КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Региональный хозяйственный комплекс: сущность и структура. 3 страница
7). Нарушение финансового обеспечения территории. Оно отражается в первую очередь на отраслях социальной сферы, уменьшает дотации в местные бюджеты и приводит к общей нестабильности как региональной экономики, так и хозяйственного комплекса страны. Пути решения кризисных ситуаций: Различают прямые и косвенные методы проведения региональной политики. 1) Прямые - государство активно участвует в капиталовложениях, направленных на совершенствование территориальной структуры хозяйства (создание центров роста, промышленных парков, инфраструктуры в районах предпочтения и пр.). 2) Косвенные - государство через финансовую (налоговую, таможенную) систему стремится создать соответствующий экономический «климат» для стимулирования развития и управления миграционными потоками. Для нейтрализации влияния кризисных ситуаций в регионах на экономическую безопасность страны большое значение имеет совершенствование межбюджетных отношений, более рациональное распределение налоговой массы между федеральным и региональными бюджетами путем установления для всех регионов нормативов, обеспечивающих минимум социальной напряженности, используя для этого трансферты из фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Трансферты направляются на покрытие минимально необходимых социальных затрат и являются прямым инструментом предотвращения возможных кризисных ситуаций в регионах. В настоящее время в федеральных органах исполнительной власти ведется работа по их совершенствованию.
№ 32 Инфраструктурный комплекс региона Инфраструктура - совокупность систем жизнеобеспечения производственно-экономического, социального комплексов региона. Она представляет собой подсистему РЭС (радиоэлектронные средства), которая обеспечивает обмен результатами деятельности в общественном производстве и при этом сама является результатом общественного разделения труда. Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги. Он подразделяется на коммуникационную систему и сферу обслуживания. Коммуникационная система включает в себя транспорт и связь. Основные виды транспорта — железнодорожный, автомобильный, речной, морской, воздушный и трубопроводный — образуют транспортную систему страны. Виды транспорта соединяются с помощью транспортных узлов, то есть пунктов, в которых сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами между ними.
№ 33 Нормативно-правовые основы формирования и функционирования регионов - субъектов Российской Федерации
№ 34 Формирование экономического механизма федеративных отношений в России Федеративных отношений экономический механизм: 1)Действующая практика; 2) теоретические концепции. В РФ формируется национальная система бюджетного федерализма. Критериями российского федерализма являются: обеспечение единства и целостности государства; развитие и капитализация единого российского рынка; выравнивание финансовой обеспеченности регионов при стимулировании их заинтересованности в развитии собственной доходной базы. Принципы бюджетного федерализма определены Конституцией РФ и последующим бюджетно-налоговым законодательством: -разграничение бюджетной системы на федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты; -ведение РФ федеральным бюджетом, федеральными налогами и сборами, федеральными фондами регионального развития; совместно с субъектами федерации установление общих принципов налогообложения, сборов в РФ; -самостоятельность субъектов федерации в регулировании бюджета и бюджетной системы субъекта федерации; -предоставление субъектам федерации бюджетных и финансовых полномочий в рассмотрении федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, вопросов финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования и денежной эмиссии; отделение местных бюджетов от государственной бюджетной и налоговой систем. Федеративных отношений экономический механизм включает: 1)«раздельные» налоги - федеральные, региональные и местные; 2) «сквозные» федеральные налоги, которые делятся по твердым нормативам между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов федерации; 3) финансовые трансферты субъектам федерации из федерального бюджета (по специальной общероссийской методике), не имеющие спец. конкретного (целевого) назначения, выполняющие функцию финансовой помощи нуждающимся и особо нуждающимся регионам в зависимости от показателя душевого дохода по РФ; 4)дотации и субвенции отдельным субъектам федерации; 5)целевую финансовую помощь (на завоз продукции в районы Крайнего Севера, на централизованные капитальные вложения, на ликвидацию аварий и пр.); 6) целевые федеральные программы в их территориальном аспекте; взаимные расчеты; 7)межбюджетные ссуды; 8) блок межбюджетных связей внутри бюджетной системы субъекта РФ.
35.Система государственного управления в регионе. В соответствии с Конституцией РФ установление общих принципов организации системы государственной власти субъектов РФ входит в совместное ведение Российской Федерации и субьектов РФ, а система органов государственной власти формируется субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими положениями, вводимыми федеральным законом. Систему органов государственной власти субъектов РФ составляют: 1. Законодательный (представительный) орган государственной власти. 2. Высший исполнительный орган государственной власти. 3. Иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ (в частности, может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ). Органы государственной власти субъектов РФ функционируют в соответствии с Законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ).Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ. Наименование органа, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Число депутатов законодательного органа устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ. Срок (полномочий депутатов одного созыва не может превышать пять лет. Число депутатов, работающих на постоянной основе, устанавливается законодательным органом самостоятельно. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ: • Принимает конституцию (устав) субъекта РФ и поправки к ним. • Утверждает бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении; программы социально-экономического развития субъекта РФ. • Устанавливает налоги и сборы, отнесенные к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания; порядок управления собственностью субъекта РФ; порядок проведения референдума субъекта РФ, выборов в законодательный орган власти и руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. • Устанавливает административно-территориальное устройство и утверждает схему управления субъектом РФ. • Регулирует иные вопросы, относящиеся к ведению и полномочиям субъекта РФ. В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти. Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ избирается населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на срок не более 5 лет и не может избираться более двух сроков подряд. Высшее должностное лицо субъекта РФ: • Представляет субъект РФ в отношениях с органами власти, при внешнеэкономических связях, подписывает договоры и соглашения от имени субъекта РФ. • Обнародует законы или отклоняет законы, принятые законодательным органом субъекта РФ. • Формирует высший исполнительный. орган государственной власти субъекта РФ. • Вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного органа государственной власти субъекта РФ; участвовать в его работе с правом совещательного голоса. • Осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством России и субъекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ издает указы (распоряжения), обязательные к исполнению в субъекте РФ. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по комплексному социально-экономическому развитию субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии. Он разрабатывает проекты бюджета, программы развития субъекта РФ, обеспечивает исполнение бюджета и программ социально-экономического развития; управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ, заключает договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий; формирует иные органы исполнительной власти субъектов РФ. Субъект РФ обладает территорией и своими полномочиями зависимо от его вхождения в какую-либо другую территорию России. Так, край (область) и расположенный в его границах автономный округ являются равноправными субъектами РФ, вхождение округа в состав края не меняет его правового статуса. Конституционный Суд РФ постановил, что органы власти таких субъектов РФ должны строить отношения на основе договоров и соглашений, в которых определять все направления самостоятельной и совместной деятельности края (области) и автономного округа. В составе субъекта РФ обычно выделяются города и районы в качестве административно-территориальных единиц. Конституционный Суд РФ подтвердил право создавать на уровне района, города республиканского значения органы государственной власти с включением их в единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Территориальные единицы иного уровня (город районного подчинения, другие городские и сельские населения, районы города в городах республиканского значения) не имеют такого статуса и в них не могут быть созданы органы государственной власти. На этом уровне публичная власть осуществляется посредством местного самоуправления и его органов, не входящих в систему органов государственной власти.
36.Стратегическое управление региональным развитием. Стратегическое управление региональным развитием на современном этапе становится ключевым методом обеспечения устойчивого социально-экономического развития. Сущность регионального стратегического управления заключается в разработке и реализации стратегии развития, определении стратегических целей региональной экономической системы. Эффективность реализации выбранных стратегических направлений развития региональных экономических систем зависит от методики организации процесса выработки стратегии. Организация стратегического планирования (ОСП) регионального развития подразумевает проектирование организационной структуры системы стратегического планирования и механизмов взаимодействия общества, бизнеса и власти. В связи с этим, неотъемлемым критерием результативности стратегического планирования регионального развития является включение в методический аппарат ОСП механизмов выявления, учета и согласования экономических интересов участников экономической деятельности. Таким образом, организация стратегического планирования регионального развития является одним из основных инструментов институционального обеспечения стратегического управления развитием региона. 37.Комплексная система планирования и прогнозирования социально- Анализ и прогнозирование социально-экономического развития является отправной точкой работы по управлению региональным развитием. На основе обоснованного прогноза определяются цели социально-экономического развития региона, уточняются программные мероприятия и приоритеты в развитии регионального хозяйственного комплекса. · демографическая ситуация в регионе; · состояние природной среды, включая такие сферы, как разведанные запасы природных ископаемых, земельные, водные и лесные ресурсы; · будущее состояние научно-технических достижений и возможность их внедрения в производство; · основные факторы производства (капитал, труд, инвестиции); · величина и динамика спроса населения на товары и услуги; · платежеспособный спрос населения на отдельные товары и услуги; · темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства, территорий и других общественно значимых сфер деятельности. В комплексном экономическом прогнозе отражается будущее развитие экономики региона как целостного образования. Разработка комплексного прогноза базируется на научных основаниях, которые адекватно объясняют функционирование и развитие регионального хозяйственного комплекса. По временному горизонту комплексные прогнозы экономического развития регионов можно подразделить на три вида: долго-, средне- и краткосрочный. Долгосрочный прогноз разрабатывается один раз в пять лет на десятилетний период. Он служит основой для разработки концепции социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу. В целях обеспечения преемственности проводимой экономической политики данные долгосрочного прогноза используются при разработке среднесрочных прогнозов, концепции и программ социально-экономического развития страны. Среднесрочный прогноз социально-экономического развития страны разрабатывается на период от трех до пяти лет с ежегодной корректировкой данных. Он служит основой для разработки концепции развития экономики в рамках среднесрочной перспективы. В целях всеобщего ознакомления данные долго- и среднесрочных прогнозных расчетов, а также концепции социально-экономического развития публикуются в открытой печати. Краткосрочный прогноз социально-экономического развития разрабатывается ежегодно и служит основой составления проекта государственного бюджета. Разработка комплексного экономического прогноза региона преследует две цели. Во-первых, он должен предоставить правительству региона информацию для принятия решений в области экономической и социальной политики. Во-вторых, его показатели служат основой для разработки показателей проекта государственного бюджета региона. 38.Концепция долгосрочного социально-экономического развития региона (характеристика Стратегий 2020 РФ, ПФО, ЧР). Стратегия РФ Миссия - Обеспечение устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе Цели -1. Высокие стандарты благосостояния человека; 2. Социальное благополучие и согласие; 3. Экономика лидерства и инноваций; 4. Сбалансированное пространственное развитие; 5. Экономика, конкурентоспособная на мировом уровне; 6. Институты экономической свободы и справедливости; 7. Безопасность граждан и общества. Приоритетные направления развиия - 1. Развитие человеческого потенциала; 2. Создание высококонкурентной институциональной среды; 3. Обеспечение структурной диверсификации и инновационного развития; 4. Расширение глобальных конкурентных преимуществ в традиционных отраслях; 5. Укрепление внешнеэкономических позиций России 6. Сбалансированное пространственное развитие. Индикаторы ожидаемой эффективности - 2020 г. к 2012 г.: 1. Увеличение ожидаемой продолжительности жизни - 2 года; 2. Рост ВВП - 164 - 166%; 3. Рост производительности труда - 171 - 178%; 4. Снижение энергоемкости ВВП - 70 - 75%; 5. Рост реальных располагаемых доходов населения - 164 - 172%; 6. Рост инвестиций в основной капитал - 215 - 223%; 7. Расходы на НИОКР (частные и государственные расходы) - 3% ВВП; 8. Расходы на образование (частные и государственные расходы) - 6,5 - 7% ВВП; 9. Расходы на здравоохранение (частные и государственные расходы) - 6,7 - 7% ВВП. Стратегия ПФО. Миссия- Реализация конкурентных преимуществ (географических, технологических, интеллектуальных) ПФО, что обеспечит развитие экономики и улучшение жизни людей. Цели- 1. Создание достойных условий жизни в городах и сельской местности округа; 2. Технологическая модернизация основных отраслей промышленности; 3. Становление округа в качестве одного из российских лидеров инновационного технологического развития. Приоритетные направлениия развития- 1. Пространственное развитие ПФО; 2. Развитие транспортной, энергетической, информационной и телекоммуникационной инфраструктур; 3. Развитие основных отраслей экономики и межотраслевых направлений (развитие научно-технологической базы; формирование конкурентоспособных территориально-отраслевых кластеров; повышение эффективности отраслей АПК округа; формирование развитого сегмента малого и среднего бизнеса); 4. Социальное развитие ПФО. Индикаторы ожидаемой эффективности- 2020 г. к 2010 1. Рост физического объема ВРП - в 1,9 раза; 2. Рост промышленного производства - в 1,9 раза; 3. Рост инвестиций в основной капитал - в 2,4 раза; 4. Рост реальных располагаемых доходов - 195%; 5. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума - 7,8%; 6. Рост производства продукции с/х - в 1,6 раза; 7. Индекс развития человеческого потенциала - 0,86-0,88 Стратегия ЧР. Миссия- Содействие становлению Чувашии инновационным, конкурентоспособным, процветающим и комфортным для проживания регионом с развитой экономикой, обеспечивающей стабильный рост качества жизни населения. Цели- 1. Повышение уровня и качества жизни населения; 2. Обеспечение высоких темпов экономического роста; 3. Формирование благоприятных условий жизнедеятельности Приоритетные напрвления развития- 1. Промышленная политика 2. Инновационная политика 3. Повышение эффективности АПК 4. Развитие строительного комплекса 5. Освоение и развитие производства новых строительных материалов 6. Создание и развитие транспортно-логистического центра 7. Повышение уровня экологической безопасности 8. Инвестиционная политика 9. Повышение качества жизни населения и формирование человеческого капитала 10. Развитие сферы услуг 11. Развитие здравоохранения 12. Развитие международного и межрегионального сотрудничества. Индикаторы ожидаемой эффективности- 2020 г. к 2006 г.: 1.Среднемесячная заработная плата одного работника увеличится в 7,7 раза; 2. Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума составит 5%; 3. ВРП на душу населения увеличится в 7,5 раза; 4. Объем отгруженной продукции обрабатывающего производства на душу населения - в 5,9 раза;. 5. Объем продукции с/х на душу населения - в 5,3 раза; 6. Общая площадь жилых помещений, приходящияся в среднем на одного жителя - в 1,5 раза.
39.Среднесрочная программа социально-экономического развития региона: Среднесрочная программа экономического и социального развития субъекта Российской Федерации (далее – Программа) представляет собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам реализации комплекс производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, инновационного, экологического, социального и культурного развития субъекта Российской Федерации. Программа содержит комплекс всех проектов и мероприятий, реализуемых на территории субъекта Российской Федерации с учетом реализации проектов и мероприятий на территории других регионов, существенно влияющих на развитие данного субъекта Российской Федерации. Основной целью Программы является комплексное решение ключевых социально-экономических проблем субъекта Российской Федерации и повышение на этой основе уровня жизни и обеспечения занятости населения региона, развития производственного, а также трудового и интеллектуального потенциала. Период реализации Программы составляет 5 лет. Программы разрабатываются субъектами Российской Федерации самостоятельно и за счет своих средств. Одобренные высшим органом исполнительной власти региона проект Программы представляется в Минрегион России, который организует его рассмотрение в федеральных органах исполнительной власти и при необходимости возвращает проект на доработку. Согласованный с федеральными органами исполнительной власти проект Программы докладывается субъектом Российской Федерации на заседании Экспертного совета Минрегиона России и в случае его одобрения вносится в реестр региональных Программ. Структура программы: Общие положения. Ошибка! Закладка не определена. Паспорт Программы.. Ошибка! Закладка не определена. 1. Характеристика проблем, на решение которой направлена Программа. Ошибка! Закладка не определена. 1.1. Социально-экономическое положение субъекта Российской Федерации. Ошибка! Закладка не определена. 1.2. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа, обоснование ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития. Ошибка! Закладка не определена. 1.3. Анализ различных вариантов решения проблем субъекта Российской Федерации и описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы.. Ошибка! Закладка не определена. 1.4. Оптимизация оперативного управления субъектом Российской Федерации. Ошибка! Закладка не определена. 1.5 Система показателей социально-экономического положения субъекта Российской Федерации. Ошибка! Закладка не определена. 2. Цели и задачи Программы, целевые индикаторы и показатели, позволяющие оценивать ход ее реализации. Ошибка! Закладка не определена. 3. Система программных мероприятий. Ошибка! Закладка не определена. 3.1. Мероприятия, финансируемые в рамках государственно-частного партнерства. Ошибка! Закладка не определена. 3.1.1. Особые экономические зоны.. Ошибка! Закладка не определена. 3.2 Мероприятия, реализуемые в рамках национальных проектов. Ошибка! Закладка не определена. 3.3 Инновационные проекты. Ошибка! Закладка не определена. 4. Обоснование ресурсного обеспечения программы, сроки и источники финансирования. Ошибка! Закладка не определена. 5. Механизм реализации Программы.. Ошибка! Закладка не определена. 6. Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы.. Ошибка! Закладка не определена. 6.1 Основные показатели эффективности Программы.. Ошибка! Закладка не определена. 6.1.1. ВРП и объемы промышленного и сельскохозяйственного производства. Ошибка! Закладка не определена. 6.1.2. Бюджетный эффект и бюджетная эффективность Программы для федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации. Ошибка! Закладка не определена. 6.1.3. Коммерческий эффект для участников Программы. Ошибка! Закладка не определена. 6.1.4. Доля Программы в макроэкономических показателях уровня экономического развития субъекта Российской Федерации. Ошибка! Закладка не определена. 6.1.5.Социальная эффективность. Ошибка! Закладка не определена. 6.1.6. Эффективность вложения бюджетных средств. Ошибка! Закладка не определена. 6.1.7. Индикаторы инновационного развития региона. Ошибка! Закладка не определена. 6.2 Эффективность участия государства в государственно-частном партнерстве. Ошибка! Закладка не определена. 6.3 Эффективность инвестиционных проектов претендующих на получение государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда. Ошибка! Закладка не определена. 6.4. Прогноз эффективности создания структур поддержки инновационных инициатив. Ошибка! Закладка не определена. Приложение 1. Анализ социально-экономического положения субъекта Российской Федерации. Ошибка! Закладка не определена. Приложение 2 Формы исходной информации по инвестиционным проектам и некоммерческим мероприятиям, претендующим на участие в Программе экономического и социального развития субъекта Российской Федерации. Ошибка! Закладка не определена.
40. Региональные отраслевые программы. Региональные программы. В Чувашской Республике реализуется 47 программ в различных сферах экономики: сельском хозяйстве, промышленности, строительстве, а также в социальной сфере. Основными из них являются: “Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы на 2002-2010 гг. ”, Программа реструктуризации сети общеобразовательных учреждений в Чувашской Республике на 2003–2005 гг., Программа развития медицинской помощи сельскому населению Чувашской Республики на 2002–2006 гг., “Совершенствование специализированных видов медицинской помощи населению Чувашской Республики на 2004-2006 гг.”, “Республиканская комплексная программа развития физической культуры, спорта и здорового образа жизни населения Чувашской Республики на 2003–2006 гг.”, “Социальное развитие села в Чувашской Республике на период до 2010 г.”, “Дети Чувашии” на 2004-2006 гг., “Социальная поддержка инвалидов Чувашской Республики” на 2002-2005 гг. и др.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |