рода с екатерининских времен упоминаются в связи с масонским движением[66]. От прадеда, князя П. Долгорукова, Блаватская унаследовала огромную библиотеку по оккультизму, в которой с детства и набиралась оккультной премудрости. "Мой прадед со стороны матери, князь Павел Васильевич Долгорукий, имел странную библиотеку, содержавшую тысячи книг по алхимии, магии и прочим оккультным наукам. Я прочла их с острейшим интересом прежде, чем мне исполнилось пятнадцать. Вся чертовщина Средних веков нашла себе прибежище в моей голове, и скоро уже ни Парацельс, ни К. Агриппа ничему уже не могли меня научить. <...> Знаете, почему я вышла за старого Блаватского? Потому что, в то время как все молодые люди смеялись над "магическими" суевериями, он верил в них! Он так часто говорил со мной о эриванских колдунах, о таинственных науках курдов и персов, что я приняла его, чтобы использовать как ключ к ним"[67].

Другая семья, также не в одном поколении связанная с масонско-розенкрейцеровскими кругами,— это род Голенищевых-Кутузовых. Имена членов этой фамилии встречаются в масонских кружках с конца XVIII в[68]. К этому роду принадлежала Е. Рерих[69]. "У меня имелся ритуальный кинжал, принадлежавший Воронцову, и в детстве я любила повторять отрывки из привезенных им из Индии ритуальных напевов, каким-то образом дошедших до моей семьи"[70].

Н. Рерих также унаследовал благоговейный и живой интерес к оккультизму у своих предков.

Дед Н. Рериха — Федор Иванович Рерих "входил в Рижскую масонскую ложу, руководителем которой был великий мастер барон Унгерн-Штернберг, предок известного русского белогвардейского генерала барона Унгерна"[71]. Знак розенкрейцера, принадлежавший Константину Федоровичу Рериху (отцу художника), хранится в Государственном музее Востока (и демонстрировался в московской Государственной библиотеке иностранной литературы на выставке, посвященной розенкрейцерам в России). Сам Н. Рерих в розенкрейцеровскую ложу "вступил в 1930-х гг., в Америке, получив сразу высшую степень посвящения"[72].

Не случайно в учении Агни Йоги очень тепло упоминаются розенкрейцеры: "Установим наше отношение к розенкрейцерам, масонам и прочим организациям, где затронуто Общее Благо. Многие Махатмы принимали участие в них. Когда же мы вспомним о бескорыстных первоосновах этих организаций, мы не должны отрицать их" (Знаки Агни Йоги. 473).

На деле связь Рериха с масонами была небескорыстной: "В субботу вечером папа был у масона 32-й степени — химика Хилле… Дал адрес одн[ой] дамы в N [ew] Y[ork]. Видимо, папа часто сидит на сеансах. И сеансы эти много помогли нашему консулу Волкову и д-ру де Бей. Папа пишет: "Наш Ал [лал] М[инг] во многом мне помог, конечно, он не насыпал долларов, но зато у меня масса друзей и учеников""[73].

"Сеансы", о которых идет речь,— это спиритические сеансы, а "Аллал Минг" — это дух, являвшийся с таким именем ("Он духов третьего плана Водитель"[74]). В понимании же этого "Алл ал а Минга", который в своих последующих "явлениях" принял имя "Махатмы Мории", "лучшие люди" — это "масоны, раввины, квакеры"[75] (а также: "Прав Рерих, уча обратиться к евреям... Обратитесь к Рокфеллеру опять, повторяю"[76]). Так что налицо замкнутый круг: масоны рекомендуют вызывательниц духов, духи рекомендуют масонов…

Масоны проявляли интерес к карьере Рериха еще в России. Е. Рерих вспоминает, что "непосредственно после революции имя его <Рериха> было именем кандидата на пост министра изящных искусств, который тогда предполагало создать Временное правительство"[77]. Если учесть, что Временное правительство было правительством чисто масонским, то приглашение им именно Рериха в свой круг характеризует не столько художественные вкусы членов правительства, сколько мир рериховских контактов…

Розенкрейцеры считали Рериха своим[78]. И ныне на официальном русском сайте ордена розенкрейцеров Н. Рерих упоминается в списке наиболее выдающихся личностей, бывших членами ордена или имевших непосредственную связь с ним: "Николай Рерих (1874–1947 гг.), художник, писатель, гуманист, философ, исследователь, археолог, борец за Мир, будучи в течение долгих лет членом Ордена Розы и Креста и посланником Братства, представлял Орден на различных собраниях"[79].

Парижский Музей Рериха был одним из центров воссоздания русского масонского движения в эмиграции: "В начале 1930-х гг. представители различных идейных групп... создали журнал "Утверждения". Первого мая 1932 г. сотрудники данного периодического органа и Союз российских национал-мессианистов (национал-большевиков) основали Пореволюционный клуб. <...> Собирались члены клуба в помещении друзей Рерих-музея, вероятно, благодаря помощи члена последнего Г. Г. Шклявера, также члена Юпитера"[80]. Что такое "Юпитер" и кто такой Шклявер?

В этот период Георгий Гавриилович Шклявер возглавлял парижский Музей Рериха. Именно Шклявер является создателем документа, известного как "Пакт Рериха", говорящего о "Знамени Мира". "План Пакта Международного Мира, который защищал бы все сокровища искусства и науки посредством Международного Флага, и составлен Музеем имени Рериха для его представления иностранным государствам через посредничество Америки. <...> Главное намерение этого проекта — создать Флаг… План, проектированный Музеем имени Рериха, составлен согласно кодам международного права Гр. Г. Шклявером, доктором международного права и политических наук Парижского университета, лектором Института Международных Высших Наук, Почетным Советником Музея имени Рериха. Согласно составленной им Статьи 1 Пакта…"[81].

"Юпитер" же — это масонская ложа "Шотландского Устава", воссозданная в эмиграции в 1926 г. "Юпитер строил свои работы вокруг рассмотрения проблем личности, культуры, масонства, коллектива и их взаимоотношений"[82]. Как видим,— круг тем, весьма близкий к тематике рериховских книг. Заметим также, что и политический курс Г. Шклявера и тех лож и организаций, куда он входил, был единомыслен с рериховским — это был курс "советского патриотизма"[83].

Без добротных связей с масонскими кругами проект "Знамени Мира" не был бы поддержан политической верхушкой США и марионетками Штатов из Латинской Америки.

Напомню еще, что не только варяжские струги и гималайские вершины живописала рериховская кисть. Н. Рериху принадлежит авторство однодолларовой купюры. Впрочем, у этого эпизода своя история... В феврале 1926 г. в Кашгаре Рерих по просьбе советского консула создает эскиз памятника В. Ленину. Он успел даже поставить постамент на территории советского консульства, прежде, чем китайские власти запретили установку памятника. Постамент был сделан в форме усеченной пирамиды… В жизни Рериха эта форма всплывет позднее еще раз. В 1935 г., во время своего третьего и последнего пребывания в Америке[84], он через своих друзей подает американским чиновникам идею изобразить усеченную пирамиду на однодолларовой зеленой купюре, что и происходит. Так и по сей день красуется на купюре усеченная пирамида, над которой, однако, на этот раз помещена не голова Ленина, а треугольник с изображением глаза — древнейший масонский символ "Строителя Вселенной"[85]. Остается уточнить, что речь здесь идет о традиционных масонских символах.

Как русскому эмигранту удалось добраться до создания американских денег[86]? Дерзну предположить, что именно "ложа" предоставила в распоряжение Рериха хорошие связи среди высших госчиновников США. Настолько хорошие, что Н. К. Рерих мог решать — использовать ему возможность встречи с президентом США Ф. Рузвельтом[87] или отклонить: "Друг[88] предложил Н. К. видеть президента, но Н. К. не нашел нужным"[89].

Судьба семьи Рерихов в эмиграции поразительна. Согласитесь, редко какой беглый художник может позволить себе выстроить музей своего собственного имени в виде 29-этажного здания (имевшего 300 комнат) и с ежегодным доходом в 100 000 долларов[90]! А ведь происхождение этих денег не может быть объяснено популярностью Н. Рериха. Сверхспроса не было ни на его картины[91], ни на его книги, ни на его лекции[92].

И тем не менее Рерих в состоянии брать взаймы фантастические суммы: в 1929 г. он сказал З. Фосдик, что он должен вернуть 900 000 долларов ("5.7.29. Затем Н. К. говорил, что Логв[ан] произнес цифру в 900 000 $, которую непременно нужно ему отдать. Вся кампания и для этого — значит, он забыл о даре"[93]. Доллар 20-х гг. и доллар современный мало похожи друг на друга по своему весу. Сегодня эта сумма выражалась бы в миллионах[94]…

И тем не менее: "20.6.29. По приезде Н. К. был встречен на пирсе тремя членами комитета мэра Нью-Йорка. В трех автомобилях и с полицейскими мотоциклами в сопровождении мы проехали через весь город... Все это с полицейским эскортом, сиренами. Останавливая для нас все движение в Нью-Йорке на 5-й авеню и повсюду"[95]. Ну кого же еще из русских эмигрантов так встречали в Америке? И это отнюдь не было данью славе художника: "Очень не понравилась Н. К. паблисити в "Times": все говорят об ученом, исследователе. А о художнике ни слова"[96].

Но, может, это честь "крупному ученому"[97] и исследователю… Но где же его ученые труды? Какой ученый труд Рериха взбудоражил Америку? Какое его научное открытие? Неужели его юношеские раскопки севернорусских курганов принесли ему славу ученого с мировым именем? Неужели в тех русских курганах он нашел нечто такое, что через десятилетия принесло ему славу в Америке?

Он исследователь-этнограф? Но где в 1929 г. были опубликованы научные труды Трансгималайской экспедиции (и были ли они вообще опубликованы в научных изданиях)?

"Ложи" поддерживали Блаватскую. Из того же источника, похоже, шла и "раскрутка" Рериха. А сегодня — Брауна.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.