КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 5. Мораль и право в правоохранительной деятельности
Семинар – 2 часа
Цель занятия: Вовлечь участников семинара в активную дискуссию по теме занятия. Довести до их сознания важность гуманистического принципа единства морали и права в деятельности сотрудников органов внутренних дел. П Л А Н 1. Диалектическая взаимосвязь морали и права в истории и жизни современного российского общества и в правоохранительной деятельности. 2. Государство как механизм ограничения насилия. 3. Нравственная основа правового принуждения 4. Моральное содержание наказания за преступление.
Темы докладов 1. Влияние правовой системы на состояние нравственности в обществе. 2. Этические аспекты применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. 3. Этический анализ смертной казни
Основная литература Федеральный закон «О полиции» Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Сочинения: В 2 т. М., 1993. Т.1. С.301-479. Кушнаренко И.А. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел. Учебное пособие. М., 2008. Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник / под ред. В.Я.Кикотя. М., 2011.
Дополнительная литература Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права: От истоков этики и права к мировоззрению: Учебное пособие. М., 2000. Щеглов А.В. Перед лицом добра и зла: Диалектика единства и противостояния // Вестник Академии права и управления, 2002, № 2. Щеглов А.В. Проблема соотношения морали и права в административной практике милиции // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Сборник тезисов статей. М.: Московский университет МВД России, 2003.
Методические рекомендации Рассматривая первый вопрос, следует обратить внимание на то обстоятельство, что формирование правовой культуры современного российского общества требует переосмысления сложившейся системы ценностей и нравственно-правовых идеалов. Необходимо учесть, что в настоящее время знания в области права могут развиваться, лишь опираясь на духовный опыт народа, сконцентрированный в его вере, нравственных ценностях, особенностях правосознания населения. Участники семинара должны усвоить, что мораль – это система исторически сложившихся определенных взглядов, норм, оценок, убеждений, выражающаяся в поступках и действиях людей, регулирующая их отношения друг к другу, обществу, определенным социальным слоям, государству и поддерживаемая личными убеждениями, традициями, воспитанием и т.д., а право - это совокупность общеобязательных государственных предписаний и принципов, выражающих общую (согласованную) волю различных групп людей в обществе, выступающих мерой (регулятором) свободы и ответственности их поступков и действий. Отсюда важно уяснить, что право – это явление не только политико-юридическое, но и социально-этическое. Участникам семинара необходимо осознать, что им следует осваивать и возрождать традиции нравственно-правового уклада России, позволившего ей сохранить здоровье нации, наращивать державность и духовность в течение столетий, что любой радикальный поворот в сторону бездуховности не замедлит отразиться и в правовой сфере: будет нарастать криминализация общества, деморализация культуры, деградация личности. Затем следует перейти к рассмотрению единства и различия морали и права в служебной деятельности работников правоохранительных органов. Основное внимание акцентируется на нравственных основах права, на морали как ценностном критерии права. Важно показать взаимосвязь моральной и правовой сторон общественного порядка, влияние правовой системы на состояние нравственности в обществе, соотношение моральных, правовых и организационно-технических норм в деятельности сотрудников полиции, выделить нравственные аспекты правоохранительной деятельности. В заключение участники семинара рассматривают взаимосвязь права и морали как процесс, характеризующийся многообразием проявлений: во-первых, единством и общностью; во-вторых, различием; в-третьих, взаимодействием и взаимообогащением. Второй вопрос посвящается обоснованию роли государства при решении задачи ограничения насилия в обществе. Необходимо проследить историческую динамику: первобытная «война всех против всех», эпоха талиона, государственное регулирование общественных отношений. Охарактеризовать специфические для государства формы противодействия насилию: его монополизация, институционализация, замена косвенными формами. Показать место правоохранительных органов в каждой из форм противодействия. Третий вопрос имеет принципиальное мировоззренческое значение. Правовое принуждение в большинстве случаев обретает ярко выраженные признаки насилия. Важно учитывать, что данный специфический вид деятельности локализован в рамках правоохранительных органов государства, одновременно для подавляющей части общества насильственные проявления табуированы многочисленными эстетическими, моральными и правовыми нормами. Налицо исторически сформировавшаяся монополия. У граждан, не расположенных к государственно-правовому образу анализа повседневной практики, такое положение вещей вызывает закономерный протест, принимающий формы скрытого или явного неприятия сотрудников правоохранительных органов как личностей, индивидов. Задача участников семинара – опираясь на воззрения выдающихся представителей философско-правовой мысли (Аристотель, Гельвеций, Г.В.Ф.Гегель, И.Кант, И.А.Ильин и др.), уяснить коренные отличия правового принуждения и насилия и выработать четкую и убедительную аргументацию по этой проблеме на случай возможных дискуссий с оппонентами, стоящими на формально-морализаторских и радикально-либеральных позициях. В четвертом вопросе необходимо четко уяснить, что наказание за совершенное преступление или правонарушение имеет двоякую цель: это не только средство пробуждения страха перед неминуемой карой, но и способ пробуждения в преступнике угрызений совести и стыда за содеянное, нравственного перерождения личности преступника. Важно уяснить ситуации, когда мораль оправдывает использование силы сотрудниками органов внутренних дел, специальных средств и огнестрельного оружия. Участники семинара должны подробно, на примерах из реальной жизни, а также произведений литературы и искусства, показать, что в основе механизма такого перерождения лежит главнейший принцип, как права, так и морали – принцип справедливости, что нравственное перевоспитание происходит только в том случае, когда человек поменяет эгоистически-прагматическую базовую установку своего мировоззрения на необходимость жить «по правде», поймет, что волчье существование криминальной жизни должно заместиться служением людям. В этом смысл и суть пенитенциарной системы правового воздействия.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |