Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация расследования дел о преступлениях несовершеннолетних




Качество и эффективность расследования во мно­гом зависят от правильной организации работы сле­дователя. Если говорить об орга­низации расследования в широком смысле, то в нее входят как вопросы научной организации труда следо­вателей, так и проблемы организации расследования конкретных преступлений. Оба направления тесно свя­заны между собой, в связи с чем, целесообразно их сов­местное рассмотрение.

К вопросам организации работы следователей отно­сятся: а) создание наиболее благоприятных условий для следственной работы; б) специализация следова­телей и организация работы по участковой системе; в) особенности привлечения специалистов и участия за­щитника на предварительном следствии; г) процес­суальные возможности пресечения вредного влияния на несовершеннолетнего правонарушителя взрослого соу­частника и др.

Обеспечение высокого качества предварительного следствия по делам несовершеннолетних означает, преж­де всего, строжайшее соблюдение требований законности, как следователями, так и сотруд­никами подразделений органов внутренних дел, выпол­няющими поручения следователя или работающими по делу до принятия его следователем к своему производству.

Рекомендации об организации работы следователя и о тактических и научно-технических приемах и средствах расследования преступлений не закреплены в за­коне, но они целесообразны и практически полезны для методически грамотной организации работы. Их применение зависит от профессиональной подготовки следователя, от конкретной следственной ситуации. Но применять эти рекомендации можно только в рамках уголовно-процессуального закона. Вместе с тем реко­мендации по организации работы должны быть подчи­нены задаче выбора наиболее целесообразных и эффек­тивных приемов раскрытия и расследования преступле­ний.

Важное значение в организации работы следовате­ля имеет создание благоприятных условий труда. Сле­дователю по делам несовершеннолетних, прежде всего, необходим отдельный кабинет. Такие качества некото­рых подростков, как любознательность, неустойчивость и разбросанность интересов, робость и застенчивость, препятствуют установлению психологического контакта, откровенной беседе с несовершеннолетним, если следо­ватель работает в кабинете не один. Для работы с под­ростками-правонарушителями, которые грубо пренебре­гают общественными интересами и элементарными нор­мами поведения, с недоверием относятся к взрослым, тем более необходимы указанные условия. Наличие в кабинете следователя фотографий, журналов, посвя­щенных спорту и другим вопросам, к которым несовер­шеннолетние, как правило, проявляют большой интерес, поможет следователю установить контакт с подростком.

Небезразлично, где подросток будет сидеть во время допроса. Как представляется, посадить его нужно у сто­ла следователя, для того чтобы подросток видел, чем он занимается и что находится у следователя на столе; в противном случае при попытке все это рассмотреть несовершеннолетний будет отвлекаться, рассредоточи­вать внимание, что отрицательно скажется на результа­тах допроса. По этим же причинам не следует позволять несовершеннолетнему садиться близко к окну.

Подросток должен быть убежден, что следователь слушает его с неослабным вниманием, что любая ин­формация, исходящая от него, необходима, важна и будет правильно воспринята и оценена следователем. Поэтому во время допроса или иного следственного дей­ствия следователь не должен отвлекаться беседой с посторонними, разговорами по телефону; нежелательно, чтобы кто-либо входил в кабинет (рекомендуется сде­лать световое табло «занят»).

Следователю по делам несовершеннолетних кроме специальной юридической литературы целесообразно иметь литературу по педагогике, общей и подростковой
психологии. Необходимо всегда иметь под рукой список и телефоны руководителей школ, профтехучилищ и иных учебных заведений, предприятий и учреждений, в кото­рых работают несовершеннолетние, а также их замести­телей по воспитательной работе и ответственных работ­ников отделов кадров.

Исходным началом правильной организации рас­следования дел о преступлениях несовершеннолетних яв­ляется специализация следователей и участковая система, которые способствуют более глубокому изучению
личности несовершеннолетних правонарушителей, спосо­бов совершения и сокрытия преступлений и на их осно­ве выработке наиболее целесообразных и эффективных
тактических приемов расследования.

По делам несовершеннолетних специализация следо­вателей необходима - прежде всего, потому, что следова­телю приходится работать с особым контингентом лиц, не достигших психофизической и социальной зрелости, Для определения причин противоправного поведения не­совершеннолетних и мер, которые необходимо принять для их исправления и перевоспитания, требуются не только прочные юридические знания и жизненный опыт, но и знания подростковой психологии и педагогики, криминалистических и криминологических характеристик преступлений, совершаемых подростками, специальных норм, регламентирующих ответственность и порядок производства по делам несовершеннолетних, навыки в расследовании рассматриваемой категории преступлений.

При специализации следователи приобретают опыт в расследовании определенной категории преступлений, повышают деловую квалификацию на семинарах, кур­сах повышения квалификации, наконец, самостоятельно принимают меры к повышению своего профессионально­го мастерства, что, несомненно, способствует наиболее эффективному расследованию - дел рассматриваемой ка­тегории.

Специализация следователей в органах внутренних дел имеет свои особенности. Она способствует установ­лению более тесных и постоянных контактов с сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних, ор­ганами дознания, другими службами милиции; способст­вует не только более оперативному получению и использо­ванию информации (об условиях жизни и воспитания не­совершеннолетних правонарушителей, об их ближайшем бытовом окружении и т. д.) от подразделений по делам несо­вершеннолетних, но и установлению более тесных кон­тактов с учебно-воспитательными учреждениями, пред­приятиями и организациями, самодеятельными органи­зациями по месту жительства, с которыми повседневно связаны подразделения по делам несовершеннолетних.

Специализация следователей тесно связана с участковой системой. В литературе указывается, что как участковая система, так и специализация имеют свои преимущества и недостатки, в связи, с чем представляет­ся целесообразным сочетание этих двух принципов (тер­риториального и предметного) в деятельности следова­телей по делам несовершеннолетних. При наличии не­скольких следователей по делам несовершеннолетних го­род или район целесообразно разбить на несколько уча­стков; желательно, чтобы следственные участки терри­ториально совпадали с участками сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних. Если же в районе один следова­тель по делам несовершеннолетних, то его участком бу­дет территория всего района. Участковая система ра­боты следователей в сочетании со специализацией поз­волила, как отмечается в литературе, наладить более тесный контакт с работниками милиции, укрепить связь с предприятиями, учреждениями, организациями; дела стали расследоваться более качественно, активизиро­валась профилактическая работа.

Сочетание предметного и территориального принци­пов организации работы следователей дает возможность своевременно выявлять совершенные подростками прес­тупления; чаще выступать на предприятиях и в орга­низациях с лекциями, беседами, укреплять связь с об­щественностью; общение следователя с руководителями молодежных организаций, педагогическими коллектива­ми школ, техникумов, профтехучилищ и с молодежью способствует выявлению даже незначительных правона­рушений, совершенных подростками. Как показывает практика, после бесед и лекций трудящиеся сами обра­щаются к следователю за советом по поводу совершен­ных в их коллективе правонарушений.

Для того чтобы целенаправленно вести работу по предупреждению преступности среди несовершеннолет­них, следователь должен быть осведомлен о всех прес­туплениях и иных правонарушениях, совершаемых под­ростками в районе. Для этого рекомендуется перио­дически знакомиться с необходимыми материалами в органах дознания, подразделениях и комиссиях по делам несовершеннолетних, систематически обобщать следствен­ную практику, изучать криминалистическую характе­ристику этих преступлений (место, время, способы со­вершения подростками преступлений) и наиболее рас­пространенные ситуации, при которых они совершаются.

Предварительное следствие по делам несовершен­нолетних обусловлено особым процессуальным режи­мом, который определяет исходные положения методики расследования рассматриваемой категории дел и тактики отдельных следственных действий.

Каковы эти особенности?

УПК детализирует предмет доказывания по делам несовершеннолетних и уголовно-процессуальные средства его установления. По каждому делу о преступлении несовершеннолетнего должны быть допрошены оба родителя, его учителя, воспитатели и другие лица, могущие дать нужные сведения. Изучение следственной практики свидетельствует, что показаниям родителей как важнейшему источнику информации о несовершеннолетнем, его поведении, связях, причинах и условиях, способствовавших совершению преступления, следователи не придают должного значения. Только по пятой части дел о кражах личной собственности граж­дан, которые были изучены автором, допрошены оба родителя.

Некоторые следователи ограничиваются допросом классного руководителя. Между тем известно, что у подростков, склонных к правонарушениям, по-разному складываются отношения с учителями, в связи, с чем це­лесообразно допросить и других учителей, особенно тех, с кем у несовершеннолетнего сложились хорошие отношения, кто сможет дать о нем наиболее объектив­ные показания. Если несовершеннолетний работал, то следует допросить бригадира, мастера, товарищей по работе, наставника или общественного воспитателя, представителей профсоюзной органи­зации, которые в силу возложенных на них обязанно­стей вели или должны были вести воспитательную ра­боту с несовершеннолетним.

