Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Начальное и среднее образование




Природа и образование

Монтессори считала, что, хотя дети ходят в школу, они все же нуждаются в тесном контакте с природой. Монтеcсори говорила, что ребенок сильнее связан с природой, чем мы, взрослые, и больше получает от контакта с ней. На природе ребенок становится тихим и внимательным, развивая способность к терпеливому наблюдению. Природа оказывает благотворное эмоци­ональное воздействие на детей. При виде цветка, насекомого или животного ребенок наполняется радостью и удивлением, и, созер­цая это, он развивает любовь к жизни (р. 77-71).

Монтеcсори не связывала тягу к природе с определенным возра­стом ребенка, она считала, что эта тяга сохраняется до юности (Montessori, 1949, р. 35). Но в любом случае она считала ужасным то, что современная жизнь изолирует детей от природы так сильно, что их наблюдательность и чувство любви к окружающему миру ис­чезают. Поэтому Монтеcсори полагалась на садоводство и разведе­ние домашних животных, которые она ввела в «Детском доме» (воз­раст от 3 до 6 лет) и продолжала культивировать это в начальной школе (Montessori, 1949, р. 75).

Фантазия и воображение

Монтессори критически относилась к попыткам обогатить фантазию детей с помощью волшебных сказок, басен и других фантастических историй. Она рассматривала фантазию как продукт сознания, утратившего связь с реальностью. Она признавала, что у детей есть природная склонность к фантазированию. Она объясняла это тем, что сознание ребенка отличается от сознания взрослого тем, что ребенок выходит за очерченные взрослыми рамки и любит бродить по удивительным мирам фантазии (р. 225). Когда взрослые читают детям волшебные сказки или рассказывают несуществующих о героях, они только поощряют доверчивость детей. Более того, дети слушают такие рассказы, они пассивны и просто поглощают впечатления. Они верят в фантастические вещи, потому что еще не развили в себе способность различать где правда, а где ложь. А это как раз то, что им необходимо уметь.

Монтессори признавала, что все дети очень хотят рисовать, но не поощряла их «свободное рисование». Вместо этого она старалась помочь им различать формы и цвета с помощью таких упражнений, как заполнение гнезд разной формы и разрезание цветной бумаги. На самом деле Монтессори не запрещала детям рисовать свободно, целью было развитие у детей способности к наблюдению и выявлению различий (Montessori, 1949, p. 20).

Известность Монтессори в первую очередь принесли разработан­ные ею в «Детском доме» методы обучения детей в возрасте от 3 до 6 лет. Это возраст, который характеризуется периодами повышенной чувствительности к обучению и уникальной способностью поглощать впечатления. Но Монтессори также разработала довольно детальную программу для начальной школы (возраст от 6 до 12 лет) и сформулировала основные идеи образования подростков и молодежи. Философия начального и среднего образования Монтессори не отличается от ее подхода к образованию маленьких детей. Она счи­тала, что образование не должно базироваться на представлениях взрослых о том, чему должны учиться дети. Когда преобладают установки и цели взрослых, слишком многие уроки не затрагивают собственных интересов и потребностей детей. Вместо этого образование должно будить внутренние силы развития, заложенные в каждом ребенке. Расту­щий ребенок имеет внутреннюю потребность, настоящую жажду деятельности, направленную на саморазвитие, а мы должны сделать деятельность возможной.

В возрасте от 6 до 7 лет происходит изменение потребностей ребенка в разви­тии. До этого главной его потребностью было развитие персональ­ных умений, таких как ходьба, язык, ощущения. Сейчас же ребенок становится интеллектуальнее и его интересы направлены во внеш­ний мир. Он хочет узнать все о мире, об окружающих людях и о том, что хорошо и что плохо. Ребенок хочет понять почему все происхо­дит так, а не иначе, и хочет приобрести некоторую власть над проис­ходящим вокруг. И в этом он весьма честолюбив. Он не интересует­ся отдельными умениями и знаниями, которые есть в учебниках, а хочет понять мир в целом — увидеть всю картину.

Поэтому Монтессори ввела в программу обучения серию расска­зов под общим заголовком «космический план», которые повеству­ют о рождении Земли, происхождении жизни, первых людях, разви­тии технологии и так далее. Эти рассказы не претендуют на истину в последней инстанции, но заставляют ребенка задавать вопросы и искать ответы на них.

Дети 6-12 лет также стремятся исследовать мир за пределами школы и семьи. Чтобы удовлетворить эти потребности, Монтессори предложила занятия под названием «выход в экспедицию». Ребенок с двумя или тремя товарищами выполняет небольшое исследование. Он может посетить музей, зоопарк, планетарий, пруд, библиотеку, мастерскую художника, ботанический сад. Обычно дети идут одни, без учителя, но учитель извещает надежного человека в этом учреждении о том, что дети могут прийти. Он также проводит с детьми инструктаж по технике безопасности. Учитель создает безопасную и надежную среду для исследования, а дети выбирают экспедиции и проводят исследования.

Монтессори не разработала методы образования для средней школы полностью, но предложила некоторые идеи. Она верила, что подростки испытывают глубокую потребность в улучшении общества, но их терзают сомнения и неуверенность в себе, характерные для этого возраста. Монтессори говорила, что единственный способ преодолеть эти сомнения и обрести уверенность заключается в осмысленной работе - работе, в которой подростки вовлечены в общее дело. Поскольку подростки все еще сохраняют тягу к природе, идеальное занятие для них — фермерство, и молодые люди должны при этом нести максимальную ответственность за ведение дела. Другой вид работы для подростков — управление гостиницей в деревне. Они могут записыватъ расходы и доходы, вести гостевые книги, осу­ществлять рекламу и так далее. Путем участия в таких экономических предприятиях студенты могут овладеть большим учебным материалом, а реальная работа дает подросткам чувство собственной зна­чимости.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.