Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Имя существительное. Правописание суффиксов и окончаний имен существительных




Эпилог

Нора снова обмакнула перо, но чернильница оказалась пустой. Девушка зевнула и оглядела стопку исписанных за ночь листов.

«С нашей свадьбой закончилась вражда между Фиарами и Гуди,— подумала она опустошенно. — Но совсем не так, как мы предполагали».

Никто не выбрался из огня. Ни Даниель, ни кто-либо еще.

Дом пылал несколько дней до тех пор, пока огонь постепенно не затих, оставив после себя лишь груды черных обуглившихся развалин. Их покинуло даже древнее зло, которому предстояло теперь вечно кружить над деревней.

«Вот почему я записала всю эту историю, — подумала Нора, разминая затекшие пальцы. — Вот почему я потратила всю ночь на то, чтобы изложить все, что мне известно о Гуди и Фиарах, Может быть, кто-нибудь прочтет это и сможет остановить зло прежде, чем оно снова наберет силу.

Все думают, что я помешалась, — сообразила вдруг девушка. — Они решили, что этот пожар отнял у меня разум. Вот отчего меня поместили и больницу и заперли в этой комнате. Но я не сошла с ума. Люди должны услышать мой рассказ. Я записала эту историю, чтобы остановить зло. Я обязана с ним бороться».

Глядя на пробивающиеся в окно солнечные лучи, Нора услышала шаги. Из коридора доносились голоса.

Дверь отворилась. В комнату вошли две здоровенные бабы в форме санитарок. Их лица были мрачными, а глаза — холодными.

— Тебя должны осмотреть врачи, Нора, — сказала одна из них тихо.

— Да. Хорошо, — ответила Нора, поднимаясь с неудобного стула, на котором она просидела всю ночь. Затем взяла с маленького столика стопку бумаги.

— Вот. Они должны прочитать это, — сказала девушка санитарке. — Они должны узнать мою историю полностью. Должны узнать о зле. Это зло уничтожит нас всех, вот увидите. Они должны узнать...

Санитарка поглядела ей в лицо, сузив глаза, затем взяла исписанные листы и бросила их в огонь.

— Нет! — вскрикнула Нора. Она попыталась спасти рукопись, но санитарки держали девушку крепко.

— Это для твоего же блага, Нора, — произнесла одна из них мягко. — Если врачи узнают, что ты писала всю ночь, они запрут тебя, а ключ выбросят.

Девушка смотрела, как страницы сперва слегка занялись огнем, потом вовсю запылали. Белый дымок улетал через трубу.

— Вы не понимаете! — пытались возразить девушка. На глазах у нее выступили слезы. Зло все еще живо. Зло все еще здесь! Люди должны узнать об этом. Должны...

— Пошли, Нора, — голос санитарки был мягким, а хватка жесткой. — Пошли. И постарайся забыть эту дикую выдумку.

— Ты не слышала новость? — сказала радостно другая санитарка. — Наверное, тебе это будет приятно, Нора. Усадьба Фиаров сгорела, но жители деревни на общие деньги прокладывают через это место дорогу.

— Что? Дорогу? — переспросила девушка, чувствуя, как кружится голова. — Но ужас...

— Нет больше никаких ужасов, Нора. Никаких. Дорога будет замечательной. А вдоль нее построят прекрасные дома, — продолжала санитарка, подталкивая девушку к двери. — И знаешь, как собираются назвать новую дорогу?

— Как? — спросила Нора слабым голосом.

— Ее назовут Фиар-стрит — улица Страха.

 

Задание 1. Дайте определения:

Морфология – это ___________________________________________________

___________________________________________________________________

Имя существительное – это___________________________________________

___________________________________________________________________

Задание 2. В каком ряду все слова являются именами существительными?

1) вселенная, набережная, непосредственная

2) насекомое, сказуемое, жестокое

3) родословная, парикмахерская, горничная

4) лесничий, зодчий, беличий

Задание 3. В каком ряду все имена существительные женского рода?

1) фальшь, роскошь, картофель, коктейль

2) утварь, мишень, вексель, трюфель

3) фланель, мозоль, полночь, картечь

4) лазурь, плесень, патруль, пудель

Задание 4. В каком ряду все имена существительные мужского рода?

1) каракуль, портфель, хворь, водевиль

2) скальпель, текстиль, бинокль, мигрень

3) пасквиль, дактиль, вензель, глазурь

4) тюль, рояль, вестибюль, шампунь

Задание 5. В каком ряду все имена существительные общего рода?

1) белоручка, жадина, ябеда, ласточка

2) сладкоежка, простофиля, забияка, соня

3) тихоня, сорвиголова, бродяга, бабулечка

4) выскочка, зазнайка, запевала, лисичка

Задание 6. В каком ряду все слова являются несклоняемыми именами существительными?

1) кольраби, хобби, жюри, параллели

2) бигуди, алоэ, панно, либретто

3) бюро, галифе, интервью, горизонталь

4) инкогнито, пианино, фламинго, существо

Задание 7. В каком ряду расположены имена существительные, которые в форме множественного числа родительного падежа имеют окончание - ей?

1) кудри, горсти, дебаты, кавычки

2) пассатижи, гусли, коренья, ножницы

3) розвальни, ясли, плоскогубцы, стайки

4) тени, будни, джунгли, поручни

Задание 8. В каком ряду расположены имена существительные, которые употребляются только в форме единственного числа?

1) дружба, листва, облако, портмоне

2) молоко, любовь, сметана, бензин

3) учительство, краснота, чулок, семья

4) бегство, йогурт, планетарий, здание

Задание 9. В каком ряду расположены имена существительные, которые употребляются только в форме множественного числа?

1) очки, брюки, джинсы, офицеры

2) ножницы, каникулы, времена, грязнули

3) именины, чернила, колготки, ворота

4) сани, сливки, жалюзи, училища

Задание 10. К данным формам множественного числа существительных подберите собирательные существительные. Составьте предложения с теми и другими, учитывая их стилистическое своеобразие.

Образец:

дети – детвора.

Дети всегда должны быть окружены вниманием и заботой. – Детвора устроила во дворе шумные игры.

Студенты, листья, ели.

Задание 11. Составьте с каждым существительным, придавая ему значение то мужского, то женского рода, по предложению.

Молодчина, хапуга, неряха.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 12. Допишите окончания:


1) Маршрутн… такси.

2) Добродушн… шимпанзе.

3) Крепк… кофе.

4) Крошечн… колибри.

5) Причудлив… барокко.

6) Легк… пальто.

7) Ветх… домишко.

8) Известн… конферансье.

9) Стар… мозоль.

10) Забавн… пони.

11) Красив… тюль.

12) Пожил… фрау.

13) Любим…роман-газета.

14) Пят… авеню.

15) Молод… крупье.

16) Прекрасн… Тбилиси.

17) Московск… театр-студия.

18) Быстр… кенгуру.

19) Строптив… Бетси.

20) Празднич…письмо- открытка.

21) Свеж… кольраби.

22) Модн… кутюрье.

23) Просторн… фойе.

24) Богат… Зугдиди.

25) Ярк… какаду.

26) Золот… парча

27) Сложн… па.

28) Вкусн… салями.

29) Интересн… фильм-сказка.

30) Солнечн… Батуми.


Задание 13. Образуйте от данных слов формы именительного падежа множественного числа.

1) кузов ________________ 2) пекарь _______________ 3) порт _________________ 4) пояс _________________ 5) бухгалтер ____________ 6) конструктор __________ 7) лагерь _______________ 8) веер _________________ 9) договор ______________ 10) орден _______________ 11) редактор ____________ 12) сторож _______________ 13) китель ________________ 14) образ _________________ 15) штурман ______________ 16) торт __________________ 17) шофер ________________ 18) окорок ________________ 19) хлеб __________________ 20) повар _________________

Задание 14. Образуйте от данных слов формы родительного падежа множественного числа:

1) апельсины___________ 2) плечи ______________ 3) туфли ______________ 4) казахи ______________ 5) граммы _____________ 6) лимоны _____________ 7) ботинки _____________ 8) чулки ______________ 9) носки ______________ 10) грабли ____________ 11) простыни _____________ 12) килограммы ___________ 13) грузины ______________ 14) кастрюли _____________ 15) солдаты ______________ 16) татары _______________ 17) тонны ________________ 18) сумерки ______________ 19) хлеб _________________ 20) вожжи ________________

Задание 15. Составьте предложения со словами пламя и племя, употребляя их в прямом и переносном значениях.

прямое значение: переносное значение:

___________________ __________________

___________________ ___________________

___________________ ___________________

Задание 16.

1) Установите, букву е или и следует написатьна месте пропуска в уменьшительно-ласкательном суффиксе существительного.

2) Укажите, как рассуждали, решая вопрос о написании.

3) Выберите вариант ответа:

1) Буква е.

2) Буква и.

3) При склонении существительного гласный выпадает.

4) При склонении существительного гласный не выпадает.

1 вариант Ответ 2 вариант Ответ
  Милый дружоч..к   Годовалый ребеноч..к  
  Карманный словар..к   Ласковый внуч..к  
  Металлический молоточ..к   Махровый халат..к  
  Складной зонт..к   Бумажный корабл..к  
  Краеш..к стакана   Веноч..к из васильков  
  Гладкий камеш..к   Шерстяной ковр..к  
  Клетчатый платоч..к   Кармаш..к для платка  
  Алюминиевый шар..к   Мешоч..к для обуви  
  Электрический фонар..к   Стол...к для игрушек  
  Мельхиоровый чайнич..к   Совоч..к для песка  

Задание 17. Вставьте е или и в суффиксы существительных.

1 в. Ящич..к, ореш..к, нож..к., ножич..к, стаканч..к.,карандаш..к, сыноч..к.

2 в. Огонеч.к, еж..к, замоч..к, луч..к, нос..к, кусоч..к, песоч..к.

3 в. Портфельч..к, палисаднич..к, огурч..к, корабл..к, самолет..к, чертеж..к.

4 в. Кусоч..к, калач..к, внуч..к, абажурч..к, конч..к, помидорч..к.

5 в. Оладуш..к, фонар..к, словар..к, краеш..к, стол..к, совоч..к.

6 в. Комоч..к, пароход..к, галстуч..к, шар..к, чайнич..к, камеш..к.

7 в. Молоточ..к, ребеноч..к, халат..к, ножич.к, зонт..к, мешоч..к.

8 в. Ковр..к, человеч..к, солдат..к, кармаш..к, веноч..к, ковш..к.

9 в. Синич..к, платоч..к, горош. к, бубенч..к, молоточ..к, перелесоч..к.

10 в. Пузыреч..к, мешоч..к, шалаш..к, василеч..к, звоноч..к, ларч..к, дружоч..к.

Задание 18. Образуйте с помощью суффикса – щик (-чик) от данных слов имена существительные. Укажите, в каких существительных напишете – щик, а в каких - чик.

I вариант II вариант

1) экскаватор -_______________ 2) расчет - __________________ 3) арматура - ________________ 4) гардероб - _________________ 5) разгрузить - _______________   6) подносить - _______________ 7) фрезеровать - ______________ 8) проходить-________________ 9) жестяной - _________________ 10) инструментальный - _________ 11) паркет - _______________ 12) бакен - ________________ 13) прокат - _______________ 14) копировальный - ________ 15) брошюровать - _________   16) смазать - ______________ 17) разносить - _____________ 18) проектировать - _________ 19) регулировать - __________ 20) подвозить - _____________

Задание 19.

1) Выясните, букву щ или ч нужно написать в суффиксе существительного.

2) Обозначьте предложения, в которых пропущены знаки препинания.

3) Выберите вариант ответа:

1) Букву щ.

2) Букву ч.

3) Нужно выделить деепричастный оборот.

4) Нужно поставить запятую между однородными членами.

5) Нужно разделить запятой простые предложения, входящие в сложное.

1 вариант Ответ
  Камен..ик, камен..ик, в фартуке белом что ты там строишь? Кому? (Бр.)  
  Он перевоз..ика зовет – и перевоз..ик беззаботный его за гривенник охотно чрез волны страшные везет (П.).  
  Отец мальчика был искусным рез..иком по дереву.  
  Я был и груз..иком и слесарем и вальцов..иком (Дав.).  
  Старичок – бакен..ик разжег костер неподалеку от сторожки.  
  По главным улицам проворно перебегали с лесенками фонар..ики зажигая свет (Шишк.).  
  Объезд..ик закурил трубку (Ч.).  
  Торопливо пробежал смаз..ик с длинным молотком и лейкой (Кор.).  
  Иногда нас перегоняли пассажиры, успевшие нанять извоз..ика (Гил.).  
  Перевоз..иков из соседней деревни набежало много (Акс.).  

 

2 вариант Ответ
  Не успел рассказ..ик произнести последнее слово как обе собаки разом поднялись и с лаем исчезли во мраке (Т.).  
  Табун..ик Нестор был одет в казакин подпоясан ремнем с набором (Л.Т.).  
  Донос..ику первый кнут (М.Г.).  
  Встает кузнец идет разнос..ик на биржу тянется извоз..ик (П.)  
  На валу камен..ики таскали кирпич и чинили городскую стену (П.).  
  Около полуночи подвод..ики и Егорушка опять сидели вокруг.  
  С большим носатым чайником поднос в руках поднос..ика (Н.).  
  Шарман..ик на ходу привычным движением плеча поправил на спине шарманку и вытер вспотевшее лицо (Купр.).  
  Под окном стучит молоточком чекан..ик Гоголев (М.Г.).  
  Хозяин оставил меня на попечение татарина – бан..ика (П.).  

Задание 20. Вставьте ч или щ в суффиксы имен существительных.

1 в. Проход..ик, совет..ик, притвор..ик, свар..ик, рез..ик, ракет..ик, камен..ик.

2 в. Бан..ик, барабан..ик, стеколь..ик, перевоз..ик, чекан..ик, извоз..ик, бетон..ик.

3 в. Разведчик, текстиль..ик, буфет..ик, копироваль..ик, контор..ик, тюрем..ик, застрой..ик.

4 в. Заказ..ик, переплет..ик, упаков..ик, подпис..ик, перебеж..ик, обид..ик. погон..ик.

5 в. Переплет..ик, точиль..ик, гон..ик, сбор..ик, поднос..ик, домен..ик, зачин.ик.

6 в. Мебель..ик, кровель..ик, съем..ик, перенос..ик, приказ..ик, крендель..ик.

7 в. Зелен..ик, зенит..ик, свар..ик, перевод..ик, закрой..ик, арматур..ик, вальцов..ик.

8 в. Буриль..ик, рез..ик, бакен..ик, аппарат..ик, литей..ик, обход..ик.

9 в. Груз..ик, фрезеров..ик, электросвар..ик, переплет..ик, камен..ик, стеколь..ик.

10 в. Рассказчик, смен..ик, завод..ик, обид..ик, заправ..ик, раздат..ик, лобыт..ик.

Задание 21. Вставьте Е или И в окончания существительных.

1) В церкв..., в Византи..., в апоге..., в санатори.., в стремлень.., в сочетани.., на ел.., на сирен..

 

2) О чест.., на яблон..., в поликлиник.., в учреждени..., на ладон.., в музе.., в институт...

3) В сберкасс..., в домоуправлени..., в магазин..., о музык..., об акварел.., на витрин.., об иллюстраци…

4) О жизн..., на лекци.., на новосель., на заседани..., о матер.., к побед..., в ярост..., о времен...

5) К мудрост..., в вестибюл.., в долин..., к станци.., о Мари.., на окраин.. деревн.., у дедушк.. в деревн...

6) У окраины деревн.., от галере.., в галере.., по алле.., у алле.., к палатк.., по истори.., при имен...

7) В Сибир..., в Заволжь.., в пустын.., без шапк..., на мест..., в тел..., в совершенствовани..., без устал...

8) В цвет.. лет, об удовольстви.., на тройк.., на вокзал..., в област.., на Урал.., в молчани.., о Ксени...

9) Письмо Наталь..., в госиитал.., на местност.., к полян.., в профилактори.., к нит.., в очеред...

10) В упряж.., к суш.., к роскош.., об опасност.., в трамва.., в ста.., на ине..., в усть...

Задание 22. Укажите существительные, в которых на месте пропуска букв нужно написать окончание (обозначьте слово знаком V). Вставьте пропущенные буквы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1601; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.