Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и задачи учебной дисциплины




 

 

Задача воспитания настоящего профессионала, выдвинутая в Приказе Министра внутренних дел РФ «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел» от 01.02.2007 г. № 120, не может быть решена без овладения сотрудниками органов внутренних дел основами профессиональной этической культуры. Сотрудники по роду своей службы постоянно вторгаются в сложные области человеческих взаимоотношений, выступая в роли арбитра в конфликтных ситуациях, затрагивающих судьбы людей. Поэтому стремление овладеть правилами и нормами профессиональной этики, культуры делового общения, служебного этикета должно стать внутренней потребностью каждого сотрудника ОВД. На это обращают внимание Общие принципы служебного поведения государственных служащих, утвержденные Указом Президента Российской Федерации в 2002 г., где, в частности, говорится (п. 2): «Государственный служащий, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван … соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения».

Целевое назначение дисциплины «Профессиональная этика и служебный этикет» состоит в том, чтобы глубоко изучить и усвоить особенности профессиональной морали, систему этических знаний, необходимых для нравственного становления и развития сотрудника-профессионала, сформировать нравственную культуру личности, дать обучающимся возможность получить представление о возможных путях (способах) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в своей профессиональной деятельности.

Основные задачи дисциплины:

Дать теоретические знания в области основ теории этики, этикета сформировать основы этической и этикетной культуры, изучить содержание основных этических категорий, в том числе применительно к служебной деятельности сотрудников ОВД, сформировать основные представления о роли и значении правил поведения в служебной деятельности, усвоить систему профессиональных этических знаний, укрепить у обучающихся понимание сущности ценностного отношения к человеку, его моральному облику.

Сформировать практические навыки: формирование способности морального анализа служебных ситуаций, способность критического восприятия нравственных коллизий возникающих в общении с коллегами, гражданами и правонарушителями, умений организовывать свою повседневную служебную деятельность в соответствии с нормами служебного этикета на основании высоких моральных требований.

Место дисциплины в структуре образовательного процесса. Дисциплина «Профессиональная этика и служебный этикет» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла и является предшествующей для всех дисциплин профессионального цикла. Для успешного изучения дисциплины обучающийся должен владеть знаниями, умениями и компетенциями в области диалектического анализа, социальной философии, мировоззренческих, методологических и логических основнаучного мышления, основных закономерностей возникновения, функционирования и развития государства и права, механизма и средств правового регулирования, реализации права.

Требования к результатам освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии;

способностью понимать социальную значимость своей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета;

способностью к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности;

способностью соблюдать требования законов и иных нормативных правовых актов, нетерпимо относиться к коррупционному поведению;

способностью выявлять и содействовать пресечению коррупционных проявлений в служебном коллективе.

 

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

предметную область, систему, содержание и взаимосвязь основных принципов, законов, понятий и категорий гуманитарных и социальных наук, их роль в формировании ценностных ориентаций в социальной и профессиональной деятельности;

правовые и этические аспекты профессиональной деятельности;

нормы профессиональной этики, возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности;

сущность профессионально-нравственной деформации и пути её предупреждения и преодоления;

этические и нравственные основы формирования антикоррупционного поведения;

основные нормы и функции служебного этикета;

 

Уметь:

использовать принципы, законы и методы гуманитарных и социальных наук для решения социальных и профессиональных задач;

оценивать факты и явления профессиональной деятельности с нравственной точки зрения;

осуществлять с позиции этики и морали выбор норм поведения в конкретных служебных ситуациях;

давать нравственную оценку коррупционным проявлениям и другим нарушениям норм профессиональной этики;

соблюдать правила вежливости и культуры поведения в профессиональной деятельности;

правильно строить общение с коллегами в служебном коллективе и с гражданами, выстраивать социальные и профессиональные взаимодействия с учетом этнокультурных и конфессиональных различий;

 

Владеть:

 

основами анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений с использованием знаний гуманитарных и социальных наук;

навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали; навыками антикоррупционного поведения; навыками толерантного поведения; навыками поведения в служебном коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами служебного и общего этикета.

 

В соответствии с рабочим учебным планом на изучение дисциплины «Профессиональная этика и служебный этикет» отводится 108 учебных часов, в т.ч. 60 часов – на аудиторные занятия и 48 часов – на самостоятельную работу обучающихся, в том числе написание реферата и подготовку и сдачу экзамена.

 

Тема 1. Этика как философская наука о морали

Семинар – 2 часа

Цель занятия: раскрыть предметную область и проблемное поле этики, обозначить ее понятийный и методологический аппарат, стиль и способы этического анализа.

П Л А Н

1. Предмет этики

2. Этика как философская дисциплина

3. Золотое правило нравственности

4. Моральное измерение личности. Моральное измерение общества

5. Парадоксы морали

6. Структура морали

7. Функции морали

8. Моральные нормы, ценности и принципы

Темы докладов

1. Концепции происхождения морали

2. Многообразие этических систем

3. Мораль маргинальных слоев общества

Основная литература

1. Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник / под ред. В.Я.Кикотя. М., 2011.

2. Кушнаренко И.А. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел. Учебное пособие. М., 2008.

3. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М., 2008.

Дополнительная литература

1. Веллер М. Все о жизни. М., 2006.

2. Психология. Педагогика. Этика: Учебник / под ред. Ю.В.Наумкина. М., 2002.

Методические рекомендации

В 1-м вопросе необходимо осветить историю происхождения терминов «этика» и «мораль», указать различия в понятиях морали и нравственности. Затем охарактеризовать предметную область этической науки и дать ее определение.

2-й вопрос желательно начать с уяснения аксиологической сущности этики, ее главного отличия от других наук. Подробно рассмотреть понятие системы нравственных ценностей общества, служебного коллектива и личности в соотношении с диалектикой объективного и субъективного, общего, особенного и отдельного. За основу данного анализа полезно взять главные нравственные ценности: справедливость, счастье, смысл жизни.

Следует обратить особое внимание на «неоднозначность», относительность нравственных норм этики. Рекомендуется начать с анализа одного из важнейших принципов диалектики: конкретности истины применительно к сфере морали. В этой связи особого внимания заслуживают требования принципов историзма, социокультурного и социально-классового подхода. На конкретных примерах (желательно из полицейской практики) нужно показать, что так называемые «вечные» этические нормы и принципы могут в определенных реальных обстоятельствах существенно изменяться - вплоть до перехода в свою противоположность.

Раскрывая 3-й вопрос, требуется выявить изначальное, «родовое» противоречие, присущее морали, а затем объяснить, как это противоречие снимается золотым правилом нравственности. Охарактеризовать черты общности и различия в негативной и позитивной формулировках золотого правила нравственности. Показать соответствие категорического императива Канта и золотого правила нравственности.

Ответ на 4-й вопрос должен, с одной стороны, включать обоснование положений о социальной природе морали и о невозможности внеморального существования общества. С другой стороны, говоря о моральном измерении личности, можно акцентировать внимание на моральности как коренном отличии человека от животного, на феномене несамотождественности человека и диалектике сущего и должного в человеческом бытии.

В 5-м вопросе нужно обосновать тезис о парадоксальности морали в целом как формы духовно-практического освоения действительности, а затем раскрыть внутреннюю логику парадоксов моральной оценки, морального поведения, безусловно доброй/злой воли (по желанию – других этических парадоксов) и их практическое значение в повседневных человеческих отношениях.

6-й вопрос посвящен анализу структурных элементов морали. Необходимо назвать их, показать взаимосвязь. Моральное сознание включает в себя как элементы теоретического уровня (законы, принципы, категории, нормы и т.д.), так и элементы обыденного сознания (настроения, чувства, предрассудки, эмоции). Нравственные отношения – связующий опосредующий элемент и т.д.) морали. Показать объективно-субъективный характер нравственных отношений и формы их проявления (авторитет, общественное мнение, обычай, конфликт и др.). Моральная практика (поступок, поведение, нравственная деятельность). Обосновать значение нравственной практики как критерия моральности. Раскрыть структуру морального поступка. Объяснить, какие действия называются нравственными.

В 7-м вопросе надо дать определение функции, назвать функции морали, раскрыть их назначение. Указать, какая из них является главной, и обосновать, почему.

8-й вопрос предполагает уяснение принципиального различия между моральными нормами и ценностями, определение места, которое в их ряду занимают принципы, и на этой основе – выделение примерного перечня моральных норм и ценностей сотрудников органов внутренних дел России.

 

 

Тема 2. Мораль в жизни общества

Семинар – 2 часа

Цель занятия: разъяснить слушателям роль морали в жизни общества, ее место в формировании мировоззрения и ценностных установок, повышении уровня профессиональной и общей культуры людей.

П Л А Н

 

1. Место морали в эволюционной картине общества

  1. Регуляторы поведения личности
  2. Мораль и политика
  3. Мораль и искусство
  4. Мораль и религия.

 

Темы докладов

1. Моральное значение семьи.

2. Протестантская этика и становление индустриальной цивилизации

3. Рыцарский образец поведения: от средних веков до наших дней.

4. Нравственность в ХХI веке.

Основная литература

1. Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник / под ред. В.Я.Кикотя. М., 2011.

2. Кушнаренко И.А. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел. Учебное пособие. М., 2008.

3. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М., 2008.

 

Дополнительная литература

1. Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права: От истоков этики и права к мировоззрению: Учебное пособие. М., 2000.

2. Веллер М. Все о жизни. М., 2006.

  1. Психология. Педагогика. Этика: Учебник. 2-ое изд., перераб. и доп. М., 2002.

Методические рекомендации

В первом вопросе выявить сущность современной концепции универсального эволюционизма. Показать, что к анализу социальной динамики применим обобщенный дарвиновский подход и раскрыть роль морали и права в эволюционном общественном процессе.

Во 2-м вопросе необходимо рассказать о воздействии экономических, социальных и личностных факторов на мотивацию индивида. Затем следует раскрыть механизм действия внутриличностных регуляторов на возникающие мотивы и намерения. По каждому из регуляторов указать источник происхождения, общественный критерий и соответствующий элемент морального сознания. В заключение осветить проблему: почему совокупность регуляторов не в состоянии надежно блокировать возникающие у части индивидов аморальные и преступные намерения и они реализуются в соответствующих поступках?

Существо 3-го вопроса - может ли политика отвечать требованиям нравственности? Для ответа на этот вопрос следует сформулировать основную проблему политики и дать ей этическую оценку. Далее необходимо обосновать моральную противоречивость политического идеализма и политического реализма. Особого рассмотрения требует проблема морального анализа взаимодействия политической элиты и правоохранительных органов.

В 4-м вопросе надо осветить роль искусства как (1) аккумулятора нравственных норм различных исторических эпох, народов и цивилизаций, (2) воспитателя творческой способности личности, порождающей умение правильно действовать в нравственно нестандартной ситуации и (3) средства построения этических моделей.

5-й вопрос посвящен общим и особенным чертам собственно морального и религиозного морального регулирования поведения индивидов. Необходимо раскрыть гетерономную природу религиозных заповедей, институциональный характер религии, внешнюю целесообразность как основной мотив религиозного поведения. В то же время следует осветить роль религиозной морали как неотъемлемого компонента национально-культурной идентичности.

 

Тема 3. Профессиональная мораль и профессиональная этика сотрудников ОВД

Семинар – 2 часа

Цель занятия: усвоить основные представления о профессиональной морали и этике сотрудников органов внутренних дел, а также о характерных особенностях деонтологической этики.

П Л А Н

1. Дуализм морали и права в деятельности сотрудников ОВД.

2. Профессиональная деонтология как характерная особенность полицейской этики.

3. Документальное закрепление нравственных требований к сотруднику ОВД.

4. Кодекс профессиональной этики сотрудника ОВД о нравственных ценностях и обязательствах сотрудника ОВД и нравственных принципах службы в органах внутренних дел.

5.* Нравственные начала уголовно-процессуального законодательства

6.* Защита чести, достоинства и тайны частной жизни граждан в ходе уголовного процесса

Темы докладов

1. Нравственные традиции в деятельности российской полиции и милиции.

2. Этические установки в деятельности полиции зарубежных стран

3. Отражение специфики профессиональной морали сотрудников ОВД в современной литературе и кинематографе: правда и вымысел.

Основная литература

 

Конституция Российской Федерации//Российская газета от 25 декабря 1993 г. №237

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (2001 г.)//Российская газета от 22 декабря 2001 г. №249

Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник / под ред. В.Я.Кикотя. М., 2011.

Кушнаренко И.А. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел. Учебное пособие. М., 2008.

 

Дополнительная литература

Аминов И.И., Дедюхин К.Г., Зинатуллин З.З., Усиевич А.Р. Юридическая этика. М., 2010.

Кобликов А.С. Юридическая этика: Учебник для вузов. М., 1999.

Кокорев Л.Д., Котов Д.П. Этика уголовного процесса: Учебное пособие. Воронеж, 1993.

Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе // Сочинения: В 8 т. М., 1967. Т.4.

Москалькова Т.Н. Этика уголовно-процессуального доказывания (стадия предварительного расследования). М., 1996.

 

Методические рекомендации

1-й вопрос можно начать с анализа ключевых положений теории рациональной бюрократии М.Вебера. Здесь важно вскрыть неизбежную противоречивость таких принципов построения рационально-бюрократической системы управления, как формально-правовое начало и безличность. Необходимо практическими примерами проиллюстрировать, что эти принципы далеко не всегда можно соблюсти в повседневной деятельности сотрудника полиции. Затем надо сформулировать аргументы в подтверждение тезиса о том, что правовые и моральные нормы образуют для сотрудника нерасторжимое мотивационное единство при выполнении оперативно-служебных задач.

Во втором вопросе следует осветить профессиональную мораль сотрудников ОВД как разновидность «трудовой» морали. Какие профессии имеют свою специфическую мораль и почему? Что связывает такие разные профессии, как профессии врача, учителя, сотрудника ОВД, журналиста, судьи, адвоката? Раскрыть, в чем своеобразие профессиональной морали, ее отличие от общей морали, какое практическое значение имеет выделение профессиональной морали для деятельности ОВД. Далее надо отметить, что полицейская этика в строгом смысле слова не является профессиональной и относится к числу частно- этических теорий (воинская этика, партийная, спортивная). В милиции (ОВД) есть свои профессии (следователь, инспектор ГИБДД, участковый уполномоченный, оперативный сотрудник, эксперт-криминалист и др.), в которых действует собственная профессиональная этика.

Необходимо подчеркнуть, что этика сотрудника ОВД базируется на таких категориях как справедливость, достоинство, долг, честь, совесть, гуманизм, поскольку объектом его профессиональной деятельности выступает человек, личность, гражданин (как законопослушный, так и правонарушитель и преступник).

Ответ на 3-й вопрос целесообразно построить аналогично тому, как освещается вопрос об источниках права для той или иной отрасли права (в смысле иерархии источников). По каждой группе источников нравственных требований к сотруднику полиции нужно указать перечень нормативных актов или документов, закрепляющих данные требования, привести формулировки принципиальных положений из этих источников.

Особое внимание уделить проблеме санкций, применяемых к нарушителям деонтологических норм.

4-й вопрос лучше всего построить как постатейный комментарий к таким положениям Кодекса профессиональной этики сотрудника ОВД РФ, как Ст.4 п.3, Ст.7, Ст.6 п.2.

Вопросы 5 и 6 предусмотрены для обсуждения на факультетах подготовки следователей и дознавателей. Они должны излагаться с постатейными ссылками на Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Так, отвечая на вопрос 5, необходимо раскрыть нравственное содержание уголовного процесса, а затем осветить моральную подоплеку таких юридических конструкций, как презумпция невиновности, доказательность признания, свидетельский иммунитет, справедливость, беспристрастность и др. Соответственно, при ответе на вопрос 6 следует указать и прокомментировать положения УПК РФ, препятствующие унижению достоинства участников уголовного процесса (потерпевший, свидетель, подозреваемый, обвиняемый) и жестокому и бесчеловечному обращению с ними.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.098 сек.