КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 8: Сложноподчиненное предложение
Задание1. Дайте определение: Сложноподчиненным называется предложение __________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________. Задание 2. Вставьте пропущенные буквы; раскройте скобки; расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложноподчиненное предложение перед вами. Выберите вариант ответа: 1) простое предложение; 2) сложноподчиненное предложение.
Задание 3. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы; раскройте скобки; расставьте знаки препинания. Определите место придаточного предложения по отношению к главному. Выберите вариант ответа: 1) перед главным предложением; 2) в середине главного предложения; 3) после главного предложения.
Задание 4. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы; раскройте скобки; расставьте знаки препинания. Определите вид придаточного предложения: 1) придаточное определительное; 2) придаточное изъяснительное.
Задание 5. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы; раскройте скобки; расставьте знаки препинания. Определите вид придаточного предложения: 1) придаточное определительное; 2) придаточное изъяснительное; 3) придаточное образа действия и степени.
Задание 6. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы; раскройте скобки; расставьте знаки препинания. Определите вид придаточного предложения, выберите вариант ответа: 1) определительное; 2) изъяснительное; 3) образа действия и степени; 4) сравнительное.
Задание 7. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы; раскройте скобки; расставьте знаки препинания. Определите вид придаточного предложения, выберите вариант ответа: 1) определительное; 2) изъяснительное; 3) места; 4) времени; 5) цели.
Задание 8. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы; раскройте скобки; расставьте знаки препинания. Определите вид придаточного предложения, выберите вариант ответа: 1) определительное; 2) изъяснительное; 3) места; 4) времени; 5) цели; 6) сравнительное; 7) условия; 8) причины; 9) уступительное; 10) следствия.
Задание 9. В каком сложноподчиненном предложении придаточное определительное? 1) Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась. 2) Я не знаю, где граница меж товарищем и другом. 3) Там, где тогда мчались весенние потоки, теперь везде потоки цветов. 4) Нам эта встреча давала возможность еще раз поговорить о старинных российских городах, где живут прекрасные люди. Задание 10. В каком сложноподчиненном предложении придаточное определительное? 1) Дедушка пошел в отведенную ему комнату, откуда и не выходил до утра следующего дня. 2) Не зная, куда от тоски и скуки деваться в доме, я вышел на улицу. 3) Куда ни взглянешь, всюду золотые, багряные краски осени. 4) На седьмые сутки своего похода Алексей узнал, откуда донеслись до него вьюжной ночью звуки отдаленного боя. Задание 11. В каком сложноподчиненном предложении придаточное не является определительным? 1) У самого закоренелого человека бывают минуты, когда загнанная совесть повернется, как острый камень, и вызовет боль. 2) Из его рассказов Самгин выносил впечатление, что дядя Миша предлагает звать народ на помощь интеллигенции. 3) Было слышно, что вдали по улице быстро идут люди и тащат что-то тяжелое. 4) Отдаленный гул вдруг проник в тенистое ущелье, где ехали путники. Задание 12. В каком сложноподчиненном предложении придаточное определительное? 1) В русской зиме столько прелести, что всем художникам хватит на тысячи лет. 2) Я утешал себя мыслью, что вдали от моря это изучение было бы не так увлекательно. 3) Всматриваясь в эти здания, понимаешь, что хороший вкус – это, прежде всего, чувство меры. 4) Рассказы Грина опьяняли, как душистый воздух, что сбивает нас с ног после чада душных рассказов. Задание 13. В каком сложноподчиненном предложении нет придаточного определительного? 1) Настала минута, когда я понял всю цену этих слов. 2) Волны звучат так, точно просят пустить их погреться к костру. 3) Пред ними стелется равнина, где ели изредка взошли… 4) Не было у меня такого уговору, чтобы дрова таскать. Задание 14. В каком сложноподчиненном предложении придаточное изъяснительное? 1) Гений настолько внутренне богат, что любая тема, любая мысль, случай или предмет вызывают у него неиссякаемый поток ассоциаций. 2) Было так тихо, что издалека слышались трески ломающейся от мороза земли, шорох зябнущей ветки. 3) Я надеюсь, что вы не откажетесь отобедать у меня. 4) Пыль на улицах такая едкая, что глазам больно. Задание 15. В каком сложноподчиненном предложении придаточное меры и степени? 1) И как-то вдруг слышишь, что уже весь лес, за минуту важно задумчивый, налился сотнями голосов. 2) Маша так дружелюбно и крепко стиснула ему руку, что у него сердце забилось от радости. 3) Наиболее вероятно, что известные нам кометы живут и путешествуют только в пределах нашей Солнечной системы. 4) Милый, я знаю, что удерживает тебя здесь. Задание 16. В каком сложноподчиненном предложении придаточное причины? 1) Солнце светило так ярко, что все кругом сверкало и искрилось. 2) Я замолчал оттого, что мои глаза остановились внезапно на трех запыленных портретах в черных деревянных рамах. 3) Было так темно, что Варя с трудом различала дорогу. 4) Окрик показался Аксинье настолько громким, что она ничком упала на землю. Задание 17. В составе какого сложноподчиненного предложения нет придаточного изъяснительного? (Знаки препинания не расставлены). 1) Известно что слоны в диковинку у нас. 2) Чтоб музыкантом быть так надобно терпенье. 3) Вполне понятно, что самые различные чувства и настроения человека передает музыка. 4) Что волки жадны всякий знает. Задание 18. В каком сложноподчиненном предложении придаточное цели? 1) Молю, чтоб буря не застала, гремя в наряде боевом, в ущелье мрачного Дарьяла меня с измученным конем. 2) Чтоб чем-нибудь играть от скуки, копье стальное взял он в руки. 3) Метели, что ломятся в дверцы, с дороги меня не собьют. 4) Если за день ничему не научишься, значит весь день шел назад. Задание 19. Расставьте знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Выделите главные и придаточные части. Составьте схемы предложений. 1) И долго буду тем любезен я народу что чувства добрые я лирой пробуждал что в мой жестокий век прославил я свободу и милость к падшим призывал (П.). ______________________________________________________ 2) Я схватил бумаги и поскорее унес их боясь чтоб штабс-капитан не раскаялся (Л.).____________________________________________________________ 3) Чичиков объяснил ей что это бумага не такого рода что она назначена для совершения крепостей, а не для просьб (Г.)._______________________________ 4) Ей показалось что она давно знает эту девушку и любит ее хорошей жалостливой любовью матери (М.Г.).________________________________________ 5) Шалый долго рассказывал о неполадках в колхозе о том что оставалось невидимым для Давыдова что тщательно скрывалось от него стараниями Якова Лукича (Шол.). _______________________________________________________ 6) Чичиков взглянул и увидел точно что на нем не было ни цепочки ни часов. Ему даже показалось, что и один бакенбард у него был меньше и не так густ как другой (Г.). _______________________________________________________ 7) Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая ибо со мной чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествии по Кавказу (Л.). ______________________________________________________________________ 8) Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей чтоб успеть до ночи забраться на Койшаурскую гору и во все горло распевал песни (Л.). ______________________________________________________________________ 9) Я должен был нанять быков чтоб втащить мою тележку на эту проклятую гору потому что была уже осень и гололедица (Л.).___________________________________________________________________ 10) Положили цепи под колеса вместо тормозов чтобы они не раскатывались взяли лошадей под уздцы и начали спускаться (Л.).____________________________________________________________________ 11) Я стал на углу площадки крепко упершись левой ногой в камень и наклоняясь немного вперед чтобы в случае легкой раны не опрокинуться назад (Л.)._____________________________________________________________________ 12) Он закидывает голову назад когда говорит и поминутно крутит усы левой рукой ибо правой опирается на костыль (Л.). ___________________________ Задание 20. Расставьте недостающие знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Выделите главные и придаточные части. Составьте схемы предложений. 1) Я лежал на диване устремив глаза в потолок и заложив руки под затылок когда Вернер вошел в мою комнату (Л.). _____________________________________ 2) И когда последним медвежковато шагая подошел Ипполит Шалый и сдержанно посмеиваясь, смущенный всеобщим вниманием издали протянул черную раздавленную работой огромную руку Нагульнов шагнул ему навстречу крепко обнял широкие сутулые плечи старого кузнеца (Шол.). _________________________ 3) С тех пор как я живу и действую судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм как будто без меня никто не мог бы ни умереть ни прийти в отчаяние (Л.). ___________________________________________________________ 4) Грушницкий споткнулся; ветка за которую он уцепился изломалась и он скатился бы вниз на спине если бы его секунданты не поддержали (Л.)._____________________________________________________________________ 5) В его кабинете лежала всегда какая-то книга заложенная закладкой на четырнадцатой странице которую он постоянно читал вот уже два года (Г.)._____________________________________________________________________ 6) Бричка въехавши во двор остановилась перед небольшим домиком который за темнотой было трудно рассмотреть (Г.). ____________________________ 7) Оба приятеля долго жали друг другу руку и долго смотрели один другому в глаза в которых видны были навернувшиеся слезы (Г.).____________________________________________________________________ 8) Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя (Г.)._____________________________________________________________________ 9) Он раздумывал над тем куда положить всю эту силу молодости только раз в жизни бывающую в человеке (Л.Т.).___________________________________ 10) Уезжая из Москвы он находился в том счастливом, молодом настроении духа когда осознав прежние ошибки юноша вдруг скажет себе что все это было не то (Т.Т.)._________________________________________________________________ Задание 21. А) Образуйте из данных предложений сложноподчиненные, ставя придаточные предложения после определяемых слов главного предложения. Составьте схемы предложений. 1) Берег был низкий, илистый (где остановилась машина). ______________ 2) В доме затихла музыка (что напротив). ____________________________ 3) (Где равнины соприкасаются с горами) границы обозначены чрезвычайно резко.______________________________________________________ 4) (Куда я прибыл) штаб полка маскировался руинами. _________________ 5) Рыбы поймали такое множество и поэтому послали за телегой (какого не ожидали). ____________________________________________________________ 6) Вешнее солнышко приветливо глядело с голубого неба и пригревало изрядно (по которому двигались перистые облачка).____________________________ Б) Замените обособленные члены предложения придаточными определительными предложениями. 1) Воздух, с утра холодный и влажный, постепенно прогрелся. __________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2) Из-за тучи, неподвижно застывшей на горизонте, поднималась луна. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3) Снег, не тающий даже летом, покрывал горные вершины.______________________________________________________________________________________________________________________________________ 4) Мой дед, опытный охотник, ходил на медведя один.__________________ ________________________________________________________________________ 5) Облака, подгоняемые легким ветерком, плывут по лазури неба.________ ________________________________________________________________________ В) Исправьте данные предложения, заменяя одно из придаточных обособленным определением. Запишите исправленные предложения, составьте их схемы. 1) Мы отыскивали родник, который находился в лощине, которая начиналась за деревней. ___________________________________________________ ________________________________________________________________________ 2) Луна, которая виднелась из-за крыш, освещала улицы, которые были пустынными и безлюдными._______________________________________________ ________________________________________________________________________ 3) Сосна, под которой мы расположились, одиноко возвышалась среди поля, которое было засеяно гречихой. __________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4) Песня, которую вполголоса пели девушки, не нарушала тишины, которая стояла над полем. _________________________________________________ ________________________________________________________________________ Г) Перестройте простые предложения в сложноподчиненные, заменяя выделенные слова синонимичными придаточными изъяснительными предложениями. Составьте схемы предложений.
1) Художник с восхищением наблюдал за красивым полетом птицы. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2) Приятно было смотреть на плавное течение воды в реке. ______________ ________________________________________________________________________ 3) Сообщи нам о дне приезда. ______________________________________ ________________________________________________________________________ 4) Пассажир спросил дежурного по вокзалу о времени прибытия поезда. _________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5) Наши лыжники показали способность вырвать победу на финише. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 22. Добавьте к главным предложениям придаточные цели, расставьте знаки препинания. 1) Надо хорошо учиться __________________________________________ _______________________________________________________________________ 2) К старому учителю часто заходили его бывшие ученики для того ______ ________________________________________________________________________ 3) Я решил поступить в колледж с той целью _______________________ ______________________________________________________________________ 4) Мои друзья отправились на Дальний Восток с тем ___________________ _____________________________________________________________________ Задание 23. Вставьте вместо точек указательные слова, определите виды придаточных, расставьте запятые, составьте на полях схемы.
Задание 24. Используя знания, полученные при изучении сложноподчиненных предложений, напишите свои размышления на тему: «Чем меня привлекает моя будущая профессия». ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2807; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |