Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое занятие




ТЕМА: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

 

 

Студентки Гартунг Я.

Специальности практическая психология

Группы СПП-13

Курс 5

 

 

Симферополь 2013 г.

Психодиагностическая готовность ребенка к школьному обучению

 

1. Понятие готовности к школьному обучению

 

Психологическая готовность к школьному обучению – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников[2].

 

Психологическая готовность к систематическому обучению в школе – итог всего предшествующего развития ребёнка в дошкольном детстве. Она формируется постепенно и зависит от условий, в которых происходит развитие организма. Готовность к школьному обучению предполагает определённый уровень умственного развития, а также сформированность необходимых качеств личности.

 

Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребёнка и смены ведущих видов деятельности. По мнению Е.Е. Кравцовой, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию, как проблема смены ведущих типов деятельности, то есть это переход от сюжетно-ролевых игр к учебной деятельности[3]. Такой подход является актуальным и значительным, но готовность к учебной деятельности не охватывает полностью феномена готовности к школе.

 

Л.И. Божович ещё в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определённого уровня развития мысленной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции, своей познавательной деятельности в позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал А.В. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности её мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции.

 

На сегодняшний день практически общепризнано, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

 

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона, концентрацию внимания, аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

 

Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

 

К социальной зрелости относится потребность ребёнка в общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

 

Таким образом, под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

 

2. Формы готовности детей к школе

 

На сегодняшний день практически общепризнано, что готовность к школьному обучению - многокомплексное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Принято выделять следующие формы готовности к школе (по данным Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, В.В.Холмовской, Я.Я.Коломинского, Е.А.Пашко и др.): личностная, интеллектуальная, социально-психологическая, физическая, речевая и эмоционально-волевая готовность.

 

Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.

 

Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

 

- дифференцированное восприятие;

 

- аналитическое мышление;

 

- рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

 

- логическое запоминание;

 

- интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

 

- овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

 

- развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

 

Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

 

Кроме выше указанных составляющих психологической готовности к школе мы выделим еще и физическую, речевую и эмоционально-волевую готовность.

 

Под физической готовностью подразумевается общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

 

Под речевой готовность понимается сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность.

 

Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если

ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, у него формируется произвольность психологических процессов.

 

Обобщая выше сказанное, можно сказать, что под психофизиологической готовностью ребенка к школе понимается его зрелость в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Ребенок должен владеть мыслительными операциями – уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важно развитие школьной мотивации, способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач. Таким образом, «готовность ребенка к школе» - это комплексное и многогранное понятие.

 

3. Методы диагностики готовности детей к школьному обучению

 

Процедура определения психологической готовности детей к школе может быть различной в зависимости от условий, в которых работает психолог. Наиболее благоприятные условия – это обследование детей в детском саду в апреле-мае. На доске объявлений в детском саду заранее вывешивается листок с информацией о том, какие типы заданий будут предъявляться ребенку на собеседовании у психолога.

 

Готовность ребенка к школьному обучению определяется системным обследованием состояния интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой и мотивационной сфер. Каждая из этих сфер изучается рядом адекватных методик, направленных на выявление уровня психического развития, наличия необходимых навыков и умений, состояния мотивационного отношения к школьному обучению.

 

Чтобы составить общее представление об уровне развития готовности ребенка к школьному обучению, можно использовать ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасика. Этот тест обладает рядом существенных достоинств:

 

- во-первых, данный тест требует непродолжительного времени при его использовании;

 

- во-вторых, его можно применять как для индивидуальных, так и для групповых обследований;

 

- в-третьих, тест имеет нормативы, разработанные на большой выборке;

 

- в-четвертых, не требует специальных средств и условий для своего проведения;

 

- в-пятых, позволяет психологу-исследователю получить информацию о ребенке.

 

Ориентационный тест школьной зрелости Я. Йирасика является модификацией теста А. Керна. Он состоит из трех заданий (субтестов):

 

1. Рисование мужской фигуры по представлению. Данное задание дает возможность выявить зависимость между избирательной деятельностью и развитием второй сигнальной системы, абстрактного мышления, ориентировочную оценку общего умственного развития.

 

2. Подражание письменным буквам.

 

3. Срисовывание группы точек.

 

Второе и третье задания связаны с уровнем развития у ребенка способности к определенному поведению (он должен проявить волевое усилие, выполнить инструкцию в малопривлекательной работе в течение необходимого времени), что является важной предпосылкой для успешного обучения в школе.

 

Рисунок мужчины нужно выполнить по представлению. При срисовывании написанных слов должны быть обеспечены одинаковые условия как и при срисовывании группы точек, объединенных в геометрическую фигуру. Для этого каждому ребенку раздаются листы бумаги с представленными образцами выполнения второго и третьего задания. Все три задания предъявляют требования в плане тонкой моторики руки. Порядок выполнения и оценки тестов представлены в приложениях.

 

После того, как субтесты выполнены, психологи собирает бланки и проводит первичную группировку их по результатам тестирования, отбирая детей с очень слабым, слабым, средним и сильным уровнем готовности к школьному обучению.

 

Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по первым трем субтестам от трех до шести баллов. Группа детей, получивших семь-девять баллов, представляет собой средний уровень готовности к школьному обучению. Дети, получившие 9-11 баллов, требуют дополнительного обследования для получения более объективных данных. Особое внимание следует обратить на группу детей, набравший 12-15 баллов, что говорит о развитии ниже нормы. Такие дети нуждаются в тщательном индивидуальном обследовании интеллекта, развития личностных, мотивационных качеств.

 

Полученные результаты характеризуют ребенка со стороны общего психического развития: развития моторики, умения выполнять заданные образцы, т.е. характеризуют произвольность психической деятельности. Что же касается развития социальных качеств, связанных с общей осведомленностью, развитием мыслительных операций, то эти свойства довольно четко диагностируются в опроснике Я. Йирасика.

 

Я. Йирасик ввел в данную методику дополнительное четвертое задание, которое заключается в ответах на вопросы (каждому ребенку предлагается ответить на 20 вопросов)1. При помощи данного опросника диагностируется развитие социальных качеств, связанных с общей осведомленностью, развитием мыслительных операций. После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, набранных по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по пяти группам:

 

1 группа – плюс 24 и более;

 

2 группа – плюс 14 до 23;

 

3 группа - от 0 до 13;

 

4 группа – от минус 1 до минус 10;

 

5 группа – менее минус 11.

 

По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие количество баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению.

 

Таким образом, можно говорить, что методика Керна- Йирасика дает предварительную ориентировку в уровне развития готовности к школьному обучению.

 

В связи с выделением в психологической готовности детей различных видов отношений, влияющих на развитие учебной деятельности, имеет смысл диагностировать детей, поступающих в школу, через показатели психического развития, наиболее важные для успешности обучения в школе.

 

Методика «Графический диктант» разработана Д.Б. Элькониным и направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства, умения правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого. Инструкция по проведению теста и оценка результатов указаны в приложении.

 

Для определения психологической готовности к школьному обучению необходимо также определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, выяснить, есть ли у них интерес к обучению. Отношение ребенка к учению наряду с другими психологическими признаками готовности к обучению составляет основу для заключения о том, готов или не готов ребенок учиться в школе. Даже если все в порядке с его познавательными процессами, о ребенке нельзя сказать, что он полностью готов к обучению в школе. Отсутствие желания учиться при двух признаках психологической готовности – познавательного и коммуникативного, позволяет принимать ребенка в школу при условии, что в течении нескольких первых месяцев его пребывания в школе интерес к учению появится. Имеется ввиду желание приобретать новые знания, полезные умения и навыки, связанные с освоением школьной программы. В данной методике ребенку предлагается ответить на вопросы. При оценке ответов не стоит ограничиваться только оценками в 0 баллов и 1 балл, так как, во-первых, здесь встречаются сложные вопросы, на один из которых ребенок может ответить правильно, а на другой - неправильно; во-вторых, ответы на предлагаемые вопросы могут быть частично правильными и отчасти неверными. Для сложных вопросов, на которые ребенок ответил не полностью, и вопросов, допускающих частично правильный ответ, рекомендуется применять оценку 0,5 балла. С учетом введенной промежуточной оценки в 0,5 балла следует считать, что полностью готовым к обучению в школе (по результатам обследования по данной методике) является ребенок, который в итоге ответов на все вопросы набрал не менее 8 баллов. Не вполне готовым к обучению будет считаться ребенок, набравший от 5 до 8 баллов. Наконец, не готовым к обучению считается ребенок, чья сумма баллов составила менее 5. Максимальное количество баллов, которое ребенок может получить по этой методике, равно 10. Считается, что он практически психологически готов идти учиться в школу, если правильные ответы получены как минимум на половину всех заданных вопросов.

 

 

Таким образом, наиболее распространенными и эффективными методиками диагностики готовности детей к школьному обучению являются следующие:

 

1. «Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасика», включающий в себя:

 

- рисование мужской фигуры по представлению;

 

- подражание письменным буквам;

 

- срисовывание группы точек;

 

- опросник Я. Йирасика.

 

2. Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин).

 

3. Опросник «Отношение ребенка к обучению в школе».

 

Библиографический список

 

1. И.Ю.Кулагина. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). – М., 1996

 

2. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бондалева, В.В. Столина. - М., 1987

 

3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.- М., 2003

 

4. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991

 

5. Рогов Н.И. Настольная книга практического психолога. - М., 1999

 

6. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики. – М., 1989

 

7. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, - 1995

 

8. Краткий психологический словарь / Под общей ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. – Ростов-на-Дону «Феникс», 1997

 

9. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. - М, Знание, 1987г.

 

10. Тестируем детей / сост. Т.Г. Макеева. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2007

 

11. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования - К., Освита, 1992

 

12. Эльконин Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет)- М: Учпедгиз, 1960

 

13. Рыбина Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? //Дошкольное воспитание. 1995

 

14. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога. / Под ред. В.В.Слободчикова, вып.2,-Томск, 1992

 

МЕТОДЫ

 

Приложение А

 

Методика «Рисование мужской фигуры по представлению»

 

Оценка выполнения теста:

 

1 балл выставляется в следующих случаях: нарисованная фигура должна иметь голову, туловище, конечности; голова с туловищем соединена посредством шеи, голова не превышает туловища; на голове имеются волосы (или их закрывает шляпа), имеются уши, на лице – глаза, нос и рот; руки закончены кистью с пятью пальцами; ноги внизу загнуты; использована мужская одежда; фигура нарисована с использованием так называемого синтетического способа, то есть, фигура рисуется сразу как единое целое (можно обвести контуром, не отрывая карандаша от бумаги); ноги и руки как бы «растут» из туловища.

 

2 балла ребенок получает, если выполняются все требования как в пункте 1, кроме синтетического способа изображения; три нехватающие части (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) могут быть исключены из требований, если это уравновешивается синтетическим способом изображения.

 

3 балла ставят, когда на рисунке изображены голова, туловище, конечности, а руки или ноги нарисованы двойной линией; допускается отсутствие шеи, ушей, волос, одежды, пальцев, ступней.

 

4 балла. Примитивный рисунок с туловищем; конечности выражены всего лишь простыми линиями (достаточно одной пары конечностей).

 

5 баллов. Не хватает ясного изображения туловища (голова и ноги) или обеих пар конечностей.

 

Если дети старше пятилетнего возраста пропускают в рисунке какие-то части лица (глаза, рот), это может указывать на серьёзные нарушения в сфере общения, отгороженность, аутизм.

 

Самостоятельного диагностического значения данный тест не имеет, то есть ограничиваться в обследовании ребенка данной методикой недопустимо: она может составлять только часть обследования.

 

 

Приложение Б

 

Методика «Подражание письменным буквам»

 

Каждому ребенку раздаются листы бумаги с представленными образцами выполнения задания (написанного слова), которое ребенок должен скопировать, срисовать.

 

Оценка выполнения задания:

 

1 балл ребенок получает в следующем случае: подражание совершенно удовлетворительное написанному образцу; буквы не достигают двойной величины образца; начальная буква имеет явно заметную высоту большой буквы; переписанное слово не отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30 градусов.

 

2 балла ставят, если образец скопирован разборчиво, размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитывается.

 

3 балл. Явная разбивка надписи на три части, можно понять хотя бы четыре буквы.

 

4 балла. В этом случае с образцом совпадают хотя бы две буквы, копия все еще создает строку надписи.

 

5 баллов. Каракули.

 

Приложение В

 

Методика «Срисовывание группы точек»

 

Каждому ребенку раздаются листы с образцами выполнения задания, которые он должен скопировать и чистые листы бумаги. Инструкция к заданию: «Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй нарисуй здесь рядом такие же».

 

Оценка выполнения задания:

 

1 балл. Почти совершенное подражание образцу, допускается только очень небольшое отклонение одной точки из ряда или столбца; уменьшение рисунка допустимо, увеличения быть не должно.

 

2 балла. Количество и расположение точек должно отвечать образцу, можно допустить отклонение даже трех точек на половину ширины промежутка между рядами и столбцами.

 

3 балла. Целое по своему контуру похоже на образец. По высоте и ширине оно не превосходит образец больше, чем в 2 раза. Точек не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой поворот, даже на 180 градусов.

 

4 балла. Рисунок по своему контуру уже не похож на образец, но он еще состоит из точек. Величина рисунка и количество точек не имеют значение, другие формы не допускаются.

 

5 баллов. Черкание.

 

Приложение Г

 

Опросник ориентировочного теста школьной зрелости

 

Ярослава Йирасика

 

1. Какое животное больше – лошадь или собака?

 

Лошадь = 0 баллов; неправильный ответ = -5 баллов.

 

2. Утром вы завтракаете, а днем …

 

Обедаем. Мы едим суп, мясо = 0 баллов;

 

Ужинаем, спим и другие ошибочные ответы = -3 балла.

 

3. Днем светло, а ночью …

 

Темно = 0 баллов, неправильный ответ = - 4 балла.

 

4. Небо голубое, а трава …

 

Зеленая = 0 баллов, неправильные ответ = -4 балла.

 

5. Черешни, груши, сливы, яблоки… это что?

 

Фрукты = 1 балл, неправильный ответ = -1 балл.

 

6. Почему раньше чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?

 

Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем, чтобы никто не попал

 

под поезд = 0 баллов, неправильный ответ = -1 балл.

 

7. Что такое Москва, Ростов, Киев?

 

Города = 1 балл, станции = 0 баллов, неправильный ответ = -1 балл.

 

8. Который час показывают часы (показать на часах)?

 

Хорошо показано = 4 балла; показаны только четверть, целый час, четверть и час, правильно = 3 балла; не знает часов = 0 баллов.

 

9. Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это …, маленькая овечка – это…?

 

Щенок, ягненок = 4 балла, только один ответ из двух = 0 баллов, неправильный ответ = -1 балл.

 

10. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа? то у них общего?

 

На кошку, потому что у нее тоже четыре ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0 баллов; на кошку (без приведения признаков подобия) = -1 балл; на курицу = -3 балла.

 

11. Почему во всех автомобилях есть тормоза?

 

Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1балл; 1 причина = 0 баллов; неправильный ответ = -1 балл.

 

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

 

Два общий признака = 3 балла; 1 подобие = 2 балла; неправильный ответ = 0 баллов.

 

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?

 

Определение, что это животные, или приведение двух общих признаков (у них по 4 лапы, хвосты, шерсть) = 3 балла; одно подобие = 2 балла; неправильный ответ = 0 баллов.

 

14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой?

 

У них есть разные признаки: у винта – нарезка (резьба) = 3 балла; винт завинчивается, а гвоздь – забивается = 2 балла; неправильный ответ = 0 баллов.

 

15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание… это?

 

Спорт, физкультура = 3 балла; игры, упражнения, гимнастика,

 

состязания = 2 балла; неправильный ответ = 0 баллов.

 

16. Какие ты знаешь транспортные средства?

 

Три наземных транспортных средства, самолет или корабль = 4 балла; только

 

три наземных транспортных средства или полный перечень, с самолетом или с кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться = 2 балла; неправильный ответ = 0 баллов.

 

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

 

Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, чаще бывает болен, плохо видит, плохо слышит) = 4 балла; одно или два различия = 2 балла; неправильный ответ (у него палка, он курит) = 0 баллов.

 

18. Почему люди занимаются спортом?

 

По двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, подвижными, чтобы не были толстыми, они хотят добиться рекорда) = 4 балла; одна причина = 2 балла; неправильный ответ = 0 баллов.

 

19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?

 

Остальные должны за него работать (или выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-нибудь другой), он ленивый, мало зарабатывает = 2 балла; неправильный ответ = 0 баллов.

 

20. Почему на конверт нужно приклеивать марку?

 

Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов; тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2 балла; неправильный ответ = 0 баллов.

 

Приложение Д

Методика «Графический диктант»

 

Инструкция для проведения:

 

Для проведения исследования каждому ребенку выдается тетрадный лист в клетку с нанесенными на нем четырьмя точками. Перед исследованием психологи объясняет детям:

 

«Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону нужно провести линию. Следующую линию надо начинать там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги».

 

После этого психолог переходит к рисованию тренировочного узора,

 

диктант 1:«Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю клеточку. Рисуйте линию, не отрывая карандаш от бумаги: одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо. Далее продолжайте рисовать такой же узор сами». Так же провести следующие диктанты:

 

Диктант 2: «Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. А теперь продолжай рисовать этот узор сам».

 

Диктант 3: «Поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево (слово «влево выделяется голосом). Две клетки вниз. Две клетка вправо. Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Три клетки вверх. Теперь продолжай сам».

 

Диктант 4: «Теперь поставь карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Три клетки вправо. Две клетки вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Теперь продолжай рисовать узор сам».

 

На самостоятельное выполнение каждого узора дается полторы-две минуты. Общее время проведения методики составляет около 15 минут. Тренировочный диктант не оценивается (первый), оценка каждого из последующих диктантов производится по следующей шкале:

 

- безошибочное воспроизведение узора – 4 балла;

 

- за 1-2 ошибки ставят 3 балла;

 

- за большее число ошибок – 2 балла;

 

- если ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков, то ставится 1 балл;

 

- если правильно воспроизведенных участков нет, то ставят 0 баллов.

 

На основе полученных данных возможны следующие уровни выполнения:

 

10-12 баллов – высокий;

 

6-9 баллов – средний;

 

3-5 баллов – низкий;

 

0-2 балла – очень низкий.

 

Приложение Е

 

Опросник «Отношение ребенка к обучению в школе»

 

1. Хочешь ли ты пойти в школу?

 

2. Зачем нужно ходить в школу?

 

3. Чем ты будешь заниматься в школе? (Вариант: чем обычно занимаются в школе?)

 

4. Что нужно иметь для того, чтобы быть готовым идти в школу?

 

5. Что такое уроки? Чем на них занимаются?

 

6. Как нужно вести себя на уроках в школе?

 

7. Что такое домашние задания?

 

8. Чем ты будешь заниматься дома, когда придешь из школы?

 

9. Что нового появится в твоей жизни, когда ты начнешь учиться в школе?

 

Правильным считается такой ответ, который достаточно полно и точно соответствует смыслу вопроса. Для того, чтобы быть готовым к обучению в школе, ребенок должен дать правильные ответы на абсолютное большинство задаваемых ему вопросов. Если полученный ответ недостаточно полный, то спрашивающий должен задать ребенку дополнительные наводящие вопросы.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

Психодиагностические методики

Название Научное обоснование Возраст Цель использования Использование результатов
  Методики диагностики готовности детей к школьному обучению 1. «Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасика», включающий в себя:   - рисование мужской фигуры по представлению;   - подражание письменным буквам   - срисовывание группы точек;   - опросник Я. Йирасика.   2. Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин).   3. Опросник «Отношение ребенка к обучению в школе». 6-8 лет Групповая диагностика психологической готовности к школьному обучению Распределение детей по классам.   Выступление на родительском собрании
  Тест способности к обучению в школе   Г. Витцлака Тест «Диагностика уровня развития поступающих в начальную школу» был разработан в 1969-1970 гг. Герхардом Витцлаком, психологом из бывшей ГДР, и в 1972 г. опубликован на немецком языке. Это был один из первых комплексных тестов, диагностирующих психологическую готовность к школьному обучению. 6-8 лет Индивидуальная диагностика психологической готовности к школьному обучению Рекомендации родителям
  Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”. Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе. 1 класс Групповая диагностика психологической адаптации ребенка к школе Рекомендации педагогам.   Коррекционная групповая работа с классом.   Коррекционная индивидуальная работа с дезадаптивными детьми   Выступление на родительском собрании.
    Диагностика познавательных процессов младших школьников.     2-4 классы Групповая диагностика развития познавательных процессов Рекомендации педагогам.   Коррекционная групповая работа с классом.   Коррекционная индивидуальная работа с детьми.   Выступление на родительском собрании.
  Социометрия   исследование межличностных отношений в группе. Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. 4 классы   5-11 классы   (по запросу) Групповая диагностика исследованиямежличностных отношений в классе. Рекомендации педагогам.   Коррекционная групповая работа с классом.   Выступление на родительском собрании.
  Методика выявления детских страхов А.И. Захарова и М.А. Панфиловой «Страхи в домиках» Методика «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой. Автором произведен своеобразный синтез двух известных методик: модифицированной беседы А. И. Захарова и теста «Красный дом, черный дом». 1-4 классы Индивидуальная диагностика детских страхов диагностика детских страхов Рекомендации родителям   Коррекционная индивидуальная работа с детьми

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1 Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М., 2001. – 349 с

 

1 И.Ю.Кулагина. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет), М., 1996, с 180

 

[1] Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бондалева, В.В. Столина - М., 1987, С 11

 

[2] Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.- М, 2003, С 92

 

[3] Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991, С 145

 

3 Рогов Н.И. Настольная книга практического психолога. - М., 1999, С 31

 

1 Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики. – М., 1989, С 250

 

1 Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, - 1995, - №8, стр. 66-74.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 673; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.248 сек.