В соответствии УПК для выяснения поведения несовершеннолетнего условий его жизни и воспитания необходимо допросить представителя домо­управления или жилищно-коммунальной конторы, за­нимающегося воспитательной работой среди несовер­шеннолетних, соседей, представителей самодеятельных организаций по месту жительства.

В соответствии с УПК педагог участвует в допросе несовершеннолетнего обвиняемого, не достиг­шего 16-летнего возраста, по усмотрению следователя или по ходатайству защитника. Учас­тие педагога возможно и при допросе несовершеннолетнего старше 16 лет, если он признан умственно отста­лым. Положения УПК иногда применяются и при допросе несовершеннолетнего подозреваемого.

УПК предусматривает присутствие пе­дагога при допросе несовершеннолетних свидетелей в воз­расте до 14 лет, а по усмотрению следователя — и при допросе свидетелей в возрасте от 14 до 16 лет. Специа­листа в области педагогики целесообразно приглашать и при проведении других следственных действий, в хо­де которых даются показания (объяснения) несовер­шеннолетним.

В связи с тем, что педагоге соответствии УПК выступает в качестве специалиста, очевидно, что в случае прямой или косвенной заинтересованности его в деле (классный руководитель, директор школы, которые несут ответственность за вос­питание учащегося, и т. д.) он подлежит отводу.

Учителя школы, которые могут охарактеризовать учебу и поведение несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого), допрашиваются в качестве свидетелей.

Участие педагога в качестве специалиста при подго­товке к допросу несовершеннолетнего обвиняемого или свидетеля может выразиться в выявлении возрастных особенностей подростка при ознакомлении с материа­лами уголовного дела, в совместной разработке наибо­лее приемлемых возможностей установления психоло­гического контакта с ним, в подготовке правильно сфор­мулированных вопросов, при составлении плана допро­са несовершеннолетнего правонарушителя или свиде­теля.

В связи с тем, что психика подростка формируется под влиянием конкретных условий жизни и воспитания, которые накладывают определенный отпечаток на его взгляды и убеждения, на особенности восприятия не­совершеннолетним ряда фактов и явлений, участие пе­дагога в допросе несовершеннолетнего правонарушителя будет способствовать правильному уяснению позиции подростка, совершенных им общественно опасных дейст­вий, оценке его показаний. Педагог может указать на признаки, свидетельствующие о патологии психического развития несовершеннолетнего.

Он может принять участие в обсуждении хода и ре­зультатов допроса несовершеннолетнего, помочь следо­вателю правильно зафиксировать показания в прото­коле.

Если подросток совершил половое преступление или иное общественно опасное деяние с особым цинизмом и дерзостью, целесообразно пригласить педагога из другой школы, в присутствии которого подросток будет меньше стесняться, излагая обстоятельства совершен­ного преступления.

Следователю, специализирующемуся по делам несо­вершеннолетних, рекомендуется подобрать несколько опытных педагогов, которых он сможет постоянно при­влекать в качестве специалистов. Желательно, чтобы эти специалисты обладали определенными знаниями и в об­ласти подростковой психологии,

Одной из процессуальных гарантий, обеспечивающих достижение истины по уголовному делу, является обязательное участие защитника на предварительном следствии с момента предъявления обвинения или подозрения. Не менее важно обеспечить своевременность допуска защитника к участию в деле. Решение этого вопроса зависит от своевременности предъявления подростку обвинения или предания статуса подозреваемого. На практике имеют место случаи, когда обвинение предъявляется перед окончанием расследования по уго­ловному делу, а иногда и одновременно с объявлением об окончании предварительного следствия. Несовершеннолетний и его законные представители должны быть заранее уведомлены о праве иметь защитника. Им разъясняется также право при­гласить защитника или ходатайствовать о назначении его. По делам несовершеннолетних желательно участие адвокатов, которые знакомы с основами подростковой психологии, рекомендациями о методах воспитатель­ного воздействия на несовершеннолетних правонаруши­телей, тактическими особенностями проведения отдель­ных следственных действий.

Важной процессуальной гарантией, обеспечивающей объективность расследования, является требование за­кона о недопустимости защиты одним адвокатом двух обвиняемых, если интересы одного из них противоречат интересам другого. Особое значение эта процессуальная норма приобретает по делам несовершеннолетних, ког­да к моменту предъявления обвинения не всегда до кон­ца выяснена роль каждого соучастника преступления. Представляется, что недопус­тимо осуществление защиты несовершеннолетнего и взрослого обвиняемых одним адвокатом.

Как известно, отказ несовершеннолетнего от защитника не обязателен для следователя и прокурора. В этих случаях необходимо выяснить при­чины такого отказа, убедить несовершеннолетнего в не­обходимости и полезности участия адвоката на предва­рительном следствии и в суде.

Представляется важным, чтобы защиту несовершен­нолетнего правонарушителя на предварительном след­ствии и в суде осуществлял один и тот же адвокат. При замене адвоката, как правило, нарушается психологи­ческий контакт с подростком, ослабляется воспитатель­ное воздействие на несовершеннолетнего.

Дополнительные процессуальные гарантии по де­лам несовершеннолетних обеспечивают пресечение вред­ного влияния взрослого соучастника на несовершеннолет­него правонарушителя в процессе предварительного следствия.

Так, несовершеннолетний, нахо­дящийся под стражей, содержится отдельно от взрос­лого.

Для пресечения отрицательного воздействия взросло­го преступника на несовершеннолетнего соучастника преступления, создания наиболее благоприятных условий для начала перевоспитания подростка на предваритель­ном следствии и при судебном разбирательстве уголов­ного дела УПК предусматривает возможность выделения уголовного дела о несовершеннолетнем обви­няемом в отдельное производство.

Дело о несовершеннолетнем обвиняемом -целесооб­разно выделить в отдельное производство, если: а) под­росток участвовал лишь в отдельных эпизодах преступ­ной деятельности взрослых обвиняемых или выступал в качестве пособника, укрывателя, недоносителя; б) взрослый преступник оказывал пагубное воздействие
на несовершеннолетнего в период, предшествующий со­вершению преступления, или в процессе расследования; в) не создаются существенные препятствия для всесто­роннего, полного и объективного расследования общест­венно опасного деяния.

Уголовно-процессуальное законодательство пре­дусматривает определенные процессуальные гарантии, обеспечивающие охрану прав и интересов несовершенно­летних подозреваемых и обвиняемых при их задержа­нии, избрании меры пресечения, вызове на допрос, а также при ознакомлении законных представителей с ма­териалами уголовного дела.

Задержание и заключение под стражу в соответствии УПК могут применяться в исключительных случаях, когда это вызывается тяжестью совершенного преступления и при наличии оснований, предусмотрен­ных ст. 91 УПК. Данные выборочных иссле­дований показывают, что рассматриваемые меры при­меняются в зависимости от тяжести совершенного прес­тупления, при этом учитывается уровень антисоциаль­ной направленности личности подростка, характер его общественно опасных действий (дерзость, агрессив­ность), наличие прочных связей с преступной средой, поведение после совершения преступления, наличие и действенность контроля за поведением подростка со сто­роны семьи, школы, производственного коллектива.

Задержанию подростки чаще всего подвергаются не­посредственно после совершения преступления или когда очевидцы укажут на подростка, как на лицо, совершившее преступление.

Правильно составленные протоколы задержания и личного обыска имеют важное доказательственное значение. В них указываются основания, мотивы, место и время задержания, обнаруженные при личном обыске документы и предметы. В протоколе личного обыска могут быть зафиксированы обнаруженные следы пре­ступления.

К несовершеннолетним может быть применена любая мера пресечения. УПК предусматривает и такую меру пресечения, которая может быть применена только к несовершеннолетним: от­дача под присмотр родителей, опекунов, попечителей, а к несовершеннолетним, воспитывающимся в закрытых детских учреждениях, — отдача под надзор администра­ции этих учреждений.

Изучение следственной практики показывает, что чаще стала применяться такая мера пресечения, как отдача несовершеннолетнего под присмотр родителей, опекунов и попечителей; ее применение имеет важное воспитательное значение и во многих случаях повышает ответственность родителей за поведение несовершенно­летнего. К обстоятельствам, характеризующим личность не­совершеннолетнего, которые должны учитываться при избрании в качестве меры пресечения содержания под стражей, относятся данные о возрасте, здоровье и пове­дении несовершеннолетнего; условиях его жизни и вос­питания, характере преступных действий (дерзость, аг­рессивность и т.д.); повторности совершения преступ­ления, продолжающихся связях с преступными элемен­тами, отрицательном поведении после совершения прес­тупления, ближайшем бытовом окружении, длительном отсутствии определенных занятий. При решении вопроса об аресте несовершеннолетнего необходимо учитывать его отношение к содеянному, чистосердечное раскаяние, явку с повинной, активное способствование раскрытию преступления,

К моменту решения вопроса об избрании меры пре­сечения, особенно такой, как содержание под стражей, должна быть получена характеристика с последнего места учебы или работы, допрошены родители и учите­ля, а также бригадир, мастер и иное должностное лицо, осведомленное о его поведении и отношении к работе.

В постановлении о возбуждении ходатайства об избрании в отношении несовер­шеннолетнего меры пресечения в виде содержания под стражей излагаются дополнительные данные, позволяю­щие сделать вывод о законности и обоснованности арес­та: день и месяц рождения, с кем проживает, где учит­ся или работает, основания избрания данной меры пре­сечения. Между тем, как показало ознакомление с уго­ловными делами, не всегда упомянутые сведения изла­гаются достаточно полно.

Важной мерой, обеспечивающей реализацию права несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых и их законных представителей на защиту, является своевре­менное сообщение родителям о задержании или арес­те подростка, если они при этом не присутствовали. Изучение следственной практики показало, что письмен­ные сообщения родителям о задержании несовершен­нолетнего и избрании мерой пресечения содержания под стражей имеются не в каждом уголовном деле. Иногда родителям сообщается об этом в устной форме. В по­добных случаях целесообразно, на наш взгляд, делать об этом отметку в протоколе задержания или в поста­новлении об избрании меры пресечения.

На защиту интересов подростка направлен и осо­бый порядок вызова несовершеннолетнего обвиняемого к следователю. В соответствии с УПК вызов несовершеннолетних обвиняемых производится через ро­дителей или других законных представителей повестка направляется одному из них, предпочтительней тому, который осуществляет функции законного представите­ля. Иной порядок (через администрацию школы, пред­приятия и т. д.) предусмотрен в тех случаях, когда вызов через родителей или других законных представи­телей осложнит или нанесет ущерб объективному рас­следованию уголовного дела. В этом случае о состояв­шемся вызове надо уведомить родителей.

К обстоятельствам, которые при вызове несовершен­нолетнего обвиняемого на допрос через родителей или заменяющих их лиц могут воспрепятствовать установле­нию истины по делу, относятся: а) данные о совершении преступления при подстрекательстве одного из членов семьи; б) обнаружение в квартире, в которой подросток проживает с родителями или близкими родственника­ми, похищенного имущества, орудий преступления, в связи, с чем члены семьи, боясь ответственности, могут быть заинтересованы в сокрытии обстоятельств совер­шенного преступления, причин появления обнару­женных предметов в квартире; в) наличие отрицатель­ного примера в семье (пьянство родителей, скандалы, драки и т. д.), в связи, с чем родители или заменяющие их лица также заинтересованы в сокрытии обстоя­тельств, способствующих появлению преступного моти­ва у подростка, и условий формирования его личности; г) безнадзорность или безразличное отношение к вос­питанию несовершеннолетнего со стороны родителей или иных лиц, на которых лежала такая обязанность; д) попытка родителей или заменяющих их лиц по иным
причинам помешать установлению истины по делу; е) необходимость немедленного допроса подростка. Если несовершеннолетний обвиняемый скрывается от следствия или не имеет определенного места житель­ства, а также в случае неявки без уважительных при­чин, он подвергается приводу. Несовершеннолетний, находящийся под стра­жей, вызывается через администрацию места заключе­ния.

Охране прав и интересов несовершеннолетних обвиняемых на предварительном следствии служит ин­ститут законных представителей. К ним относятся: родители, усыновители, опекуны, попечители обвиняемого, представители уч­реждений и организаций, на попечении которых находится обвиняемый. Законный представитель появляется в деле одновременно с несовершеннолетним обвиняе­мым, подозреваемым (а также потерпевшим и свидете­лем); он вправе заявлять ходатайства, отводы.

УПК специально регламентирует учас­тие законных представителей при ознакомлении несо­вершеннолетних обвиняемых с материалами уголовного дела, если они ходатайствуют, об этом. Возможность самостоятельного ознакомления законного представите­ля с делом в отсутствие несовершеннолетнего обвиняе­мого не предусмотрена. Помощь со стороны законного представителя при совместном ознакомлении с мате­риалами уголовного дела заключается в обсуждении с участием несовершеннолетнего и защитника отдельных обстоятельств дела, полноты доказательств, оснований для заявления ходатайств.

Установив в процессе расследования попытку закон­ного представителя, помешать установлению истины по делу, выявив безнадзорность или отрицательное влия­ние на несовершеннолетнего с его стороны, следователь мотивированным, постановлением может не допустить или устранить его от участия в деле. В этих случаях функции законного представителя могут быть возложе­ны на другого родителя, а в случае отстранения обоих родителей — на представителя органов опеки и попечи­тельства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1898; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.