Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Признаки правоохранительных органов




Понятие и признаки правоохранительных органов

Защита прав и свобод гражданина и человека - консти­туционная обязанность государства. Полномочия по их ох­ране возложены на специальные структуры, именуемые правоохранительными органами.

Что же следует считать правоохранительными органа­ми?

Первый признак - это охрана права. Охрана права подразумевает:

а) восстановление нарушенного права;

б) наказание право­нарушителя;

в) одновременное восстановление нарушенно­го права и наказание правонарушителя

г) создание условий, препятствующих нарушению права.

Цель деятельности правоохранительных органов включа­ет также охрану правовых устоев, обеспечивающих нормаль­ное функционирование личности, общества, государства, а также других объектов, в частности окружающей среды.

Нарушенное право порождает обязанность государства проявить соответствующую реакцию в виде осуждения или санкции. Право на это возникает лишь в случае установле­ния всех обстоятельств правонарушения. Выяснением ре­альной картины противоправных событий и занимаются уполномоченные государством правоохранительные орга­ны. Они выявляют нарушения, констатируют факты совер­шения правонарушений конкретными лицами, создают ус­ловия для принятия правосудных решений.

Отсюда вытекает второй признак: правоохранительные органы - это государствен­ные органы. Все правоохранительные органы создаются и финансируются государством. Комплектуются специалиста­ми, отвечающими определенным требованиям, имеющими специальную подготовку и образование (как правило, юри­дическое). Приведенный признак поглощает собой целый ряд черт, которые отдельные авторы выделяют в качестве са­мостоятельных признаков правоохранительных органов, как-то: осуществление правоохранительной деятельности спе­циальными лицами; обязательность принимаемых этими лицами решений.

Требования к специалистам правоохранительных органов и пределы их полномочий закреплены в законе. Отсюда тре­тий признак: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность на основании закона и в соответствии с ним. Деятельность правоохранительных органов регулиру­ется специальными законами. В качестве примера можно привести законы «О милиции», «О Прокуратуре Российской Федерации, «О Федеральной службе безопасности» и т.д.

Для своего нормального функционирования государство вынуждено прибегать не только к положительному стиму­лированию физических и юридических лиц, но и к негатив­ным рычагам воздействия. Поэтому правоохранительные органы наделены правом применения мер принуждения. В этом заключается четвертый признак, отделяющий их от иных государственных структур.

Названные признаки присущи всем без исключения пра­воохранительным органам. Их можно обозначить как при­знаки первой очереди. Отсутствие хотя бы одного из них означает, что орган не может быть отнесен к правоохрани­тельным.

Вместе с тем есть признаки, которые принадлежат лишь некоторым правоохранительным органам. Это так называ­емые признаки второй очереди. При наличии хотя бы одно­го такого признака можно говорить, что перед нами право­охранительный орган. Однако даже при отсутствии всех признаков второй очереди невозможно сделать противопо­ложный вывод.

К признакам второй очереди относятся:

- право применения норм уголовного закона;

- осуществление полномочий в строго определенной процессуальной форме. Для деятельности судов, например, характерны различные виды судопроизводств: уголовное, гражданское, арбитражное.

Опираясь на приведенные выше признаки, можно сфор­мулировать определение правоохранительных органов.

Правоохранительные органы - это специальные орга­ны, созданные государством в целях охраны права, действу­ющие на основании и в соответствии с законом, наделен­ные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью со­блюдения определенной процессуальной формы.

Под приведенное определение подходит большинство правоохранительных органов, в частности милиция, проку­ратура, органы безопасности и т.д. Однако у отдельных об­разований явно правоохранительной направленности могут отсутствовать некоторые признаки. В качестве примера можно привести такую организацию, стоящую на позиции охраны прав граждан, как адвокатура. Из приведенных при­знаков к адвокатуре подойдут лишь два: цель деятельности и функционирование на основе закона. Таким образом, фор­мально такие органы нельзя назвать правоохранительными. Однако они, бесспорно, являются правоохранительными по сути и, главное, по целям своей деятельности.

Для того чтобы выделить правоохранительный характер деятельности этих органов и в то же время показать, что в узком понимании они не являются правоохранительными, представители нижегородской школы процессуалистов (в частности В.Т. Томин) ввели особый термин «квазиправоохранителъные органы». Этот термин образован при помо­щи латинской приставки «квази», имеющей два значения: а) мнимый, ненастоящий; б) почти, близко. В данном случае указанная частица применена во втором значении.

Таким образом, квазиправоохранительные органы — это государственные органы, общественные организации и част­ные институты, оказывающие содействие правоохранитель­ным органам в выполнении их функций, а также непосред­ственно обеспечивающие правовую помощь гражданам и юридическим лицам.

К квазиправоохранительным органам кроме названной уже адвокатуры можно отнести нотариат, органы частной детективной и охранной деятельности; юридическую служ­бу предприятий и организаций.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 7756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.