КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Международная финансовая корпорация
Идея создания международной организации для оказания помощи и поддержки частного бизнеса развивающихся стран Африки, Азии, Латинской Америки и Ближнего Востока высказывалась еще на Брет-тон-Вудской конференции в процессе обсуждения целей создания МБРР. Однако широкой поддержки она не нашла. К ней вернулись через несколько лет после создания МБРР. Проработка и реализация идеи поддержки частного бизнеса принадлежит Президенту МБРР Юджину Р. Блэку и вице-президенту Роберту Л. Гарнеру. В прошлом американский банкир и один из руководителей компании «Дженерал Фудс Корпорейшн» Р. Гарнер — горячий поборник частного предпринимательства. Он отводил ему важную роль в развитии национальной экономики и считал, что в условиях, когда коммерческие банки и крупные международные корпорации не проявляют большого интереса к деятельности частного бизнеса в развивающихся странах, помощь ему должен оказать МБРР. Банк уже в начале 50-х гг. осуществлял финансирование развивающихся стран, но займы предоставлялись лишь правительствам стран. Согласно Уставу предоставлять займы непосредственно частному сектору МБРР не может. Р. Гарнер со своим помощником Р. Демутом и другими экспертами Банка, проработав проблему поддержки частного бизнеса в развивающихся странах, пришел к выводу о необходимости создания нового учреждения специально 1 Сорос, Дж. Указ. соч. С. 70—72. 2 Надпись над центральным входом в МБРР гласит: «Наша цель — мир, в котором 166 Глава 3. Международные финансовые организации для осуществления инвестиций в предприятия частного сектора развивающихся стран. Предполагалось, что совладельцами нового многостороннего учреждения (начальное рабочее название — Международная корпорация развития) будут правительства, но действовать оно будет как корпорация, что позволит ему взаимодействовать как с государственными сектором, так и с частным. Предусматривалось, что корпорация будет выделять займы, участвовать в акционерном капитале предприятий и предоставлять специалистов и экспертов для оценки инвестиционных предложений по проектам в частном секторе развивающихся стран, выполняя туже работу, которую проводил МБРР в отношении проектов в государственном секторе. Также предполагалось, что новое учреждение будет действовать наряду с частными инвесторами, принимая на себя коммерческие риски. Устраняя ряд серьезных барьеров, препятствующих осуществлению новых частных инвестиций в развивающихся странах, Корпорация была призвана способствовать формированию отечественного капитала, необходимого для создания рабочих мест, увеличения валютной выручки и налоговых поступлений, а также передачи знаний, опыта и современных технологий по линии Север — Юг. Эта идея впервые получила официальную поддержку в опубликованном в марте 1951 г. докладе Консультативного совета США по политике в области развития. Совет, во главе с Нельсоном Рокфеллером, разработал комплекс мер, которые должны были способствовать повышению эффективности мероприятий МБРР, так как содействовали развитию частных производственных предприятий, которые в свою очередь обеспечивали многие ключевые компоненты процесса экономического развития. Таких компонентов несколько. В их числе, по мнению Р. Гарнера, предпринимательство представляет собой неуловимое сочетание воображения, позволяющего увидеть имеющиеся возможности и мобилизовать необходимые ресурсы, чтобы этими возможностями воспользоваться. Обеспечить развитие помогает также мобилизация нового капитала частных инвесторов, готовых пойти на значительный риск при наличии перспективы получить большую прибыль. Среди других факторов, способствующих развитию, создание дополнительных рабочих мест, обучение работников новым специальностям, подготовка руководящих кадров, развитие техники и технологии, а это все несет с собой частный бизнес. Предполагалось, что в ходе выполнения намеченных мер владельцы предприятий в развивающихся странах сумеют успешно использовать оборудование, трудовые ресурсы и капитал для создания динамично развивающихся предприятий, производящих товары, себестои- 3.3. Всемирный банк и его институты мость которых обеспечит им конкурентоспособность и которые по качеству будут соответствовать требованиям рынка. И таким образом будет оказана действенная помощь развивающимся странам в борьбе с бедностью и в обеспечении их гражданам надежного будущего. Для этих целей и предлагалось создать международную организацию, поддерживающую частный бизнес. Р. Гарнер активно пропагандировал свою идею. Однако после президентских выборов 1952 г. в США ее поддерживали уже не столь активно, но в конечном итоге спустя два года предложение Р. Гарнера о создании организации было поддержано, и она могла приступить к работе. К реализации идеи присоединились и другие страны. В 1955 г. специалисты МБРР составили проект Учредительного договора, регулировавшего деятельность новой организации, получившей название Международная финансовая корпорация — МФК (International Finance Corporation — IFC). Официально МФК была созданалетом 1956 г., и Роберт Гарнер стал ее первым руководителем. Так был создан институт, позволивший форсировать процесс становления рыночных отношений и стимулировать развитие частного бизнеса в слабо развитых странах. Появление МФК расширило возможности МБРР по стимулированию частного предпринимательства в развивающихся странах. Согласно Уставу МБРР (раздел 6 (а) ст. 3) МФК получила право непосредственно вкладывать свои ресурсы в акции предприятий и предоставлять долгосрочные займы частному сектору развивающихся стран без правительственных гарантий. МФК участвует на всех этапах создания и расширения инфрастук-туры национальных финансовых рынков. Она помогла многим странам создать финансовые институты, которые стали базой образующихся в развивающихся странах рынков капитала1. Сегодня МФК является крупнейшим многосторонним учреждением, предоставляющим долгосрочные кредиты и участвующим в долевом финансировании проектов частного сектора развивающихся стран. МФК содействует устойчивому развитию частного сектора путем: • финансирования проектов частного сектора развивающихся • оказания помощи частным компаниям развивающихся стран в 1 Анулова, Г. В. Денежно-кредитное регулирование: опыт развивающихся стран. М.: Финансы и статистика, 2001. С. 81. 168 Глава 3. Международные финансовые организации • предоставления консультационной и технической помощи предприятиям и правительствам. Реализуя свои задачи, МФК мобилизует и дополняет частный капитал, но не заменяет его. Обязательства МФК, как правило, не превышают 25% стоимости проекта, корпорация финансирует лишь часть стоимости проекта и привлекает к его реализации другие источники1. Кроме того, МФК способствует снижению риска при осуществлении инвестиционного проекта в сложных условиях, урегулированию интересов сторон, осуществляющих сделку, среди которых могут быть как зарубежные инвесторы, так и местные партнеры, другие кредиторы и межправительственные организации. Наряду с инвестиционной деятельностью МФК предоставляет услуги по приватизации, а в последнее время все активнее предлагает технические и консультационные услуги. В 2003 г. в состав МФК входили 175 стран-членов, которые совместно определяют ее политику и утверждают инвестиционные проекты. Для вступления в МФК стране необходимо быть членом МБРР. Корпоративные полномочия в МФК принадлежат Совету управляющих, в который страны-члены назначают своих представителей. Долевой капитал МФК состоит из оплаченных взносов стран-членов, и право голоса распределяется пропорционально числу единиц долевого участия, принадлежащих той или иной стране (разрешенный к выпуску объем уставного капитала МФК составил 2,45 млрд долл США). Исполнительные директора МБРР совмещают свои должности в МФК. В состав руководства МФК входят те же лица, что и в состав Совета МБРР. Президентом МФК является президент МБРР. Общее управление МФК и текущие операции осуществляются через пять региональных, четыре отраслевых и один функциональный департамент. Региональные департаменты делятся по группам стран, а отраслевые департаменты — по сферам деятельности: агробизнес, химия, нефтехимия и удобрения, инфраструктура, нефть, газ и горнодобывающая промышленность. Функциональный департамент — Департамент рынков капитала и корпоративных.финансовых услуг — предоставляет платные консультации государственным предприятиям и правительству по вопросам приватизации, а частным компаниям — по вопросам финансовой реструктуризации. Займы выдаются сроком на 7—12 лет по фиксированной или гибкой процентной ставке в наиболее устойчивых валютах (в основном в долларах США, евро, швейцарских франках и японских йенах). Вели- 1 Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / под ред. Л. Н. Красавиной. М., 1994. С. 590. 3.3. Всемирный банк и его институты чина стоимости кредита зависит от таких факторов, как рыночные условия, уровень экономического развития конкретной страны и риски, связанные с осуществлением проекта. В зависимости от уровня инвестиционных операций финансовые риски возрастают. Они влияют на степень финансовой устойчивости корпорации. Управление функцией контроля финансовых рисков в МФК осуществляет отдел финансового планирования. Он отслеживает уровень кредитоспособности своих клиентов. Для этого МФК подписывает параллельные соглашения с клиентами, согласно которым партнеры обязаны извещать МФК о возникновении рыночных рисков, превышающих заранее определенное максимальное значение. Это помогает МФК лучше управлять кредитными рисками, отслеживая уровень кредитоспособности клиентов, принимать своевременные меры для их предотвращения. По мере инвестирования в корпорационные облигации кредитный риск возрастает. Для ограничения кредитного риска МФК использует специально разработанные критерии и лимиты кредитования для всех своих клиентов. Эта работа осуществляется Финансовым комитетом МФК. МФК координирует свою кредитную политику с Международным банком реконструкции и развития. Координируя свою деятельность во многих областях с другими учреждениями, входящими в систему Всемирного банка, МФК в целом действует самостоятельно, будучи автономной организацией, в юридическом и финансовом отношениях, имеет свои статьи Соглашения, долевой капитал, руководство и аппарат штатных сотрудников. Собственные финансовые ресурсы МФК образуются из вносов государств-членов (акционерный капитал) в соответствии с их подпиской на акции МФК, отчислений из прибыли МФК, получаемой за счет процентов с предоставленных займов, финансовых сборов, дивидендов и участия в прибылях, доходов от продажи акций, платы за услуги, депозитов и операций с ценными бумагами. МФК также привлекает финансовые средства мирового рынка капиталов и заимствует у МБРР. Максимально возможная величина ресурсов, которые может получить МФК у Всемирного банка определена в 5,58 млрд долл.1 МФК представляет собой самый прибыльный институт группы Всемирного банка2 (табл. 3.7). Как показывает таблица, финансовое положение МФК устойчиво. Рост нераспределенной прибыли в 2002 г. по сравнению с 1997 г. составил 57,3%. http://www.ifc.org. Far Eastern Economic Review. 1982. № 31. P. 64. 170 Глава 3. Международные финансовые организации На 5,9% вырос за этот период и оплаченный акционерный капитал. Операционный доход, полученный банком в 1998 г., уменьшился в два раза, что связано с мировым финансовым кризисом, однако уже с 1999 г. начала формироваться тенденция с устойчивому росту. В 2001 г. он составил 79,2% от уровня 1997 г. С 2002 г. согласно новым стандартам учета статистика МФК не включает суммы, полученные от применения производных инструментов и хеджирования, и этим объясняется его незначительная величина. Таблица 3.7. Финансовые ресурсы и доходы МФК в 1997—2002 гг., млн долл. США
* Из показателя исключен совокупный эффект от применения стандартов учета по производным инструментам и хеджированию. Источник: http://www.ifc.org. Annual Report 1998, 2002. Наибольшую долю в финансовом портфеле МФК занимают заемные средства, которые МФК формирует за счет заимствований на мировых рынках капитала, у МБРР и из других источников. Доля заимствований в финансовых ресурсах МФК в 1997—2002 гг. составляла 70—72% общего объема финансовых ресурсов. Большое внимание МФК уделяет защите своего финансового портфеля от различных рисков и финансовых потрясений. В этих целях руководством МФК разрабатываются специальные стратегии, которые объединены общей целью защиты финансового портфеля от риска снижения стоимости. Используя различные инструменты (сво- 3.3. Всемирный банк и его институты пы, опционы, хеджирование и т.п.), МФК, заботясь о своей финансовой устойчивости, часть своих ресурсов использует для создания резервного фонда, который служит источником покрытия убытков по активным операциям, в частности, на случай несвоевременного погашения или неполного погашения заемщиком взятой ссуды. Особенно этой стороне вопроса стало уделяться больше внимания после череды финансовых кризисов. На финансовом состоянии МФК особо остро отразился кризис 1998 г. Значительно увеличилась доля непогашенных займов. Если на 30 июня 1998 г. сумма непогашенных займов составляла 633 млн долл., то к этому же периоду в 1999 г. она выросла до 857 млн долл., или.на 35,3%. В-связи с этим обстоятельством корпорация ввела практику увеличения размеров резервного фонда. Если в 1998 г. увеличение резервного фонда произошло на 481 млн долл., и общий размер резервного фонда составил 1 млрд 522 млн долл. (17% от общего объема предоставленных займов), то в 1999 г. Корпорация увеличила резервы еще на 333 млн долл., и общий объем резервного фонда в результате составил 1 млрд 825 млн долл., т.е. его доля составила уже 18,2% общего объема предоставленных займов. В 2000 г. было произведено отчислений на сумму 215 млн долл., а в 2001 г. в резервный фонд было отчислено еще 402 млн долл. Общий объем резервного фонда составил 2442 млн долл., или 26,3% общего объема предоставленных займов. Таким образом, за период с 1995 по 2001 г. резервный фонд в процентном отношении к общему объему предоставленных займов вырос с 10,74 до 26,3%'. МФК инвестирует свои финансовые ресурсы для предоставления различных финансовых, а также технических и консультационных услуг путем предоставления займов, в том числе синдицированных, вложений в акционерный и квазиакционерный капитал и в других формах (табл. 3.8). Процесс предоставления финансовой услуги в МФК проходит ряд последовательных этапов, в ходе которых определяется характер проекта и его основные показатели, оценивается степень реальности проекта, проводятся переговоры и подписываются необходимые документы. Лишь затем осуществляется процесс инвестирования, определяется порядок расчетов и устанавливается контроль за ходом выполнения проекта и использованием средств. Первые четыре этапа осуществляются под руководством вице-президента, отвечающего за инвестиционную деятельность, а порядок расчетов и контроль находится в ведении вице-президента, отвечающего за консультационные услуги. http://www.ifc.org. Annual Report 1998—1999. Глава 3. Международные финансовые организации Таблица 3.8. Инвестиционные обязательства МФК в 2000-2002 гг., млн долл. США
Источник: http://www.ifc.org. Annual Report 1999—2002. Как показывает таблица, за три года нового века МФК предоставила займов га суму 5208 млн долл., что составляет 43% общего объема инвестиций. Второе место в финансовом инвестиционном портфеле занимают синдицированные займы. Их доля в 2000—2002 гг. в среднем составляла 29,3%, а в 2001 г. достигла 42,3%. Синдицированные займы МФК использует при кредитовании крупных проектов. МФК продает участникам финансирования проекта долю предоставляемого займа. МФК предоставляет кредиты и займы частным компаниям для развития, внедрения новых производственных, инвестиционных программ и для других целей. Вложения МФК в акционерный капитал фирм в 2000—2002 гг. составили 17,3% общего объема инвестиций. За три года корпорация инвестировала 4113 фирмы, по сравнению с 2000 г. их число выросло на 5,2%. При проведении инвестиционных операций МФК использует помощь финансовых посредников, а также услуги специализированных агентов. Анализ распределения финансовых средств МФК по секторам экономики показывает, что в 90-е гг. значительная доля инвестиций направлялась в финансовый сектор — 22%, инфраструктуру — 18%, добывающую, пищевую промышленность и агропромышленный сектор - 12%. В 2000—2002 гг. эта тенденция в целом сохранилась для финансового сектора экономики. Финансовый сектор занимал первое место по 3,3..Всемирный банк и его институты объему инвестиций, доля которых колебалась от 30 до 34%. Второе место перешло к предприятиям общественного пользования и транспорта. Вложения в этот сектор колебались от 17,2 до 21%. Третье место по объему вложений принадлежит информационным технологиям — от 9 до 18%. География инвестиций МФК весьма широка и включает практически весь мир. Наибольшие объемы инвестиций в 2001 г. направлялись в Латинскую Америку и страны Карибского бассейна — 1017 млн долл.; Ближний Восток и Северную Африку — 956 млн долл. и страны Азиатско-Тихоокеанского региона — 784 млн долл. В 2002 г. маршруты и объемы инвестиций несколько изменились. Первое место по объемам инвестиций сохранилось за Латинской Америкой и странами Карибского бассейна. Однако объем инвестиций вырос на 44,9% и составил 1474 млн долл. Второе место по объемам инвестиций заняли страны Восточной Азии и Тихоокеанского региона — 740 млн долл., третье место заняли страны Европы и Центральной Азии — 739 млн долл.1. В 90-е гг. круг деятельности МФК существенно расширился. Она начинает оказывать техническое содействие в финансовом секторе и на рынке капитала; консультации по приватизации и реструктуризации; услуги по внедрению проектов. Консультационные, технические и информационные услуги предоставляются в форме: • рыночных исследований эффективности развития компаний; • технического содействия; • консультаций по выбору наиболее оптимальных методов осуществления приватизации; • консультационных услуг по осуществлению зарубежных инвестиций; • консультаций и рекомендаций по правовым вопросам, функционированию страховых, лизинговых, банковских и других компаний. Разработку и осуществление таких услуг в МФК проводят инвестиционные и специализированные консультационные службы, а также Консультативная служба по иностранным инвестициям (КСИИ). Она помогает правительствам государств в решении вопросов устранения препятствий на пути иностранных инвестиций и повышения эффективности их использования. Деятельность КСИИ осуществляется под четким контролем МФК и МБРР и ее услуги предоставляются только по просьбе правительств стран — членов МФК. 1 http://www.ifc.org. Annual Report 2000—2002. 174 Глава 3. Международные финансовые организации Наиболее важными проектами, осуществленными с помощью консультационных услуг КСИИ в 1999 г., стали проекты в странах Центральной и Восточной Европы, в числе которых Армения, Литва, Македония и Словения. Другим направлением деятельности КСИИ за отчетный период стал анализ бюрократических явлений в сфере частных инвестиций в восьми странах — в Боливии, Индонезии, Иордании, Латвии, Мадагаскаре, Мали, Мавритании и на Филиппинах — и разработка рекомендаций по их устранению. Одной из приоритетных задач КСИИ является разработка рекомендаций по привлечению иностранных инвестиций в инфраструктуру. С этой целью для Коста-Рики, Непала и Замбии были предложены советы по улучшению правовой базы предприятий сферы инфраструктуры. За предоставление консультационных услуг МФК взимает определенную плату. Ее величина зависит от степени значимости проекта. За 1999 г. общая сумма таких платежей составила 33 млн долл. За последний период, с 1971 по 1999 гг. МФК оказала консультационную помощь более чем по 900 проектам в финансовой сфере в более 100 странах мира. Большая часть проектов (59%) технической и консультационной помощи приходится на рынок ценных бумаг. Одна треть всех проектов (34%) касается вопросов правового обеспечения функционирования небанковских институтов, 7% проектов приходится на банковскую сферу. Проекты по развитию рынка ценных бумаг были выполнены во Вьетнаме, Болгарии были оказаны услуги по поддержке дальнейшего развития правового механизма регулирования финансовой деятельности. Рекомендации по совершенствованию управления корпорациями были разработаны для бизнесменов Чили, по повышению улучшений в эффективности лизинговой деятельности — для России, Украины, Хорватии, Молдовы, Литвы и Польши. Специализированная программа технического содействия в банковском секторе была выполнена в Корее («Hana Bank» и «Kookmin Bank»), Вьетнаме («FEB/ACB twinning agreement») и Бангладеш. Помощь в приватизации банков была оказана Коста-Рике («BICSA») и Болгарии («Hebros Bank»). МФК оказывает консультационные услуги по проведению приватизационных мероприятий в различных политических и экономических условиях правительствам и государственным компаниям. Одним из пяти таких проектов в 1999 г. стала приватизация в Панаме компании энергетической отрасли «Instituto de Recursos Hidraulicos у Electrification», находившейся в собственности государства, которая 3.3. Всемирный банк и его институты 175 сейчас весьма успешно конкурирует с другими предприятиями,отрасли. Кроме того, Комитет по финансовым услугам (КФУ) оказывает консультационные услуги частным компаниям, функционирующим в тех отраслях экономики, где они конкурируют с предприятиями, находящимися в государственной собственности частично, либо полностью. МФК предлагает услуги по менеджменту рисков компаниям стран с переходной экономикой. В рамках этой программы МФК обучает представителей компаний технике управления рисками и повышению кредитоспособности компаний путем ограничения рисков. В конце последнего десятилетия XX в. было осуществлено 83 проекта по рисковому менеджменту на общую сумму 445 млн долл. в 35 странах мира. В 1999 г. МФК реализовала такие проекты в Бангладеш, Кот-д'Ивуар, Эквадоре, Корее, Мозамбике, Панаме и Перу. Осуществление специальных мер МФК по содействию развития компаний и их операционной деятельности поддерживается за счет средств из Фонда технической помощи (ФТП). Средства ФТП образуются в основном за счет вкладов крупных компаний-доноров. К числу субъектов-доноров, финансирующих Фонд технической помощи, относятся: • компании из 23 стран мира (Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Дания, Финляндия, Германия, Индия, Израиль, Италия, Япония, Люксембург. Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания, США). Их вклад составляет примерно 331,31 млн долл.; • международные региональные организации (Африканский банк развития, ЕБРР, ЕС, Американский банк развития, Программа развития ООН, Банк развития стран Карибского бассейна). Их вклад составляет примерно 48,24 млн долл.; • группа Всемирного банка (МБРР, МФК, МАИГ). Вклад — Технические услуги, предлагаемые в рамках этого Фонда, включают программы повышения квалификации, анализа проектов, улучшения условий функционирования частного сектора, предоставление мощностей для частных компаний, услуги по приватизации. Например, за счет ФТП было достигнуто улучшение в деятельности двух корейских банков; была проведена приватизация, усовершенствование и расширение телефонной сети в Гондурасе; развитие сектора туристических услуг в Мали, а также банковский аудит, в России. С 1988 г. в http://www.ifc.org/ar99/taadv-l.paf (Technical assistance and advisory projects). Глава 3. Международные финансовые организации рамках ФТП было осуществлено более 700 проектов технической по Финансовый кризис 1998—J999 гг. выявил значимую роль МФК, которая успешно участвовала в устранении последствий кризиса. В результате влияние корпорации в странах-членах существенно выросло. Корпорация вложила в экономики стран, пострадавших от кризиса, порядка 3,6 млрд долл. (1999 г.), а уменьшение международных кредитов для целей частного бизнеса в период кризиса привело к увеличению спроса на финансовые услуги МФК. Финансовые услуги корпорации оказали большую помощь компаниям Кореи и Индонезии в их стремлении преодолеть кризисные явления. МФК сыграла важную роль в учреждении Азиатского «Opportunity» фонда, с размером уставного капитала в 750 млн долл. МФК внедряет свои инициативы в различных сферах, адаптируя их к местным особенностям. Осуществляет новое инвестирование в реформированные и быстроразвивающиеся сектора экономики стран — такие как финансовая и инфраструктурная. Работая в тесном контакте с представителями (руководством, менеджерами) компаний, МФК осуществляет консультирование по различным вопросам, в том числе и наилучшего преодоления финансового кризиса. Basic Facts About IFC2 The International Finance Corporation (IFC) promotes sustainable private sector investment in developing countries as a way to reduce poverty and improve people's lives. IFC is a member of the World Bank Group and is headquartered in Washington, DC. It shares the primary objective of all World Bank Group institutions: to improve the quality of the lives of people in its developing member countries. IFC Mission Statement. Established in 1956, IFC is the largest multilateral source of loan and equity financing for private sector projects in the developing world. It promotes sustainable private sector development primarily by: • Financing private sector projects located in the developing • Helping private companies in the developing world mobilize financing in international financial markets. • Providing advice and technical assistance to businesses and governments. 1 http://www.ifc.org. Хронология МФК. 2 http://www.ifc.org. 3.3. Всемирный банк и его институты 177 Ownership and Management IFC has 176 member countries, which collectively determine its policies and approve investments. To join IFC, a country must first be a member of the IBRD. IFC's corporate powers are vested in its Board of Governors, to which member countries appoint representatives. IFC's share capital, which is paid in, is provided by its member countries, and voting is in proportion to the number of shares held. IFC's authorized capital is $2.45 billion. The Board of Governors delegates many of its powers to the Board of Directors, which is composed of the Executive Directors of the IBRD, and which represents IFC's member countries. The Board of Directors reviews all projects. The President of the World Bank Group, James D. Wolfensohn, also serves as IFC's president. IFC's Executive Vice President, Peter Woicke, is responsible for the overall management of day-to-day operations. Although IFC coordinates its activities in many areas with the other institutions in the World Bank Group, IFC generally operates independently as it is legally and financially autonomous with its own Articles of Agreement, share capital, management and staff. Funding of IFC's Activities IFC's equity and quasi-equity investments are funded out of its net worth: the total of paid in capital and retained earnings. Strong shareholder support, triple-A ratings, and the substantial paid-in capital base have allowed IFC to raise funds for its lending activities on favorable terms in the international capital markets. The Loans Loans are issued to private enterprises with no government guarantee of repayment. The IFC cannot stipulate where loan proceeds are spent. Where the money comes from 80 percent is borrowed in international financial markets through public bond issues or private placements; the remainder is borrowed from the IBRD. Международная ассоциация развития Уже в 50-х гг. прошлого столетия мировому сообществу стало ясно, что беднейшие развивающиеся страны не могут позволить себе финансовые заимствования, необходимые для развития, на условиях Всемирного банка, и группа государств — членов Банка предложила создать агентство, которое могло бы предоставлять беднейшим странам средства на льготных условиях и на длительный срок. Новый институт было решено назвать Международной ассоциацией развития — MAP (International Development Association — IDA). Однако учредители желали, чтобы принципы работы MAP основывались на 12-6465 178 Глава 3. Международные финансовые организации строгой дисциплине Всемирного банка. Исходя из этой посылки, Президент США Дуайт Эзенхауэр внес предложение, поддержанное остальными участниками, о необходимости вхождения МАР в состав Всемирного банка. Создание МАР в рамках МБРР укрепило позиции Банка, расширило круг и обеспечило большую гибкость его деятельности. Руководство Банка добилось значительного увеличения добровольных вкладов правительств в Ассоциацию развития и, как отмечали специалисты, это «было крупной победой руководства Банка»1. С 1961 г. MAP — специализированное учреждение ООН. СогласноУставу MAP, стать ее членом могут только страны — члены МБРР2. В 2003 г. членами MAP были 164 страны. Россия вступила в MAP 22 мая 1992 г. согласно принятому Верховным Советом РФ постановлению «О вступлении России в МВФ, МБРР и MAP». MAP считается автономной организацией, но ее автономность формальна и выражается в том, что Ассоциация ведет операции по отдельному счету. Фактически она представляет собой фонд ресурсов, которым управляет МБРР, и является его филиалом. МАР не отличается от МБРР, являясь его филиалом, она ставит те же цели, ее деятельность также направлена на создание благоприятных условий для частных капиталовложений, на поощрение экспорта капитала в развивающиеся страны, она также предоставляет кредиты и займы, финансирует проекты для развития различных секторов экономики развивающихся стран. Ассоциация использует те же стандарты деятельности, что и МБРР, и имеет общую с Банком администрацию. Президент Мирового банка является одновременно и президентом MAP, хотя формально MAP имеет свои руководящие органы (Совет управляющих и Исполнительный директорат). Штат сотрудников MAP разделен на четыре сектора: операции финансирования, политики, планирования и исследования. Водораздел сфер деятельности MAP и МБРР образуют статистические данные показателей ВНП на душу населения3. Главное отличие между двумя организациями заключено в условиях, на которых они пре- 1 Ключников, К. Ф. Международные банки развития. Проблемы и перспективы. 2 Articles of Agreement of the International Development Association. 3 Всемирный банк подразделяет страны-члены, имеющие право на финансовые ресурсы этой организации, на ряд групп в соответствии с ВНП на душу населения: 1. Страны, имеющие право только на фонды МБРР (доход более 5,225 долл.). 2. Страны, имеющие право на фонды МБРР и MAP (доход 2,996—5,225 долл.). 3. Страны, имеющие право только на фонды MAP: а) доход 1,446—2,995 долл.; б) доход 756—1446 долл.; в) доход 756 долл. и менее. 3.3. Всемирный банк и его институты доставляют займы развивающимся странам, и источниках финансовых ресурсов, приобретаемых для кредитования и инвестирования стран. МБРР предоставляет займы развивающимся странам под более низкий процент и на более длительные сроки, чем это делают коммерческие банки. В отличие от МБРР, MAP кредитует беднейшие страны из развивающихся, которые не могут заимствовать на условиях МБРР и имеют годовой доход на душу населения не более 905 долл. В настоящее время насчитывается 80 стран, входящих в эту категорию. В них проживает около 3,2 миллиардов человек (65% общей численности населения развивающихся стран). Приблизительно 1,2 миллиарда этих людей имеют ежедневный доход менее одного доллара1. MAP предоставляет беспроцентные кредиты. Первое решение о предоставлении кредитов Гондурасу, Индии, Судану и Чили было принято МАР в 1961 г. Страны получают беспроцентные кредиты до тех пор, пока валовой национальный продукт страны не превышает порог, приемлемый для MAP. Когда ВНП на душу населения начинает превышать установленный предел, государство лишается возможности получать беспроцентные кредиты MAP и ему предоставляется возможность заимствовать у МБРР, но уже на условиях выплаты процентов. Ссуды MAP выдаются на 35—40 лет с 10-летним льготным периодом. При подобных заимствованиях проценты не начисляются, однако предусматривается оплата услуг (в настоящее время — 0,75%). Финансовые ресурсы MAP формируются из собственных и привлеченных источников. Основную долю собственных средств составляет подписной капитал и членские взносы стран-участниц, и они составляют 90% всех ресурсов MAP и поступают из 33 государств, в большинстве своем индустриальных. Члены MAP, относящиеся к этой категории, полностью вносят капитал и предоставляют ассоциации дополнительные средства в неконвертируемых валютах. Остальные страны — члены MAP платят 10% своего первоначального взноса в свободно конвертируемой валюте, а остающиеся 90% и все дополнительные взносы и платежи — в национальной валюте. Собственные финансовые ресурсы пополняются за счет платежей по ранее предоставленным кредитам чистых доходов, полученных МАР от своей деятельности. К привлеченным финансовым средствам относятся переводы МБРР и внешние займы. В то время как МБРР значительную долю финансовых ресурсов формирует за счет заимствований на мировых финансовых рынках, MAP финансируется в значительной степени за счет вкладов правительств более богатых государств-членов. Фонды MAP пополняются http://www.ida.org. Annual Report 2002. 12* 180 Глава 3. Международные финансовые организации донорами каждые три года. В ходе десятого (1993—1996 гг.) пополнения (IDA-10) 34 государства предоставили MAP 18 млрддолл. Одиннадцатое пополнение позволило осуществлять финансирование проектов и предоставлять займы в течение 1996—1999 гг. на общую сумму около 22 млрд долл., из которых 11 млрд долл. обеспечивались странами-донорами1. Самые большие взносы в IDA-11 были сделаны Соединенными Штатами, Японией, Германией, Францией, Великобританией и Италией. Достаточно большие вклады внесли несколько менее богатые страны — Турция и Корея, которые когда-то являлись заемщиками МАР. В настоящее время они входят в число доноров. Донорами также являются страны, продолжающие заимствовать у МБРР, — Аргентина, Ботсвана, Бразилия, Чешская Республика, Венгрия, Мексика, Польша, Россия и Южная Африка. Сформированные таким образом финансовые ресурсы MAP использует для финансирования частного бизнеса, защиты окружающей среды, поддерживает направление тех реформ, которые направлены на либерализацию экономики бедных стран. Проекты MAP способствуют экономическому росту, созданию новых рабочих мест, повышению доходов и улучшению уровня жизни населения. Примером может служить Грузинский сельскохозяйственный проект, осуществляемый совместными усилиями Всемирного банка, MAP и Международного фонда сельскохозяйственного развития (МФСР). Реализация проекта представляет собой результат развития новой стратегии сотрудничества стран с международными организациями. Этот проект с кредитом в 21,5 млн долл. (15 млн инвестировал MAP и 6,5 млн долл. — МФСР) санкционировал открытие кредитной линии для приватизированных сельскохозяйственных предприятий и пищевой промышленности, развития сельских кредитных союзов, проведения экспериментальной программы по регистрации земель и научных исследований в области сельского хозяйства2. На цели развития сельского, лесного хозяйства и рыболовства руководство МАР в течение 1990—2002 гг. одобрило ссуду общим объемом 10281 млн долл., что составило 12,3% общего объема ссуд за этот период. Средства MAP распределяются между странами-заемщицами в соответствии с их экономическим уровнем развития, относительными размерами, уровнем дохода на душу населения и успешностью реализации ранее инициированных проектов. Как показывает табл. 3.9, 1 http://www.ida.org. 2 БИКИ 100. 2000. 1 сент. Таблица 3.9. Совокупные ссуды МАР по регионам и секторам экономики в 1990—2002 гг., млн долл. США
Источник: http://www.ida.org. Annual Report 1995, 1999, 2002. IDA loans to borrowers, by region. Глава 3. Международные финансовые организации 42% общего объема ссуд MAP, предоставленных в течечение 12 лет, приходилось на страны Африки. Второе место — 28,7% занимают страны Южной Азии. На долю Восточной Азии и Тихоокеанского региона приходится 15,2%. На последнем месте находятся страны Среднего Востока и Северной Африки - 2,8%. Центральное место в деятельности MAP занимает инвестирование в социальный сектор. Деятельность MAP направлена на борьбу с бедностью в самых отсталых странах мира. Эта организация реализует девиз, начертанный на центральном входе Всемирного банка «Наша мечта — мир без бедности». Развитие человеческих ресурсов MAP поддерживает путем финансирования проектов, касающихся образования, здравоохранения, народонаселения и питания, социальной безопасности и гигиены. Значительная доля проектов направлена на реализацию программ по начальному образованию и улучшению экологической ситуации. Инвестирование в социальный сектор осуществляется из фондов МАР в соответствии с утвержденными проектами. С помощью финансирования осуществляется доставка товаров и услуг, строительство школ, обучение учителей, поставка оборудования для клиники т.д. Все проекты проходят процедуру утверждения. Как правило, инвестиционный проект на социальные цели кредитуется на срок пять—семь лет. Внимание MAP к развитию социального сектора усилилось в конце 80-х гг. Если в 1988 г. в социальный сектор было инвестировано всего 0,5 млрд долл., то в 90-е гг. складывается устойчивая тенденция к росту объемов финансирования социального сектора. К 1995 г. объемы инвестирования выросли по сравнению с 1988 го. на 120% и составили 1,1 млрд долл. В 1996 г. со сравнению с 1995 г. объем инвестирования в социальный сектор составил 2,6 млрд долл., увеличившись еще на 136%. Однако за значительными суммами 1996 г. последовало снижение инвестиций — в 1997 г. они составили всего 1,3 млрд долл., но в 1998 г. инвестиции в социальный сектор не только достигли уровня 1996 г., но и превысили его на 0,1 млрддолл. и достигли 2,7 млрддолл.; что превысило все предыдущие показатели. В целом с 1960 г. по 2000 г. инвестирование в проекты социального сектора для 106 стран составили 120 млрддолл.1 Доля социального сектора в совокупных ссудах MAP (1990-2002 гг.) составила 25,5%. Значительные суммы MAP выделяет на образование и здравоохранение в Африканских странах и стран Южной Азии. В течение 12 лет в образование этих стран было вложено соответственно 3309 http://www.ida.org. Annual Report 2000, 2002. 3.3. Всемирный банк и его институты 183 млн долл. и 3513,5 млн долл. Объемы инвестиций в здравоохранение и другие социальные услуги составили 4025,2 млн долл. в Африканские страны и 5192,5 млн долл. в страны Южной Азии, что составляет почти 20% общего объема ссуд, предоставленных МАР за двухлетний период. MAP инвестирует средства на развитие транспорта — 11,8%; энергетики — 8,1%. Значительные средства были выделены на развитие законодательства и управления — 15 843 млн долл., что составляет 19,2% общего объема ссуд. Таким образом, деятельность MAP направлена на оказание помощи в деле создания благоприятных условий развития экономики и жизни беднейших стран мира. What is IDA?1 The International Development Association, IDA, is the World Bank's concessional lending window. It provides long-term loans at zero interest to the poorest of the developing countries. IDA helps build the human capital, policies, institutions, and physical infrastructure that these countries urgently need to achieve faster, environmentally sustainable growth. IDA's goal is to reduce disparities across and within countries, especially in access to primary education, basic health, and water supply and sanitation and to bring more people into the mainstream by raising their productivity
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 778; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |