КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нравственно-психологические начала в деятельности следователя по делам несовершеннолетних
ОМСК 2004 Организация расследования преступлений несовершеннолетних А.М. Сажаев (фондовая лекция)
Вопросы лекции: 1. Нравственно-психологические начала в деятельности следователя по делам несовершеннолетних. 2. Организация расследования дел о преступлениях несовершеннолетних. 3. Планирование расследования по делам несовершеннолетних.
Литература: Л.Л. Каневский. Расследование и профилактика преступлений несовершеннолетних. – М., 1982. Л.Л. Каневский. Организация расследования и тактика следственных действий по делам несовершеннолетних. – Уфа, 1978. Особенности расследования преступлений несовершеннолетних. - М., 1981. Н.И. Гуковская, А. И. Долгова. Расследование и судебное разбирательство дел о преступлениях несовершеннолетних. – М., 1984. Расследование преступлений несовершеннолетних создает сложную систему нравственных отношений как между участниками процесса, так между ними и лицами, соприкасающимися со следствием. Эти отношения не охватываются только процессуальными нормами; в значительной степени отношения с несовершеннолетним правонарушителем, его родителями, представителями учебно-воспитательных учреждений регулируются нравственными нормами. Мораль тесным образом связана с практической деятельностью людей. Однако основные категории морали в практику работы входят через сознательную деятельность человека. В связи с этим психология, занимающаяся анализом человеческих действий и поступков, становится наукой, органически включающейся в практику. Совместное рассмотрение нравственных и психологических начал в деятельности следователя по делам несовершеннолетних обусловлено не только тем, что оба вопроса тесно связаны между собой, но и тем, что нередко одни и те же факты, имеющие этический и психологический аспекты исследования, целесообразно рассмотреть одновременно (например, проблемы «тона», «контакта»). К некоторым видам профессиональной деятельности в социалистическом обществе предъявляются повышенные моральные требования. Кодексы с повышенными моральными требованиями «складываются прежде всего у тех профессиональных групп, объектом деятельности которых прямо выступает человек». Неотъемлемыми качествами следователя являются принципиальность и бдительность, настойчивость и целеустремленность, психологическая наблюдательность и выдержка. Вместе с тем каждый следователь должен обладать и таким профессионально-специфическим качеством, как гуманизм, в основе которого лежит не только уважительное отношение к личности, чуткость и отзывчивость, но и убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию. Установление психологического контакта, будучи условием успешности расследования дел о преступлениях несовершеннолетних, во многом зависит от такого качества следователя, как справедливость, которое несовершеннолетние ставят на одно из первых мест среди других положительных качеств человека. «Никакая Фемида, — пишет А. С. Макаренко, — не умеет так точно разбираться в вопросах справедливости, как пацаны». Подросток должен быть убежден, что следователь уделяет его делу необходимое внимание, что он к нему хорошо расположен, объективно отнесется к его просьбам и жалобам. В процессе расследования следователь должен постоянно изучать несовершеннолетнего правонарушителя (выявлять его психологические качества, состояния и т. д.). Диагностика психического и эмоционального состояния подростка во многом зависит от умения проникнуть во внутренний мир подростка, от психологической наблюдательности. При проведении следственных действий следователь должен учитывать и правильно определять эмоциональное состояние несовершеннолетнего, его действительные побуждения и внутренние переживания, ибо далеко не всегда внешнее поведение соответствует его внутреннему состоянию. Известно, что подросток всегда пытается найти какой-то образец для подражания, пример, которому он мог бы следовать. Поэтому крайне важно, чтобы подросток в лице следователя увидел не только специалиста высокой квалификации, но и человека широкой эрудиции, разбирающегося в таких областях человеческой деятельности, которые близки несовершеннолетнему (спорт, музыка и т, д.). Следователю полезно помнить, что человек ищет в другом то, чего ему самому не хватает. Особенно это относится к подросткам. В связи с этим желательно, чтобы следователь обладал способностью непосредственного положительного эмоционально-волевого влияния на несовершеннолетнего, стал на этой основе авторитетным для подростка. Вместе с тем важно подчеркнуть, что эмоционально-волевое влияние не должно переходить в незаконное психологическое воздействие и внушение, что может привести, к получению искаженной информации. Следователь по делам несовершеннолетних, осуществляя в процессе расследования воспитательные функции, должен обладать и такими качествами, как выдержка, умение владеть собой, управлять своими чувствами, настроением, переживаниями, темпераментом. Этические основы предварительного следствия по делам несовершеннолетних специфичны тем, что: а) они тесно связаны с процессом исправления и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей, который начинается с момента задержания подростка или вызова его на допрос; б) при наличии психологического контакта и в силу особого доверия к следователю со стороны подростка несовершеннолетний обвиняемый на предварительном следствии впервые может осознать всю пагубность совершенного им и сделать правильные выводы; в) если на предварительном следствии коренным образом не изменится сознание и поведение подростка, то ввиду незавершенности формирования личности несовершеннолетнего будут, по крайней мере, созданы предпосылки для его перевоспитания. Вся деятельность по расследованию преступлений должна быть глубоко этичной, гуманной, и это должны ощущать не только несовершеннолетние, но и их близкие, а также школа, производственный коллектив, в котором учился или работал подросток. Для установления нормальных взаимоотношений с несовершеннолетним правонарушителем, выработки наиболее эффективных тактических приемов расследования и методов воспитательного воздействия на подростка важно, чтобы расследование уголовного дела с самого начала вел один следователь. При передаче дела другому следователю трудно, как правило, сохранить психологический контакт и преемственность в Принимая какое-либо решение в отношении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, особенно меры процессуального принуждения, следователь должен, прежде всего, разъяснить подростку, в связи с чем применена к нему эта мера. Несовершеннолетний правонарушитель должен быть убежден не только в правомерности действий следователя, но и в целесообразности, правильности их с нравственных позиций. По делам несовершеннолетних актуальным является вопрос о своевременном и обоснованном предъявлении подростку обвинения. Закон этот вопрос регламентирует. Однако следователь должен учитывать и нравственный момент: степень убежденности несовершеннолетнего в том, что в отношении его собраны достаточные данные об участии в совершении преступления. Убежденность несовершеннолетнего в объективности и справедливости следователя является важным этапом на пути к глубокому раскаянию. Между тем при опросе большой группы несовершеннолетних, осужденных за совершение преступлений к различным срокам лишения свободы, на вопрос, «когда вам предъявили обвинение, были ли вы убеждены в том, что следователь собрал достаточные доказательства о совершенном вами преступлении?» — положительный ответ дали только 66%. К моменту предъявления обвинения следователь должен быть убежден в совершении преступления несовершеннолетним. В противном случае: а) нарушаются отношения, сложившиеся между следователем и несовершеннолетним правонарушителем, которые основывались на доверии, справедливости, на положительном примере и авторитете взрослого; б) в связи с тем что подростки очень чутки и обидчивы, некоторые из них изза несправедливого к ним отношения и «безвыходности» положения могут замкнуться. Опрос несовершеннолетних осужденных показал, что в большинстве случаев (80%) их отношения со следователем строились на доверии и только в 20% случаев — на боязни отрицательных последствий. Прямая обязанность следователя и его моральный долг при предъявлении обвинения несовершеннолетнему состоят в том, чтобы не только разъяснить сущность предъявленного обвинения, но и раскрыть перед ним общественную опасность преступления, показать, какой ущерб причинен родным, близким, как отразилось совершенное им преступление на моральной атмосфере в семье. Воспитательная работа с несовершеннолетним обвиняемым на предварительном следствии должна быть рассчитана, прежде всего, на осознанную и активную деятельность самого подростка. Важное процессуальное и этическое значение имеет рассмотрение ходатайств несовершеннолетнего обвиняемого. Подросток и здесь должен почувствовать заинтересованность следователя в объективном расследовании и выяснении всех обстоятельств, как смягчающих, так и отягчающих его ответственность. Если следователь отказывает в удовлетворении какого-либо Изложенные этические особенности следственной работы по делам несовершеннолетних дают возможность рассмотреть некоторые психологические особенности процесса предварительного следствия по этой категории дел. Прежде всего это — проблема установления психологического контакта и сохранения доверия к следователю. По делам несовершеннолетних эта Под психологическим контактом, как нам представляется, следует понимать такое состояние, при котором участники следственного действия проявляют интерес и готовность к общению и восприятию информации, исходящей друг от друга. Установление психологического контакта предусматривает предварительное изучение личностных качеств, которые могут способствовать установлению контакта (склонность к общению, откровенность, тактичность и т. д.), или, наоборот, затрудняют общение (замкнутость, озлобленность, вспыльчивость и т. д.). На подростка в значительно большей мере, чем на взрослого, оказывают влияние в процессе общения не только слова и поступки людей, но и внешний облик. Мы имеем в виду внешний вид следователя, его внимание и сосредоточенность в беседе с подростком. Необходимым условием установления психологического контакта являются безупречное знание следователем материалов уголовного дела и такая манера поведения, которая убеждает несовершеннолетнего в правильности избранной следователем позиции. При подготовке к допросу необходимо получить сведения о положительных качествах подростка, его интересах, которые можно удачно использовать для установления психологического контакта. Как это ни странно на первый взгляд, речь идет об установлении и использовании совпадающих позитивных интересов у несовершеннолетнего правонарушителя и у следователя (любовь к спорту, искусству, коллекционированию и т. д.) для преодоления негативного отношения «ко всем взрослым». В. Л. Васильев правильно отмечает, что «если допрашиваемый относит себя к одной социальной категории «мы», а в следователе видит представителя другой группировки — «они», то это отнюдь не способствует созданию необходимого психологического контакта, атмосферы доверия». Трудно вступают в контакт несовершеннолетние, - которым присущи такие качества, как робость и застенчивость. Таким подросткам нужно создать непринужденную обстановку, выяснить их склонности, увлечения, любимые занятия и побеседовать с ними об этом. Изучение следственной практики свидетельствует, что в ряде случаев из-за активной антисоциальной направленности личности и таких качеств, как озлобленность, дерзость, повышенная раздражительность, трудно установить контакт с несовершеннолетним при первом общении. В такой ситуации следователю необходимо действовать путем убеждения, которое, по мнению психолога Б. Д. Парыгина, в отличие от других методов «имеет своей целью передачу информации в такой форме, чтобы она превратилась в систему установок и принципов личности или, во всяком случае, существенно повлияла на эту систему». Желательно в таких случаях в работе с несовершеннолетним правонарушителем проявлять терпение. Прежде всего необходимо в строгой и корректной форме пресечь развязное поведение несовершеннолетнего и разъяснить, как он должен вести себя на следствии. Если аморальное поведение является следствием неправильного воспитания, грубого обращения, диктата взрослых, то в дальнейшем необходимо проявлять подчеркнуто вежливое обращение, уважение к чувству собственного достоинства, которое раньше принижалось. Нередко развязность, бравада «преступным» опытом является своеобразным проявлением «взрослости». Грубость, хулиганская выходка, пишет Н.. Мансуров, служат чаще всего не просто выражением внутренней сущности подростка, а средством самоутверждения. В подобных случаях следователю целесообразно раскрыть неестественность его поведения, показать, что в обычной "жизни он не проявляет грубость, не ведет себя так дерзко, привести выдержки из характеристики, из показаний учителей и родителей, обратить внимание на его положительные качества. Такие меры обычно достаточны для того, чтобы снять напряжение, вызванное развязным поведением подростка, и установить нормальные отношения. Иногда грубое поведение подростка является реакцией на имевшее место ранее несправедливое отношение взрослых. Исследования психологов показывают, что всякая, даже малейшая, несправедливость старших болезненно переживается подростком и нередко помнится им всю жизнь. Если удастся установить факт и причину несправедливого отношения к несовершеннолетнему со стороны взрослого (в период его учебы, работы в процессе расследования), то следователь должен прореагировать на это и о принятых мерах сообщить несовершеннолетнему. Развязное поведение несовершеннолетних правонарушителей объясняется также отсутствием правильного представления о нравственных категориях и Если следователь сталкивается с упрямством подростка-правонарушителя, то, прежде всего, необходимо выяснить, не является ли оно своеобразной формой протеста на грубость и жестокость взрослых или на обоснованные требования к несовершеннолетнему, воспитывавшемуся в обстановке захваливания. Для преодоления упрямства и налаживания психологического контакта целесообразно пригласить педагога, к которому несовершеннолетний испытывает уважение. В беседе подростку необходимо разъяснить важность взаимного доверия, хорошего отношения, которые будут способствовать выяснению всех обстоятельств дела и объективности расследования. Установление психологического контакта с несовершеннолетним, совершившим половое преступление, имеет свои особенности. Думается, что расследование таких преступлений целесообразно поручать следователю-мужчине, для того чтобы подросток при допросе в меньшей степени испытывал стыд. При допросе несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых) присутствие третьих лиц желательно свести к минимуму, так как подросток при них будет себя чувствовать скованно, в связи, с чем трудно установить контакт. Участие родителей в допросе несовершеннолетнего обвиняемого по делам о половых преступлениях, по общему правилу, нецелесообразно, так как несовершеннолетние испытывают в их присутствии чувство страха и стыда. Кроме того, нередки случаи, когда родители пытаются помешать ходу следствия, влияя на подростка. В соответствии с УПК в допросе несовершеннолетнего обвиняемого, не достигшего 16-летнего возраста, по усмотрению следователя, либо по ходатайству защитника может участвовать педагог. Если следователь решил пригласить педагога, то желательно, чтобы это был мужчина и чтобы подросток не был с ним знаком. Перед началом допроса необходимо предварительно побеседовать с адвокатом и педагогом об особенностях их участия в допросе, надлежащим образом сформулировать вопросы и задавать их, соблюдая такт. Установление психологического контакта является первым шагом в деятельности следователя при расследовании преступлений несовершеннолетних. Следующий шаг — создание обстановки, налаживание таких отношений, при которых сохранилось бы доверие к следователю. Чтобы проводимое следственное действие было эффективно, следователь должен соблюдать следующие условия: а) все процессуальные действия должны осуществляться в рамках закона, на что каждый раз необходимо обращать внимание подследственного, чтобы он был убежден в законности и обоснованности всех действий следователя; б) следователю необходимо обеспечить законность действий всех других должностных лиц, правомочных совершать какие-либо действия в отношении несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, что, несомненно, будет способствовать повышению авторитета следователя в его глазах; в) тактические приемы проведения отдельных следственных действий и методы психологического воздействия должны быть глубоко этичны и осуществляться в соответствии с законом; г) отношение следователя с несовершеннолетним, подозреваемым и обвиняемым должны строиться на доверии, без обмана, фальши и заигрывания, что не исключает требовательности к поведению подростка и принципиальности в принимаемых решениях; д) несовершеннолетний правонарушитель должен быть убежден в том, что следователь даже после получения от него правдивых показаний проявляет неослабленный интерес к делу, и что он действительно заинтересован в установлении истины; е) если психологический контакт с несовершеннолетним возник у следователя на базе интересов в какой-то определенной области деятельности, то полезно периодически обсуждать с подростком эту проблему; ж) следователь обязан проявлять интерес к самочувствию и настроению несовершеннолетнего; если подросток арестован, необходимо информировать его о положении дел в семье, о здоровье родителей, о позиции школы, коллектива к решению судьбы подростка. Неотъемлемым элементом психологического контакта является манера обращения и разговора с несовершеннолетним, подозреваемым и обвиняемым, тон речи следователя. А. С. Макаренко в работе «Лекции о воспитании детей» подчеркивает, что воспитание требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего. Следователю необходимо точно выражать свои мысли и чувства. Надо, чтобы речь его была живой, яркой и выразительной. В обращении с подростком недопустима монотонная и однообразная речь. Темп речи желателен не быстрый. Недопустима слишком громкая и резкая речь, которая так же, как и тихая, вызывает утомление, скуку. Следователю необходимо знать, что характер речи, манера произношения выражают чувства говорящего, особенности душевного склада. По нему можно определить доброжелательность или враждебность говорящего, его настроение. Тон речи не должен быть властным или, наоборот, вялым. Важным психологическим моментом, который должен учитываться следователем при подготовке и проведении следственного действия с участием несовершеннолетнего правонарушителя, является относительно быстрая утомляемость подростка, которая объясняется интенсивным физическим и интеллектуальным развитием, в связи, с чем допросы или иные следственные Длительность допроса 14—15-летних подростков может быть сокращена, если несовершеннолетний проявляет рассеянность, апатию. При продолжительности следственного действия более одного часа необходимо делать перерыв, Несовершеннолетние обвиняемые иногда обращаются к следователю с просьбой не доводить до сведения родителей или коллективов, в которых они учатся Думается, что, если подросток содержится под стражей, сведения о здоровье родителей, благополучии в семье, о самочувствии и настроении самого подростка, о положении дел по месту работы несовершеннолетнего должны беспрепятственно передаваться следователем вне зависимости от позиции подростка и его родителей в отношении расследуемого события,
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |