Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фразеология. II.Как вы понимаете термин «экспрессивность»?




II.Как вы понимаете термин «экспрессивность»? Что отличает эмоционально и экспрессивно окрашенные слова?

1. Напишите сочинение-миниатюру: описание сказочного существа, используя эмоционально-экспрессивную лексику.

 

2. В учебниках по русскому языку для начальной школы найдите задания, которые привлекают внимание учащихся к эмоционально-оценочной лексике. [18]

 

3. Определите, какими средствами достигается эффект комического в приведенных отрывках.

а)- Да, в этом факте я, к сожалению, вижу стратегическую ошибку, основанную на неточном знании противника в его современном преломлении (М. Зощенко. Стратегическая ошибка)

б) “...Имея шесть печей при наличии одной кочерги, немыслимо предохранить служащих от несчастных случаев. А посему в срочном порядке прошу выдать подателю сего требования пять коче...”...Хорошо бы еще раз позвать истопника, чтобы услышать это слово из его уст. (М. Зощенко. Кочерга).

в) Как-то вечером патриции / собрались у Капитолия / новостями поделиться - / и выпить малость алкоголия. / Не вести ж бесед тверёзыми! / Марк-патрицый не мытарился - / пил нектар большими дозами / и ужасно нанектарился. / И под древней под колонною / он исторг их уст проклятия: / - Эх, с почтенною матрёною / разойдусь я скоро, братия (В. Высоцкий).

Вопросы и задания.

I. Что означает термин фразеология? Что называется фразеологизмом? Какие типы фразеологизмов выделяют в русском языке?

1. Вспомните классификацию фразеологизмов, предложенную В.В.Виноградовым, на чем основана эта классификация? Заполните таблицу 9.

 

2. Найдите и проанализируйте фразеологизмы.

а) Он тихонько вниз слезает И к Ивану подползает, Пальцы в шапку запустил, Хвать перо - и след простыл (П. Ершов).

б) Ездил он за океан, Повидал шестнадцать стран, В двадцати шести морях Кот стоял на якорях (С. Козлов).

в) Что бы я был за олух царя небесного, когда бы стал уминать постную кашу, когда перед самым носом вареники в сметане (Н. Гоголь).

г) За двугривенный человек рисковал, что его в бараний рог скрутят и туда зашвырнут, куда ворон костей не заносил (М. Салтыков-Щедрин).

д) А вот и сам виновник нашего спора пожаловал. Ничего не скажешь, легок на помине (Б. Горбатов).

 

3. Являются ли фразеологизмами выделенные выражения?

а) Собака бывает кусачей Только от жизни собачьей (Ю. Мориц).

б) Заплакал рыбак, Но достал червячка И сделал насадку, Чтоб третью лошадку Без промаха выудить, Как судачка! А третья лошадка летит в вышине, Два белых крыла У неё на спине! И эта лошадка Играет на дудочке: - Сматывай удочки, Сматывай удочки, Да прилетай Покататься на мне... (Ю. Мориц).

 

II. Как проявляются синонимические, антонимические, омонимические отношения во фразеологии?

1. Подберите фразеологизмы-антонимы к следующим выражениям. Составьте предложения с обеими парами фразеологизмов-антонимов.

а) на словах; б) засучив рукава; в) рукой подать; г) душа в душу живут; д) выйти из себя; е) войти в доверие; ж) на вес золота; з) легкий на подъем.

Таблица 9

Фразеологизмы

типы   Фразеологические сращения (идиомы) Фразеологические единства Фразеологические сочетания
значение      
примеры      

2. В приведенных ниже предложениях найдите фразеологизмы, определите их значение. Запишите рядом предложения, содержащие фразеологизмы, омонимичные данным

а) Этого нам за глаза хватит  
б) Я гуляла под руку с подругой  
в) В полдень мы были уже на месте  
г) Мне все равно, куда идти  

 

III. Возможна ли многозначность фразеологизмов? Аргументируйте свой ответ.

 

1. Подберите 5 многозначных фразеологизмов. Составьте предложения, иллюстрирующие каждое значение фразеологизма.

 

2. Пронаблюдайте, каким образом происходит разрушение фразеологизмов и цельных словосочетаний в произведениях Г. Остера.

а)Нашедший гирю понесёт тяжёлую утрату. Потерявший голову останется с носом. Обладающий железной хваткой уронит авторитет. Ведущий за ухо доведёт до беды. Ученица, ведущая за нос учительницу, может заблудиться. Держать себя в руках - противно.

б)Если принесённый Вами в школу уж заполз в учительскую, Вас ждут одни неприятности, Если в кабинет директора - другие (Гадания). Котёнка с таким именем во дворе ждут одни неприятности. Котёнок Гав услышал и подумал: “Меня ждут - надо идти” (Котёнок по имени Гав).

 

3. Пронаблюдайте, за счет чего происходит дефразеологизация. Подберите аналогичные примеры создания комического.

а) Деньги – зло. Зайдёшь на рынок и зла не хватает. (К. Родионов).

б) Перо и глаз держа в союзе, я не напрасно хлеб свой ем: Россия – гордиев санузел острейших нынешних проблем (И. Губерман).

в) В этот день осьминог Встал не с той ноги, И пожарник не смог Погасить долги. Не в ударе с утра Нынче был боксёр, а певец захворал – И чихал на всё.

4. Пронаблюдайте, как использованы фразеологизмы для достижения эффекта комического.

- Сверим часы, шеф.

- Сверим.

Их часы шли нога в ногу. (Э.Успенский)

 

5. Найдите в учебнике «Русский язык» А.В. Поляковой [19] задания, в которых внимание учащихся привлекается к фразеологическим оборотам. Определите, к какой группе с точки зрения семантической слитности относятся эти фразеологические обороты.

 

6. Выпишите из газет и журналов 5 заголовков, в которых употреблены фразеологизмы. Укажите их тип. Объясните, как используются эти фразеологизмы: в своем изначальном виде или переработанном?

 

 

7. Ошибки в употреблении фразеологизмов, как известно, часто оказываются результатом смешения близких по значению или вообще сходных оборотов. Какие выражения смешаны в следующих предложениях?

а) Это дело выеденного гроша не стоит.

б) Решили, что старик выполнил свою роль и что теперь его можно сдать в тираж.

в) Только ты уж тут ухо-то не зевай.

г) А он тоже не лаптем шитый.

д) Живу у черта на колючках.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.