Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III.5.7. Отбор и подготовка консультантов




Служба экстренной психологической помощи по телефону предъявляет определенные требования к личностным и деловым качествам тех, кто в ней работает. Поэтому кандидаты в консультанты проходят через некоторый отбор. Критерии первоначального его этапа не отличаются строгостью и ограничиваются самыми общими требованиями - к возрасту кандидатов (лица до 18 лет к работе не допускаются), личностным характерологическим особенностям (нежелательны выраженные акцентуации характера, эмоциональная нестабильность; выясняется, были ли в жизни кандидата суицидальные попытки, нуждался ли он в последние годы в психотерапевтическом лечении и пр.). Люди с больным сердцем, страдающие эпилепсией, с речевыми дефектами или другими физическими недостатками, которые могут отразиться на эффективности работы, "отсеиваются" сразу.

Второй этап отбора проходит с учетом уже более специальных требований. Прослушивается голос кандидата (отмечаются тон, тембр, выразительность); в беседе с сотрудниками ТД, выступающими в роли тренеров и "супервизоров", выясняется отношение будущих консультантов к условиям, требованиям, принципам работы в службе ТД и готовность принять эти условия и следовать им.

Третий этап - период профессионального тренинга и пробного опыта дежурств у телефона при участии супервизоров. Результаты работы в тренинговой группе и начальной практики консультирования также рассматриваются и обсуждаются ведущими сотрудниками службы с точки зрения профессиональной и личностной готовности кандидата к консультативной работе.

В тренинговой группе проходят подготовку от 15 до 20 человек. Апробирован разный режим занятий. При первом варианте проводится от двух до четырех встреч в неделю в течение месяца. Каждое из занятий длится 3 часа (данному варианту отдается предпочтение перед другими). При втором проводится одна встреча в неделю и цикл занятий в целом продолжается три-четыре месяца. Третий, интенсивный вариант отличается от двух предыдущих тем, что резко увеличивается длительность каждой отдельной встречи, которая может занимать 8 и более часов. В иных случаях допускается сочетание первого и третьего варианта (48, 70). Работой группы руководят двое ведущих.

Цель тренинга - повысить межличностную сензитивность будущих консультантов и обучить их приемам использования себя в качестве "инструмента" помощи другому человеку. Каждому из кандидатов помогают выработать тот стиль консультирования и общения с абонентом, который в наибольшей степени соответствует его индивидуальности и воспринимается самим кандидатом как органично присущий ему.

В работе группы используются различные методы, основные из которых - два. Первый сводится к изучению отдельного случая, т. е. случая пребывания в группе каждого из ее участников, и той конкретной психологической реальности, которая вокруг него разворачивается в виде вполне конкретных проявлений данных людей и групповых процессов. Групповая дискуссия ограничивается событиями, происходящими "здесь и теперь", т.е. в данной группе и преимущественно в данный момент. Замысел такого тренинга- превратить группу в систему "зеркал", в которых каждый из ее участников получает возможность увидеть себя. Такой эффект достигается благодаря интенсификации обратной межличностной связи в атмосфере доверительного группового общения. Уже на первых занятиях группы каждому из ее членов предоставляется возможность разделить с другими свои надежды, ожидания и опасения, связанные с будущей работой, посвятить их в мотивы, побудившие его прийти к данному профессиональному выбору. В конкретном обсуждении, где сталкиваются разные личностные позиции, рассматриваются сложные проблемы, с которыми приходится иметь дело консультанту ТД (вопросы жизни и смерти, кризиса "бытийного" и подросткового, права вмешательства в чужую жизнь и его границ, проблема родительского риска, отношение к подростковой контркультуре и др.).

Второй из основных методов работы - ролевая игра в "тройках". Каждый из участников поочередно выступает в роли абонента, консультанта и наблюдателя. Ведущий задает тему воображаемого обращения и тип абонента. Участники "тройки" по собственному усмотрению, без заранее намеченного сценария, импровизируя, развивают заданную тему. Игра завершается самоотчетом, в процессе которого анализируется, что чувствовал каждый из ее участников и насколько эффективно строилось общение. Таким образом, проигрываются различные модели психотерапевтического интервью по телефону.

Другой план работы - отработка техник: сбора информации, активного эмпатийного и рефлексивного слушания, использования голоса и молчания и т.д. Прослушиваются магнитофонные записи, в которых явственно выступает та или иная тактика проведения консультаций, приемы и средства, на которые опирался консультант.

В специальной лекционной программе содержатся те фундаментальные проблемы, знание которых необходимо для психолога, ориентированного на работу с детьми, подростками и юношеством. Это составной курс, объединяющий сведения из детской психологии и подростковой психиатрии, медицинской психологии и сексологии, социологии и демографии.

Одновременно обеспечивается фундамент того делового информативного общения, которое также составляет существенную часть консультативной работы по телефону (формируется банк информации - от названий молодежных рок-групп и наиболее популярных ансамблей до сведений о найме рабочих и организациях, где могут оказать помощь в устройстве на работу, изучается список всех необходимых городских организаций).

Кандидат не сразу допускается к самостоятельной консультативной работе. Он наблюдает, слушает, учится, участвует в обсуждении наиболее проблемных конкретных случаев обращения за помощью, консультирует под наблюдением супервизора. Постепенно рамки его активности становятся все более широкими, пока наконец он не обретает полную самостоятельность.

Заслуживает внимания тот опыт подготовки кадров для служб психологической помощи, включая и телефоны доверия, который установился в Московском медицинском молодежном центре семейной адаптации и терапии. При участии и под непосредственным руководством работников этого центра в одной из московских школ создан так называемый "медико-философский лицей". В пяти IX и стольких же X классах будущие психологи и психотерапевты изучают философские основы естествознания, высшую нервную деятельность человека, общую психологию, основы психотерапии, начала социологии, демографии и другие специальные предметы. Практику старшеклассники проходят в различных подразделениях Медицинского молодежного центра. По окончании института они возвращаются сюда вполне зрелыми специалистами, готовыми к самостоятельной работе.

Несколько лет назад практические психологи сделали открытие, значение которого не сразу было по достоинству оценено. Они обнаружили, что обычный телефон содержит в себе нереализованный потенциал как средство психотерапевтической помощи, которым в состоянии воспользоваться многие и многие люди, лишенные возможности получить ее какими-либо иными путями. Были выявлены уникальные качества этой нетрадиционной формы психологической помощи. Но возможно, самые глубокие открытия еще ожидают нас впереди.

Литература

1.Айс 3. Психотерапевтическая помощь по телефону при пограничных состояниях // Психогигиена и психопрофилактика: Научные труды Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева. - Л., 1983. - Т.103.

2.Акимова М.К. и др. Разработка диагностико-коррекционной методики изучения умственного развития подростков, ориентированных на норматив // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. - М., 1988.

3.Активные методы в работе школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1990.

4.Амбрумова А.Г., Полеев А.М. Телефонная психотерапевтическая помощь - телефон доверия - в системе социально-психологической службы: Методические рекомендации. - М., 1980.

5.Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения: Методические рекомендации. - М., 1980.

6.Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М.(1989.

7.Атватер И. Я Вас слушаю: Советы руководителю, как правильно слушать собеседника. - М., 1984.

8.Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека / Под ред. И.А. Полищука, А.Е. Видренко. - Киев, 1980.

9.Баженов В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. - Киев, 1986.

10.Бардин К.В. Если Ваш ребенок не хочет учиться. - М., 1980.

11.Белл X.М. Пособие по проведению и оценке результатов теста приспособляемости. - М., 1974 (Всесоюзный центр переводов, № Ц - 30569).

12.Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. - М., 1987.

13.Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. - М., 1988.

14.Божович Е.Д. Психологическая коррекция учебной работы школьников // Научно-практические проблемы школьной психологической службы. - М., 1987.

15.Бондаренко С.М. Почему детям трудно учиться? - М., 1975.

16.Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. - М., 1986.

17.Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. - М., 1981.

18.Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч. - М., 1983.- Т.5.

19.Герасимов В.П. Особенности учебной деятельности младших школьников в связи с подвижностью нервных процессов: Автореф. канд, дис. - М., 1976.

20.Гиббенс Т.К. Н. Основные тенденции в преступности несовершеннолетних. - Женева, 1963.

21.Грабал В. Некоторые проблемы мотивации учебной деятельности учащихся // Вопросы психологии. - 1987. - №1.

22.Грищенко Л.А., Алмазов Б.Н. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся. - Свердловск, 1987.

23.Данилов В.А. Диагностика проявлений силы нервной системы в мыслительно-речевой деятельности // Вопросы психологии. - 1973. - № 3.

24.Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М., 1987.

25.Ересь Е.П. Индивидуальный подход к учащимся в процессе учебно-воспитательной работы. - Минск, 1955.

26.Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. - М., 1988.

27.Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. - М., 1985.

28.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1986.

29.Зюбин Я.М. Индивидуальный подход к учащимся в трудных случаях учебно-воспитательной работы. - М., 1974.

30.Иванов В.Г. Развитие и воспитание познавательных интересов старших школьников. - Л., 1959.

31.Иванов Н.Я., Личко А.Е. Усовершенствование процедуры обработки результатов, полученных с помощью патохарактерологического диагностического опросника для подростков // Патохарактерологические исследования у подростков. - Л., 1981.

32.Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми учащимися: Методические рекомендации. - Киев, 1981.

33.Исурина Г.Л. и др. "Трудные" подростки в массовой школе // Пато-характерологический опросник для подростков. - Л., 1976.

34.Кемпински А. Психопатология неврозов. - Варшава, 1975.

35.Клайнпетер У., Реслер Г.Д. Основные принципы психотерапии в детском и подростковом возрасте // Психогигиена детей и подростков. - М., 1985.

36.Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казань, 1969.

37.Козлова В.Т. Методики изучения генотипически обусловленных свойств второсигнальной деятельности // Психологическая диагностика. - М., 1981.

38.Кочетов А.И., Верцинская И.И. Работа с трудными детьми.- М., 1986.

39.Лежепекова Л.Н., Строгонов Ю.А., Угарова Т.Л., Маслова А.С, Вербин В.П. "Телефон доверия" в Ленинграде // Психогигиена и психопрофилактика: Научные труды Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева. - Л., 1983. - Т. 103.

40.Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. - М, 1960.

41.Липко А.Е. Подростковая психиатрия. - Л., 1985.

42.Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983.

43.Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. - М., 1985.

44.Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М., 1983.

45.Матюхина М.В. Особенности мотивации учения у младших школьников // Вопросы психологии. - 1985. - №1.

46.Мелибруда Е.Я. - Ты - Мы: Психологические возможности улучшения общения. - М., 1986.

47.Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников. - Минск, 1977.

48.Мурзенко В.А. Психологический анализ личностно-поведенческой структуры так называемых "трудных" детей в условиях массовой школы (в связи с задачами психокоррекционной работы): Автореф. канд. дис. - Л., 1979.

49.Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. - М., 1987.

50.Отстающие в учении школьники: Проблемы психического развития / Под ред. 3.И. Калмыковой и И.Ю. Кулагиной. - М., 1986.

51.Очерки теории темперамента / Под ред. В.С. Мерлина. - Пермь, 1973.

52.Патохарактерологические исследования у подростков / Под ред. А.Е. Личко и Н.Я. Иванова. - Л., 1981.

53.Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. - М., 1989.

54.Петрунек В.П., Таран Л.Н. Младший школьник: Заметки врачей-психоневрологов. - М., 1981.

55.Практикум по патопсихологии / Под ред. Б.В. Зейгарник и др. - М., 1987.

56.Психологические особенности неуспеваемости школьников / Под ред. Н.А. Менчинской. - М., 1971.

57.Психопатические расстройства у подростков / Под ред. А.Е. Личко и Ю.Б. Попова. - Л., 1987.

58.Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.

59.Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии: Тесты. - М., 1986.

60.Рубинштейн С. #. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. - М., 1970.

61.Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам.- М., 1958.

62.Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. - М., 1966.

63.Теплое Б.М. Избранные труды. - М., 1985. - Т.2.

64.Трудный подросток: Причины и следствия / Под ред. В.А. Татенко, - Киев, 1985.

65.Шаталов В.Н. Куда и как исчезли тройки. - М., 1979.

66.Шенфельдер Г. Должны ли дети быть трудными. - М., 1982.

67.Школьный тест умственного развития (ШТУР): Методические рекомендации по работе с тестом (для школьных психологов). - М., 1987.

68.Шюрер М., Смекал В. Диагностика воспитательных и учебных затруднений в педагогическо-психологическом консультационном деле // Шванцара Й. и кол. Диагностика психического развития. - Прага, 1978.

69.Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. - М., 1981.

70.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Использование игровой психотерапии для коррекции нарушений поведения у подростков // Психогигиена и психопрофилактика: Научные труды Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева. - Л., 1983. - Т.103.

71.Brockopp G. Crisis Intervention: Theory, Process and Practice // Crisis Intervention and Counseling by Telephone / Lester D., Brockopp G. (Ed.). - NY, 1973.

72.Drummond J. Profiles of Youthliners and Issues Relating to a Telephone Counseling Service in a New Zealand City // Adolescent. Vol. XY, No. 57. - Spring., 1980.

73.Mc Gee R., Jennings B. Ascending to Lower Levels: The Case for Norprofessional Crisis Workers // Crisis Intervention and Counseling by Telephone / Lester D., Brockopp G. (Ed.). - NY, 1973.

74.Lamb Ch. Telephone Therapy: Some Common Errors and Fallacies / Crisis Intervention and Counseling by Telephone / Lester D., Brockopp G. (Ed.). - NY. 1973.

75.Rogers C. On Becoming a Person: A Therapist's View of Phytotherapy. - Boston, 1961.

76.Roth A., Palmer Ch., Schut A. Community Youthline: A Hotline Program for Troubled Adolescent // Crisis Intervention and Counseling by Telephone / Lester D., Brockopp G. (Ed.). - NY, 1973.

77.Varach Ch. Samaritains in 70 th: - L., 1977.

Часть IV. Способности и профессиональная ориентация учащихся

Глава 1. Способности и одаренность (М.К. Акимова, В.Т. Козлова)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 576; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.27 сек.