Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система оценки качества сформированных компетенций




СОДЕРЖАНИЕ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Тестовые задания[22]

Внимательно прочтите каждое задание и предлагаемые варианты ответов. Рядом с каждым пунктом задания поставьте цифру, соответствующую правильному варианту ответа.

I вариант

1. Определите тип значения выделенных слов.

  фразеологически связанное
  синтаксически обусловленное
  свободное

1) Кони- загляденье!

2) Воспитать человека.

3) Просторная комната.

4) Звенящий колокольчик.

5) Чревато последствиями.

6) Заклятый враг.

7) Шляпа! Такой мяч пропустил!

8) Зеленые чернила.

9) Кромешная тьма.

 

2. Определите тип лексического значения выделенных слов.

  переносное значение с потухшей образностью
  переносное значение с живой образностью
  прямое значение

1) Пепел воспоминаний.

2) Гасить свечу.

3) Седая борода.

4) Верх совершенства.

5) Связать инициативу.

6) Лезвие огня.

7) Ситец неба.

8) Руки человека.

9) Море смеялось.

3. Определите способ переноса значений в выделенных словах.

  метонимия   синекдоха   метафора

1) Кольцо автострады.

2) Официальное лицо.

3) Чешское стекло.

4) Шляпка гвоздя.

5) Он -первая перчатка.

6) Отчаянная голова.

7) Гостеприимный дом.

8) Рукав реки.

9) Черный юмор.

4. Определите среди выделенных слов многозначные слова и омонимы.

  многозначные слова   омонимы

1) Лететь на самолете – лететь со стула.

2) Мутная вода – мутное сознание.

3) Кирпичный завод завод у часов.

4) Земляной вал – стальной вал.

5) Халат из байки – слушать байки.

6) Выбивать дробь – десятичная дробь.

7) Внешний вид – глагольный вид.

8) Нести чемодан – нести наказание.

5. Найдите омонимичные слова или омонимы и определите их тип.

  омограф   омоформ   омофон

1) Железный прут – илистый пруд.

2) Книжные полки – вражеские полки.

3) Рублю дрова – дали по рублю.

4) Простой мотив – простой станка.

6. Определите тип антонимов в выделенных словах.

  контекстуальные   общеязыковые

1) Да здравствует солнце, да скроется тьма. (А.Пушкин). 2) Горе старит, а радость молодит(пословица).

2) Не знали, казнить ли смельчаков, миловать ли. (В.Горбачев).

7. К какой группе относятся данные синонимы?

  семантические
  семантико-стилистические
  стилистические

1) Сесть, засесть.

2) Всеобщий, тотальный.

3) Отказаться, отрешиться.

4) Обилие, изобилие.

5) Лошадь, кляча.

6) Обидеть, оскорбить.

 

8. Определите генетическую принадлежность приведенных слов.

  исконно русские   старославянские

1) брат

2) невежда

3) лодка

4) горящий

5) юг

6) жизнь

9. Какие из следующих слов относятся к заимствованным, а какие - к собственно русским, образованным на основе заимствованных слов?

  заимствованное   собственно русское

1) полигон;

2) машинистка;

3) радиоволна;

4) ателье;

5) кандидат;

6) нефть.

10. Определите сферу употребления следующих терминов.

  узкоспециальные   широкоупотребительные

1) амальгама;

2) анапест;

3) алфавит;

4) агрессия;

5) асептики;

6) абзац.

11. Определите стилевую принадлежность приведенных слов.

  межстилевое   разговорное
  книжное   просторечное

1) шляться;

2) обмолвится;

3) водопад;

4) златокудрый;

5) мадригал.

 

12. Определите разновидность следующих устаревших слов.

  архаизмы   историзмы

1) ланита;

2) гусар;

3) алебарда;

4) епанча;

5) нервический;

6) кадет.

13. Определите разновидность неологизмов в приведенных словосочетаниях.

  общеязыковые   индивидуально-речевые

1) Использование гидропоники;

2) Бронзы многопудье;

3) Победить бескультурье

4) Молодой океанолог.

14. Определите разновидность приведенных фразеологических оборотов по семантической слитности.

  сращение   сочетание
  единство   выражение

1) Окладистая борода.

2) Первый блин комом.

3) Очертя голову.

4) Мирное сосуществование.

5) Хрен редьки не слаще.

6) Кромешная тьма.

 

15. Определите стилевую принадлежность приведенных фразеологических оборотов.

  книжные   просторечные   разговорные

1) Заткнуть рот;

2) Далеко зайти;

3) Святая святых;

4) Ахиллесова пята;

5) Играть в бирюльки;

6) Заправлять арапа.

 

 

II вариант

1. Определите тип значения выделенных слов.

  фразеологически связанное
  синтаксически обусловленное
  свободное

1) Не человек – змея!

2) Утлый челн.

3) Исследовать проблему.

4) Пирожки - чудо!

5) Нос корабля.

6) Вверх тормашками.

7) Окладистая борода.

8) Веселая частушка.

9) Он у нас голова.

2. Определите тип лексического значения выделенных слов.

  переносное значение с потухшей образностью
  переносное значение с живой образностью
  прямое значение

1) Он - величина в искусстве.

2) Мягкие манеры.

3) Короткие волосы.

4) Бархат ночи.

5) Гасить ссору.

6) Малая величина.

7) Седой пепел.

8) Сказать правду.

9) Алмазное небо.

 

3. Определите способ переноса значений в выделенных словах.

  метонимия   синекдоха   метафора

1) Дворник автомашины.

2) Жемчужная роса.

3) Колючий ветер.

4) Дружный класс.

5) Вторая ракетка страны.

6) У него рука в главке.

7) Теплый прием.

8) Глазное яблоко.

9) Доверенное лицо.

 

4. Определите среди выделенных слов многозначные слова и омонимы.

  многозначные слова   омонимы

1) Мудрый старец – мудрое решение.

2) Лава вулкана – угольная лава.

3) Нагнать беглеца – нагнать тоску.

4) Болтать ногами – болтать языком.

5) Номер автомобиля – номер одежды.

6) Топить печь – топить корабль.

7) Глава правительства – глава книги.

8) Хвойные леса – строительные леса.

5. Найдите омонимичные слова или омонимы и определите их тип.

  омограф   омоформ   омофон

1) Съедобный гриб – вирусный грипп

2) Попадали в цель – попадали от ветра.

3) Лечу самолетом – лечу зубы.

4) Три морковь – три рубля.

6. Определите тип антонимов в выделенных словах.

  контекстуальные   общеязыковые

1) Душой дитя – судьбой монах (М.Лермонтов).

2) Скорбеть надо, а не радоваться (А.Чехов).

3) Ну что ж ты, ненаглядный и бессовестный мой! И сам не приходишь, и к себе не берешь? (Л.Леонов)

7. К какой группе относятся данные синонимы?

  семантические
  семантико-стилистические
  стилистические

1) Обвалиться, рухнуть.

2) Обычный, всегдашний.

3) Общаться, якшаться.

4) Ссора, размолвка.

5) Уволить, вышвырнуть.

6) Отрывок, фрагмент.

 

8. Определите генетическую принадлежность приведенных слов.

  исконно русские   старославянские

1) враг;

2) серебро;

3) плен;

4) хлеб;.

5) сидячий;

6) ладья.

9. Какие из следующих слов относятся к заимствованным, а какие - к собственно русским, образованным на основе заимствованных слов?

  заимствованное   собственно русское

1) атомщик;

2) купе;

3) шоссейный;

4) пленум;

5) мускул;

6) кандидатский.

 

10. Определите сферу употребления следующих терминов.

  узкоспециальные   широкоупотребительные

1) аллегро;

2) анабиоз;

3) аккорд;

4) анданте;

5) агрегат;

6) адажио.

11. Определите стилевую принадлежность приведенных слов.

  межстилевое   разговорное
  книжное   просторечное

1) оборвыш;

2) шмыгать;

3) календарь;

4) дерзание;

5) слямзить.

12. Определите разновидность следующих устаревших слов.

  архаизмы   историзмы

1) выя;

2) мушкет;

3) кольчуга;

4) нумер;

5) волость;

6) доколе.

13. Определите разновидность неологизмов в приведенных словосочетаниях.

  общеязыковые   индивидуально-речевые

1) Царапы пера

2) Шорох кинолентин.

3) Симпозиум по дизайну.

4) Спортсмедный лоб.

14. Определите разновидность приведенных фразеологических оборотов по семантической слитности.

  сращение   сочетание
  единство   выражение

1) Себе на уме.

2) Утлый челн.

3) Счастливые часов не наблюдают.

4) Закинуть удочку.

5) Попасть впросак.

6) Трескучий мороз.

15. Определите стилевую принадлежность приведенных фразеологических оборотов.

  книжные   просторечные   разговорные

1) Заморить червячка.

2) Ни свет ни заря.

3) На высшем уровне.

4) Крутить носом.

5) Набитый дурак.

6) Сложить оружие.


Контрольная работа
для студентов дневного отделения
и методические рекомендации к ней

Контрольная работа, являясь завершающим этапом курса по лексикологии, лексикографии и фразеологии должна представлять собой работу исследовательского характера. По структуре и содержанию работа должна свидетельствовать о личном вкладе и способностях автора проводить самостоятельные исследования, используя теоретические знания и практические навыки, полученные за период обучения. В качестве основы для работы предлагается выбрать непереводное художественное произведение, наиболее интересное с точки зрения лексики и фразеологии русского языка. Работа выполняется на карточках. Каждое лексическое явлениеотмечается и характеризуется на отдельной карточке. На одной стороне выписывается интересующее слово в контексте, а на обратной стороне производится анализ данного лексического явления с обязательной ссылкой на источник (словарь, справочник, сборник и т.д.). В квадратных скобках через запятую указываются номер источника в списке литературы и необходимая страница.

В процессе выполнения контрольной работы необходимо выполнить следующие задания[23].

1. Выпишите из анализируемого текста слова с несвободным значением.

От напряжения он насупил брови. Насупил – однозначное слово [ссылка на словарь с указанием страницы].Значение: a) прямое; 2) несвободное (фразеологически связанное); 3) семантически немотивированное; 4) номинативное.

 

2. Найдите слова с переносным значением (метафора, метонимия, синекдоха, перенос по функции).

Давеча такую туманную аллегорию пустила….   Туманная – многозначное слово [ссылка на словарь]. Значение: а) переносное (простая поэтическая метафора); 2) свободное; 3) семантически мотивированное; 4) экспрессивно-синонимическое.

 

3. Найдите в тексте омонимы или слова, способные их иметь, представить разные типы омонимов (лексические, грамматические, фонетические, графические).

Как теперь, гляжу на черную ее косу, растрепавшуюся по худому и желтому лицу.   Слово «коса»1 в значении «сплетенные в виде жгута длинные пряди волос» имеет лексические омонимы. Коса2 – сельскохозяйственное орудие – изогнутый нож на длинной рукоятке для срезания травы, злаков. Коса3 – Идущая от берега длинная и узкая полоса земли [ссылка на словарь].

 

Представьте себе, что на это больше всего ловятся такие передовые люди, как заведующие железнодорожными клубами. Машина обдала Паниковского клубами малиновой пыли. Клубами – клубами – графические омонимы (одинаковые по написанию, разные по звучанию).  

4. Выпишите из текста предложения, содержащие синонимы.

За дверью оказалось нечто невообразимо страшное, а именно: совершенно пустая, голая, заново выбеленная комната… Пустая – голая 1) идеографические синонимы; 2) разнокорневые; 3) включение лексической сочетаемости; 4) по строению соответствуют одному слову; 5) экспрессивно-стилистическая функция; 6) контекстуальные.

 

5. Найдите в тексте предложения, содержащие антонимы.

Куда сок-сила наша пошла? Мы с тобой думали – в лукошко кладем, а господь-от вложил в руки нам худое решето. Лукошко – решето 1) контекстуальные антонимы; 2) разнокорневые; 3) неградуальные; 4) выполняют функцию противопоставления.

6. Произведите лексический анализ текста с точки зрения происхождения. Найдите в тексте заимствованные слова (из старославянского и из других языков).

Наше отношение к одежде выражалось в разных просьбах… Одежда – слово заимствовано из старо-славянского языка [ссылка на словарь]. 1) сочетание жд (в соответствии с исконно русским ж); 2) русская параллель: одежа; 3) совокупность предметов, которыми покрывают, облекают тело [ссылка на словарь]. 4) находится в активном употреблении, а его русская параллель - в пассивном запасе. 5) номинативная функция.

 

Наконец выходит полковник с тарелкой в руках: стоит, уплетает макароны. Макароны – заимствовано из итальянского [maccheroni]- пищевой продукт из муки в виде длинных высушенных трубочек [ссылка на словарь].

 

7. Выпишите из текста слова пассивного запаса: архаизмы, историзмы, неологизмы.

На кожаный верх брички тяжело упала крупная капля дождя… Бричка (легкая колесная повозка, иногда крытая [ссылка на словарь]). 1) историзм; 2) использовано в тексте для воссоздания колорита эпохи.

 

 

Ходит он по палатам изукрашенным да любуется… Палата – большое богатое здание, помещение [ссылка на словарь]. 1) архаизм; 2) сохранилось в производных словах; 3) семантический; 4) употреблено в тексте для воссоздания колорита эпохи.

 

8. Выпишите диалектизмы, профессионализмы, термины, жаргонизмы, просторечные слова.

Наши только с малахитом вожгались… Вожгаться- диалектизм. 1) трудиться, биться над чем-то[ссылка на словарь ]; 2) пермский диалект; 3) собственно лексический; 4) передача местного колорита.

9. Найдите в тексте стилистически окрашенные слова.

«Может, молочка парного кружечку?» - Захаровна кинулась в чулан и тут же вернулась с крынкой. Молочко, кружечка – экспрессивно окрашенные слова (с суффиксами субъективной оценки), выражающие положительную оценку.

 

10. Выпишите предложения, содержащие фразеологизмы.

«Как же дать вам брильянты, если вы пустили по ветру имение моей дочери?» - спокойно и зло молвила старуха. Пустить по ветру 1) фразеологическое единство; 2) тратить, расходовать зря, безрассудно.[ссылка на словарь]; 3) исконный фразеологизм; [ссылка на словарь ]; 4) варианты: бросать [кидать, швырять, пускать] на ветер; 5) синоним: пускать в трубу; 6) антоним: сколотить состояние.

 

Обязательной частью контрольной работы является список литературы.

Список литературы составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий работ (при отсутствии фамилии автора). Работы авторов однофамильцев - в алфавите инициалов. В список включаются все использованные автором литературные источники. Важно, чтобы список был библиографически правильно оформлен.

 

Образец оформления источников:

одного автора:

Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1995. - 544с.

нескольких авторов:

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ, 1995.- 928 с.

коллективного сборника:

Фразеологический словарь русского языка. / Под ред. А.И.Молоткова. М.: Русский язык, 1978. - 543 с.

Система оценочных средств представляет собой фонд контрольных заданий, а также описание форм и процедур, предназначенных для определения качества сформированных компетенций.

При разработке текущего, промежуточного контроля и промежуточной аттестации необходимо руководствоваться «Положением о текущем, промежуточном контроле и промежуточной и итоговой аттестации при балльно-рейтинговой системе оценивания результатов обучения» и «Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов в ПГСГА».

Формы текущего и промежуточного контроля должны иметь следующую структуру: название формы контроля, тематика, требования к выполнению, критерии оценки[24].

Промежуточная аттестация, как правило, осуществляется в конце семестра и может завершать изучение как отдельной дисциплины в целом, так и ее разделов.

Приложение 3 (Приложение к рабочей программе дисциплины)

Вид или форма контроля Максимальное количество баллов
Семестр 2 КУРС 1
Блок 1
Текущий рейтинг по блоку 1  
Рубежный контроль по блоку 1 8(тестирование)
Рейтинг по блоку 1  
Блок 2
Текущий рейтинг по блоку 2  
Рубежный контроль по блоку 2 6(тестирование)
Рейтинг по блоку 2  
Реферат  
Творческий рейтинг  
Семестровый рейтинг по дисциплине  

Содержание дисциплинарных блоков

Блок 1

Вид контроля Вид учебных поручений, форма отчетности или контроля Макс. кол-во баллов   Примечания
Текущий рейтинг Посещение лекций   1 балл – 1 пара + 1 балл – обработка записи лекции
Посещение практических занятий   1 балл – 1 пара
Ответы на практических занятиях   мах. балл – 2, за развернутый, полный ответ
Выполнение письменных работ   мах. балл – 2, за полностью и правильно выполненное задание
Рубежный рейтинг тестирование   2 за правильный ответ.
Итого      

 

Блок 2

Вид контроля Вид учебных поручений, форма отчетности или контроля Макс. кол-во баллов   Примечания
Текущий рейтинг Посещение лекций   1 балл – 1 пара
Посещение практических занятий   1 балл – 1 пара
Ответы на практических занятиях   мах. балл – 2, за развернутый, полный ответ
Выполнение письменных работ   мах. балл – 2, за полностью и правильно выполненное задание
Рубежный рейтинг тестирование   2 за правильный ответ.
Итого      

 

Блок 3

Вид контроля Вид учебных поручений, форма отчетности или контроля Макс. кол-во баллов   Примечания
Текущий рейтинг Посещение лекций   1 балл – 1 пара
Посещение практических занятий   1 балл – 1 пара
Ответы на практических занятиях   мах. балл – 2, за развернутый, полный ответ
Выполнение письменных работ   мах. балл – 3, за полностью и правильно выполненное задание
Рубежный рейтинг тестирование   3 за правильный ответ
Итого      
Реферат      

 

4. Творческий рейтинг студента

Виды и формы творческой работы Макс. балл
Самостоятельное изучение вопросов курса, выступление с докладом  
Участие в научных конференциях  
Поиск и создание наглядных и занимательных материалов  
Итого  

 

 

Рейтинг-карта по дисциплине ____Русский язык: Лексикология____________

Курс ____1_ Семестр _2______
Вид контроля Вид учебной работы студента, форма отчетности или контроля Кол-во баллов Критерии оценки за семестр   Тема для изучения Сроки выполнения (№ нед.)
Аудиторная работа
Текущий контроль Ведение конспекта лекций и работа с ним 0,5-1 0,5 балла – конспект лекции соответствует теме и отражает основные положения, сообщенные лектором, структурирован 1 балл – конспект лекции соответствует теме и отражает основные положения, сообщенные лектором, написан разборчиво, структурирован, содержит дополнительные сведения, почерпнутые студентом из других источников   Тема 1. Лексика как уровень языковой системы и раздел науки о языке Тема 2. Слово как единица языка. Лексическое значение в языке и речи. Тема 3….  
Выступление с докладом или сообщением на семинарском занятии 1-2 1 балл – доклад соответствует теме, структурирован, цель, сформулированная в докладе, достигнута, представлено современное видение проблемы; 2 балла – доклад соответствует теме, структурирован, цель, сформулированная в докладе, достигнута, представлено современное видение проблемы;доклад подготовлен самостоятельно, продемонстрировано свободное владение материалом, доклад сопровождался демонстрированием наглядного материала   Тема 1…. Тема 2…. Тема 3…  
Ответы на вопросы на семинарском занятии 1-4 1 балл – присутствие на семинаре, реплики, замечания по обсуждаемым вопросам; 2 балла – содержательный ответ на один из вопросов занятия; 3 балла – содержательный и глубокий ответ на два-три обсуждаемых вопроса; 4 балла – глубокие и содержательные ответы (дополнения) по всем обсуждаемым проблемам.   Тема 1… Тема 2… Тема 3...    
И т.д.          
Всего:      

 

Вид контроля Вид учебной работы студента, форма отчетности или контроля Кол-во баллов Критерии оценки за семестр   Тема для изучения Сроки выполнения (№ нед.)
Самостоятельная работа (специальные обязательные формы)
Текущий контроль Подготовка конспектов к семинарскому занятию (2 конспекта) 1-2 1 балл – 2 балла –   Тема 1.  
Написание реферата 5-15 5 баллов – 10 баллов – 15 баллов -   См. рабочую программу дисциплины  
Выполнение домашней контрольной работы 1-3 1 балл – 2 балла – 3 балл –   Тема 1. Тема 2.  
И т.д.          
Всего      
Самостоятельная работа (специальные формы на выбор студента)
Текущий контроль Поиск и обзор литературы и электронных источников информации по проблеме 3-9 3 балла - 6 баллов - 9 баллов –   Проблема 1. Проблема 2. Проблема 3. устанавл. индивидуально
Презентация по заданной теме (разделу) 2-6 2 балла 4 балла 6 баллов   Тема 1. Тема 2. Тема 3. устанавл. индивидуально
Выполнение домашней контрольной работы 1-3 1 балл – 2 балла – 3 балл –   Тема 1. Тема 2. устанавл. индивидуально
И т.д.          
Контрольное мероприятие –контрольная работа 5-10 2 балла … 10 баллов   Темы:  
Промежуточная аттестация Зачет 15 (для неатт. студ.) 5 балла 10 баллов 15 баллов   См. вопросы к зачету в рабочей программе дисциплины  
               

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

 

Рекомендуемая литература[25]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2990; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.