Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Есть ли грех в просмотре фильма?




А не слишком ли много чести этой поделке, что и Вы, и другие церковные деятели так на нее реагируете и, по сути, делаете ей рекламу?

— Если мы говорим, нас обвиняют в том, что мы делаем ей рекламу. Если бы промолчали — сказали бы, что нам нечего ответить и Браун всех нас на лопатки положил. Так что лучше уж говорить. И думать.

— Греха в этом нет, греховно убийство времени. Все равно как в картишки поиграл. Мало ли на что смотрит человек. Вопрос в том, как он себя соотносит с увиденным. Врач смотрит на самые интимные места и (надеюсь) не грешит в своих мыслях. Мне, как ассенизатору, приходится читать самые отвязные сектантские трактаты — однако не для того, чтобы с ними согласиться. Но если человек будет мысленно постоянно возвращаться к прочитанному, переваривать его с целью приятия и в конце концов и примет "Код да Винчи" как свою мировоззренческую концепцию и потому удалится от Церкви, то это будет… Нет, не грех. Это будет чем-то хуже греха — дуростью... Поэтому весть об этом происшествии меня не очень огорчит. Ведь если человек не в состоянии отличить научный трактат от фантастики, то он просто дурак. А дураки Церкви не нужны. Это я мягко сказал.

Том Хэнкс, сыгравший роль Лэнгдона в этом фильме (по-моему, напрасно: не стоило православному христианину участвовать в рекламно-масонском проекте), в интервью "Sun Entertainment" сказал еще резче: "Это не документальный фильм. Люди, принимающие его за правду, возможно, более опасны, чем те, кто просто рассуждает над возможностью такого развития событий"[100].

— Будете ли Вы смотреть фильм?

— Только не в кинотеатре! Зачем же давать деньги врагам Церкви? "Лицензию" тоже покупать не буду. Подожду, пока кто-нибудь из раскаявшихся прихожан не принесет мне пиратскую копию.

 

Приложение 1. Гоблин (Дмитрий Пучков) о фильме "Код да Винчи"[101]

Третьего дня на волне всеобщих воплей пошел посмотрел х/ф "КоддаВинчи". Фильм, как известно, снят по одноименной книге зарубежного писателя Дэна Брауна. Книгу я не читал, чтобы впечатление не портить. На просмотр отправился совершенно незамутненным.

Фильм начинается, понятно, с убийства. В Париже, в Лувре, некий злобный альбинос убивает невинного дедушку. Подстреленный в живот дедушка начинает метаться по Лувру и повсюду оставлять секретные знаки. То возле Моны Лизы что-то секретным маркером напишет, то у другой картины черканет. И под каждой оставляет лужицу крови, чисто Мальчик-с-пальчик. Ну а потом раздевается догола, рисует себе на груди кровью звезду, раскидывает руки-ноги и помирает. Начало впечатлило.

К разрисованному кровью дедушке вызывают Тома Хэнкса, который эксперт с мировым именем по всяким символам. Вместе с Хэнксом на месте тетка из фильма "Амели" и бывший убийца Леон, ныне французский оперуполномоченный. Тетка оказывается внучкой убиенного дедульки, а Жан Рено — настоящим подонком, каковым и подобает быть французскому полицейскому.

Меня неизменно радуют образы полицейских во французском кинематографе. Там у них либо Бельмондо (кстати, по фене, "Бельмондо" — навсю башку отмороженный дурак, что полностью соответствует действительности), либо гнуснейший подонок. Что характерно, данная традиция в кинематографе других стран не прослеживается, что говорит об особом национальном колорите французов. Ну так вот, и здесь французский полицейский не разочаровал: взял да отметелил воздушного диспетчера — руками и ногами, даже не удосужившись затащить его к себе в "обезьянник".

Далее в фильме начинается мастерская читка загадочных дедушкиных граффити, выполненных в стиле предыдущего фильма режиссера Р. Ховар-да "A Beautiful Mind" (в разных переводах: "Игры разума" или "Прекрасный мозг"), собирание таинственных предметов и беготня из угла в угол с раскрытием чудовищных церковных тайн.

Хэнкс и тетенька сбегают из Лувра, а за ними по пятам мчатся упыри из французской полиции. Звеня веригами, крадется следом свирепый монах-альбинос, легко теряясь в толпах Парижа и Лондона в своих неприметных дерюжных шмотках и подпоясанный веревкой. Монах то шастает по коридорам, как инопланетная тварь в фильме "Нечто", то напрыгивает из-за угла, как "Чужой". Отличный, отличный злодей.

Руководит монахом зловещий Доктор Восьминог, который в фильме "Человек-паук-2" на железных "счупальцах" бегал по стенам, а теперь выступает епископом. Хэнкс с тетенькой убегают на тайную заимку, где проживает постриженный инвалид Пендальф, в фильме — эксперт с мировым именем, специалист по всему, что связано со "Святым Граалем". Свою роль, что характерно, исполнил лучше всех: очень живой, где надо — забавный, где надо — злобный. Не смотри, что гомосек,— отлично сыграл, старикан! Old school.

Автор произведения "Код да Винчи" Дэн Браун поясняет, что Иисус Христос сожительствовал с Марией Магдалиной, и она от Него родила. А потом, понятно, потомки расплодились. И вот злобные католические церковники без сна и отдыха носятся по миру и проводят зачистки, уничтожая выявленных потомков Христа. Их всего трое: монах-альбинос, Доктор Восьминог и Жан Рено. Но дерзкая шайка держит в ужасе весь мир.

Фильм длинный и занудный. Действия мало, все больше говорят — в дубляже, понятно. Дубляж, само собой, добротный. Например, герой на экране сперва говорит голосом дублера, а потом зачитывает что-нибудь на латыни голосом западного актера. Последний раз такая тонкая находка мне повстречалась в фильме "Ганнибал". Еще было здорово, когда латинскими буквами надо было набрать русское слово "яблоко",—жаль, не показали, какэтоу Хэнкса получилось.

Сильно видно, что автор книги Дэн Браун знаком с предметом поверхностно. Вместо того, чтобы как следует ознакомиться с историей ересей, он вцепился в одну идею и все остальное подтаскивает к ней. Кое-что подтаскивается легко, большинство же "фактов" приходится подтаскивать за мошонку и приколачивать к повествованию гвоздями-сотками. Тамплиеры у него то благородные рыцари, защитники сирых и убогих, то вдруг циничные барыги, бесстыдно отжимающие с Ватикана денег за молчание. После пассажей про шантаж папы Римского и убийство миллионов ни в чем не повинных женщин инквизицией, "про историю" в данном фильме слушать серьезно невозможно.

Народ в зале над глубоко интеллектуальными пассажами героев фильма откровенно потешался. Как только озвучат какое открытие, так в зале радостное хихиканье. То есть, с одной стороны — никакой ярости по поводу происходящего, а с другой — никакого откровенного веселья по тому же поводу. Происходит так потому, что фильм в лучших традициях сегодняшних США политкорректен. То есть мы вам скажем, что ваш Бог — Он вовсе не Бог, а такой же, как и вы, человек. Но в то же время скажем так, чтобы вас не обидеть. Понятно, обидности для многих это не убавляет, но эмоции гасит на корню — по окончании просмотра кинотеатры никто не громит.

В целом фильм не впечатлил. Ни тебе богатого вымысла, ни тебе безумной фантазии, ни напряжения в предвкушении страшной развязки, ни развязки как таковой.

Основная причина успеха фильма — в поголовном невежестве. Человек образованный, он мало-мальски знаком с Евангелиями, с историей Западной Европы. Через это потуги гражданина Брауна воспринимает как жалкие инсинуации на тему. Ну а народные массы впервые слышат такие слова, как "тамплиеры" и "Мария Магдалина", и потому внимают затаив дыхание. Наши люди, они ведь и в оперу ходят с интересом к сюжету: чем там дело-то закончится? Убьет Онегин Ленского или что?

Под впечатлением от увиденного долго думал, чем это Ватикан так насолил Пентагону, что про него такое засняли?

Думалось и про другое. Дэн Браун — он ведь сынок супротив нашего домашнего "акадэмика" Фоменко. Больше скажу: этому Брауну трусы нашего Фоменки — по колено. Наши кинодеятели легко могли бы поставить высокохудожественный фильм по легендарным произведениям "акадэмика" Фоменко.

Изумленный зритель узнал бы, что Иудея на самом деле находилась в Италии, а Иерусалим — в Константинополе. Что христианство придумали русские, и уже от нашего христианства развился иудаизм. Тут ведь все просто: в Ветхом Завете предсказаны события, сбывшиеся в Новом Завете. Совершенно очевидно, что сперва был написан Новый Завет, а уже потом — Ветхий, что убедительно доказывает анализ исторических источников методами современной математики. Сам Иисус Христос тоже был русским, сперва его ошибочно принимали за Ричарда Львиное Сердце, но на самом деле он же был Иваном Грозным и умер в прошлом году в Москве.

Назвать фильм надо: "Триппер мозга, или Наш ответ Дэну Брауну". Успех и касса — обеспечены.

 

Приложение 2[102]

"Код да Винчи — Перезагрузка": воскресший потомок Иисуса Христа хакер Нео по протекции своего дядюшки Меровингена вступает в тайную организацию "Приорат Зиона". Но "Архитектор Перестройки (Перезагрузки)" не дремлет — хакеру Нео вместе с профессором Лэнгдоном приходится противостоять злобным машинам "Опус Деи", укравшим тайну Леонардо да Винчи. В результате боевых действий погибает Тринити (Троица), олицетворяющая "Грааль" — женское божественное начало... Нео мстит врагам и вскоре на поле боя с возгласом: "Бог любит Троицу" — погибает и сам... Скоро на экранах! Смотрите в кинотеатрах страны!

 


[1] Здесь и далее роман цитируется по изданию: Браун Д. Код да Винчи. М.: АСТ, 2005.

[2] Длинный посох с крестом как атрибут Предтечи см., например, на полотнах Марко Пальмедзано (Pallmezzano [1456/1459–1539]) "Святое семейство со святой Елизаветой и младенцем Иоанном Крестителем" (ок. 1515) и "Мадонна с младенцем и святыми Франциском, Лаврентием, Иоанном Крестителем, Петром, Домиником и Антонием" (1510 или 1537).

[3] Здесь и далее источники, как правило, цитируются с сохранением некоторых особенностей орфографии оригинала.— Ред.

[4] См.: Устав общины // Тексты Кумрана. СПб., 1996. [Вып. 2]. С. 102–153; Дополнения к уставу Кумранской общины // Там же. С. 154–166.

[5] См.: Гандоу Т. Империя "преподобного" Муна. М., 1995. С. 69.

[6] Дворкин А. Сектоведение. Тоталитарные секты: Опыт систематического исследования. Н. Новгород, 2000. С. 244–245.

[7] См.: Thiede C. Jesus selon Matthieu. La nouvelle datation du papyrus Magdalen d'Oxford et l'origine des Evangiles. P., 1996. P. 8,17. Правда, другие исследователи отмечают, что 7Q5 идентично Евангелию только при допущении, что текст написан с описками (см.: Мецгер Б. Текстология Нового Завета. Рукописная традиция, возникновение искажений и реконструкция оригинала. М., 1996. С. 266).

[8] См.: Тантлевский И. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994. С. 16, примечание 7.

[9] Особенности почерка, характерные для тех или иных времен, оказалось возможным определять благодаря... египетским мумиям. В эллинистическую эпоху мумии обволакивались не слоями ткани, а листами папируса. Склеенные, покрытые штукатуркой и краской, они составляли картонный футляр. Конечно, на такие цели шли "ненужные" бумаги, макулатура. То есть — что-то записанное для сиюминутных нужд, не на века. Расписки и документы, срок надобности в которых истек. Но именно поэтому значительная часть таких текстов была четко датирована. И когда в конце XIX столетия эти картонные футляры стали расклеивать, то стало возможным проследить изменения стилей письма и почерков от поколения к поколению (см.: Дойель Л. Завет вечности: В поисках библейских манускриптов. СПб., 2001. С. 42–43).

[10] См.: Мецгер Б. Текстология Нового Завета... С. 36–37; Крывелев И. Библия: Историко-критический анализ. М., 1982. С. 61.

[11] См.: Сочинения гностиков в Берлинском коптском папирусе 8502. СПб., 2004. С. 98–99.

[12] Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М.; СПб., 1999. С. 135.

[13] Протоиерей Сергий Булгаков. Икона и иконопочитание: Догматический очерк. М., 1996. С. 16.

[14] См.: Элиаде М. История веры и религиозных идей. М., 2002. Т. 2. С. 273. И еще: "Митра был единственным богом мистерий, который "не познал смерти". К тому же митраизм — единственный среди прочих тайных культов — не допускал участия женщин" (Там же. С. 276).

[15] См.: Монтер У. Ритуал, миф и магия в Европе раннего Нового времени. М., 2003. С. 84; ср. также с. 85 и 99.

[16] Лозинский С. История инквизиции в Испании. СПб., 1914. С. 287.

[17] Законодательство Петра I. М., 1997. С. 299.

[18] Лотман Ю. Об "Оде, выбранной из Иова" Ломоносова // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. 1983. Т. 42. № 3. С. 259.

[19] См.: Мецгер Б. Канон Нового Завета. Происхождение, развитие, значение. М, 1998. С. 226.

[20] См.: Буассье Г. Падение язычества. Исследование последней религиозной борьбы на Западе в IV в. // Собр. соч.: В 10 т. СПб., 1998. Т. 5. С. 48, примечание.

[21] См.: Мелиоранский Б. Из лекций по истории и вероучению древней христианской Церкви (I–VIII вв.). СПб., 1910. Вып. 1. С. 83.

[22] Покровский А. Соборы древней Церкви эпохи первых трех веков: Историко-каноническое исследование. Сергиев Посад, 1914. С. 114.

[23] Там же. С. 113.

[24] Впрочем, именно у этих дверей и произойдет полный крах "Кода да Винчи". Мужская комната обозначается тут тем символом, который Браун считает исключительно женским (треугольник вершиной вниз) а вот женская комната обозначена "мужским мечом" (треугольник вершиной вверх).

[25] "Идейным вдохновителем и создателем ярославского "Ротари-клуба" "Лидер" стал глава региона Анатолий Лисицын. Он узнал о деятельности такой организации во время одной из зарубежных командировок. Судя по официальной информации, ему приглянулась благотворительная деятельность, которой активно занимаются ротарианцы по всему миру. Зная, что активными членами этого клуба в России являются мэр Москвы Юрий Лужков и губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев, Анатолий Лисицын решил также воспользоваться преимуществами данной всемирной структуры.

Дав согласие стать президентом "Ротари-клуба", ярославский губернатор привлек в него близких соратников, ведущих бизнесменов и промышленников региона. Все они — богатейшие люди Ярославской области, контролирующие десятки промышленных предприятий и крупных компаний, имеющие серьезный политический авторитет и влияние в регионе. Вряд ли эти уважаемые люди не знают, что всемирная сеть "Ротари-клубов", объединенная в организацию "Ротари интернэшнл", считается международной масонской ложей. Это движение называют наиболее рационалистической и самой молодой американской формацией масонства. "Ротари-клуб", насчитывающий более 1 млн членов, относят к так называемому белому масонству, к объединениям, через которые масоны стремятся воздействовать на общество" (Соловьев Е. Белое масонство появилось в Ярославле // Независимая газета. 2001. 8 декабря).

[26] Информация в Интернете: http://biblionne.narod.ru/ books/645.html.

[27] Сулькин О. Голливудские взломщики // Итоги. 2006. 15 мая. С. 67.

[28] Цит. по: Клизовский А. Правда о масонстве. Ответ на книгу В. Ф. Иванова "Православный мир и масонство". 2-е изд. Рига, 1990. С. 12.

[29] Зелинский Ф. Соперники христианства: Статьи по истории античных религий. СПб., 1995. С. 144–145.

[30] Виденгрен Г. Мани и манихейство. СПб., 2001. С. 197.

[31] Парнов Е. Трон Люцифера. М., 1985. С. 63.

[32] См.: Мелиоранский Б. Из лекций по истории и вероучению древней христианской Церкви… С. 115.

[33] Виденгрен Г. Мани и манихейство. С. 181.

[34] Подробнее см.: Прокошев П. Прискиллиан и прискиллианисты (церковно-исторический очерк) // Православный собеседник. 1900. № 10. С. 1–46 (своя пагинация).

[35] Феодорит, епископ Кирский. Церковная история. М., 1993. С. 148.

[36] Беседа на новоявившуюся ересь Богумилу Козмы Пресвитера // Бегунов Ю. Козма Пресвитер в славянских литературах. София, 1973. С. 322.

[37] Евреи по страницам истории / Сост. С. Асиновский, Э. Иоффе. Минск, 1997. С. 101.

[38] Ольденбург З. Костер Монсегюра. История альбигойских крестовых походов. СПб., 2001. С. 66; ср. также с. 56–57.

[39] Цит. по: Рерих Е., Рерих Н., Асеев А. "Оккультизм и Йога". Летопись сотрудничества: Сб. М., 1996. Т. 1. С. 87.

[40] Блаватская Е. Письма А. П. Синнету. М., 1997. С. 76.

[41] См.: Там же. С. 361.

[42] Парнов Е. Трон Люцифера. С. 50.

[43] Цит. по: Вернадский Г. Русское масонство в царствование Екатерины II. СПб., 1999. С. 213.

[44] Гурлянд А. Каббала// Еврейская энциклопедия. Репр. М., 1991.Т.9. Стб. 28.

[45] Шохин В. Ф. И. Щербатской и его компаративистская философия. М., 1998. С. 101.

[46] Редкое упоминание веры в буддистских текстах, обычно преподносящих свое учение как "знание": "Благодаря вере приобщаются к Законоучению" (Нагарджуна. Драгоценные строфы. 1, 4–7 [цит. по: Андросов В. Будда Шакьямуни и индийский буддизм: Современное истолкование древних текстов. М., 2001. С. 193]).

[47] Наги — химеры с туловищем змеи и головой человека, живущие в подземном мире и отличающиеся мудростью.

[48] Андросов В. Будда Шакьямуни и индийский буддизм… С. 40, примечание 7; с. 266.

[49] См.: Там же. С. 123.

[50] Я когда-то пошутил так. А потом иркутская журналистка О. Лычак подхватила эту шутку. Вот итог ее эзотерического "изучения" истории религий: "Страничка кураеведения. Имя Андрей некоторые европейские специалисты считают производным от германского andere — другое, то есть человек, помогающий раскрыть иное, истинное "я". В фамилии Кураев дальневосточная традиция усматривает сокращенный вариант от Сакураев, то есть совершенный цветок. Ближневосточная же традиция утверждает, что фамилия эта восходит к известному арабскому кур'ан и связывает ее с древним суфийским пророчеством о том, что в отдаленном будущем появится среди книжников человек, в совершенстве владеющий искусством чтения и толкования священных текстов. Литература об о. Андрее Кураеве необычайно многообразна. Мы приводим лишь несколько вполне корректных высказываний. "Все, что делает Кураев,— образец для самураев" (Бусидо). "Ежели все мудрецы мира скажут "созидай", и только один Андрей Кураев — "разрушай", то разрушай не колеблясь, ибо разрушение Андрея Кураева есть созидание" (подлинный перевод Талмуда). "О. Андрея смело уподоблю хирургу, вскрывающему язвы духовные" (Козьма Прутков).
Коль в руках вы не держали
мудрых книг отца Андрея,
то включайте телевизор —
там, на фоне передач
душегубных, душевредных,
вдруг предстанет рыцарь веры,
сокрушающий сектантов
острым словом как мечом.
Только будьте осторожны,
есть одно на нем заклятье:
те, кто лик его увидит,
сознают ненужность слов,
вневербально постигая,
как какие-то буддисты,
мир огромный и чудесный,
суть которого — любовь.
"Слово об отце Андрее"".
Эту "страничку" я получил по электронной почте 14 февраля 2002 г.

[51] Карсавин Л. Святые отцы и учители Церкви (раскрытие Православия в их творениях). М., 1994. С. 76.

[52] Блаватская Е. Письма. М., 1995. С. 45–46. Блаватская была принята в лондонскую ложу 24 ноября 1877 г. по обряду усыновления, то есть "побочному Обряду", который был создан еще до Великой французской революции несколькими масонскими организациями специально для женщин (см.: Там же. С. 53).

[53] Там же. С. 48.

[54] Там же. С. 246.

[55] Блаватская Е. Письма. С. 289.

[56] Цит. по: Соловьев Вс. Современная жрица Изиды. М., 1994. С. 298.

[57] Блаватская Е. Эзотерическое учение (Тайная Доктрина). М., 1993. Т. 3. С. 173.

[58] Блаватская Е. Комментарии к "Тайной Доктрине". М., 1999. С. 107. Выражение "розенкрейцеры средних веков" звучит довольно забавно, если вспомнить, что первое мистико-алхимическое общество розенкрейцеров возникло лишь в 1622 г., а сам Розенкрейц, якобы путешествовавший в Индию в 1378 г.,— не более чем персонаж памфлетов, написанных И. Андреэ в 1613–1616 гг. (см. статью "Розенкрейцеры" в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона [СПб., 1899. Т. 27. С. 11]).

[59] См.: Блаватская Е. Каббала. Философские труды Соломона бен-Иуда ибн-Гебироля (или Авицеброна) // Избранные статьи. М., 1996. Ч. 2. С. 82.

[60] "Масонство, несмотря на... современные нововведения (в особенности — библейский Дух), приносит пользу как в моральном, так и в физическом плане" (Блаватская Е. Истоки обрядности в Церкви и масонстве // Блаватская Е. Новый цикл. М., 2001. С. 83).

[61] См.: Блаватская Е. Письма. С. 43.

[62] "В специальном французском масонском журнале "Acacia" (Акация) от 6 января 1910 г. на стр. 77 напечатано, что 21 сентября 1909 г. состоялось торжественное открытие ложи № 351, ритуала г. Чикаго. Ложа открыта А. Безант, которая состоит — главным инспектором 33-й степени, Вице-Президентом высшего соединенного всемирного Масонского совета и делегаткой масонства для Великобритании, Индии и других английских колоний" (Кудрявцев К. Что такое Теософия и Теософическое общество. СПб., 1914. С. 41).

[63] См.: Carlson M. "No Religion Higher Than Truth": A History of the Theosophical Movement in Russia, 1875–1922. Princeton, 1993. P. 139.

[64] "Волчонком" называется сын масона.

[65] См.: Кайдаш С. Елена Блаватская в России // Утренняя звезда. Научно-художественный иллюстрированный альманах Международного центра Рерихов. М., 1997. № 2–3. С. 381.

[66] См.: Вернадский Г. Русское масонство в царствование Екатерины II. С. 41.

[67] Блаватская Е. Письма. С. 337–338. Это письмо цитируется в книге Мэрфи с важным добавлением: "В моей голове нашла приют вся черная магия, вся чертовщина Средних веков" (Мэрфи Г. Е. Блаватская. Челябинск, 1999. С. 53).

[68] П. Голенищев-Кутузов был розенкрейцером и мастером московской "Ложи Нептуна" (см.: Вернадский Г. Русское масонство в царствование Екатерины II. С. 17). Членство в масонских структурах И. Голенищева-Кутузова весьма вероятно (см.: Там же. С. 130,149). "Масонское Братство принесло огромную пользу России… фельдмаршал князь Мих. Илл. Голенищев-Кутузов, так называемый спаситель России, был масоном" (Рерих Е., Рерих Н., Асеев А. "Оккультизм и Йога"... Т. 1. С. 385). Надо заметить, что репутация Кутузова как "спасителя России" небесспорна: "Среди тех генералов, кто неодобрительно и негативно отзывался о М. И. Кутузове, были многие герои 1812 года: П. И. Багратион, М. Б. Барклай де Толли, М. А. Милорадович, А. П. Ермолов, М. И. Платов, Д. С. Дохтуров, Н. Н. Раевский и другие... генералы ставили ему в вину проигрыш Бородинского сражения <русские войска, имея численный перевес, понесли большие потери — 45 000 против 30 000, а к вечеру на 700-1200 м отступили со всех своих позиций.— А. К.>, оставление без боя Москвы, разлад армейской системы управления, пассивность и бездеятельность в ведении военных действий" (Безотосный В. Российский титулованный генералитет в 1812–1815 гг. // От Москвы до Парижа (1812–1814 гг.). 185 лет Малоярославецкому сражению. Малоярославец, 1998. [Вып. 2]. С. 34). Подробнее см.: Троицкий Н. Михаил Илларионович Кутузов. Факты. Версии. Мифы // М. И. Кутузов и русская армия на 2 этапе Отечественной войны 1812 года: Материалы научной конференции, посвященной 250-летию со дня рождения М. И. Кутузова. Малоярославец, 1995. С. 31–48; Он же. Домыслы вместо правды (ответ Ю. Н. Гуляеву) // От Москвы до Парижа… [Вып. 2]. С. 58–64; Смирнов А. Так где же "домыслы"? // Там же. С. 65–70.

[69] Иванов М. Родословная Елены Ивановны Рерих // Утренняя звезда. Научно-художественный иллюстрированный альманах Международного центра Рерихов… № 2–3. С. 362.

[70] Рерих Е. Письма. М., 2002. Т. 4: 1936. С. 434.

[71] Дубаев М. Рерих. М., 2003. С. 8.

[72] Там же.

[73] Рерих Е. Письма. М., 1999. Т. 1: 1919–1933. С. 30–31.

[74] Агни Йога. Высокий Путь. М., 2002. Ч. 1: 1920–1928. С. 13.

[75] Рерих Е. Письма. М., 2001. Т. 3: 1935. С. 639.

[76] Агни Йога. Высокий Путь. Ч. 1: 1920–1928. С. 94, 98.

[77] Цит. по: Декроа Н. (Кордашевский Н. В.). С экспедицией Н. К. Рериха по Центральной Азии. СПб., 1999. С. 313.

[78] См.: Рерих Е. Письма. М., 2001. Т. 3: 1935. С. 386.

[79] http: // www.amorc.org.ru / osnovy.php

[80] Серков А. История русского масонства после Второй мировой войны. СПб., 1999. С. 20.

[81] Рерих Н. Знамя мира // Рерих Е., Рерих Н., Асеев А. "Оккультизм и Йога"… Т. 2. С. 138–139.

[82] Серков А. История русского масонства после Второй мировой войны. С. 17.

[83] См.: Там же. С. 30.

[84] Пребывание оказалось последним, поскольку вскоре против Рериха были выдвинуты обвинения в уходе от уплаты налогов. Похоже, что Рерихи оказались слишком навязчивы с советами своих "махатм" руководству США…

[85] См.: Decter J. Nicholas Roerich. The Life and Art of a Russian Master. Rochester, 1989. P. 134.

[86] Интересная информация для ответа на этот вопрос содержится в книге: Williams R. Russian Art and American Money, 1900–1940. Cambridge, 1980. К сожалению, пока мне не довелось увидеть это издание.

[87] Оккультные опыты и симпатии президентов США — тема отдельного исследования. Е. Рерих цитирует некую книжку "Эпизоды из американской истории": "Мистер Линкольн развлекал нас рассказом об особом медиумическом опыте с медиумом по имени Конклинг….. Вдруг младшая дочь миссис Лури, сидевшая в другой части комнаты, встала и начала медленно приближаться к нам. Ее глаза были плотно закрыты. Она остановилась напротив Президента, подняла правую руку и драматически произнесла обращение к мистеру Линкольну: "В духовном мире существует конгресс мудрых духов, которые заботятся о благосостоянии нашей нации...." Когда мы расходились, Президент повернулся ко мне и сказал: "То, что я услышал, оставило глубокое впечатление". Это происходило в конце декабря 1862 г". (Письма с гор. Переписка Елены и Николая Рерихов с Рихардом Рудзитисом. Минск, 2000. Т. 2: 1938–1940. С. 451).

[88] "Друг" — это вице-президент США Г. Уоллес.

[89] Фосдик З. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. По страницам дневника, 1922–1934. М., 1998. С. 612–613.

[90] См.: Там же. С. 521.

[91] "Все галереи и школы — наши враги" (Фосдик З. Мои Учителя… С. 526).

[92] "Всего устроены четыре несчастные лекции, по 200, 300 $… "Это 1905 г.,— сказал Н. К.,— и то, когда я приехал в Чикаго, и дал пять лекций за минимальную плату — 200 $ за лекцию,— и получил 1000 $, а меня тогда никто не знал. Великому художнику хочется говорить, и он разъезжает повсюду и платит людям, чтоб его слушали"" (Фосдик З. Мои Учителя… С. 430–431).

[93] Фосдик З. Мои Учителя… С. 441–442.

[94] При этом, например, в 1923 г. Рерих послал своей матери в СССР только 40 франков, в то время как его гораздо менее известный и богатый брат из Харбина слал матери деньги почти каждый месяц (см.: Дубаев М. Рерих. С. 227).

[95] Фосдик З. Мои Учителя... С. 421.

[96] Там же. С. 423.

[97] Шапошникова Л. Этическая философия Космической Эволюции // Три ключа. Педагогический вестник. М., 1999. Вып. 3. С. 30.

[98] "За что же, интересно, штрафуются ротарианцы? — За малейшее опоздание на заседание своего клуба. За неприличное слово. За то, что забыл приколоть к пиджаку ротарианский значок. За то, что назвал одноклубника по отчеству,— у нас принято обращаться друг к другу предельно демократично, только по имени... Да мало ли за что еще!" ("Не надо изобретать вечный двигатель": Интервью с Владимиром Донским, вице-губернатором ротарианского округа 5010, в состав которого входят Сибирь, Дальний Восток, Аляска и часть Канады (http: // www.kto.irkutsk.ru/ cgi-bin/article.pl?id=54).

[99] http: // www.theconservativevoice.com/article/14611. html

[100] Все же в фильме Хэнкс пробует отстоять истину: он вступает в диспут с Тибингом и говорит, что Константин не ввел догмат о Божественности Христа, а просто подтвердил ту веру, которая у христиан была и в прежние столетия. В книге этого эпизода нет. Вместо 5 млн сожженных ведьм, он говорит о 50 000 арестованных.

[101] http: //www.interfax-religion.ru/atheism/?act=news&div= 11673

[102] http: //sir-arcan.livejournal.com/14603.html




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.