Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование расследования




При видимой простоте фабулы большинства дел несовершеннолетних они характеризуются большим объемом и трудоемкостью следственных действий, свя­занных, в частности, с групповым характером большин­ства дел, более широким кругом обязательных версий, необходимостью реализации дополнительных процес­суальных гарантий и привлечения дополнительных уча­стников, расширением и детализацией предмета дока­зывания, необходимостью исследовать условия жизни и воспитания, учитывать психологию несовершеннолет­них и т. д.

С учетом изложенного в плане расследования наря­ду с вопросами об обстоятельствах преступления, ви­новности подростка, отягчающих и смягчающих вину обстоятельствах, причиненном ущербе и т. д. следует предусмотреть необходимость тщательной проверки: а) возраста несовершеннолетнего; б) условий жизни и воспитания; в) причин и условий, способствовавших со­вершению преступления; г) наличия взрослых подстрека­телей и иных соучастников. Очевидно, что среди обстоятельств, подлежащих ус­тановлению по делам несовершеннолетних, особое вни­мание обращается на данные, всесторонне характери­зующие личность несовершеннолетнего правонарушите­ля. Указанные вопросы должны выясняться на предва­рительном следствии. Точный возраст несовершеннолетнего (число, ме­сяц, год рождения) устанавливается свидетельством о рождении либо паспортом (если подросток достиг 14 лет).

При проверке условий жизни и воспитания необ­ходимо выяснить: имеются ли родители (заменяющие их лица), другие взрослые члены семьи, где и кем они ра­ботают, как характеризуются; каковы взаимоотношения родителей, их отношение к воспитанию детей; были ли конфликты между подростками и другими членами
семьи; нет ли в семье источника отрицательного влия­ния (пьянство, иное аморальнее поведение, скандалы и т. д); каковы материально-бытовые условия.

При выявлении безнадзорности необходимо выяснить причины (занятость по работе, болезнь, безразличное отношение к воспитанию детей и т. д.).

Если семья неполная, то исследуется, в силу каких причин и как давно, какое влияние это оказало на нравственное формирование личности несовершеннолетнего. Если подросток воспитывался в детском доме, школе-интернате, выясняется, в связи с чем он туда поступил и какие там были условия жизни и воспита­ния.

При установлении неблагоприятных условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье проверяется, были ли они известны учебному заведению, производст­венному коллективу, инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних, какие меры принимались к оздо­ровлению обстановки.

Детально исследуется ближайшее окружение несо­вершеннолетнего и поведение по месту жительства: круг знакомых несовершеннолетнего правонарушителя, в том числе ранее судимых, не занимающихся общест­венно полезным трудом, ведущих аморальный образ жизни; не вовлекали ли они подростка в азартные игры, употребление алкоголя. Обнаружив источники отрица­тельного влияния, следователь устанавливает, в силу каких причин их действие не было своевременно пресе­чено. Выясняется, не состоял ли несовершеннолетний правонарушитель в досуговых группах (А. И. Долгова называет их криминогенными), в которых формируются или усугубляются антиобщественные взгляды и привычки; состав этих групп, время их возникновения и при­чины несвоевременного выявления и разобщения.

Данные о семье и бытовом окружении следователь получает путем допроса родителей, соседей, представи­телей общественности, истребования материалов из подразделений по делам несовершеннолетних, от участкового инспектора, общественного пункта охраны порядка.

В отношении каждого подростка, совершившего преступление, проверяется, где он учится или работает, отношение к производственной деятельности и к учебе, поведение, участие в общественной жизни коллектива, отношение к старшим и к товарищам. Если несовершен­нолетний правонарушитель несколько раз менял место учебы или работы, то указанные сведения необходимо получить как по последнему месту работы или учебы, так и по предыдущему. Устанавливается, не было ли в окружающей подростка среде источников отрицательно­го влияния и почему их пагубное влияние своевременно не было пресечено; были ли у подростка конфликты в школе, трудовом коллективе, какова их основа и не при­вели ли они к противоправному поведению.

Если подросток не учится и не работает, следует вы­яснить, когда и по каким причинам он оставил учебу или работу, за счет каких средств жил, было ли известно об этом семье, комиссии и инспекции по делам несовер­шеннолетних, общественности по месту жительства, почему своевременно подросток не был трудоустроен или определен на учебу.

Исследуя прошлое поведение подростка, необходимо проверить, не совершал ли он ранее правонарушений, в связи с чем его поведение могло обсуждаться в ко­миссии по делам несовершеннолетних, по месту учебы или работы; не доставлялся ли в органы милиции, в об­щественные пункты охраны порядка.

К числу существенных обстоятельств, характеризую­щих нравственно-психологические особенности несовер­шеннолетних преступников, относятся потребности и ин­тересы последних. В совокупности с другими свойствами они определяют уровень социальной направленности личности подростка. Необходимо, в частности, обратить внимание на пристрастие к алкоголю, склонность к азартным играм, праздности.

В соответствии с УПК по каждому делу о преступлении несовершеннолетнего необходимо выяс­нить наличие взрослых подстрекателей и иных соучастников. При планировании предварительного следствия по делам несовершеннолетних версия о наличии взрос­лого подстрекателя обязательна (как показывают ис­следования, взрослый может выступать в качестве орга­низатора или пособника).

По делам рассматриваемой категории необходимо установить, не страдал ли несовершеннолетний обвиня­емый умственной отсталостью, не связанной с психиче­ским заболеванием или задержкой в развитии (психофизический инфантилизм).

В зависимости от этого решается вопрос о характере и степени ответственности. В процессе расследования вы­ясняется и физическое здоровье несовершеннолетнего, которое также может привести (например, при сенсор­ной недостаточности) к умственной отсталости. При получении данных о дефектах в психической сфере назначается экспертиза.

С учетом особенностей предмета доказывания и того, что по делам несовершеннолетних требуется значи­тельная подготовка к организации и проведению следст­венных действий (приглашение педагога, защитника и т. д.), быстрота и вместе с тем полнота и всесторон­ность расследования могут быть обеспечены только при планировании всей работы следователя (календарный план), при планировании расследования каждого уго­ловного дела и составлении плана проведения отдель­ных следственных действий.

Планирование в работе следователя является про­граммно-целевым, организующим и дисциплинирующим началами его деятельности. Программно-целевым, так как оно не просто дает перечень мероприятий, но фор­мулирует цели (задачи) деятельности, их иерархию, по­рядок реализации задач и организационно-материальное обеспечение. Организующее значение планирования за­ключается в том, что оно способствует наиболее рацио­нальному использованию рабочего времени следователя. Дисциплинирующее значение планирования состоит в том, что следователь в предусмотренные планом сроки обязан выполнить намеченные им следственные действия и иные мероприятия.

В календарный план вносится вся без исключения работа следователя, связанная с расследованием и пре­дупреждением преступлений, с правовой пропагандой, повышением деловой квалификации и т. д.

Календарный план необходимо строить таким обра­зом, чтобы следственные действия по всем делам прово­дились параллельно. Особое внимание рекомендуется обратить на следственные действия, проводимые с учас­тием несовершеннолетних. Помня о быстрой утомляе­мости, не планировать проведение нескольких следствен­ных действий с участием одного и того же подростка. Представляется, что по делам о несовершеннолетних та­кие действия, которые направлены на подготовку к про­ведению следственных действий, также надо планиро­вать, так как подготовка к следственному действию с участием несовершеннолетнего сложна, и требует немало времени.

В первую очередь надо планировать следственные действия, оперативно-розыскные и иные мероприятия (производство обследований, истребование документов и т. д.) по таким уголовным делам, по которым: а) тре­буется производство неотложных следственных дейст­вий; б) несовершеннолетние содержатся под стражей; в) истекают сроки следствия; г) отдельные эпизоды преступной деятельности несовершеннолетних не рас­крыты; д) на производство следственных иных дейст­вий потребуется много времени.

План первоначальных следственных действий по делам несовершеннолетних составляется следователем после возбуждения уголовного дела. В нем должны най­ти отражение мероприятия, направленные на уточнение обстоятельств и способа совершения преступления, вы­явление возможной причастности к общественно опас­ным действиям других лиц. По этой причине версии о наличии взрослого подстрекателя, других соучастников выдвигаются сразу же после возбуждения уголовного дела.

При не установлении виновного следователь в ре­зультате ознакомления с обстановкой места происшест­вия, следами и иными вещественными доказательствами делает предварительный вывод о субъекте преступного посягательства: взрослым или подростком совершено преступление. Сложнее, если обстановка места проис­шествия не представляет собой типичной картины прес­тупления, совершенного подростком. Выдвижение обоснованной версии о совершении преступления несовер­шеннолетним на этом этапе расследования имеет важ­ное значение, потому, что следователь при производстве первоначальных следственных действий имеет возмож­ность принять необходимые меры к поиску дополни­тельных данных, подтверждающих или исключающих участие несовершеннолетнего в совершенном преступле­нии.

Развернутый план расследования составляется после производства первоначальных следственных действий. К этому времени определяется круг общих следственных версий, которые требуют дальнейшей проверки. Наибо­лее типичные из них: а) при не установлении виновного, хотя первоначаль­ные материалы свидетельствуют о совершении преступ­ления подростком, остается версия о субъекте преступ­ления, в том числе и о совершении преступления под­ростком.

По этой версии планируются следственные и оперативно-розыскные действия, направленные на выявление в ближайших микрорайонах города (района) подрост­ков, склонных к правонарушениям, и лиц, данные о внешности и поведении которых свидетельствуют о воз­можности совершения ими данного преступления. При­нимаются меры к обнаружению на чердаках, в подвалах, в строящихся зданиях похищенного имущества, орудий преступления и выявлению лиц, осведомленных о со­вершенном преступлении; б) если следователь располагает данными об учас­тии в совершении преступления других лиц (например, в связи со значительным количеством похищенного), проверяется версия о других несовершеннолетних со­участниках преступления-. В подобных случаях.основ­ные усилия направляются на выявление ближайшего окружения несовершеннолетнего правонарушителя. За­дача это не простая, так как, судя по литературе, го­родской подросток, как правило, знаком 50 и более несовершеннолетними; в) версия о наличии взрослого подстрекателя (по­собника), если она не подтверждается, также остается. В ходе дальнейшего расследования она подлежит тща­тельной проверке; г) если имеются данные о длительной незанятости несовершеннолетнего правонарушителя, а также при обнаружении у него вещей, неизвестно где приобретенных, и т. д., то выдвигаются версии о совершении этим лицом ранее нераскрытых или еще не выявленных преступле­ний. В связи с этим планируется детальное изучение времяпрепровождения несовершеннолетнего обвиняемого в предшествующие дни, его связи с другими подростка­ми, взрослыми. Одновременно планируется выяснение, не совершались ли в данном регионе другие преступ­ления, сходные с расследуемым, но оставшиеся нерас­крытыми.

Одной из наиболее трудных задач по делам о групповых преступлениях является индивидуализация роли каждого участника в подготовке, совершении, со­крытии преступления с учетом того, что: а) подстрека­тели и организаторы (как взрослые, так и подростки) нередко пытаются остаться в. «тени», поручая соверше­ние наиболее общественно опасных действий подрост­кам, впервые вставшим на преступный путь или вовле­ченным в совершение преступления путем психического или физического насилия; б) некоторые несовершенно­летние, не принимая участия в преступных действиях, лишь присутствуют при совершении преступлений.

Выяснение этих вопросов необходимо не только для решения вопроса о степени ответственности каждого из них, но и для разработки наиболее эффективных ме­тодов расследования (например, для определения очеред­ности допроса и т. д.).

Следует также планировать следственные действия, направленные на выяснение обстоятельств формирова­ния группы, времени ее существования и т. д.

При планировании требуется учитывать, что для вы­яснения обстоятельств дела законом предусмотрен перечень обязательных следственных дей­ствий. К ним относятся допросы родителей, учителей, воспитателей и других лиц, которые могут дать нужные сведения.

Планируя расследование, пристальное внимание необходимо уделить выявлению полной криминалистиче­ской характеристики преступления, совершенного под­ростком.

Криминалистическая характеристика преступления — это взаимосвязанная совокупность индивидуальных осо­бенностей определенной категории преступлений, харак­теризующих обстановку, способ и механизм совершения и сокрытия преступления, личность преступника и по­терпевшего, которые имеют значение для раскрытия и расследования преступления. Такая характеристика сос­тоит из следующих элементов: обстановки (объект прес­тупного посягательства, место и время совершения пре­ступления), способа совершения и сокрытия преступле­ния, личности преступника и потерпевшего.

В криминалистическую характеристику преступления включаются также следственные ситуации, которые в самом общем виде представляют собой совокупность данных, характеризующих обстановку (условия) рассле­дования на определенном этапе предварительного след­ствия.

Знание криминалистической характеристики прес­туплений способствует своевременному выявлению со­вершенных подростками преступлений, их раскрытию и успешному расследованию. Особое значение кримина­листическая характеристика преступления приобретает на первоначальном этапе расследования для определе­ния основных его направлений, выдвижения обоснован­ных версий и т. д.

На отдельных этапах расследования выявляются лишь отдельные элементы криминалистической характе­ристики преступления. Например, при обнаружении кражи товаров из магазина можно установить такие ее элементы, как типично «детский» ассортимент товаров, способ совершения преступления, характерный для оп­ределенной категории лиц (проникновение в помещение через небольшой проем). Эти и другие данные могут свидетельствовать об участии в совершении преступ­ления подростка. Полная криминалистическая характе­ристика преступления устанавливается к концу следст­вия.

При расследовании перед следователем нередко возникают сложные задачи, которые нельзя решить пу­тем производства отдельных следственных действий. Для их выполнения необходим комплекс следственных, опе­ративно-розыскных и организационно-технических дейст­вий, который в криминалистике получил название такти­ческой операции.

Тактические операции должны разрабатываться при­менительно к отдельным категориям преступлений, что­бы можно было дать более конкретные рекомендации. Думается, однако, что тактические операции необходимо разрабатывать и в отношении отдельных групп пре­ступлений. Проведение тактической операции предусмат­ривается планом расследования уголовного дела, в кото­ром должны найти отражение цели тактической опера­ции, сроки ее проведения (и сроки отдельных ее этапов), участники, научно-технические средства, необходимые для успешного решения поставленных задач, формы и средства фиксации результатов тактической операции.

При расследовании преступлений несовершеннолет­них сложные тактические задачи следователю прихо­дится решать как «а первоначальном, так и на после­дующих этапах расследования. К. их числу относятся: а) установление несовершеннолетнего правонарушителя, взрослого подстрекателя и иных соучастников; б) вы­явление преступной деятельности несовершеннолетнего обвиняемого в полном объеме; в) розыск похищенного имущества, орудий преступления; г) исследование усло­вий жизни и воспитания, ближайшего бытового окруже­ния подростка; д) выявление причин и условий, способ­ствующих совершению преступлений, и др.

Если к моменту возбуждения уголовного дела несовершеннолетний преступник не установлен, то одна из первых тактических задач — выявление лица, совер­шившего преступление. Здесь возможны следующие след­ственные ситуации: а) потерпевшие и свидетели, не зная преступников, утверждают, что по внешнему виду и поведению они были, вероятнее всего, несовершенно­летними; б) обстановка места происшествия, следы и иные вещественные доказательства свидетельствуют о-воз­можном совершении преступления подростком; в) потер­певшие и свидетели знают преступников и их возраст.

При планировании тактических операций следова­тель, исходя из конкретной следственной ситуации, опре­деляет комплекс следственных и оперативно-розыскных действий и подбирает участников операции и необхо­димые средства.

Тактические операции требуют тщательной подготов­ки: глубокого анализа следственной ситуации, четкого распределения обязанностей, строгого порядка проведе­ния, соблюдения последовательности следственных и опе­ративно-розыскных действий, единого руководства. На­рушение этих принципов может привести к ошибкам.

Тактическая операция — это система целенаправлен­ных следственных, оперативно-розыскных и организаци­онно-технических действий, разработанных для реше­ния задач, возникающих в.определенных следственных ситуациях. Особенность разработки тактических опера­ций состоит в том, что предусматривается исчерпываю­щий круг вопросов, подлежащих выяснению, заранее планируется привлечение сил и средств, которые необ­ходимы для оптимального решения поставленных задач.

 

Лекцию подготовил доцент кафедры криминалистики Омской академии МВД России, к.ю.н., доцент полковник милиции А.М. Сажаев

 

Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры криминалистики ОмА МВД России «__»_____________2004 года протокол №____




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 839; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.