КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Региональный хозяйственный комплекс: сущность и структура. 2 страница
• способствовать созданию в каждом регионе - субъекте Федерации ресурсно-финансового потенциала, достаточного для решения основных задач социально-экономического развития; • содействовать восстановлению нарушенных межгосударственных и межрайонных экономических связей, остающихся рациональными в новых условиях; • развивать общероссийский рынок как интегрированную систему региональных рынков товаров, услуг, капитала и рабочей силы; • сократить разрыв в уровнях социального и экономического развития регионов - субъектов Федерации путем активной поддержки отсталых и депрессивных территорий; • решить острые социально-экономические проблемы регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока с учетом специфических интересов проживающих здесь малочисленных народов, восстановить хозяйственный потенциал Чеченской Республики; • удержать в социально безопасных рамках безработицу; • принять меры к урегулированию миграции населения, обеспечить расселение переселенцев и беженцев в регионах, имеющих необходимые предпосылки. 20.Методы государственного регулирования экономики региона. Среди методов регулирования регионального развития выделяют прямые и косвенные. Прямое государственное вмешательство осуществляется путем использования административных средств, которые базируются на силе государственной власти и включают меры разрешения, запрета и принуждения(прямой контроль за установлением уровня % ставок, осуществление дисконтной политики, регулирование ставки рефинансирования коммерческих банков, изменение курса национальной валюты, эмиссия денег в обращении в рамках определенных нормативов). Косвенное регулирование осуществляется с помощью различных мер экономической политики(государственное, экономическое прогнозирование, Государственное экономическое программирование, бюджетно-налоговое регулирование) В практическом решении задач региональной экономической политики Правительство Российской Федерации опирается на разнообразные формы и методы государственного воздействия: • использование государственного бюджета для перераспределения финансовых ресурсов между регионами; • выполнение федеральных программ развития регионов и отраслей с долевым государственным финансированием, участие в отдельных структурообразующих инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной системы их реализации; • размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд. • эффективное использование государственной собственности на средства производства и природные ресурсы; • поддержка и стимулирование роста в отдельных отраслях промышленности; • проведение общегосударственной инновационной политики; • регулирование товарных, ресурсных и финансовых рынков; • регулирование регионального развития. 21.Региональные экономические интересы. Регион выступает в качестве относительно самостоятельного субъекта экономических отношений, деятельность которого направлена на удовлетворение потребностей регионального развития и соответствующего регионального экономического интереса. Экономические интересы регионов состоят в наиболее полном использовании ресурсов региона, максимально возможном финансировании расходов региона на социальные нужды за счет доходов, получаемых от хозяйствования в данном территориальном образовании, в обеспечении занятости населения, увеличении степени соответствия производственной и социальной инфраструктуры региона потребностям населения, улучшении окружающей среды и т.д. 22. Возможности выравнивания региональных диспропорций. Одной из целей экономической политики государства является выравнивание диспропорций в развитии экономики регионов. Межрегиональное выравнивание призвано сглаживать чрезмерную региональную дифференциацию. Одним из главных направлений решения проблемы дифференциации регионов является создание институциональной инфраструктуры, поскольку эффективность региональной политики во многом зависит от того, как организованы и как функционируют институты, созданные для ее проведения. Поддержка депрессивных регионов, в которых производственно-ресурсная база перешла в фазу устойчивого спада, исключающего возникновение новых стимулов развития, основывается на таких принципах, как: обоснованность выбора объекта помощи, селективность политики государственной поддержки регионов, адресность и локализация помощи, легитимность и контролируемость. Обоснованность выбора объекта помощи базируется на всестороннем анализе социально-экономической ситуации, разработке прогнозных сценариев развития ситуации в регионе, выборе наиболее острых по ситуации объектов. Селективность (избирательность) государственной поддержки регионов связана со множеством регионов и предприятий, требующих поддержки, а также с дефицитностью регионального бюджета. Объектами особой приоритетной поддержки в условиях массовых кризисных ситуаций социально-экономического, природно-ресурсного и экологического характера должна стать относительно небольшая группа производственно-хозяйственных (предприятия, объединения) и региональных (населенные пункты, ограниченные территории) структур, тех, где ситуация аномально обострена, а собственных и привлеченных ресурсов для перелома нарастающих негативных тенденций недостаточно. Санацией (оздоровлением) территорий называется система мер по решению проблемы депрессивности или отсталости того или иного территориального образования. Идеология санации депрессивных территорий в переходный период основывается на априорных представлениях о недостаточности ресурсов для общего и относительно равномерного подъема территорий и о предпочтительности концентрации средств в точках наибольшей депрессии с предварительным запуском специально разработанных системных механизмов санации. 23.Сущность экономической политики региона, механизмы и эффективность ее реализации. Под региональной экономической политикой в РФ понимается система целей и задач по управлению экономическим и социальным развитием регионов, а также механизм их реализации. Она направлена на всемерное использование благоприятных факторов и ограничение действия негативных региональных факторов для достижения общих стратегических целей и задач социально-экономического развития страны.Указанная политика проводится в соответствии с уровнями управления: на федеральном уровне -федеральными органами власти, на региональном уровне- региональными органами влати. Предметом экономической политики региона является пространственная организация внутри региона (улучшение транспортной доступности, обеспечение населения продовольствием и энергией, преодоление депрессивного состояния малых городов и т.д.), привлечение инвестиций в регион, развитие образования, здравоохранения, региональной инфраструктуры. Экономическая политика региона предполагает наличие специальных механизмов, т.е. общего замысла, и непротиворечивого набора мер по реализации политики региональных властей. Базой выработки экономической политики явл-ся региональный мониторинг -информационно-аналитическая система по отслеживанию региональной ситуации.. Концепция - документ, в котором формулируются миссия (.предназначение) региона, стратегические цели и приоритетные направления развития, основные принципы и средства их реализации. Основой формирования экономической политики региона является программно-целевой подход. Структурными элементами программно-целевого подхода в регулировании регионального развития является установление целей социально-экономического развития; разработка мероприятий, которые направлены на достижение этих целей; обеспечение согласования целей и мероприятий; ресурсное обеспечение намечаемых мер. Миссия -инструмент стратегического управления, основа формирования системы целей и развития региона. На основе миссии и стратегических целей, согласованных с ресурсными возможностями, формируются стратегические направления развития. Экономическая политика региона служит основой для разработки программ социально-экономического развития(федеральные, региональные(межгосударственные, государственные(федеральные) и собственно региональные по отраслевому признаку, и комплексные), отраслевые программы). Объективная оценка результатов экономической политики является чрезвычайно сложной, поэтому очень часто решения, касающиеся региональной политики, принимаются без оценки их возможных и реальных результатов. Возможны, по крайней мере, четыре различных подхода к оценке результативности региональной политики:- оценка отдельных индикаторов;- сравнение действительных результатов политики с возможными результатами развития без осуществления политики;- соизмерение издержек и выгод;- степень достижения поставленных целей.
24.Методы регионального анализа. Статистическая база регионального анализа. В комплекс макроэкономических индикаторов для региональных экономических систем входят следующие показатели:
25 Система мониторинга социально-экономического развития в регионе. Назначение системы мониторинга - Автоматизированная система поддержки принятия решений по социально-экономическому развитию региона предназначена для планирования, сбора и анализа индикаторов социально-экономического развития региона, формирования отчетности и оценки эффективности деятельности государственных и муниципальных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Система представляет собой web-решение, которое позволяет объединить в рамках единого информационного хранилища данных сведения по всем ключевым показателям развития региона, включая состояние промышленности, сельского хозяйства, социальной сферы, здравоохранения, финансов, ЖКХ, а также демографической ситуации. Кроме того система позволяет формулировать, согласовывать и контролировать ход реализации целевых программ. Результаты использования системы - Внедрение системы позволяет повысить оперативность и эффективность решений по планированию и регулированию социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и обеспечить следующие результаты: - создание единого информационного пространства показателей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, хранение и накопление исторических данных; - комплексный анализ сложившейся социально-экономической ситуации; - мониторинг и прогноз социально-экономического развития региональных органов исполнительной власти и муниципальных образований; - контроль исполнения и оценка эффективности целевых программ; - инструментальная и информационная поддержка экспертно-аналитической деятельности; - повышение оперативности и качества управленческих решений благодаря использованию аналитических и прогнозных данных; - обеспечение защиты, конфиденциальности и целостности информационных ресурсов системы. Функциональные возможности системы - - формирование и ведение базовых каталогов и справочников; - защита информации и обеспечение легитимности электронного документооборота; - осуществление связи целевых программ с целями и задачами СБП; - несение значений по показателям социально-экономического развития края; - формирование докладов о результатах деятельности органов исполнительной власти региона; - формирование паспорта муниципального образования; - формирование отчетов по показателям социально-экономического развития. 26. Особенности регионального воспроизводства. Региональные Воспроизводство – это непрерывно возобновляющийся процесс производства материальных и духовных благ и услуг. Воспроизводство состоит из четырех основных фаз: производства, распределения, обмена и потребления. Региональный воспроизводственный процесс, с одной стороны, представляет собой подсистему общественного воспроизводства, с другой – интегрирует единичные воспроизводственные процессы на уровне предприятия, формируя условия для комплексного развития экономики региона. К региональным воспроизводственным циклам относятся: воспроизводство трудовых ресурсов; воспроизводство финансово-кредитных и денежных ресурсов; воспроизводство инвестиционно-строительного процесса; воспроизводство продовольственных ресурсов; воспроизводство природных ресурсов; воспроизводство производственных услуг; воспроизводство социально-бытовых услуг; воспроизводство услуг рыночной инфраструктуры; воспроизводство информации и знаний В зависимости от характера взаимосвязей между различными элементами воспроизводственного процесса можно выделить шесть групп пропорций: 1. Общеэкономические пропорции – пропорции, которые отражают отличительные особенности регионального воспроизводства, роль региона в экономике страны.(пропорции между: фондом накопления и фондом потребления; живым и овеществленным трудом; производственной и непроизводственной сферами) 2. Структурные пропорции – соотношения между отдельными элементами конструкции региональной экономики, которые обеспечивают ее участие в территориальном разделении труда и создании благоприятного климата для жизни людей и развития хозяйственного комплекса.(соотношения между: районообразующими и перерабатывающими отраслями производства; добывающими и перерабатывающими отраслями производства) 3. Социально-экономические пропорции – пропорции, отражающие внутрирегиональные проблемы, решение которых находится в ведении региональных органов власти(пропорции между: личным и общественным потреблением; платежеспособным спросом и предложением на потребительском региональном рынке) 4. Экономико-демографические пропорции показывают взаимосвязи демографического и экономического процессов регионального воспроизводства(соотношение между: приростом и выбытием трудовых ресурсов; трудовыми ресурсами и наличием рабочих мест) 5. Экономико-экологические пропорции Характеризуют соотношения между емкостью природного потенциала и уровнем социально-экономического развития региона.(пропорции между: сырьевым потенциалом и производственными возможностями его использования) 6. Финансово-экономические пропорции – пропорции, связанные с кругооборотом материальных и финансово-денежных ресурсов.(пропорции между: произведенной чистой продукцией и использованным на территории региона национальным доходом;) 27. Экономический механизм регионального развития. Стратегия экономического развития регионов рассматривается как система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития. Государственная региональная политика реализуется через комплекс программ и проектов по поддержке федеральных округов, отдельных регионов и городов России. Данная поддержка может выражаться в непосредственном инвестировании средств федерального бюджета в экономику субъекта Российской Федерации и в косвенной форме, а именно, в предоставлении региону льготного налогового режима в целях стимулирования экономической активности. Помимо этого, поддержка регионов со стороны федерального центра может носить не только территориальный, но и отраслевой характер. В целом, комплекс мер государственной региональной политики можно разделить на три блока: Доля присутствия государства в экономике предприятия или региона через налогообложение играет важную роль в их развитии. Прямая федеральная инвестиционная помощь регионам должна предусматривать выделение средств на следующие цели: - достижение по меньшей мере минимальных стандартов жизни населения; - выравнивание уровней социально-экономического развития регионов сверх минимальных стандартов; - развитие производственно-экономической и социальной базы регионов с низким экономическим потенциалом, депрессивным состоянием экономики; - смягчение негативных последствий неустойчивости функционирования региональных хозяйственных комплексов. Развитие любого региона России в значительной мере зависит от создания в данном регионе условий для привлечения иностранных экономических агентов - Экономическое благосостояние российских регионов определяется не только наличием исходных преимуществ (географическое положение, наличие природных ископаемых и др.), но и качеством управления их социально-экономическим развитием; - в управлении развитием региона целесообразно использовать современные методы регионального менеджмента – стратегическое планирование, региональный маркетинг и др - основным фактором успеха в управлении региональным развитием становится уровень квалификации кадров региональной администрации и рациональное использование интеллектуального потенциала консультантов по региональному развитию.
28. Экономический потенциал — материальная основа регионального хозяйства. Экономический потенциал — это совокупность всех имеющихся средств и возможностей региона Сущность социально-экономического потенциала на региональном уровне выплывает из единства экономической и социальной политики. Среди исходных компонентов особенно выделяются природа, человек и производство. А уровень, структура, динамика материального производства определяют социально-экономические возможности. Поэтому для оценки потенциала важное значение имеет определение удельного веса прогрессивных отраслей промышленности, качественных параметров и структуры основных производственных фондов, способности адаптации производственных систем к использованию достижений научно-технического прогресса и тому подобное. Экономический потенциал региона характеризуется его основными составляющими: природно-ресурсным потенциалом, населением и трудовыми ресурсами, производственным потенциалом. Природно-ресурсный потенциал. Природно-ресурсный потенциал определяется совокупностью всех видов природных ресурсов, в настоящее время известных и использование которых в обозримом будущем возможно по техническим критериям Население и трудовые ресурсы. Численность трудовых ресурсов оказывает благоприятное влияние на развитие региона. Чем выше обеспеченность трудовыми ресурсами, тем благоприятнее условия для размещения новых производств, особенно трудоемких.
29 Экономическая безопасность регионов: сущность, проблемы, объекты и задачи. Экономическая безопасность - это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз. Региональную экономическую безопасность можно определить как такое состояние социально-экономических отношений региональной экономической системы, при котором она способна эффективно противостоять всем угрозам критического характера как внешним, так и внутренним. Региональные проблемы экономической безопасности** являются исключительно многогранными как по причине разнохарактерности самих угроз безопасности, так и в связи со сложившимися значительными территориальными различиями в уровне развития и текущем социально-экономическом положении. Широкий спектр угроз экономической безопасности связан с возникновением региональных ситуаций общего комплексного характера. Выявление и нейтрализация угроз и кризисных ситуаций на уровне региона может существенно снизить степень риска возникновения глобальных угроз национальной безопасности. Экономическая безопасность на любом из ее уровнях и в частности на региональном уровне должна рассматриваться как система отношений общества и государства и, следовательно, основным подходом к изучению проблем экономической безопасности должен являться системный подход Под региональной целевой программой понимается комплекс производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам осуществления и обеспечивающих эффективное решение системных проблем в сфере экономического, экологического, социального и культурного развития региона. Именно системные проблемы в различных сферах региона и являются источником кризисных ситуаций, преодоление и предотвращение которых является главной задачей обеспечения экономической безопасности. Необходимо разрабатывать комплексные целевые программы по обеспечению экономической безопасности регионов Использование системы управления экономической безопасности региона, построенной на взаимодействии органов власти и общества, в основу которой положено распределение функций и ответственности между министерствами и ведомствами региона позволит не только предотвратить угрозы экономической безопасности региона, но и существенно улучшит социально-экономическую ситуацию в регионе.
№ 30 Угрозы экономической безопасности региона Экономическая безопасность региона - это система мероприятий по отгораживанию экономического пространства региона от внешних и внутренних угроз, препятствующих эффективному функционированию составляющих региональной экономики: институциональной инфраструктуры (органов административно-территориального управления и финансово-кредитных институтов); собственно сферы производства; объектов транспорта и связи; науки и научных учреждений; систем жизнеобеспечения; социальной сферы. Сущность экономической безопасности территории реализуется с помощью системы показателей, позволяющих количественно оценить ситуацию и сигнализировать о возможной опасности, осуществить комплекс программно-целевых мероприятий с целью стабилизации положения. Основные аспекты проявления экономической безопасности региона: Внутренняя структура экономической безопасности региона: 7). Нарушение финансового обеспечения территории. Оно отражается в первую очередь на отраслях социальной сферы, уменьшает дотации в местные бюджеты и приводит к общей нестабильности как региональной экономики, так и хозяйственного комплекса страны.
№ 31 Региональные кризисные ситуации, сущность, виды, причины, последствия, стратегия нейтрализации Региональная кризисная ситуация - это изменение состояния экономики регионов, предотвращение которого требует вмешательства федеральных законодательных и исполнительных органов власти и использования чрезвычайных методов государственного экономического регулирования территориального развития. Основные виды кризисных ситуаций в регионах: 1)изменения в демографической ситуации (приводящие к депопуляции населения); 2) превышение рациональных норм техногенной нагрузки территории при размещении объектов, приводящее к ухудшению экосистемы региона; 3)падение производства в отраслях специализации региона более чем на 50-60%; 4)рост безработицы, превышающий 15% от численности экономически активного населения; 5)изменение профиля региона, приводящее к необходимости массовой переквалификации кадров; 6)появление в трудоизбыточных регионах беженцев, переселенцев и иностранных рабочих, приводящее к межнациональной и социальной напряженности; 7)высокая и постоянно растущая степень зависимости промышленного комплекса от межрегиональных и внешнеэкономических связей; 8)низкая обеспеченность финансовыми ресурсами, дестабилизирующая ситуацию в регионе и усложняющая отношения с федеральным Центром (к примеру, дотации превышают 30% финансовых средств региона); 9)низкая обеспеченность объектами инфраструктуры, ограничивающая возможность дальнейшего развития. Причинами возникновения и развития кризисных ситуаций:
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1038; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |