Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования к процедуре повторной сертификации 1 страница




По истечении каждого второго срока действия (каждые шесть лет) сертификат должен быть продлен органом по сертификации персонала на новый срок при условии соблюдения следующих требований:

· предоставление документа о продолжении специалистом удовлетворительной производственной деятельности без значительного перерыва в работе (не более четырёх месяцев) в области менеджмента качества;

· положительной характеристики от работодателя;

· успешной сдачи специального экзамена.

 

 


 

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

(ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ)

К ПРОФЕССИИ

МЕНЕДЖЕР ПО КАЧЕСТВУ

 

Сектор Менеджер
Подсектор Менеджер по качеству
Номер квалификационных требований  

 

Направление деятельности работников 2 квалификационного уровня Обеспечение функционирования и поддержание системы качества организации рабочем состоянии, реализация программ мотивации качества и повышения качества, управление информационными системами и обмен информацией о качестве, ведение документации и отчётности о качестве, выполнение работ по подготовке системы качества к сертификации и проведению внешних и внутренних аудитов, проведение и сопровождение корректирующих действий по устранению несоответствий качества продукции и услуг организации, сбор и обработка статистических данных о качестве
Наименование должностей Второй квалификационный уровень
  · Специалист по качеству · Инженер по качеству · Менеджер по качеству
Требуемый уровень базового образования Второй квалификационный уровень
  · Квалификация (степень) «бакалавр» · Квалификация «дипломированный специалист» · Подготовка по ISO 9000
Требования к опыту практической деятельности Второй квалификационный уровень
  Менеджер по качеству может не иметь опыта работы.

 

Перечень должностных обязанностей для второго квалификационного уровня
Должностные обязанности:
Выполнять работы по внедрению системы качества
Разрабатывать и выполнять положения политики организации в области обеспечения качества
Совершенствовать систему качества организации
Поддерживать систему качества организации в действующем состоянии
Участвовать во внутренних аудитах системы качества организации
Участвовать в устранении несоответствия качества продукции или услуг организации стандартам качества
Принимать рекламаций и претензии потребителей к качеству продукции или услуг организации
Собирать и обрабатывать статистические данные о качестве продукции или услуг организации
Собирать данные о потребностях организации в ресурсах в соответствии с ISO 9000
Вносить утвержденные изменения в документацию системы качества
Знакомить сотрудников с системой качества организации

 

 

Перечень основных умений, навыков и знаний, требуемых для выполнения должностных обязанностей:
Должностные обязанности Основные умения, навыки, необходимые для выполнения должностных обязанностей Основные знания, необходимые для выполнения должностных обязанностей
1. Сбор и систематизация информации по вопросам обеспечения качества Подготавливать проекты формуляров для анкетирования подразделений организации Проводить обследования подразделений и опросы персонала Готовить и систематизировать информационные материалы по внедрению системы качества Систематизировать статистические данные Вести и контролировать документооборот по системе качества Выявлять потребности в обучении персонала по вопросам качества Работать в коллективе Вести переговоры по телефону Пользоваться персональным компьютером и офисной техникой Основы организации производства Основы менеджмента Научная организация труда ГОСТ Р ИСО 9000 Методы сбора и обработки статистических данных
2. Разрабатывать и выполнять положения политики организации в области обеспечения качества Разъяснять политику качества организации на всех уровнях Систематизировать предложения по актуализации политики качества Вести отчетность и статистику мероприятий по реализации политики качества Планировать и организовывать свою работу Пользоваться персональным компьютером и офисной техникой ГОСТ Р ИСО 9000 Основы законодательства в области обеспечения качества Основы делопроизводства Теория управления Нормативные документы системы качества Методы сбора и обработки статистических данных  
3.Совершенство-вать систему качества организации Разрабатывать предложения по развитию системы качества Организовывать проектные группы и кружки качества Систематизировать и управлять документами системы качества Работать с нормативными документами и законодательными актами Разрабатывать проекты дополнений и изменений в действующую нормативную документацию системы качества Разрабатывать проекты документов системы качества ГОСТ Р ИСО 9000 Основы законодательства в области обеспечения качества Способы и методы управления системами качества Нормативные документы системы качества Методы управления производством Основы делопроизводства Методы сбора и обработки информации
4.Поддерживать систему качества организации в действующем состоянии Собирать и систематизировать данные о качестве Проводить статистическую обработку данных о качестве Вносить изменения в документы системы качества Контролировать актуализацию документов системы качества Пользоваться персональным компьютером и офисной техникой Вести текущее планирование   ГОСТ Р ИСО 9000 Нормативные документы системы качества Основы планирования Научная организация труда Основы и методы управления проектами  
Перечень основных умений, навыков и знаний, требуемых для выполнения должностных обязанностей:
Должностные обязанности Основные умения, навыки, необходимые для выполнения должностных обязанностей Основные знания, необходимые для выполнения должностных обязанностей
Участвовать во внутренних аудитах системы качества организации Разрабатывать планы внутренних аудитов Разрабатывать программы аудита Участвовать в проведении внутренних акдитов Готовить отчеты по результатам аудитов Разрабатывать корректирующие и предупреждающие мероприятия Разрабатывать проекты форм отчетности по процедуре «внутренний аудит» Вести регистрацию и учет всех видов отчетности по процедуре «внутренний аудит» Пользоваться персональным компьютером и офисной техникой ГОСТ Р ИСО 9000 Нормативные документы системы качества Основы планирования Методы составления и виды отчетной документации Требования стандартов и технических условий Передовой отечественный и зарубежный опыт по форме проведения аудитов по системам качества  
Участвовать в устранении несоответствия качества продукции или услуг организации стандартам качества Проводить оперативный анализ данных о качестве Разрабатывать предложения по устранению несоответствий Своевременно вносить изменения в документы системы качества Регистрировать данные по устранению несоответствий Работать с нормативными документами Пользоваться персональным компьютером и офисной техникой ГОСТ Р ИСО 9000 Нормативные документы системы качества Требования стандартов и технических условий Основы делопроизводства  
Принимать рекламаций и претензии потребителей к качеству продукции или услуг организации Работать с клиентами Работать в коллективе Регистрировать и систематизировать рекламации и претензии Использовать психологические методы воздействия Требования стандартов и технических условий Нормативные документы системы качества Основы психологии Теория и практика общения, деловой этикет Основы делопроизводства
Собирать и обрабатывать статистические данные о качестве продукции или услуг организации Собирать и систематизировать данные о качестве Проводить статистическую обработку данных о качестве Работать в коллективе Наблюдать и регистрировать результаты внутренних аудитов Составлять проекты отчетов по результатам обработки данных о качестве Пользоваться персональным компьютером и офисной техникой   МС ИСО 9000:2000 и ГОСТ Р ИСО 9000 Требования стандартов и технических условий Нормативные документы системы качества Методы сбора и обработки информации Методы сбора и обработки статистических данных Виды отчетной документации организации Основы делопроизводства  
Перечень основных умений, навыков и знаний, требуемых для выполнения должностных обязанностей:
Должностные обязанности Основные умения, навыки, необходимые для выполнения должностных обязанностей Основные знания, необходимые для выполнения должностных обязанностей
Собирать данные о потребностях организации в ресурсах в соответствии с ISO 9000 Собирать и систематизировать данные о потребностях в ресурсах Проводить статистическую обработку данных о ресурсах Составлять проекты отчетов по результатам обработки данных по ресурсному обеспечению Разработка формы заявок по потребностям в ресурсах Разрабатывать проекты предупреждающих мероприятий Работать в коллективе Пользоваться персональным компьютером и офисной техникой Международные и национальные стандарты по системам качества Основы формирования и управления ресурсами Технические условия и классификация ресурсов Структурирование функции качества Методы и принципы планирования Методы сбора и структурирования информации
Вносить утвержденные изменения в документацию системы качества Работать с нормативными документами и законодательными актами Разрабатывать проекты дополнений и изменений в действующую нормативную документацию системы качества Вносить изменения в документы системы качества Контролировать актуализацию документов системы качества Вести текущее планирование Пользоваться персональным компьютером и офисной техникой ГОСТ Р ИСО 9000 Нормативные документы системы качества Требования стандартов и технических условий Основы делопроизводства  
Знакомить сотрудников с системой качества организации Подготавливать информационные материалы Проводить тренинги и консультации Работать в коллективе Использовать психологические методы воздействия   Международные и национальные стандарты по системам качества Требования стандартов и технических условий Нормативные документы системы качества Основы психологии Теория и практика общения, деловой этикет Основы делопроизводства
Перечень основных умений, навыков и знаний, требуемых для выполнения должностных обязанностей:
Должностные обязанности Основные умения, навыки, необходимые для выполнения должностных обязанностей Основные знания, необходимые для выполнения должностных обязанностей

 

Направление деятельности работников 3 квалификационного уровня Разработка и совершенствование системы качества организации; разработка программ мотивации качества и повышения качества; руководство и проектирование информационных системам и обменом информацией о качестве; определение состава и правил ведения документации и отчётности о качестве; подготовка системы качества к сертификации и внешним аудитам; проведение внутренних аудитов; подбор, обучение и подготовка персонала с точки зрения качества; разработка и реализация предупреждающих и корректирующих действий по устранению несоответствий качества продукции и услуг организации; контроль за исполнением политики организации
Наименование должностей Третий квалификационный уровень
  Старший инженер по качеству Ведущий менеджер по качеству Руководитель (начальник) подразделения по качеству
Требуемый уровень базового образования Третий квалификационный уровень
  Квалификация «дипломированный специалист» Подготовка по ISO 9000
Требования к опыту практической деятельности Третий квалификационный уровень
  Менеджер по качеству должен иметь опыт работы не менее 1 года в области управления качества.

 

 

Перечень должностных обязанностей для третьего квалификационного уровня
Должностные обязанности
1. Разрабатывать концепцию и документацию системы качества организации
2. Внедрять систему качества организации
3. Совершенствовать систему качества организации, анализировать предложения по её улучшению и реализовывать их
4. Подготовить к сертификации и внешним аудитам систему качества организации
5. Контролировать выполнение сотрудниками положений системы качества организации
6. Проводить внутренние аудиты системы качества
7. Организовывать сбор и анализ данных о качестве продукции, анализ рекламаций и претензий потребителей к качеству продукции и услуг организации
8. Разрабатывать и проводить предупреждающие и корректирующие мероприятия по устранению несоответствий продукции или услуг организации стандартам качества, контролировать выполнение этих мероприятий
9. Анализировать потребности организации в ресурсах в соответствии с ISO 9000 и реализовывать программы по их устранению
10. Изучать передовой опыт в сфере управления системами качествами
11. Разрабатывать и внедрять программы мотивации персонала в области качества
Перечень основных умений, навыков и знаний, требуемых для выполнения должностных обязанностей:
Должностные обязанности Основные умения, навыки, необходимые для выполнения должностных обязанностей Основные знания, необходимые для выполнения должностных обязанностей
1. Разрабатывать концепцию управления качеством и документацию системы качества организации Разрабатывать миссию организации, политику в области качества и принципы функционирования системы качества Структурировать производственные и вспомогательные процессы Разрабатывать типовые алгоритмы управления процессами Разрабатывать и контролировать разработку документов системы качества Разрабатывать программы качества организации   МС ИСО 9000:2000 и ГОСТ Р ИСО 9000 Теория и практика менеджмента Основы организации производства Научная организация труда
2. Внедрять систему качества организации Планировать реализацию программ качества Планировать разработку и разрабатывать документы системы качества, изменения и дополнения к ним Руководить проектными группами и кружками качества Управлять документами системы качества Работать с нормативными документами и законодательными актами Планировать и контролировать работу сотрудников МС ИСО 9000:2000 и ГОСТ Р ИСО 9000 Основы делопроизводства Теория управления Научная организация труда  
3.Совершенствовать систему качества организации, анализировать предложения по её улучшению и реализовывать их Систематизировать и анализировать предложения по улучшению и данные о качестве Готовить сводные отчеты по обеспечению качества Разрабатывать предупреждающие мероприятия для обеспечения качества Контролировать актуализацию документов системы качества Руководить персоналом Контролировать выполнение мероприятий программы внедрения системы качества Управлять документооборотом Владеть методами убеждения Стратегическое и оперативное планирование Передовой отечественный и зарубежный опыт в сфере управления качеством Основы педагогики Методы и виды отчетной документации
4. Готовить к сертификации и внешним аудитам систему качества организации Анализировать и обобщать информацию Планировать и проводить аудиты всех уровней Контролировать порядок ведения документов системы качества Управлять персоналом Организовывать и проводить тренинги для внутренних аудиторов МС ИСО 9000:2000 и ГОСТ Р ИСО 9000 Научная организация труда Формирование системы внутреннего обучения
5. Контролировать выполнение сотрудниками положений системы качества организации Готовить аналитические отчеты руководству Контролировать содержание внутренних аудит проверок Контролировать разработку подразделениями корректирующих и предупреждающих мероприятий Организовывать эффективное информационное обеспечение Управлять персоналом Персональный компьютер и офисная техника Обрабатывать данные о качестве с применением методов математической статистики Искусство общения Основы психологии Этикет Методы и технологии тренингов Инновационные методы
Перечень основных умений, навыков и знаний, требуемых для выполнения должностных обязанностей:
Должностные обязанности Основные умения, навыки, необходимые для выполнения должностных обязанностей Основные знания, необходимые для выполнения должностных обязанностей
6. Проводить внутренние аудиты системы качества Планировать, и проводить внутренние аудиты по системе качества Разрабатывать и контролировать порядок ведение документации по внутренним аудитам Управлять персоналом Организовывать и проводить тренинги для внутренних аудиторов Серия МС ИСО 9000:2000 и ГОСТ Р ИСО 9000 Основы менеджмента Теория управления Научная организация труда Виды и методы аудиторских проверок
7. Организовывать сбор и анализ данных о качестве продукции, анализ рекламаций и претензий потребителей к качеству продукции и услуг организации Систематизировать и анализировать информацию и данные Создавать форматы для сбора и анализа данных Разрабатывать и внедрять программы повышения мотивации работников организации Работать в коллективе Руководить коллективом Применять психологические методы воздействия Разрабатывать методы стимулирования Применять межуровневые коммуникации Технические условия и классификация Структурирование функции качества Экологические, экономические и социальные аспекты воздействия Основы психологии Искусство общения  
8. Разрабатывать и проводить предупреждающие и корректирующие мероприятия по устранению несоответствий продукции или услуг организации стандартам качества, контролировать выполнение этих мероприятий Анализировать отчеты по результатам проверок Планировать предупреждающие мероприятия Согласовывать и контролировать выполнение корректирующих мероприятий Контролировать регистрацию несоответствий Формировать и руководить группами внутренних аудиторов   МС ИСО 9000:2000 и ГОСТ Р ИСО 9000 Основы менеджмента Теория управления Научная организация труда Виды и методы аудиторских проверок Искусство общения Основы психологии Этикет Технические условия и классификация Структурирование функции качества Экологические, экономические и социальные аспекты воздействия
Перечень основных умений, навыков и знаний, требуемых для выполнения должностных обязанностей:
Должностные обязанности Основные умения, навыки, необходимые для выполнения должностных обязанностей Основные знания, необходимые для выполнения должностных обязанностей
9. Анализировать потребности организации в ресурсах в соответствии с ISO 9000 и реализовывать программы по их устранению Анализировать несоответствия по ресурсному обеспечению Систематизировать и анализировать результаты технического контроля и испытаний Анализировать и разрабатывать проекты инструкций и предостережений для потребителя Анализировать и разрабатывать проекты плановых мероприятий по устранению несоответствий Подготавливать отчеты руководству Статистические методы обработки информации Основы менеджмента Стратегическое и оперативное планирование Виды отчетов Технические условия и классификация
10. Изучать передовой опыт в сфере управления системами качества Систематизировать информацию Анализировать и составлять отчеты о передовом опыте в сфере управления системами качества Составлять прогноз предотвращения конфликтов Работать в Интернете Основы менеджмента Основы формирования ресурсов Менеджмент персонала Оперативное планирование Статистические методы
11. Разрабатывать и внедрять программы мотивации персонала в области качества Анализировать удовлетворенность персонала Анализировать удовлетворенность руководства Готовить проекты по развитию персонала Разрабатывать систе6му тренингов Управлять персоналом Основы менеджмента Основы формирования ресурсов Менеджмент персонала Оперативное планирование Статистические методы
         

 

Направление деятельности работников 4 квалификационного уровня Контроль за разработкой и совершенствование системы качества организации; оценка затрат на качество; разработка и совершенствование программ мотивации качества и повышения качества; руководство информационными системами и обменом информацией о качестве; контроль за ведением документации и отчётности о качестве; контроль за подготовкой системы качества к сертификации и проведению внешних аудитов; анализ внутренних и внешних аудитов; разработка, совершенствование и контроль за исполнением предупреждающих и корректирующих действий по устранению несоответствий качества продукции и услуг организации
Наименование должностей Четвертый квалификационный уровень
  Главный менеджер по качеству Заместитель руководителя организации по качеству Директор по качеству
Требуемый уровень базового образования Четвертый квалификационный уровень
  Квалификация (степень) «магистр» Квалификация «дипломированный специалист» Подготовка по курсу менеджера или аудитора по ISO 9000
Требования к опыту практической деятельности Четвертый квалификационный уровень
  Менеджер по качеству должен иметь опыт работы не менее 2-х лет в области качества.

 

Перечень должностных обязанностей для четвёртого квалификационного уровня
Должностные обязанности
Контролировать разработку, внедрение и совершенствование системы качества организации
Разрабатывать и совершенствовать программы мотивации персонала в области качества
Контролировать эффективность системы качества организации
Организовать подготовку системы качества к сертификации и внешним аудитам
Анализировать результаты внутренних и внешних аудитов системы качества
Разрабатывать, совершенствовать и контролировать исполнение предупреждающих и корректирующих действий по устранению несоответствий качества продукции и услуг организации
Анализировать данные о качестве продукции, рекламации и претензии потребителей к качеству продукции и услуг организации
Анализировать потребности организации в ресурсах в соответствии с ISO 9000 и разрабатывать программы по их устранению
Участвовать в разработке структуры организации, специализации подразделений и производственных связей между ними, номенклатуры и технических характеристик продукции и услуг
Изучать и внедрять в практику работы организации передовой отечественный и зарубежный опыт по управлению качеством продукции и услуг
Анализировать сметы затрат на систему качества, бюджет системы качества
Перечень основных умений, навыков и знаний, требуемых для выполнения должностных обязанностей:
Должностные обязанности Основные умения, навыки, необходимые для выполнения должностных обязанностей Основные знания, необходимые для выполнения должностных обязанностей
1. Контролировать разработку, внедрение и совершенствование системы качества организации Разработать и организовать систему постоянного контроля за разработкой и функционированием системы качества Применять системный подход к управлению организацией Руководить подразделениями и персоналом Разрабатывать и организовывать мониторинг процессов МС ИСО 9000:2000 и ГОСТ Р ИСО 9000 Менеджмент Теория управления Бизнес-планирование
2. Разрабатывать и совершенствовать программы мотивации персонала в области качества Разрабатывать и анализировать руководящие документы Применять современные принципы функционирования систем качества Вводить вопросы мотивации персонала в политику качества МС ИСО 9000:2000 и ГОСТ Р ИСО 9000 Основы делопроизводства Теория управления  
3. Контролировать эффективность системы качества организации Разработать алгоритм полного анализа мероприятий и данных по системе качества Применять системный подход к управлению организацией Руководить подразделениями и персоналом Разрабатывать и организовывать мониторинг процессов Подготавливать отчеты для анализа руководством Принципы функционирования организации Способы и методы управления системами качества Планирование
4. Организовать подготовку системы качества к сертификации и внешним аудитам Применять SWOT-анализ для выбора органа по сертификации Планировать и контролировать подготовку к сертификации Осуществлять контроль за выполнением программы внедрения системы качества Руководить подразделениями и персоналом Передовые методы управления качеством Основы психологии и педагогики Менеджмент
5. Анализировать результаты внутренних и внешних аудитов системы качества Применять методы системного анализа Руководить подразделениями и персоналом Подготавливать анализ информации по аудитам и отчетов руководству Передовые методы управления качеством Стратегическое планирование Системы и методы проектирования
6. Разрабатывать, совершенствовать и контролировать исполнение предупреждающих и корректирующих действий по устранению несоответствий качества продукции и услуг организации стандартам качества Разрабатывать и контролировать процедуры перспективного и текущего планирования по развитию системы качества Проводить системный анализ и подготовку отчетов руководству Организовывать эффективный обмен информацией Контролировать исполнение корректирующих и предупреждающих действий Научная организация труда Виды и методы аудиторских проверок Виды отчетности  
Перечень основных умений, навыков и знаний, требуемых для выполнения должностных обязанностей:
Должностные обязанности Основные умения, навыки, необходимые для выполнения должностных обязанностей Основные знания, необходимые для выполнения должностных обязанностей
7. Анализировать данные о качестве продукции или услуг, рекламации и претензии потребителей к качеству продукции или услуг организации Разрабатывать и контролировать процедуры перспективного и текущего планирования по развитию системы качества Проводить системный анализ и подготовку отчетов руководству Организовывать эффективный обмен информацией Контролировать исполнение корректирующих и предупреждающих действий Организовывать и контролировать работу по рекламациям и жалобам потребителей Статистические методы обработки информации Виды отчетов
8. Анализировать потребности организации в ресурсах в соответствии с ISO 9000 и разрабатывать программы по их устранению Разрабатывать и контролировать процедуры перспективного и текущего планирования ресурсов Проводить системный анализ и подготовку отчетов руководству по ресурсному обеспечению Организовывать эффективный обмен информацией Контролировать исполнение корректирующих и предупреждающих действий Технические условия и классификация Организация производства Организация и методы для систем обслуживания Теории стимулирования применительно к качеству
9. Участвовать в разработке структуры организации, специализации подразделений и производственных связей между ними, номенклатуры и технических характеристик продукции и услуг Структурировать производственные процессы Работать в команде Разрабатывать проекты и управлять проектами Применять методы аудита для анализа эффективности системы управления Готовить отчеты по результатам проверок Применять методы перспективного и текущего планирования Применять методы системного анализа Руководить подразделениями и персоналом Организационные структуры распределения ответственности Стратегии в области качества Система качества, как система управления Статистические методы
10. Изучать и внедрять в практику работы организации передовой отечественный и зарубежный опыт по обеспечению качества продукции и услуг Разрабатывать алгоритм системного анализа передового опыта в сфере управления системами качества и производства Составлять прогноз предотвращения конфликтов с Заказчиками и потребителями Анализировать проекты и отчеты Руководить структурными подразделениями и персоналом Организовывать и осуществлять межуровневые коммуникации Международные стандарты в области качества Научная организация труда Теория организации Требования стандартов и технических условий  
11. Анализировать сметы затрат на систему качества, бюджет системы качества Применять методы свод-анализа и финансового анализа Разрабатывать процедуры подготовки и корректировки финансовых планов Подготавливать сводные отчеты и исполнительные сметы затрат по системам качества Разрабатывать процедуры подготовки и корректировки финансовых планов Работать с персональным компьютером и офисной техникой Финансовый менеджмент Экономика Научная организация труда

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 274; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.