Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международная финансовая корпорация




Идея создания международной организации для оказания помощи и поддержки частного бизнеса развивающихся стран Африки, Азии, Латинской Америки и Ближнего Востока высказывалась еще на Брет-тон-Вудской конференции в процессе обсуждения целей создания МБРР. Однако широкой поддержки она не нашла. К ней вернулись че­рез несколько лет после создания МБРР. Проработка и реализация идеи поддержки частного бизнеса принадлежит Президенту МБРР Юджину Р. Блэку и вице-президенту Роберту Л. Гарнеру. В прошлом американский банкир и один из руководителей компании «Дженерал Фудс Корпорейшн» Р. Гарнер — горячий поборник частного предпри­нимательства. Он отводил ему важную роль в развитии национальной экономики и считал, что в условиях, когда коммерческие банки и крупные международные корпорации не проявляют большого интере­са к деятельности частного бизнеса в развивающихся странах, помощь ему должен оказать МБРР. Банк уже в начале 50-х гг. осуществлял фи­нансирование развивающихся стран, но займы предоставлялись лишь правительствам стран. Согласно Уставу предоставлять займы непо­средственно частному сектору МБРР не может. Р. Гарнер со своим по­мощником Р. Демутом и другими экспертами Банка, проработав про­блему поддержки частного бизнеса в развивающихся странах, пришел к выводу о необходимости создания нового учреждения специально

1 Сорос, Дж. Указ. соч. С. 70—72.

2 Надпись над центральным входом в МБРР гласит: «Наша цель — мир, в котором
нет бедности».


166 Глава 3. Международные финансовые организации

для осуществления инвестиций в предприятия частного сектора разви­вающихся стран.

Предполагалось, что совладельцами нового многостороннего уч­реждения (начальное рабочее название — Международная корпорация развития) будут правительства, но действовать оно будет как корпора­ция, что позволит ему взаимодействовать как с государственными сек­тором, так и с частным. Предусматривалось, что корпорация будет вы­делять займы, участвовать в акционерном капитале предприятий и предоставлять специалистов и экспертов для оценки инвестиционных предложений по проектам в частном секторе развивающихся стран, выполняя туже работу, которую проводил МБРР в отношении проек­тов в государственном секторе. Также предполагалось, что новое учреждение будет действовать наряду с частными инвесторами, при­нимая на себя коммерческие риски. Устраняя ряд серьезных барьеров, препятствующих осуществлению новых частных инвестиций в разви­вающихся странах, Корпорация была призвана способствовать фор­мированию отечественного капитала, необходимого для создания ра­бочих мест, увеличения валютной выручки и налоговых поступлений, а также передачи знаний, опыта и современных технологий по линии Север — Юг.

Эта идея впервые получила официальную поддержку в опублико­ванном в марте 1951 г. докладе Консультативного совета США по по­литике в области развития. Совет, во главе с Нельсоном Рокфеллером, разработал комплекс мер, которые должны были способствовать по­вышению эффективности мероприятий МБРР, так как содействовали развитию частных производственных предприятий, которые в свою очередь обеспечивали многие ключевые компоненты процесса эконо­мического развития. Таких компонентов несколько. В их числе, по мнению Р. Гарнера, предпринимательство представляет собой неуло­вимое сочетание воображения, позволяющего увидеть имеющиеся возможности и мобилизовать необходимые ресурсы, чтобы этими воз­можностями воспользоваться. Обеспечить развитие помогает также мобилизация нового капитала частных инвесторов, готовых пойти на значительный риск при наличии перспективы получить большую при­быль. Среди других факторов, способствующих развитию, создание дополнительных рабочих мест, обучение работников новым специаль­ностям, подготовка руководящих кадров, развитие техники и техноло­гии, а это все несет с собой частный бизнес.

Предполагалось, что в ходе выполнения намеченных мер владель­цы предприятий в развивающихся странах сумеют успешно использо­вать оборудование, трудовые ресурсы и капитал для создания дина­мично развивающихся предприятий, производящих товары, себестои-


3.3. Всемирный банк и его институты



мость которых обеспечит им конкурентоспособность и которые по качеству будут соответствовать требованиям рынка. И таким образом будет оказана действенная помощь развивающимся странам в борьбе с бедностью и в обеспечении их гражданам надежного будущего. Для этих целей и предлагалось создать международную организацию, под­держивающую частный бизнес. Р. Гарнер активно пропагандировал свою идею. Однако после президентских выборов 1952 г. в США ее поддерживали уже не столь активно, но в конечном итоге спустя два года предложение Р. Гарнера о создании организации было поддержа­но, и она могла приступить к работе. К реализации идеи присоедини­лись и другие страны. В 1955 г. специалисты МБРР составили проект Учредительного договора, регулировавшего деятельность новой орга­низации, получившей название Международная финансовая корпора­ция — МФК (International Finance Corporation — IFC). Официально МФК была созданалетом 1956 г., и Роберт Гарнер стал ее первым руко­водителем. Так был создан институт, позволивший форсировать про­цесс становления рыночных отношений и стимулировать развитие ча­стного бизнеса в слабо развитых странах.

Появление МФК расширило возможности МБРР по стимулирова­нию частного предпринимательства в развивающихся странах. Соглас­но Уставу МБРР (раздел 6 (а) ст. 3) МФК получила право непосредст­венно вкладывать свои ресурсы в акции предприятий и предоставлять долгосрочные займы частному сектору развивающихся стран без пра­вительственных гарантий.

МФК участвует на всех этапах создания и расширения инфрастук-туры национальных финансовых рынков. Она помогла многим стра­нам создать финансовые институты, которые стали базой образую­щихся в развивающихся странах рынков капитала1.

Сегодня МФК является крупнейшим многосторонним учрежде­нием, предоставляющим долгосрочные кредиты и участвующим в до­левом финансировании проектов частного сектора развивающихся стран. МФК содействует устойчивому развитию частного сектора путем:

• финансирования проектов частного сектора развивающихся
стран;

• оказания помощи частным компаниям развивающихся стран в
привлечении финансовых средств на международных финансовых
рынках;

1 Анулова, Г. В. Денежно-кредитное регулирование: опыт развивающихся стран. М.: Финансы и статистика, 2001. С. 81.


168 Глава 3. Международные финансовые организации

• предоставления консультационной и технической помощи пред­приятиям и правительствам.

Реализуя свои задачи, МФК мобилизует и дополняет частный ка­питал, но не заменяет его. Обязательства МФК, как правило, не пре­вышают 25% стоимости проекта, корпорация финансирует лишь часть стоимости проекта и привлекает к его реализации другие источники1. Кроме того, МФК способствует снижению риска при осуществлении инвестиционного проекта в сложных условиях, урегулированию инте­ресов сторон, осуществляющих сделку, среди которых могут быть как зарубежные инвесторы, так и местные партнеры, другие кредиторы и межправительственные организации. Наряду с инвестиционной дея­тельностью МФК предоставляет услуги по приватизации, а в послед­нее время все активнее предлагает технические и консультационные услуги.

В 2003 г. в состав МФК входили 175 стран-членов, которые совме­стно определяют ее политику и утверждают инвестиционные проекты. Для вступления в МФК стране необходимо быть членом МБРР. Кор­поративные полномочия в МФК принадлежат Совету управляющих, в который страны-члены назначают своих представителей. Долевой ка­питал МФК состоит из оплаченных взносов стран-членов, и право го­лоса распределяется пропорционально числу единиц долевого уча­стия, принадлежащих той или иной стране (разрешенный к выпуску объем уставного капитала МФК составил 2,45 млрд долл США).

Исполнительные директора МБРР совмещают свои должности в МФК. В состав руководства МФК входят те же лица, что и в состав Со­вета МБРР. Президентом МФК является президент МБРР. Общее управление МФК и текущие операции осуществляются через пять ре­гиональных, четыре отраслевых и один функциональный департамент.

Региональные департаменты делятся по группам стран, а отрасле­вые департаменты — по сферам деятельности: агробизнес, химия, неф­техимия и удобрения, инфраструктура, нефть, газ и горнодобывающая промышленность. Функциональный департамент — Департамент рынков капитала и корпоративных.финансовых услуг — предоставляет платные консультации государственным предприятиям и правитель­ству по вопросам приватизации, а частным компаниям — по вопросам финансовой реструктуризации.

Займы выдаются сроком на 7—12 лет по фиксированной или гиб­кой процентной ставке в наиболее устойчивых валютах (в основном в долларах США, евро, швейцарских франках и японских йенах). Вели-

1 Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / под ред. Л. Н. Красавиной. М., 1994. С. 590.


3.3. Всемирный банк и его институты



чина стоимости кредита зависит от таких факторов, как рыночные ус­ловия, уровень экономического развития конкретной страны и риски, связанные с осуществлением проекта. В зависимости от уровня инве­стиционных операций финансовые риски возрастают. Они влияют на степень финансовой устойчивости корпорации. Управление функци­ей контроля финансовых рисков в МФК осуществляет отдел финансо­вого планирования. Он отслеживает уровень кредитоспособности сво­их клиентов.

Для этого МФК подписывает параллельные соглашения с клиен­тами, согласно которым партнеры обязаны извещать МФК о возник­новении рыночных рисков, превышающих заранее определенное мак­симальное значение. Это помогает МФК лучше управлять кредитны­ми рисками, отслеживая уровень кредитоспособности клиентов, принимать своевременные меры для их предотвращения.

По мере инвестирования в корпорационные облигации кредитный риск возрастает. Для ограничения кредитного риска МФК использует специально разработанные критерии и лимиты кредитования для всех своих клиентов. Эта работа осуществляется Финансовым комитетом МФК. МФК координирует свою кредитную политику с Международ­ным банком реконструкции и развития.

Координируя свою деятельность во многих областях с другими уч­реждениями, входящими в систему Всемирного банка, МФК в целом действует самостоятельно, будучи автономной организацией, в юри­дическом и финансовом отношениях, имеет свои статьи Соглашения, долевой капитал, руководство и аппарат штатных сотрудников.

Собственные финансовые ресурсы МФК образуются из вносов го­сударств-членов (акционерный капитал) в соответствии с их подпис­кой на акции МФК, отчислений из прибыли МФК, получаемой за счет процентов с предоставленных займов, финансовых сборов, дивиден­дов и участия в прибылях, доходов от продажи акций, платы за услуги, депозитов и операций с ценными бумагами. МФК также привлекает финансовые средства мирового рынка капиталов и заимствует у МБРР. Максимально возможная величина ресурсов, которые может получить МФК у Всемирного банка определена в 5,58 млрд долл.1 МФК представляет собой самый прибыльный институт группы Все­мирного банка2 (табл. 3.7).

