КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
С несколькими придаточными
Тема 9. Сложноподчиненное предложение Задание 1. Укажите номера предложений с последовательным подчинением придаточных частей. Выделите главные и придаточные части. Составьте схемы предложений. ________________________________________________________ 1) Когда мы подошли к большим папа к великой нашей радости объявил что по просьбе матушки поездка отложена до завтрашнего дня (Л.Т.). ____________ ________________________________________________________________________ 2) Я понимаю сейчас что тянуться к счастью и знать что оно придет к тебе лучше чем иметь его и привыкнуть к нему (Жук.). _____________________________ ________________________________________________________________________ 3) Всю свою жизнь я видел настоящими героями только людей которые любят и умеют работать людей которые ставят целью себе освобождение всех сил человечества для творчества для украшения нашей земли для организации на ней форм жизни достойных человека (М.Г.).______________________________________ ________________________________________________________________________ 4) Необозримое желтое поле замыкалось только с одной стороны высоким синеющим лесом который тогда казался мне самым отдаленным таинственным местом за которым или кончается свет или начинаются необитаемые страны (Л.Т.). ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5) И впервые в жизни подумал Куликов что не бесследно живет на земле человек и умирает не без следа не так как снег весной сходит с поля ибо о каждом человеке остается память хорошая или дурная (Горб.). _________________________ ________________________________________________________________________ Задание 2. Укажите номера предложений с однородным подчинением придаточных частей. Выделите главные и придаточные части. Составьте схемы предложений. ____________________________________________________________ 1) Скажи мне ветка Палестины где ты росла где ты цвела (Л.).___________ ________________________________________________________________________ 2) Герой это тот кто творит жизнь вопреки смерти кто побеждает смерть (М.Г.). __________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 3) А среди этого страшного поля где целый день с неистовой силой бушевали огонь и железо где все было попрано смертью стояла и тихо светилась в сумерках одинокая береза (Буб.). ____________________________________________ ________________________________________________________________________ 4) Он был уверен что ловкости хватит у него и щуря глаза мечтал о том как загуляет поутру когда в его кармане появятся кредитные бумажки (М.Г.). _________ ________________________________________________________________________ 5) Я не мог заранее знать попаду ли я на станцию и придет ли вовремя поезд. _________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Задание 3. Укажите номера предложений с параллельным подчинением придаточных частей. Выделите главные и придаточные части. Составьте схемы предложений. ___________________________________________________________ 1) Лицо у нее горело и чтобы скрыть свое волнение она низко точно близорукая нагнулась к столу и сделала вид что читает газету (Ч.). ______________ ________________________________________________________________________ 2) Избавлю вас от описания гор от возгласов которые ничего не выражают от картин которые ничего не изображают особенно для тех которые там не были (Л.)._____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 3) Все знали что приехала барыня и что Капитон пустил ее и что она теперь в детской (Л.Т.).____________________________________________________ ________________________________________________________________________ 4) Он (Коновалов) любил работать увлекаясь делом унывал когда печь пекла плохо или тесто медленно всходило сердился и ругал хозяина если он покупал сырую муку и был по-детски весел и доволен если хлебы из печи выходили круглые высокие (М.Г.). ___________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 5) Что скажут господа когда узнают что дитя пьет и играет (П.). _________ ________________________________________________________________________ Задание 4. Укажите номера предложений с однородным подчинением придаточных частей. Выделите главные и придаточные части. Составьте схемы предложений.____________________________________________________________ 1) Почти каждый день к ней приходил Рябовский чтобы посмотреть какие она сделала успехи в живописи (Ч.).________________________________________ ________________________________________________________________________ 2) Только теперь мы заметили что взошло солнце и горы уже не в силах его заслонить (Л.).____________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 3) Восьмого марта после полудня буран ослабел хотя поземка все еще перевеевала сугробы и с лохматых туч падал сухой иглистый снег (Фед.)._________ ________________________________________________________________________ 4) Не было казалось никакой надежды что дождь сегодня перестанет и мы продолжим свой путь (Фед.).________________________________________________ ________________________________________________________________________ 5) Слышно было как ветер трепал кусты деревьев как неистовствовало море и лаяли в селении собаки (Арс.).________________________________________ ________________________________________________________________________ 6) Старик не сумел ответить что он будет делать с кладом если найдет его (Ч.)._____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Задание 5. Укажите номера предложений с придаточными изъяснительными. Выделите главные и придаточные части. Составьте схемы предложений. ___________________________________________________________________ 1) Мечик плохо понимал зачем его послали вперед но ему велели ехать рысью и он подчинился (Фад.)._____________________________________________ ________________________________________________________________________ 2) Хаджи-Мурат понимал что говорят про него и веселая улыбка светилась в его глазах (Л.Т.). ________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 3) Людей одиноких по натуре которые как рак-отшельник или улитка стараются уйти в свою скорлупу на этом свете не мало (Ч.).____________________ ________________________________________________________________________ 4) Человеческий род не так уж беден великолепными людьми как это может показаться на первый взгляд (Пауст.).__________________________________ ________________________________________________________________________ 5) Чичиков подошел к ручке Феодулии Ивановны которую она почти впихнула ему в губы (Г.).___________________________________________________ ________________________________________________________________________ 6) А если спросит кто-нибудь.. Скажи что я писать ленив что полк в поход послали и чтоб меня не ждали (Л.).__________________________________________ ________________________________________________________________________ 7) Это не то что вам продаст какой-нибудь Плюшкин (Г.)._______________ ________________________________________________________________________
8) Ему нравилось не то о чем читал но больше само чтение (Г.).__________ ________________________________________________________________________ 9) Ему почудилось будто блеснуло в замке огнем узенькое окошко (Г.). ___________________________________________________________________________________________________________________________________________ 10) Вслед за сими словами дверь захлопнулась и только слышно было как с визгом задвинулся железный засов (Г.). _____________________________________ ________________________________________________________________________ Задание 6. В каком сложноподчиненном предложении три придаточных с однородным соподчинением? (Знаки препинания в предложениях не расставлены.) Определите виды придаточных. Составьте схемы предложений. 1) Смотритель осведомился куда надобно было ему ехать куда затем вернуться а затем объявил что лошади присланные из деревни ожидали нас уже четвертые сутки.________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 2) И грустно мне что зыбким полукругом лежат во тьме пустынные дворы что поздний час что гаснут друг за другом торжественные звездные миры._________ ________________________________________________________________________ 3) По-видимому промысел можно называть художественным если произведение отличается индивидуальностью самобытностью если оно несет миру красоту воспитывает лучшие чувства у человека.______________________________ ________________________________________________________________________ 4) Я не терял веры когда меня хлестали зимние метели когда меня сжигал летний зной когда был молод когда состарился. _______________________________ ________________________________________________________________________ Задание 7. В каком сложноподчиненном предложении нет однородных придаточных соподчинительных? (Знаки препинания в предложениях не расставлены.) Составьте схемы предложений.
1) Слышно было как в саду шагал дворник и как скрипела его тачка. _____ ________________________________________________________________________ 2) Лес еще не шумел потому что было очень рано и ветер еще только-только нарождался вдали.__________________________________________________ ________________________________________________________________________ 3) Чтобы выстоять в войне с врагом город вынес такие испытанья каких еще ни разу не знавал за двести сорок лет существованья._______________________ ________________________________________________________________________ 4) Когда люди молоды и весна на дворе все кажется веселым и радостным._______________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Задание 8. В каком сложноподчиненном предложении есть три придаточных с последовательным подчинением? (Знаки препинания не расставлены.) Составьте схемы предложений. 1) Я хочу чтобы слышала ты как тоскует мой голос живой.______________ ________________________________________________________________________ 2) Молодые казаки ехали смутно и удерживали слезы так как боялись отца который тоже был несколько смущен хотя старался этого не показывать.__________ ________________________________________________________________________ 3) Когда Вронский смотрел на часы на балконе Карениных он был так растревожен и занят своими мыслями что видел стрелки на циферблате но не мог понять который час._______________________________________________________ ________________________________________________________________________ 4) Я был тогда твердо убежден что всех трех профессоров чрезвычайно занимал вопрос о том выдержу ли я экзамен и хорошо ли я его выдержу.__________ ________________________________________________________________________ Задание 9. В каком сложноподчиненном предложении есть четыре придаточных с последовательным подчинением? (Знаки препинания не расставлены.) Составьте схемы предложений. 1) В передней было темно и в вошедшем человеке можно было различить средний рост белое кашне и большое чрезвычайно бледное лицо такое бледное что от появления этого лица в передней стало светлее. _____________________________ ________________________________________________________________________ 2) Летчик вышел наружу и было слышно как он шумно чистит зубы обливается холодной водой крякая фыркая на весь лес._________________________ ________________________________________________________________________ 3) Мне трудно думать что я несчастен не потому что виноват но потому что такова моя судьба и что участь моя предрешена от самого рождения.__________ ________________________________________________________________________ 4) В то время как я таким образом мысленно выражал свою досаду на Карла Ивановича он подошел к своей кровати взглянул на часы повесил хлопушку на гвоздик и на мое счастье в самом приятном расположении духа повернулся к нам._____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Задание 10. В каком сложноподчиненном предложении три придаточных? (Знаки препинания не расставлены.) Составьте схемы предложений. 1) Воспитывайте в себе идеалы будущего ибо это своего рода солнечные лучи без оживляющего действия которых земной шар превратился бы в камень.____ ________________________________________________________________________ 2) Старик вернулся и заявил что кажется придумал как перебраться на другой берег незамеченным.________________________________________________ ________________________________________________________________________ 3) Иногда Пьер вспоминал о слышанном им рассказе как на войне солдаты старательно изыскивают себе занятие для того чтобы легче переносить опасность._______________________________________________________________________________________________________________________________________ 4) Пелагея Даниловна стала узнавать ряженых восхищаясь тем как хорошо были сделаны костюмы как шли они особенно к барышням и благодарила всех за то что так повеселили ее._____________________________________________________ ________________________________________________________________________ Задание 11. В каком сложноподчиненном предложении два придаточных? (Знаки препинания не расставлены.) Составьте схемы предложений. 1) Долго было слышно как он шагал туда где светится огонек чтобы поведать чужим людям о своем счастье.______________________________________ ________________________________________________________________________ 2) Мне казалось что нужно иметь колоссальный запас знания чтобы по компасу и звездам определить в какой части обширнейшего океана находится наше судно.___________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 3) Город как бы спрашивал тебя где же ты был в зимние дни когда торжественные здания колоннады и арки покрывал иней._______________________ ________________________________________________________________________ 4) И в ту минуту как она говорила ей самой казалось что она видела то что говорила.________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Задание 12. В каком сложноподчиненном предложении три придаточных? (Знаки препинания не расставлены.) Составьте схемы предложений. 1) Человек одарен разумом и творческой силой чтобы приумножать то что ему дано.________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 2) Есть у России березоньки белые кедры забывшие сколько им лет горы от вечных ветров поседелые реки которым названия нет. __________________________ ________________________________________________________________________ 3) Перестань говорить тотчас же когда заметишь что раздражаешься сам или тот с кем говоришь.____________________________________________________ ________________________________________________________________________ 4) Наташа не кончила петь как в комнату вбежал восторженный четырнадцатилетний Петя с известием что пришли ряженые.____________________ ________________________________________________________________________ Задание 13. В каком сложноподчиненном предложении три придаточных? (Знаки препинания не расставлены.) Составьте схемы предложений. 1) Я стал вспоминать лютики их глянцевые лаковые лепестки хотел представить как они выглядели бы написанные художником которому вздумается изобразить влажный зеленый луг.__________________________________________ 2) Он говорит что спас мне жизнь потому что прикрыл обман Акулины Памфиловны которая сказала злодеям будто бы я ее племянница.________________ ________________________________________________________________________ 3) Если писатель хорошо видит то о чем пишет то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли какие писатель хотел ему передать.________________________________________________________________ 4) Думаю что надо согласиться со старым хлеборобом который когда-то сказал что хлеб имя существительное и что все остальное прилагательное._________ ________________________________________________________________________ Задание 14. Сколько частей в сложном предложении? (Знаки препинания не расставлены.) На мой взгляд промысел можно называть художественным если произведение отличается индивидуальностью и самобытностью если оно несет миру красоту и добро если оно воспитывает лучшие чувства у человека чье стремление к совершенству как известно безгранично и неиссякаемо. 1) 3 3) 5 2) 4 4) 7 Задание 15. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы; раскройте скобки; расставьте знаки препинания. Определите вид связи придаточных предложений с главным: 1) последовательное подчинение; 2) однородное подчинение; 3) параллельное подчинение; 4) более сложная комбинация подчинения в придаточных предложениях.
Задание 16. Из каждых трех простых предложений составьте одно сложное. Составьте схемы предложений. 1) Весна бывает сырая. Растительность сохраняет свою свежесть до конца июня. В конце июня начинают косить траву. (если, то, когда). ___________________ ________________________________________________________________________ 2) Было еще холодно. Мы отправились в поход. Солнце уже взошло. (Когда, хотя)_____________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 3) Цветы издавали сильный запах. Цветы росли на клумбах. Их только что полили. (Которые, потому что)______________________________________________ ________________________________________________________________________ 4) Тренер команды заболел. Занятия пришлось отменить. Они проводились по субботам. (Так что, который)_____________________________________________ ________________________________________________________________________ Задание 17. Прибавьте к сложному предложению еще придаточное; расставьте знаки препинания. 1) Давно было известно что природа нашей страны щедра и …___________ ________________________________________________________________________ 2) Время приближалось к двум часам ночи и восток начал светлеть когда__ ________________________________________________________________________ 3) Как только _____________________________________________ я разбудил брата и мы пошли в ближайший лес._________________________________ ________________________________________________________________________ 4) Плотен и толст лед и нет такой силы чтобы_________________________ ________________________________________________________________________ 5) Подъем был крутой и мы шли рядом с нартами чтобы ________________ ________________________________________________________________________ 6) Когда ___________________________________________ палатки были уже сняты и вьючные сумы упакованы._______________________________________ ________________________________________________________________________ 7) Надо идти дальше на юг где солнце ярче и ________________________ ________________________________________________________________________ Задание 18. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу придаточные предложения; расставьте знаки препинания. Составьте схемы полученных предложений. 1) Гейзеры… _____________________________________________________ ______________________________________________________________ внешне похожи на небольшие вулканчики но по существу это разновидность горячих источников. 2) Очевидцы утверждают … ______________________ ______________________________________________________________столб кипятка и пара взлетает вверх на несколько десятков метров. 3) В Долине гейзеров … __________________________________________ _____________________________________________________________ их 25 и они привлекают все большее внимание ученых и туристов.
Предложения для вставки: Которые известны в нескольких местах земного шара; которая находится на Камчатке; что извержения гейзеров производят ошеломляющее впечатление.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 6073; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |