Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

У прокуратуры конфликт интересов




Правоохранительная хунта. Она может сформироваться в нашей стране из-за бесконтрольной власти органов уголовного преследования

Александр КРАСНЕР

 

И как считают известные казахстанские адвокаты Александр РОЗЕНЦВАЙГ и Данияр КАНАФИН, новый проект Уголовно-процессуального кодекса, который обсуждается в Мажилисе Парламента РК, в первую очередь обеспечивает интересы правоохранительных органов, а не граждан Казахстана. Своими доводами в пользу этой версии они поделились в беседе с нашим корреспондентом Александром КРАСНЕРОМ.

 

 

Данияр Канафин: Как известно, недавно в Мажилисе Парламента был представлен проект нового Уголовно-процессуального кодекса, в котором предусмотрен целый ряд новелл. Однако, на мой взгляд, принципы справедливого правосудия, равенства и состязательности сторон в уголовном процессе, защиты прав человека должным образом в нём не обеспечены. Проект сохраняет в себе огромный репрессивный потенциал, заложенный еще в советские годы. Фактически этот нормативный акт написан в большей степени в интересах правоохранительных ведомств, чем граждан нашей страны. Вот несколько тому подтверждений.

Проектом предусмотрено увеличение максимального срока ареста обвиняемого до восемнадцати месяцев, тогда как нынешний УПК ограничивает этот срок двенадцатью месяцами. О какой гуманизации в данном случае может идти речь? Такая норма приведет только к росту тюремного населения!

Другой пример. Во всем цивилизованном мире применяется судебный контроль за действиями органов уголовного преследования. Он нужен для соблюдения законности и прав участников уголовного процесса. Как правило, ограничение фундаментальных прав человека посредством обыска, прослушивания переговоров, осмотра жилища, ареста имущества и иными следственными способами возможно только с разрешения (санкции) специального судьи, который независим от правоохранительных органов и потому может объективно и честно определить, насколько такое правоограничение необходимо и уместно в каждом конкретном случае.

Проектом УПК предусмотрено введение следственных судей, но, в отличие от своих не только западных, но и российских, кыргызских или украинских коллег, эти судьи реальными контрольными полномочиями наделены не будут. По проекту абсолютное большинство следственных действий, ограничивающих права человека, как и в советское время, будет санкционировать прокуратура. Однако прокуратура не только поддерживает обвинение в суде, но и является органом, ответственным за эффективность, качество и сроки расследования.

Таким образом, налицо конфликт интересов — прокуратура надзирает за законностью расследования, которым фактически сама же и руководит. В таких условиях рассчитывать на должную объективность не приходится. Типичный пример - санкционирование прослушивания и записи телефонных переговоров. В настоящее время санкции порой выдаются на основании слабо мотивированных постановлений, из содержания которых даже неясно, чей именно телефон ставится на прослушивание. Сами эти постановления неправомерно засекречиваются и проверке со стороны защитников зачастую просто недоступны. Не случайно, что многие перестали верить в конфиденциальность телефонной связи. В контексте этой проблемы хотел бы напомнить, что согласно Конституции нашей страны человек, его жизнь, права и свободы признаются высшей ценностью в нашем государстве. Эта ценность не должна огульно попираться.

Убеждён, что разрешения на правоограничительные действия должны быть в компетенции следственных судей, которым следует обеспечить реальную независимость и от внешних воздействий, и от внутрикорпоративного влияния. По проекту УПК предполагается, что следственный судья будет избираться из судей районного суда своими же коллегами. В последующем эти судьи при рассмотрении дел по существу будут давать оценку его решениям, ранее вынесенным в ходе контроля за следствием. То есть некую ревизию действий следственного судьи будут делать выбравшие его коллеги. Это неизбежно повлечёт за собой усиление корпоративности и круговой поруки - какой резон выносить сор из избы и создавать производственный конфликт внутри небольшого трудового коллектива?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.