КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планирование расследования
При видимой простоте фабулы большинства дел несовершеннолетних они характеризуются большим объемом и трудоемкостью следственных действий, связанных, в частности, с групповым характером большинства дел, более широким кругом обязательных версий, необходимостью реализации дополнительных процессуальных гарантий и привлечения дополнительных участников, расширением и детализацией предмета доказывания, необходимостью исследовать условия жизни и воспитания, учитывать психологию несовершеннолетних и т. д. С учетом изложенного в плане расследования наряду с вопросами об обстоятельствах преступления, виновности подростка, отягчающих и смягчающих вину обстоятельствах, причиненном ущербе и т. д. следует предусмотреть необходимость тщательной проверки: а) возраста несовершеннолетнего; б) условий жизни и воспитания; в) причин и условий, способствовавших совершению преступления; г) наличия взрослых подстрекателей и иных соучастников. Очевидно, что среди обстоятельств, подлежащих установлению по делам несовершеннолетних, особое внимание обращается на данные, всесторонне характеризующие личность несовершеннолетнего правонарушителя. Указанные вопросы должны выясняться на предварительном следствии. Точный возраст несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения) устанавливается свидетельством о рождении либо паспортом (если подросток достиг 14 лет). При проверке условий жизни и воспитания необходимо выяснить: имеются ли родители (заменяющие их лица), другие взрослые члены семьи, где и кем они работают, как характеризуются; каковы взаимоотношения родителей, их отношение к воспитанию детей; были ли конфликты между подростками и другими членами При выявлении безнадзорности необходимо выяснить причины (занятость по работе, болезнь, безразличное отношение к воспитанию детей и т. д.). Если семья неполная, то исследуется, в силу каких причин и как давно, какое влияние это оказало на нравственное формирование личности несовершеннолетнего. Если подросток воспитывался в детском доме, школе-интернате, выясняется, в связи с чем он туда поступил и какие там были условия жизни и воспитания. При установлении неблагоприятных условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье проверяется, были ли они известны учебному заведению, производственному коллективу, инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних, какие меры принимались к оздоровлению обстановки. Детально исследуется ближайшее окружение несовершеннолетнего и поведение по месту жительства: круг знакомых несовершеннолетнего правонарушителя, в том числе ранее судимых, не занимающихся общественно полезным трудом, ведущих аморальный образ жизни; не вовлекали ли они подростка в азартные игры, употребление алкоголя. Обнаружив источники отрицательного влияния, следователь устанавливает, в силу каких причин их действие не было своевременно пресечено. Выясняется, не состоял ли несовершеннолетний правонарушитель в досуговых группах (А. И. Долгова называет их криминогенными), в которых формируются или усугубляются антиобщественные взгляды и привычки; состав этих групп, время их возникновения и причины несвоевременного выявления и разобщения. Данные о семье и бытовом окружении следователь получает путем допроса родителей, соседей, представителей общественности, истребования материалов из подразделений по делам несовершеннолетних, от участкового инспектора, общественного пункта охраны порядка. В отношении каждого подростка, совершившего преступление, проверяется, где он учится или работает, отношение к производственной деятельности и к учебе, поведение, участие в общественной жизни коллектива, отношение к старшим и к товарищам. Если несовершеннолетний правонарушитель несколько раз менял место учебы или работы, то указанные сведения необходимо получить как по последнему месту работы или учебы, так и по предыдущему. Устанавливается, не было ли в окружающей подростка среде источников отрицательного влияния и почему их пагубное влияние своевременно не было пресечено; были ли у подростка конфликты в школе, трудовом коллективе, какова их основа и не привели ли они к противоправному поведению. Если подросток не учится и не работает, следует выяснить, когда и по каким причинам он оставил учебу или работу, за счет каких средств жил, было ли известно об этом семье, комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних, общественности по месту жительства, почему своевременно подросток не был трудоустроен или определен на учебу. Исследуя прошлое поведение подростка, необходимо проверить, не совершал ли он ранее правонарушений, в связи с чем его поведение могло обсуждаться в комиссии по делам несовершеннолетних, по месту учебы или работы; не доставлялся ли в органы милиции, в общественные пункты охраны порядка. К числу существенных обстоятельств, характеризующих нравственно-психологические особенности несовершеннолетних преступников, относятся потребности и интересы последних. В совокупности с другими свойствами они определяют уровень социальной направленности личности подростка. Необходимо, в частности, обратить внимание на пристрастие к алкоголю, склонность к азартным играм, праздности. В соответствии с УПК по каждому делу о преступлении несовершеннолетнего необходимо выяснить наличие взрослых подстрекателей и иных соучастников. При планировании предварительного следствия по делам несовершеннолетних версия о наличии взрослого подстрекателя обязательна (как показывают исследования, взрослый может выступать в качестве организатора или пособника). По делам рассматриваемой категории необходимо установить, не страдал ли несовершеннолетний обвиняемый умственной отсталостью, не связанной с психическим заболеванием или задержкой в развитии (психофизический инфантилизм). В зависимости от этого решается вопрос о характере и степени ответственности. В процессе расследования выясняется и физическое здоровье несовершеннолетнего, которое также может привести (например, при сенсорной недостаточности) к умственной отсталости. При получении данных о дефектах в психической сфере назначается экспертиза. С учетом особенностей предмета доказывания и того, что по делам несовершеннолетних требуется значительная подготовка к организации и проведению следственных действий (приглашение педагога, защитника и т. д.), быстрота и вместе с тем полнота и всесторонность расследования могут быть обеспечены только при планировании всей работы следователя (календарный план), при планировании расследования каждого уголовного дела и составлении плана проведения отдельных следственных действий. Планирование в работе следователя является программно-целевым, организующим и дисциплинирующим началами его деятельности. Программно-целевым, так как оно не просто дает перечень мероприятий, но формулирует цели (задачи) деятельности, их иерархию, порядок реализации задач и организационно-материальное обеспечение. Организующее значение планирования заключается в том, что оно способствует наиболее рациональному использованию рабочего времени следователя. Дисциплинирующее значение планирования состоит в том, что следователь в предусмотренные планом сроки обязан выполнить намеченные им следственные действия и иные мероприятия. В календарный план вносится вся без исключения работа следователя, связанная с расследованием и предупреждением преступлений, с правовой пропагандой, повышением деловой квалификации и т. д. Календарный план необходимо строить таким образом, чтобы следственные действия по всем делам проводились параллельно. Особое внимание рекомендуется обратить на следственные действия, проводимые с участием несовершеннолетних. Помня о быстрой утомляемости, не планировать проведение нескольких следственных действий с участием одного и того же подростка. Представляется, что по делам о несовершеннолетних такие действия, которые направлены на подготовку к проведению следственных действий, также надо планировать, так как подготовка к следственному действию с участием несовершеннолетнего сложна, и требует немало времени. В первую очередь надо планировать следственные действия, оперативно-розыскные и иные мероприятия (производство обследований, истребование документов и т. д.) по таким уголовным делам, по которым: а) требуется производство неотложных следственных действий; б) несовершеннолетние содержатся под стражей; в) истекают сроки следствия; г) отдельные эпизоды преступной деятельности несовершеннолетних не раскрыты; д) на производство следственных иных действий потребуется много времени. План первоначальных следственных действий по делам несовершеннолетних составляется следователем после возбуждения уголовного дела. В нем должны найти отражение мероприятия, направленные на уточнение обстоятельств и способа совершения преступления, выявление возможной причастности к общественно опасным действиям других лиц. По этой причине версии о наличии взрослого подстрекателя, других соучастников выдвигаются сразу же после возбуждения уголовного дела. При не установлении виновного следователь в результате ознакомления с обстановкой места происшествия, следами и иными вещественными доказательствами делает предварительный вывод о субъекте преступного