Как показывает таблица, финансовое положение МФК устойчиво. Рост нераспределенной прибыли в 2002 г. по сравнению с 1997 г. соста­вил 57,3%.

http://www.ifc.org.

Far Eastern Economic Review. 1982. № 31. P. 64.


170 Глава 3. Международные финансовые организации

На 5,9% вырос за этот период и оплаченный акционерный капитал. Операционный доход, полученный банком в 1998 г., уменьшился в два раза, что связано с мировым финансовым кризисом, однако уже с 1999 г. начала формироваться тенденция с устойчивому росту. В 2001 г. он составил 79,2% от уровня 1997 г. С 2002 г. согласно новым стандар­там учета статистика МФК не включает суммы, полученные от приме­нения производных инструментов и хеджирования, и этим объясняет­ся его незначительная величина.

Таблица 3.7. Финансовые ресурсы и доходы МФК в 1997—2002 гг., млн долл. США

 

Ресурсы и доходы 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. Итого
Заемные средства (в том числе у МБРР) 10 123' 11 162 12 429   15 457 16 581 80 671
Акционер­ный капитал (оплаченный)             13 994
Нераспреде­ленная при­быль             19 290
Операцион­ный доход.           162*  
Чистый доход              
Всего 15 719 16 706 18 275 21 415 22 227 23 256 117 598

* Из показателя исключен совокупный эффект от применения стандартов учета по производным инструментам и хеджированию.

Источник: http://www.ifc.org. Annual Report 1998, 2002.

Наибольшую долю в финансовом портфеле МФК занимают заем­ные средства, которые МФК формирует за счет заимствований на ми­ровых рынках капитала, у МБРР и из других источников. Доля заимст­вований в финансовых ресурсах МФК в 1997—2002 гг. составляла 70—72% общего объема финансовых ресурсов.

Большое внимание МФК уделяет защите своего финансового портфеля от различных рисков и финансовых потрясений. В этих це­лях руководством МФК разрабатываются специальные стратегии, ко­торые объединены общей целью защиты финансового портфеля от риска снижения стоимости. Используя различные инструменты (сво-


3.3. Всемирный банк и его институты



пы, опционы, хеджирование и т.п.), МФК, заботясь о своей финансо­вой устойчивости, часть своих ресурсов использует для создания ре­зервного фонда, который служит источником покрытия убытков по активным операциям, в частности, на случай несвоевременного пога­шения или неполного погашения заемщиком взятой ссуды. Особенно этой стороне вопроса стало уделяться больше внимания после череды финансовых кризисов. На финансовом состоянии МФК особо остро отразился кризис 1998 г. Значительно увеличилась доля непогашенных займов. Если на 30 июня 1998 г. сумма непогашенных займов составля­ла 633 млн долл., то к этому же периоду в 1999 г. она выросла до 857 млн долл., или.на 35,3%. В-связи с этим обстоятельством корпорация ввела практику увеличения размеров резервного фонда. Если в 1998 г. увели­чение резервного фонда произошло на 481 млн долл., и общий размер резервного фонда составил 1 млрд 522 млн долл. (17% от общего объема предоставленных займов), то в 1999 г. Корпорация увеличила резервы еще на 333 млн долл., и общий объем резервного фонда в результате со­ставил 1 млрд 825 млн долл., т.е. его доля составила уже 18,2% общего объема предоставленных займов. В 2000 г. было произведено отчисле­ний на сумму 215 млн долл., а в 2001 г. в резервный фонд было отчисле­но еще 402 млн долл. Общий объем резервного фонда составил 2442 млн долл., или 26,3% общего объема предоставленных займов. Та­ким образом, за период с 1995 по 2001 г. резервный фонд в процентном отношении к общему объему предоставленных займов вырос с 10,74 до 26,3%'.

МФК инвестирует свои финансовые ресурсы для предоставления различных финансовых, а также технических и консультационных ус­луг путем предоставления займов, в том числе синдицированных, вло­жений в акционерный и квазиакционерный капитал и в других формах (табл. 3.8).

Процесс предоставления финансовой услуги в МФК проходит ряд последовательных этапов, в ходе которых определяется характер про­екта и его основные показатели, оценивается степень реальности про­екта, проводятся переговоры и подписываются необходимые докумен­ты. Лишь затем осуществляется процесс инвестирования, определяет­ся порядок расчетов и устанавливается контроль за ходом выполнения проекта и использованием средств.

Первые четыре этапа осуществляются под руководством вице-пре­зидента, отвечающего за инвестиционную деятельность, а порядок расчетов и контроль находится в ведении вице-президента, отвечаю­щего за консультационные услуги.

http://www.ifc.org. Annual Report 1998—1999.



Глава 3. Международные финансовые организации


Таблица 3.8. Инвестиционные обязательства МФК в 2000-2002 гг., млн долл. США

 

Виды инвестиций 2000 г. 2001 г. 2002 г. Итого
Займы        
Вложения в акционер­ный и квазикапитал.        
Число фирм        
Синдицированные займы        
Гарантии и управле­ние риском        
Всего       12 251
Количество инвести­ционных проектов        

Источник: http://www.ifc.org. Annual Report 1999—2002.

Как показывает таблица, за три года нового века МФК предостави­ла займов га суму 5208 млн долл., что составляет 43% общего объема инвестиций.

Второе место в финансовом инвестиционном портфеле занимают синдицированные займы. Их доля в 2000—2002 гг. в среднем составля­ла 29,3%, а в 2001 г. достигла 42,3%. Синдицированные займы МФК использует при кредитовании крупных проектов. МФК продает участ­никам финансирования проекта долю предоставляемого займа.

МФК предоставляет кредиты и займы частным компаниям для развития, внедрения новых производственных, инвестиционных про­грамм и для других целей. Вложения МФК в акционерный капитал фирм в 2000—2002 гг. составили 17,3% общего объема инвестиций. За три года корпорация инвестировала 4113 фирмы, по сравнению с 2000 г. их число выросло на 5,2%.

При проведении инвестиционных операций МФК использует по­мощь финансовых посредников, а также услуги специализированных агентов.

Анализ распределения финансовых средств МФК по секторам экономики показывает, что в 90-е гг. значительная доля инвестиций направлялась в финансовый сектор — 22%, инфраструктуру — 18%, добывающую, пищевую промышленность и агропромышленный сек­тор - 12%.

В 2000—2002 гг. эта тенденция в целом сохранилась для финансо­вого сектора экономики. Финансовый сектор занимал первое место по


3,3..Всемирный банк и его институты



объему инвестиций, доля которых колебалась от 30 до 34%. Второе ме­сто перешло к предприятиям общественного пользования и транспор­та. Вложения в этот сектор колебались от 17,2 до 21%. Третье место по объему вложений принадлежит информационным технологиям — от 9 до 18%.

География инвестиций МФК весьма широка и включает практиче­ски весь мир. Наибольшие объемы инвестиций в 2001 г. направлялись в Латинскую Америку и страны Карибского бассейна — 1017 млн долл.; Ближний Восток и Северную Африку — 956 млн долл. и страны Азиатско-Тихоокеанского региона — 784 млн долл. В 2002 г. маршруты и объемы инвестиций несколько изменились. Первое место по объе­мам инвестиций сохранилось за Латинской Америкой и странами Ка­рибского бассейна. Однако объем инвестиций вырос на 44,9% и соста­вил 1474 млн долл. Второе место по объемам инвестиций заняли стра­ны Восточной Азии и Тихоокеанского региона — 740 млн долл., третье место заняли страны Европы и Центральной Азии — 739 млн долл.1.

В 90-е гг. круг деятельности МФК существенно расширился. Она начинает оказывать техническое содействие в финансовом секторе и на рынке капитала; консультации по приватизации и реструктуриза­ции; услуги по внедрению проектов.

Консультационные, технические и информационные услуги пре­доставляются в форме:

• рыночных исследований эффективности развития компаний;

• технического содействия;

• консультаций по выбору наиболее оптимальных методов осуще­ствления приватизации;

• консультационных услуг по осуществлению зарубежных инве­стиций;

• консультаций и рекомендаций по правовым вопросам, функцио­нированию страховых, лизинговых, банковских и других компаний.

Разработку и осуществление таких услуг в МФК проводят инвести­ционные и специализированные консультационные службы, а также Консультативная служба по иностранным инвестициям (КСИИ). Она помогает правительствам государств в решении вопросов устранения препятствий на пути иностранных инвестиций и повышения эффек­тивности их использования.

Деятельность КСИИ осуществляется под четким контролем МФК и МБРР и ее услуги предоставляются только по просьбе правительств стран — членов МФК.

1 http://www.ifc.org. Annual Report 2000—2002.


174 Глава 3. Международные финансовые организации

Наиболее важными проектами, осуществленными с помощью консультационных услуг КСИИ в 1999 г., стали проекты в странах Центральной и Восточной Европы, в числе которых Армения, Литва, Македония и Словения.

Другим направлением деятельности КСИИ за отчетный период стал анализ бюрократических явлений в сфере частных инвестиций в восьми странах — в Боливии, Индонезии, Иордании, Латвии, Мадага­скаре, Мали, Мавритании и на Филиппинах — и разработка рекомен­даций по их устранению.

Одной из приоритетных задач КСИИ является разработка реко­мендаций по привлечению иностранных инвестиций в инфраструкту­ру. С этой целью для Коста-Рики, Непала и Замбии были предложены советы по улучшению правовой базы предприятий сферы инфраструк­туры.

За предоставление консультационных услуг МФК взимает опреде­ленную плату. Ее величина зависит от степени значимости проекта. За 1999 г. общая сумма таких платежей составила 33 млн долл.

За последний период, с 1971 по 1999 гг. МФК оказала консультаци­онную помощь более чем по 900 проектам в финансовой сфере в более 100 странах мира.

Большая часть проектов (59%) технической и консультационной помощи приходится на рынок ценных бумаг. Одна треть всех проектов (34%) касается вопросов правового обеспечения функционирования небанковских институтов, 7% проектов приходится на банковскую сферу.

Проекты по развитию рынка ценных бумаг были выполнены во Вьетнаме, Болгарии были оказаны услуги по поддержке дальнейшего развития правового механизма регулирования финансовой деятельно­сти. Рекомендации по совершенствованию управления корпорациями были разработаны для бизнесменов Чили, по повышению улучшений в эффективности лизинговой деятельности — для России, Украины, Хорватии, Молдовы, Литвы и Польши. Специализированная про­грамма технического содействия в банковском секторе была выполне­на в Корее («Hana Bank» и «Kookmin Bank»), Вьетнаме («FEB/ACB twinning agreement») и Бангладеш. Помощь в приватизации банков была оказана Коста-Рике («BICSA») и Болгарии («Hebros Bank»).

МФК оказывает консультационные услуги по проведению прива­тизационных мероприятий в различных политических и экономиче­ских условиях правительствам и государственным компаниям.

Одним из пяти таких проектов в 1999 г. стала приватизация в Пана­ме компании энергетической отрасли «Instituto de Recursos Hidraulicos у Electrification», находившейся в собственности государства, которая


3.3. Всемирный банк и его институты 175

сейчас весьма успешно конкурирует с другими предприятиями,отрасли.

Кроме того, Комитет по финансовым услугам (КФУ) оказывает консультационные услуги частным компаниям, функционирующим в тех отраслях экономики, где они конкурируют с предприятиями, нахо­дящимися в государственной собственности частично, либо полно­стью.

МФК предлагает услуги по менеджменту рисков компаниям стран с переходной экономикой. В рамках этой программы МФК обучает представителей компаний технике управления рисками и повышению кредитоспособности компаний путем ограничения рисков.

В конце последнего десятилетия XX в. было осуществлено 83 про­екта по рисковому менеджменту на общую сумму 445 млн долл. в 35 странах мира. В 1999 г. МФК реализовала такие проекты в Бангла­деш, Кот-д'Ивуар, Эквадоре, Корее, Мозамбике, Панаме и Перу.

Осуществление специальных мер МФК по содействию развития компаний и их операционной деятельности поддерживается за счет средств из Фонда технической помощи (ФТП). Средства ФТП образу­ются в основном за счет вкладов крупных компаний-доноров. К числу субъектов-доноров, финансирующих Фонд технической помощи, от­носятся:

• компании из 23 стран мира (Австралия, Австрия, Бельгия, Кана­да, Дания, Финляндия, Германия, Индия, Израиль, Италия, Япония, Люксембург. Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Испания, Швеция, Швейцария, Великобрита­ния, США). Их вклад составляет примерно 331,31 млн долл.;

• международные региональные организации (Африканский банк развития, ЕБРР, ЕС, Американский банк развития, Программа разви­тия ООН, Банк развития стран Карибского бассейна). Их вклад со­ставляет примерно 48,24 млн долл.;

• группа Всемирного банка (МБРР, МФК, МАИГ). Вклад —
71,01 млн долл.1

Технические услуги, предлагаемые в рамках этого Фонда, включа­ют программы повышения квалификации, анализа проектов, улучше­ния условий функционирования частного сектора, предоставление мощностей для частных компаний, услуги по приватизации. Напри­мер, за счет ФТП было достигнуто улучшение в деятельности двух ко­рейских банков; была проведена приватизация, усовершенствование и расширение телефонной сети в Гондурасе; развитие сектора туристи­ческих услуг в Мали, а также банковский аудит, в России. С 1988 г. в

http://www.ifc.org/ar99/taadv-l.paf (Technical assistance and advisory projects).



Глава 3. Международные финансовые организации


рамках ФТП было осуществлено более 700 проектов технической по­
мощи1..

Финансовый кризис 1998—J999 гг. выявил значимую роль МФК, которая успешно участвовала в устранении последствий кризиса. В ре­зультате влияние корпорации в странах-членах существенно выросло. Корпорация вложила в экономики стран, пострадавших от кризиса, порядка 3,6 млрд долл. (1999 г.), а уменьшение международных креди­тов для целей частного бизнеса в период кризиса привело к увеличе­нию спроса на финансовые услуги МФК. Финансовые услуги корпо­рации оказали большую помощь компаниям Кореи и Индонезии в их стремлении преодолеть кризисные явления. МФК сыграла важную роль в учреждении Азиатского «Opportunity» фонда, с размером устав­ного капитала в 750 млн долл.

МФК внедряет свои инициативы в различных сферах, адаптируя их к местным особенностям. Осуществляет новое инвестирование в реформированные и быстроразвивающиеся сектора экономики стран — такие как финансовая и инфраструктурная. Работая в тесном контакте с представителями (руководством, менеджерами) компаний, МФК осуществляет консультирование по различным вопросам, в том числе и наилучшего преодоления финансового кризиса.

Basic Facts About IFC2

The International Finance Corporation (IFC) promotes sustain­able private sector investment in developing countries as a way to reduce poverty and improve people's lives.

IFC is a member of the World Bank Group and is headquartered in Washington, DC. It shares the primary objective of all World Bank Group institutions: to improve the quality of the lives of people in its developing member countries. IFC Mission Statement.

Established in 1956, IFC is the largest multilateral source of loan and equity financing for private sector projects in the developing world. It promotes sustainable private sector development primarily by:

• Financing private sector projects located in the developing
world.

• Helping private companies in the developing world mobilize fi­nancing in international financial markets.

• Providing advice and technical assistance to businesses and gov­ernments.

1 http://www.ifc.org. Хронология МФК.

2 http://www.ifc.org.


3.3. Всемирный банк и его институты 177

Ownership and Management IFC has 176 member countries, which collectively determine its policies and approve investments. To join IFC, a country must first be a member of the IBRD. IFC's corporate powers are vested in its Board of Governors, to which member countries appoint representatives. IFC's share capital, which is paid in, is provided by its member countries, and voting is in proportion to the number of shares held. IFC's authorized capital is $2.45 billion.

The Board of Governors delegates many of its powers to the Board of Directors, which is composed of the Executive Directors of the IBRD, and which represents IFC's member countries. The Board of Directors reviews all projects.

The President of the World Bank Group, James D. Wolfensohn, also serves as IFC's president. IFC's Executive Vice President, Peter Woicke, is responsible for the overall management of day-to-day opera­tions. Although IFC coordinates its activities in many areas with the other institutions in the World Bank Group, IFC generally operates independ­ently as it is legally and financially autonomous with its own Articles of Agreement, share capital, management and staff. Funding of IFC's Ac­tivities IFC's equity and quasi-equity investments are funded out of its net worth: the total of paid in capital and retained earnings. Strong share­holder support, triple-A ratings, and the substantial paid-in capital base have allowed IFC to raise funds for its lending activities on favorable terms in the international capital markets.

The Loans

Loans are issued to private enterprises with no government guaran­tee of repayment. The IFC cannot stipulate where loan proceeds are spent.

Where the money comes from 80 percent is borrowed in interna­tional financial markets through public bond issues or private place­ments; the remainder is borrowed from the IBRD.

Международная ассоциация развития

Уже в 50-х гг. прошлого столетия мировому сообществу стало ясно, что беднейшие развивающиеся страны не могут позволить себе финансовые заимствования, необходимые для развития, на условиях Всемирного банка, и группа государств — членов Банка предложила создать агентство, которое могло бы предоставлять беднейшим стра­нам средства на льготных условиях и на длительный срок. Новый ин­ститут было решено назвать Международной ассоциацией разви­тия — MAP (International Development Association — IDA). Однако уч­редители желали, чтобы принципы работы MAP основывались на

12-6465


178 Глава 3. Международные финансовые организации

строгой дисциплине Всемирного банка. Исходя из этой посылки, Президент США Дуайт Эзенхауэр внес предложение, поддержанное остальными участниками, о необходимости вхождения МАР в состав Всемирного банка.

Создание МАР в рамках МБРР укрепило позиции Банка, расши­рило круг и обеспечило большую гибкость его деятельности. Руково­дство Банка добилось значительного увеличения добровольных вкла­дов правительств в Ассоциацию развития и, как отмечали специали­сты, это «было крупной победой руководства Банка»1. С 1961 г. MAP — специализированное учреждение ООН. СогласноУставу MAP, стать ее членом могут только страны — члены МБРР2. В 2003 г. членами MAP были 164 страны. Россия вступила в MAP 22 мая 1992 г. согласно при­нятому Верховным Советом РФ постановлению «О вступлении Рос­сии в МВФ, МБРР и MAP».

MAP считается автономной организацией, но ее автономность формальна и выражается в том, что Ассоциация ведет операции по от­дельному счету. Фактически она представляет собой фонд ресурсов, которым управляет МБРР, и является его филиалом.

МАР не отличается от МБРР, являясь его филиалом, она ставит те же цели, ее деятельность также направлена на создание благоприятных условий для частных капиталовложений, на поощрение экспорта ка­питала в развивающиеся страны, она также предоставляет кредиты и займы, финансирует проекты для развития различных секторов эконо­мики развивающихся стран. Ассоциация использует те же стандарты деятельности, что и МБРР, и имеет общую с Банком администрацию. Президент Мирового банка является одновременно и президентом MAP, хотя формально MAP имеет свои руководящие органы (Совет управляющих и Исполнительный директорат). Штат сотрудников MAP разделен на четыре сектора: операции финансирования, полити­ки, планирования и исследования.

Водораздел сфер деятельности MAP и МБРР образуют статистиче­ские данные показателей ВНП на душу населения3. Главное отличие ме­жду двумя организациями заключено в условиях, на которых они пре-

1 Ключников, К. Ф. Международные банки развития. Проблемы и перспективы.
М., 1974. С. 5.

2 Articles of Agreement of the International Development Association.

3 Всемирный банк подразделяет страны-члены, имеющие право на финансовые ресурсы этой организации, на ряд групп в соответствии с ВНП на душу населения: 1. Страны, имеющие право только на фонды МБРР (доход более 5,225 долл.). 2. Страны, имеющие право на фонды МБРР и MAP (доход 2,996—5,225 долл.). 3. Страны, имеющие право только на фонды MAP: а) доход 1,446—2,995 долл.; б) доход 756—1446 долл.; в) до­ход 756 долл. и менее.


3.3. Всемирный банк и его институты



доставляют займы развивающимся странам, и источниках финансовых ресурсов, приобретаемых для кредитования и инвестирования стран.

МБРР предоставляет займы развивающимся странам под более низкий процент и на более длительные сроки, чем это делают коммер­ческие банки. В отличие от МБРР, MAP кредитует беднейшие страны из развивающихся, которые не могут заимствовать на условиях МБРР и имеют годовой доход на душу населения не более 905 долл.

В настоящее время насчитывается 80 стран, входящих в эту катего­рию. В них проживает около 3,2 миллиардов человек (65% общей чис­ленности населения развивающихся стран). Приблизительно 1,2 мил­лиарда этих людей имеют ежедневный доход менее одного доллара1.

MAP предоставляет беспроцентные кредиты. Первое решение о предоставлении кредитов Гондурасу, Индии, Судану и Чили было принято МАР в 1961 г. Страны получают беспроцентные кредиты до тех пор, пока валовой национальный продукт страны не превышает порог, приемлемый для MAP. Когда ВНП на душу населения начинает превышать установленный предел, государство лишается возможно­сти получать беспроцентные кредиты MAP и ему предоставляется воз­можность заимствовать у МБРР, но уже на условиях выплаты процен­тов. Ссуды MAP выдаются на 35—40 лет с 10-летним льготным перио­дом. При подобных заимствованиях проценты не начисляются, однако предусматривается оплата услуг (в настоящее время — 0,75%).

Финансовые ресурсы MAP формируются из собственных и при­влеченных источников. Основную долю собственных средств состав­ляет подписной капитал и членские взносы стран-участниц, и они со­ставляют 90% всех ресурсов MAP и поступают из 33 государств, в боль­шинстве своем индустриальных. Члены MAP, относящиеся к этой категории, полностью вносят капитал и предоставляют ассоциации дополнительные средства в неконвертируемых валютах. Остальные страны — члены MAP платят 10% своего первоначального взноса в свободно конвертируемой валюте, а остающиеся 90% и все дополни­тельные взносы и платежи — в национальной валюте.

Собственные финансовые ресурсы пополняются за счет платежей по ранее предоставленным кредитам чистых доходов, полученных МАР от своей деятельности. К привлеченным финансовым средствам относятся переводы МБРР и внешние займы.

В то время как МБРР значительную долю финансовых ресурсов формирует за счет заимствований на мировых финансовых рынках, MAP финансируется в значительной степени за счет вкладов прави­тельств более богатых государств-членов. Фонды MAP пополняются

http://www.ida.org. Annual Report 2002.

12*


180 Глава 3. Международные финансовые организации

донорами каждые три года. В ходе десятого (1993—1996 гг.) пополне­ния (IDA-10) 34 государства предоставили MAP 18 млрддолл. Одинна­дцатое пополнение позволило осуществлять финансирование проек­тов и предоставлять займы в течение 1996—1999 гг. на общую сумму около 22 млрд долл., из которых 11 млрд долл. обеспечивались страна­ми-донорами1.

Самые большие взносы в IDA-11 были сделаны Соединенными Штатами, Японией, Германией, Францией, Великобританией и Ита­лией. Достаточно большие вклады внесли несколько менее богатые страны — Турция и Корея, которые когда-то являлись заемщиками МАР. В настоящее время они входят в число доноров. Донорами также являются страны, продолжающие заимствовать у МБРР, — Аргентина, Ботсвана, Бразилия, Чешская Республика, Венгрия, Мексика, Поль­ша, Россия и Южная Африка.

Сформированные таким образом финансовые ресурсы MAP ис­пользует для финансирования частного бизнеса, защиты окружающей среды, поддерживает направление тех реформ, которые направлены на либерализацию экономики бедных стран. Проекты MAP способству­ют экономическому росту, созданию новых рабочих мест, повышению доходов и улучшению уровня жизни населения. Примером может слу­жить Грузинский сельскохозяйственный проект, осуществляемый со­вместными усилиями Всемирного банка, MAP и Международного фонда сельскохозяйственного развития (МФСР). Реализация проекта представляет собой результат развития новой стратегии сотрудничест­ва стран с международными организациями. Этот проект с кредитом в 21,5 млн долл. (15 млн инвестировал MAP и 6,5 млн долл. — МФСР) санкционировал открытие кредитной линии для приватизированных сельскохозяйственных предприятий и пищевой промышленности, развития сельских кредитных союзов, проведения экспериментальной программы по регистрации земель и научных исследований в области сельского хозяйства2.

На цели развития сельского, лесного хозяйства и рыболовства ру­ководство МАР в течение 1990—2002 гг. одобрило ссуду общим объе­мом 10281 млн долл., что составило 12,3% общего объема ссуд за этот период.

Средства MAP распределяются между странами-заемщицами в соответствии с их экономическим уровнем развития, относительны­ми размерами, уровнем дохода на душу населения и успешностью реа­лизации ранее инициированных проектов. Как показывает табл. 3.9,

1 http://www.ida.org.

2 БИКИ 100. 2000. 1 сент.


Таблица 3.9. Совокупные ссуды МАР по регионам и секторам экономики в 1990—2002 гг., млн долл. США

 

^^^^^ Регион Сектор экономики ^^^^^ Африка Восточная Азия и Ти­хоокеан­ский регион Европа и Цент­ральная Азия Латинская Америка и Карибский регион Средний Восток и Северная Африка Южная Азия Итого Доля сек­тора, % к итогу
Сельское и лесное хозяйство, рыболовство 2444,0 3000,0 423,5 305,2 334,1 3773,0 10 281,0 12,5
Законодательство и управле­ние 8809,0 1234,0 1280,0 1177,0 295,0 3049,0 15 844,0 19,2
Информация и коммуникации 292,4 55,5 18,0 33,8 1,3 212,8 613,8 0,7
Образование 3309,0 1173,0 .141,3 430,1 366,1 3513,5 8933,0 10,8
Здравоохранение и другие со­циальные услуги 4025,2 1338,9 436,5 543,4- 442,7 5192,5 11 979,2 14,5
Финансы 2226,8 840,1 600,1 240,9 ' 217,4 1016,7 5142,0 6,2
Промышленность и торговля 3577,2 983,2 883,1 277,7 194,1 1584,6 7499,9 9,1
Транспортные ресурсы 4989,3 1394,0 378,9 710,5 180,5 2067,6 9720,8 11,8
Энергетика и энергоресурсы 3058,6 1282,6 576,3 152,1 66,6 1539,6 6675,8 8,1
Водные ресурсы и очистка во­доемов 2124,6 1198,1 291,1 231,3 - 187,2 1661,9 5699,2 7,0
Итого по секторам 34 856,1 12 499,4 5028,8 4102,0 2285,0 23 611,2 82 383,7 100,0
Доля региона в совокупных ссудах MAP, % к итогу <42,3 15,2 6,1 5,0 2,8 28,7 100,0  

Источник: http://www.ida.org. Annual Report 1995, 1999, 2002. IDA loans to borrowers, by region.



Глава 3. Международные финансовые организации


42% общего объема ссуд MAP, предоставленных в течечение 12 лет, приходилось на страны Африки.

Второе место — 28,7% занимают страны Южной Азии. На долю Восточной Азии и Тихоокеанского региона приходится 15,2%. На по­следнем месте находятся страны Среднего Востока и Северной Афри­ки - 2,8%.

Центральное место в деятельности MAP занимает инвестирование в социальный сектор. Деятельность MAP направлена на борьбу с бед­ностью в самых отсталых странах мира. Эта организация реализует де­виз, начертанный на центральном входе Всемирного банка «Наша мечта — мир без бедности». Развитие человеческих ресурсов MAP под­держивает путем финансирования проектов, касающихся образова­ния, здравоохранения, народонаселения и питания, социальной без­опасности и гигиены. Значительная доля проектов направлена на реа­лизацию программ по начальному образованию и улучшению экологической ситуации.

Инвестирование в социальный сектор осуществляется из фондов МАР в соответствии с утвержденными проектами. С помощью финан­сирования осуществляется доставка товаров и услуг, строительство школ, обучение учителей, поставка оборудования для клиники т.д. Все проекты проходят процедуру утверждения. Как правило, инвестици­онный проект на социальные цели кредитуется на срок пять—семь лет.

Внимание MAP к развитию социального сектора усилилось в кон­це 80-х гг. Если в 1988 г. в социальный сектор было инвестировано все­го 0,5 млрд долл., то в 90-е гг. складывается устойчивая тенденция к росту объемов финансирования социального сектора. К 1995 г. объемы инвестирования выросли по сравнению с 1988 го. на 120% и составили 1,1 млрд долл. В 1996 г. со сравнению с 1995 г. объем инвестирования в социальный сектор составил 2,6 млрд долл., увеличившись еще на 136%. Однако за значительными суммами 1996 г. последовало сниже­ние инвестиций — в 1997 г. они составили всего 1,3 млрд долл., но в 1998 г. инвестиции в социальный сектор не только достигли уровня 1996 г., но и превысили его на 0,1 млрддолл. и достигли 2,7 млрддолл.; что превысило все предыдущие показатели. В целом с 1960 г. по 2000 г. инвестирование в проекты социального сектора для 106 стран состави­ли 120 млрддолл.1 Доля социального сектора в совокупных ссудах MAP (1990-2002 гг.) составила 25,5%.

Значительные суммы MAP выделяет на образование и здраво­охранение в Африканских странах и стран Южной Азии. В течение 12 лет в образование этих стран было вложено соответственно 3309

http://www.ida.org. Annual Report 2000, 2002.


3.3. Всемирный банк и его институты 183

млн долл. и 3513,5 млн долл. Объемы инвестиций в здравоохранение и другие социальные услуги составили 4025,2 млн долл. в Африкан­ские страны и 5192,5 млн долл. в страны Южной Азии, что составляет почти 20% общего объема ссуд, предоставленных МАР за двухлетний период.

MAP инвестирует средства на развитие транспорта — 11,8%; энер­гетики — 8,1%. Значительные средства были выделены на развитие за­конодательства и управления — 15 843 млн долл., что составляет 19,2% общего объема ссуд.

Таким образом, деятельность MAP направлена на оказание помо­щи в деле создания благоприятных условий развития экономики и жизни беднейших стран мира.

What is IDA?1

The International Development Association, IDA, is the World Bank's concessional lending window. It provides long-term loans at zero interest to the poorest of the developing countries. IDA helps build the human capital, policies, institutions, and physical infrastructure that these countries urgently need to achieve faster, environmentally sustain­able growth. IDA's goal is to reduce disparities across and within coun­tries, especially in access to primary education, basic health, and water supply and sanitation and to bring more people into the mainstream by raising their productivity




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.128 сек.