Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Схемы анализа




Схема разбора слова в языке
(характеристика словарной статьи словаря)

1. Слово однозначное или многозначное?

2. Какое лексическое значение слова первичное? Прямое?

3. Мотивировано ли первичное значение слова? Если да, то определите тип мотивированности.

4. Какие вторичные лексические значения имеет слово? Указаны ли среди них переносные?

5. Определите (где это возможно) виды переноса.

6. Какие значения имеет слово (образные/безобразные, конкретные/абстрактные и т.д.)?

7. Охарактеризовать значения слова по возможным связям в тексте (свободные, синтаксически обусловленные, фразеологически связанные, конструктивно обусловленные).

8. В каких значениях слова указаны оттенки значения, употребления?

9. Какие значения слова можно характеризовать как общенародные? Нейтральные в стилистическом отношении?

10. Какие значения слова имеет стилистические пометы? Дайте их характеристику.

11. Есть ли невербальные (графические) пометы в словарное статье?

12. Какой иллюстративный материал приводится в словаре? Чем это объясняется?

13. Какие типы определения лексического значения слова использованы в словарной статье?

14. Какое грамматическое значение имеет слово? Указаны ли в словаре особенности грамматического значения?

15. Какая акцентологическая помета есть в словаре?

16. Есть ли в словарной статье этимологическая помета?

17. По какому принципу составлена словарная статья (алфавитному, гнездовому или алфавитно-гнездовому)?

 

Разбор слова в речи (тексте)

1. Какое лексическое значение имеет слово в тексте? Не является ли значение диффузным?

2. Какое это значение (прямое – переносное, первичное – вторичное, конкретное – абстрактное, образное – безобразное, мотивированное – немотивированное)?

3. Если значение переносное, то определите вид переноса.

4. Как характеризуется это значение с точки зрения связи с другими словами в тексте (свободное, синтаксически обусловленное, фразеологически связанное, конструктивно обусловленное)?

5. Какие синонимы, антонимы, омонимы имеет слово в этом значении? В какую тематическую, лексико-семантическую группу, в семантическое поле входит слово?

6. Какова стилистическая характеристика значения (нейтральное, общеупотребительное, архаическое, областное и т.д.)?

7. Есть ли эмоционально-экспрессивные созначения в слове?

8. Есть ли при этом значении оттенки употребления? Реализуются ли они в данном тексте?

9. Каково грамматическое значение этого слова?

10. Каково происхождение этого слова?

Схема разбора синонимов

1. Выпишите синонимы в контексте.

2. Определите значение каждого из синонимов в данном контексте.

3. Данные синонимы общеязыковые или индивидуально-авторские?

4. Определите тип синонимов по характеру сходства / различия между словами (идеографические, стилистические, семантико-стилистические).

5. Определите структуру анализируемых синонимов (однокорневые, разнокорневые).

6. Укажите строение каждого члена синонимической пары (соответствует по строению одному слову, свободному сочетанию слов или фразеологическому сочетанию).

7. Определите возможности сочетаемости синонимов с другими словами (включение сочетаемости, пересечение сочетаемости, полное несовпадение сочетаемости).

8. Укажите, какую функцию выполняют синонимы в данном тексте (функция замещения, функция уточнения, экспрессивно-стилистическая функция).

Схема разбора антонимов

1. Выпишите антонимы в контексте.

2. Определите значение каждого из антонимов в данном контексте.

3. Данные антонимы общеязыковые или индивидуально-авторские?

4. Определите структуру анализируемых антонимов (однокорневые, разнокорневые).

5. Укажите к какому типу по характеру обозначаемой ими противоположности можно отнести данные антонимы (градуальные, неградуальные).

6. Укажите, какую функцию выполняют антонимы в данном тексте (функцию противопоставления, функцию совмещения).

Схема разбора омонимов

1. Выпишите омонимы в контексте.

2. Определите тип омонимов (лексические, графические (омографы), фонетические (омофоны), грамматические (омоформы)).

3. Уточните значение каждого из омонимов по словарю.

4. Для лексических омонимов:

а) полные или неполные;

б) проведите доказательство омонимии данных слов.[20]

5. Для омоформов укажите грамматическую форму слов.

Схема анализа старославянизмов

1. Укажите фонетические, морфологические, семантические признаки старославянизмов.

2. Подберите русскую параллель.

3. По толковому словарю определите лексические значения этих слов.

4. Укажите разряды старославянизмов (группы по Г.О.Винокуру).

5. Определите функции старославянизмов в данном контексте (номинативную, стилистическую).

Схема анализа слов, заимствованных из других языков

1. Используя Словарь иностранных слов или Этимологический словарь, установите язык — источник слова, указав его приметы (фонетические, морфологические, семантические).

2. Укажите признаки освоения этих заимствований в русском языке (фонетические, морфологические, семантические);

3. укажите, сопоставляя слова, особенности произношения и написания этих слов.

Схема анализа устаревших слов

1. Выясните причину устарения слова и определите тип: архаизм или историзм;

2. Установите степень устарения архаизма (пополнило пассивный запас и в современном русском языке не употребляется; сохранилось в производных словах; употребляется как компонент фразеологизма)

3. Определите тип архаизма (фонетический, лексический, морфолого-словообразовательный, семантический).

4. Выясните стилистическую функцию использования устаревших слов в данном контексте (воссоздание колорита эпохи; придание тексту особой торжественности, возвышенности; создание юмора, иронии, сатиры).

Схема анализа неологизмов

1. Установите вид неологизма с учетом причины его появления (общеязыковые или индивидуально-авторские).

2. Определите тип неологизма с учетом системы языка (собственно лексический, лексико-семантический, лексико-словообразовательный).

3. Выясните, вошли ли общеязыковые неологизмы в активный состав, стали ли новоисторизмами;

4. Выясните стилистическую функцию индивидуально-авторских неологизмов.

Схема анализа диалектизмов

1. По диалектным словарям определите лексическое значение диалектизмов.

2. Установите их вид по месту распространения (севернорусские, южнорусские, среднерусские).

3. Укажите типы диалектизмов (собственно лексические, семантические, этнографические, фонетические, словообразовательные, морфологические).

4. Определите стилистические функции диалектизмов в данном тексте (передача местного колорита, речевая характеристика героя).

Схема лексического анализа текста

1. Какая лексика составляет специфику текста: исконная или заимствованная? В какой мере заимствования освоены русским языком?

2. Есть ли в тексте старославянизмы? Какова их роль?

3. Есть ли в тексте профессионализмы, термины, специальная лексика? Употреблены они в нормативной функции или для стилизации?

4. Выделяется ли в тексте устаревшая лексика (архаизмы, историзмы)? Выполняет она номинативную функцию или художественную (стилизует язык эпохи, создает исторический колорит)? Какой эпохе принадлежит данный текст, можно ли его отнести к современному русскому языку?

5. Есть ли в тексте слова ограниченного употребления) диалектизмы, просторечия, вульгаризмы, арготизмы, нецензурная лексика)? Их роль в тексте. Можно ли отнести данный текст к литературному языку?

6. Используются ли автором фразеологизмы, крылатые слова? Есть ли значения фразеологически связанные или синтаксически обусловленные?

7. Много ли в тексте книжной лексики? Слов с коннотативными созначениями, уменьшительно-увеличительными суффиксами и т.п.? Есть ли разговорная лексика? К какому типу текстов принадлежит данный: устному или письменному?

8. Много ли слов в переносном значении вы видите? Есть ли среди них контекстуальные, авторские употребления?

9. Представлены ли в тексте особые лексические выразительные средства – тропы (эпитеты, сравнения, метафоры, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, олицетворение, перифраза и т.д.)?

10. Есть ли в тексте неологизмы? Языковые или авторские? Можно ли выделить окказиональную лексику?

11. Дайте характеристику ключевых слов текста.

12. Употребляются ли в тексте синонимы, антонимы, омонимы, паронимы? Зачем?

13. Строятся ли стилистические фигуры, в основе которых лежит особое словоупотребление (сравнение, климакс, антиклимакс, зевгма, каламбур, антитеза, оксюморон)?

14. Есть ли в тексте неправильные словоупотребления, лексические ошибки? Неудачные с вашей точки зрения словоупотребления?

15. Как вы характеризуете данный текст: выразительный или невыразительный? Оцените его (хороший, средний, плохой).

16. Определите стиль, к которому можно отнести текст?

17. Определите время создания текста и, по возможности, автора.

Схема разбора фразеологической единицы
(фразеологизма)

1. Выделите в предложении фразеологизмы (фразеологические единицы). Дайте им толкование.

2. Определите структуру и компонентный состав фразеологизмов.

3. Определите категориальное значение фразеологизмов (предмет, признак предмета, процесс, признак признака и т.д.).

4. Что обозначает фразеологизм (или фразеологическая единица)?

5. Определите объем значения фразеологической единицы (ФЕ) (однозначная или многозначная).

6. Если ФЕ однозначная, то охарактеризуйте ее структуру.

7. Определите структурный тип многозначной ФЕ (ФЕ-словоформа, ФЕ-словосочетание, ФЕ- предложение).

8. Учитывая многозначность фразеологизмов, подберите к ним синонимы - слова (антонимы). (Подберите, где это возможно фразеологические и лексические синонимы и антонимы).

9. Определите тип фразеологической единицы по степени семантической слитности компонентов (фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания).

10.Определите в тексте функционально-стилевую принадлежность ФЕ (разговорная ФЕ, книжная ФЕ, просторечная ФЕ).

11.Функционирование ФЕ (ФЕ активного употребления, ФЕ пассивного употребления).

12.С какими частями речи соотносится фразеологическая единица?

13.Каков лексико-грамматический состав ФЕ?

14.Охарактеризовать синтаксическую функцию ФЕ.

15.Пользуясь словарями (толковыми и фразеологическими), определите значение и происхождение фразеологической единицы (или разъясните значение фразеологизмов).

5.4. Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины:

Содержание обязательной самостоятельной работы студентов по темам:

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Продукты деятельности[21]
1. Генеалогическая классификация языков. Место русского языка в системе индоевропейских и славянских языков. Конспектирование и составление схемы по: Генеалогическая классификация языков // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. - С. 93-98.   Краткий конспект и 2 схемы: упрощенная схема индоевропейского генеалогического древа и подробная схема генеалогии славянских языков
2. Активные процессы в лексике СРЯ Конспектирование и составление схемы по статье А.Д. Шмелева «Ложная тревога и подлинная беда» Краткий конспект и схема
3. Языковая картина мира. Русская ЯКМ. Конспектирование и составление схемы по статье «ЯКМ» в Энциклопедии Кругосвет http://www.krugosvet.ru/node/41681 Словарь терминов Перечень примеров, иллюстрирующих специфику русской языковой картины мира
4. Лексикон. Особенности лексикона детей младшего школьного возраста Изучение статьи С.В. Плотниковой «Лексикон младшего школьника и его развитие на уроках русского языка» в журн. НШ 2007 № 10   Словарь терминов, иллюстрированный примерами.
5. Лексикография. Найти ответы на вопросы: 1.Предмет и задачи лексикографии. 2.Принципы классификации словарей. 3.Основные словари русского языка. 4. Содержание словарной статьи толкового и этимологического словарей. 5. Система помет и специальных знаков в одном из толковых словарей. 1. Аннотированный каталог словарей, а) рекламируемых в сети Интернет б) имеющихся на кафедре «Словарик» помет и условных знаков толкового и этимологического словарей.

 

Содержание самостоятельной работы по дисциплине на выбор студента:

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Продукты деятельности
1. Фразеология Составление толкового словаря фразеологизмов на материале одного из учебников русского языка или литературного чтения Словарь
2. Лексическая система с точки зрения сферы употребления. Составление толкового словаря терминов на материале лекций Словарь
3. Лексическая система с точки зрения сферы употребления. Составление словаря школьного (студенческого, молодежного, профессионального) жаргона Словарь
4. Лексика и фразеология с точки зрения ее актуальности Составление объяснительного словаря устаревших слов на материале учебника литературного чтения Словарь
5. Лексика и фразеология с точки зрения происхождения. Составление словарика новых заимствований, связанных со сферой компьютерной техники Словарь



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1042; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.