посягательства: взрослым или подростком совершено преступление. Сложнее, если обстановка места происшествия не представляет собой типичной картины преступления, совершенного подростком. Выдвижение обоснованной версии о совершении преступления несовершеннолетним на этом этапе расследования имеет важное значение, потому, что следователь при производстве первоначальных следственных действий имеет возможность принять необходимые меры к поиску дополнительных данных, подтверждающих или исключающих участие несовершеннолетнего в совершенном преступлении. Развернутый план расследования составляется после производства первоначальных следственных действий. К этому времени определяется круг общих следственных версий, которые требуют дальнейшей проверки. Наиболее типичные из них: а) при не установлении виновного, хотя первоначальные материалы свидетельствуют о совершении преступления подростком, остается версия о субъекте преступления, в том числе и о совершении преступления подростком. По этой версии планируются следственные и оперативно-розыскные действия, направленные на выявление в ближайших микрорайонах города (района) подростков, склонных к правонарушениям, и лиц, данные о внешности и поведении которых свидетельствуют о возможности совершения ими данного преступления. Принимаются меры к обнаружению на чердаках, в подвалах, в строящихся зданиях похищенного имущества, орудий преступления и выявлению лиц, осведомленных о совершенном преступлении; б) если следователь располагает данными об участии в совершении преступления других лиц (например, в связи со значительным количеством похищенного), проверяется версия о других несовершеннолетних соучастниках преступления-. В подобных случаях.основные усилия направляются на выявление ближайшего окружения несовершеннолетнего правонарушителя. Задача это не простая, так как, судя по литературе, городской подросток, как правило, знаком 50 и более несовершеннолетними; в) версия о наличии взрослого подстрекателя (пособника), если она не подтверждается, также остается. В ходе дальнейшего расследования она подлежит тщательной проверке; г) если имеются данные о длительной незанятости несовершеннолетнего правонарушителя, а также при обнаружении у него вещей, неизвестно где приобретенных, и т. д., то выдвигаются версии о совершении этим лицом ранее нераскрытых или еще не выявленных преступлений. В связи с этим планируется детальное изучение времяпрепровождения несовершеннолетнего обвиняемого в предшествующие дни, его связи с другими подростками, взрослыми. Одновременно планируется выяснение, не совершались ли в данном регионе другие преступления, сходные с расследуемым, но оставшиеся нераскрытыми. Одной из наиболее трудных задач по делам о групповых преступлениях является индивидуализация роли каждого участника в подготовке, совершении, сокрытии преступления с учетом того, что: а) подстрекатели и организаторы (как взрослые, так и подростки) нередко пытаются остаться в. «тени», поручая совершение наиболее общественно опасных действий подросткам, впервые вставшим на преступный путь или вовлеченным в совершение преступления путем психического или физического насилия; б) некоторые несовершеннолетние, не принимая участия в преступных действиях, лишь присутствуют при совершении преступлений. Выяснение этих вопросов необходимо не только для решения вопроса о степени ответственности каждого из них, но и для разработки наиболее эффективных методов расследования (например, для определения очередности допроса и т. д.). Следует также планировать следственные действия, направленные на выяснение обстоятельств формирования группы, времени ее существования и т. д. При планировании требуется учитывать, что для выяснения обстоятельств дела законом предусмотрен перечень обязательных следственных действий. К ним относятся допросы родителей, учителей, воспитателей и других лиц, которые могут дать нужные сведения. Планируя расследование, пристальное внимание необходимо уделить выявлению полной криминалистической характеристики преступления, совершенного подростком. Криминалистическая характеристика преступления — это взаимосвязанная совокупность индивидуальных особенностей определенной категории преступлений, характеризующих обстановку, способ и механизм совершения и сокрытия преступления, личность преступника и потерпевшего, которые имеют значение для раскрытия и расследования преступления. Такая характеристика состоит из следующих элементов: обстановки (объект преступного посягательства, место и время совершения преступления), способа совершения и сокрытия преступления, личности преступника и потерпевшего. В криминалистическую характеристику преступления включаются также следственные ситуации, которые в самом общем виде представляют собой совокупность данных, характеризующих обстановку (условия) расследования на определенном этапе предварительного следствия. Знание криминалистической характеристики преступлений способствует своевременному выявлению совершенных подростками преступлений, их раскрытию и успешному расследованию. Особое значение криминалистическая характеристика преступления приобретает на первоначальном этапе расследования для определения основных его направлений, выдвижения обоснованных версий и т. д. На отдельных этапах расследования выявляются лишь отдельные элементы криминалистической характеристики преступления. Например, при обнаружении кражи товаров из магазина можно установить такие ее элементы, как типично «детский» ассортимент товаров, способ совершения преступления, характерный для определенной категории лиц (проникновение в помещение через небольшой проем). Эти и другие данные могут свидетельствовать об участии в совершении преступления подростка. Полная криминалистическая характеристика преступления устанавливается к концу следствия. При расследовании перед следователем нередко возникают сложные задачи, которые нельзя решить путем производства отдельных следственных действий. Для их выполнения необходим комплекс следственных, оперативно-розыскных и организационно-технических действий, который в криминалистике получил название тактической операции. Тактические операции должны разрабатываться применительно к отдельным категориям преступлений, чтобы можно было дать более конкретные рекомендации. Думается, однако, что тактические операции необходимо разрабатывать и в отношении отдельных групп преступлений. Проведение тактической операции предусматривается планом расследования уголовного дела, в котором должны найти отражение цели тактической операции, сроки ее проведения (и сроки отдельных ее этапов), участники, научно-технические средства, необходимые для успешного решения поставленных задач, формы и средства фиксации результатов тактической операции. При расследовании преступлений несовершеннолетних сложные тактические задачи следователю приходится решать как «а первоначальном, так и на последующих этапах расследования. К. их числу относятся: а) установление несовершеннолетнего правонарушителя, взрослого подстрекателя и иных соучастников; б) выявление преступной деятельности несовершеннолетнего обвиняемого в полном объеме; в) розыск похищенного имущества, орудий преступления; г) исследование условий жизни и воспитания, ближайшего бытового окружения подростка; д) выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и др. Если к моменту возбуждения уголовного дела несовершеннолетний преступник не установлен, то одна из первых тактических задач — выявление лица, совершившего преступление. Здесь возможны следующие следственные ситуации: а) потерпевшие и свидетели, не зная преступников, утверждают, что по внешнему виду и поведению они были, вероятнее всего, несовершеннолетними; б) обстановка места происшествия, следы и иные вещественные доказательства свидетельствуют о-возможном совершении преступления подростком; в) потерпевшие и свидетели знают преступников и их возраст. При планировании тактических операций следователь, исходя из конкретной следственной ситуации, определяет комплекс следственных и оперативно-розыскных действий и подбирает участников операции и необходимые средства. Тактические операции требуют тщательной подготовки: глубокого анализа следственной ситуации, четкого распределения обязанностей, строгого порядка проведения, соблюдения последовательности следственных и оперативно-розыскных действий, единого руководства. Нарушение этих принципов может привести к ошибкам. Тактическая операция — это система целенаправленных следственных, оперативно-розыскных и организационно-технических действий, разработанных для решения задач, возникающих в.определенных следственных ситуациях. Особенность разработки тактических операций состоит в том, что предусматривается исчерпывающий круг вопросов, подлежащих выяснению, заранее планируется привлечение сил и средств, которые необходимы для оптимального решения поставленных задач.
Лекцию подготовил доцент кафедры криминалистики Омской академии МВД России, к.ю.н., доцент полковник милиции А.М. Сажаев
Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры криминалистики ОмА МВД России «__»_____________2004 года протокол №____
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 881; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |