КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Славянский код стрелы 1 страница
Предисловие Мне почти ничего не известно о реальных стрелах. Но я знаю фольклор, некоторые жанры которого буквально наполнены стрельбой из лука, например, былины; в заговорах много стрел, и это не лёгкие стрелки Амура, это мощный огненный обстрел предметов страсти; в мифологических и юнацких песнях южных славян вилы отлично владеют луком и стрелами, как и поляницы нашего эпоса; мало того, в одной из былин упоминается старушка знахарка умеющая использовать при случае боевое стрелковое оружие. Так же до сих пор существует языческий обряд «Вождение (похороны) стрелы», вопрос о котором поднял на форуме Перуница «горящий» этой темой собиратель стрел. И я занялась от этой искры, вот уже несколько недель я чувствую себя задетой, пронзённой, обожжённой, так, будто в мою сторону кто-то шептал заговор: «…позрю, посмотрю на ясное небо: И вот, в полном соответствии с заговором, в убывающие декабрьские дни, в длинные, зимние ночи, на растущей Луне, я слышу звенящий, зовущий голос стрелы, я чую: эта тема хочет проявиться через меня, и я подчиняюсь. < Часть I. Стрелы в устном народном творчестве славян. -А что бежит без повода? В своём словаре В.Даль пишет о стреле: «копейце, пускаемое из лука; прямая, облая (круглая) деревянная спица, со стальным (у дикарей с кремневым) жалом и с перённым комлем, для прямизны полёта; в самой пятке зарубочка, которая кладётся на тетиву; есть стрелы без наконечников, например, лопаточкою, для боя рыбы, и с костяным, роговым наконечником. Встарь различали стрелы северги, срезни, томарки, тахтуи и прочие» («Толковый словарь живого великорусского языка», — М., т. 4, 1995; С 344). В фольклоре славян подобных названий стрел нет. В песнях южных славян стрелы имеют устойчивые эпитеты «тонкие», «татаранки», то есть татарские (часто), а так же «белые», «медные» и «золотые» (редко). В восточнославянском «калёные», «громовы», «огненные» (часто), «муравчатые», «переные», «молодецкие», «острые» и «татарские» (редко). Встречаются единичные случаи названия стрел «костяные» и «каменные»: «И пустила (самодива) тонкую стрелку «Запе лука и две беле стреле, В восточнославянском фольклоре сохранилась память о том, что стрелы имеют отношение к белому цвету: в одном из заговоров, ратный человек срывает «зелья могучие» — три травинки – белую, чёрную и красную. С помощью красной травинки он добывает меч, с помощью чёрной уздечку с коня богатырского, а «…белая былинка откроет колчан с каменной стрелой»» («Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия», собранные М. Забылиным, — М., 1992; С 299.Со ссылкой на «Сказания русского народа» Сахарова). Защитную, камуфляжную расцветку имеют стрелы наших былин, в одной из них Добрыня говорит Маринке: «Ах ты отдай-ко мою да калену стрелу, «Муравчатый, травный, зелёнозлачный; мелкокрапчатый» («Мурава»// В. Даль.Толковый словарь живого великорусского языка, — т. 2, С 359). «Брал Михайлушко стрелу острую…» («Михайло (Козарин)», №84// «Архангельские былины и исторические песни», — СПб, т.1, 2002; С 274). Королевич Марко просит названного брата: «Поезжай ты на моё подворье, В песнях и былинах описывается оперение стрел, оно всегда из перьев хищных птиц: «А у той стрелы у татаранки Сокольник: «Во левой-то руке да держит тугой лук, У богатого галичанина Дюка редкие, драгоценные стрелы с дарёными перьями такого же особенного орла, я бы даже сказала священного, так как он гнездиться на самом бел-горюч камне Алатырь: «А точены стрелки на двенадцать гран, «Он днем стрелял, ночью стрелы собирал; «А й трем стрелам цены не ведаю…» Тут, вероятно, речь идёт об «особенном» орле, орле- беркуте Golden Eagle. При полёте этой птицы, обладающей золотыми перьями на затылке, буквально вспыхивающими на солнце, возникает феномен нимба или короны, венчающей голову птицы (Кулаков В., Марковец М. Птицы-спутники германских богов и героев. // Балто-славянские исследования XVI,- М., 2004). Известно, что сокол и орёл были «тотемными» птицами у многих славянских племён: «Обернись ко ся да мой родимый батюшка И их убийство было запрещено. В песне о Секуле об этом говориться прямо: «Что ж стрелять мне серого сокола, В Полесье, в районах русско-белорусско-украинского пограничья, которые являются «заповедником» славянской архаики, в колядках сохранились запреты на отстрел этих птиц, причём выполняющий этот запрет повышает свой социальный статус: «А у поли даляко стаяу дуб висако, «У пана Сяргея явар на дварэ,… И возникает вопрос как же добывали перья этих почитаемых птиц? Вероятно, так же, как девушки собирали перья (лебедей, «пав») для украшения головных уборов и набивки подушек: «Летела пава распавистая,… Оперение стрел обыгрывается в русских загадках: стрелы описываются птицами: «Летит ворон, нос окован: где ткнёт, руда канёт» (Пословицы русского народа. Сборник В.Даля в двух томах. Том второй. М. 1996. с.387. К данной загадке Даль приводит отгадку «ружьё», видимо, имея в виду «пулю», но совершенно очевидно что это вторичное переосмысление отгадки «стрела»). «Летит птица перната, Или: Не крылата, а перната, В старинном охотничьем заговоре встречаем героя, который сам делает древко стрелы из берёзы: «…В восточной стороне стоит дерево – белая берёза; Тут представлены стадии изготовления древка древнего оружия: рубка дерева, колка его на щепы и выстругивание из щепок округлых в сечении стрел. В другом ратном заговоре, в котором отсутствует само слово «стрела», всё же легко «читается» её присутствие: в нём описывается разбирание опасного предмета на составные части, то есть идёт перечисление вещей, из которых он состоит (железо, дерево, перья, рыбий клей), что даёт нам представление об изготовлении стрел: «Мать сыра земля, ты мать всякому железу, а ты железо поди в свою матерь землю, а ты древо, поди в свою матерь древо, а вы перья подите в свою матерь птицу, а птица полети в небо, а клей побеги в рыбу, а рыба поплыви в море; а мне бы рабу (такому то) было бы просторно по всей земле. («Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» собранные М.Забылиным. М.1992. С.298. Со ссылкой на «Сказания русского народа» Сахарова). А ведь информация по изготовлению стрел не актуальна для широких масс населения вот уже несколько сотен лет, с тех пор, как огнестрельное оружие окончательно вытеснило луки. Впрочем, луки, арбалеты со стрелами довольно долго сосуществовали и успешно конкурировали с огнестрельным оружием, первые виды которого были громоздки, тяжелы и неудобны в эксплуатации. В исторической песне 17 века «Посланец Разина в Астрахани» (1669 год) ещё упоминаются стрелы: «Уж как завтра к тебе (к воеводе) будет он (Разин) стрелы стрелять…». («Старинные исторические песни». М.1971. С.34). В словацких преданиях о благородном разбойнике Яношике, который родился в начале 18 века (в1711 году), говориться о нём и его товарищах: «Носили они зелёные рубахи с кушаком, серые порты, ременные лапти …Оружием их были самострелы и топоры» (Словацкие сказки. М. 1955.«Народная молва о Яношике». С.35). В былинах можно встретить луки, стрелы и кремниевые ружья, одновременно состоящие на вооружении: Волх, обернувшись горностаем, в стане врага Интересно здесь название наконечника стрелы, которое В.Даль называет обобщённо «жалом», которое может быть металлическим, костяным, деревянным, тут конкретизировано: «железце», из железа. В старинном заговоре «на стрелу» находим образ костяной стрелы, то есть, видимо, с костяным наконечником: «Полети ты, костяна стрела, к старому хозяину, к колдуну и ведуну. Отколе пришло, тамо и поди» (Ь.Л.Серяков «Голубиная книга».М. 2001. С. 486). А так же с каменным: «…белая былинка откроет колчан с каменной стрелой»». («Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» собранные М. Забылиным. М.1992. С.299. Со ссылкой на «Сказания русского народа» Сахарова). В этом же заговоре стрела эта названа «дедовской, татарской»! Ещё одного молодца, строгающего себе стрелу на вынужденном досуге во время долгого плаванья «за Дунай», то есть в Византию, на звероподобной ладье, аналогичной скандинавскому драккару у которых «нос, корма то по звериному, а бока то сведены по туриному», мы находим в архаичном свадебном величании молодого: «Хорошо было на корабле устроено: С корабля стрелял в войско Салтана Салтановича Илья: «Илья Муромец по кораблю похаживает, Дорога на Византию (ныне Турция и сопредельные ей страны), сначала по рекам, а потом вдоль берегов Чёрного моря, занимала несколько недель, это сколько же стрел можно и нужно было выстругать! Но сколько не выстругивай, стрел мало не будет. В одной из былин герою не хватает трёх тысяч стрел: «Он ведь йих начел тогда стрелять на стрелочки, Понять, что такое количество стрел не было большим преувеличением, можно, прочитав свидетельства очевидцев штурма славянами византийской Фессалоники в началеVII века: «Славянские суда проплывали в двух милях от стены каждый день, высматривая легкодоступные места…На четвертый день с восходом солнца все варварское племя одновременно издало крик и со всех сторон напало на стену города: одни бросали камни из приготовленных камнеметов, другие тащили лестницы к стене, пытаясь ее захватить, третьи подносили огонь к воротам, четвертые посылали на стены стрелы подобно снежным облакам. И было странно видеть это множество (камней и стрел), которое затмевало лучи солнца; как туча, несущая град, так (варвары) закрыли свод небесный летящими стрелами и камнями» (Свод древнейших письменных известий о славянах. Том II (VII-IX вв.) М.1995. «Чудеса св. Димитрия Солунского» С.129).
Бой более позднего времени, но общий вид аналогичен описанию осады Фессалоники. «Из лога, лога ехали бояре, стреляемчи, «А едут дорожкой да потешаютсе: Подобные игры-тренировки спасали жизни героям в настоящем бою. Рабро-юнак (сравни древнерусским Храбр), сражаясь с самодивой: «Поймал он тонкую стрелку, В былине «Заключение Ильи Муромца» Добрыня ловит стрелу от Ильи Муромца, на которой прочитывает просьбу о помощи, и выручает товарища. Имея такую ловкость и силу рук, богатырь мог метнуть стрелу и без лука, так, как мечут копьё, например, в экстремальной обстановке, когда лук сломан: Стал натягивать Добрыня тугой лук,
Молния в виде метателя сулы. «Бозя свариця» Добрыня скача на коне «За три выстрелу он камешки откидывал». («Добрыня Никитич и Алеша Попович», М.1974; №1. «Добрыня и Змей»,С.13) «Заходил нунь Сокольницёк в нову кузницу: В болгарской загадке о радуге встречаем металлическую стрелу: «…Та си точи медна стрела, Часто упоминаемый в заговорах «железный тын» — непробиваемая ограда и оберег, возможно мыслился сделанным из таких выкованных стрел или копий, воткнутых в землю: «Загорожу свою милу дочь «…Огражу вокруг меня (имя) Удивительно красив белорусский заговор коровы: «/карову/ загавариваю, укрываю, В купальской песне сестра просит брата оформить её могилу следующим образом: «Положи меня / У ограды, В данном случае «стрелицы» можно понять и как растение, и как реальную стрелу, однако их с могилы берут мужчины, а всё остальное – женщины: «…Молодцы идут -/ Стрелицы рвут, Как известно, собирание, срывание растений в славянской традиции прерогатива женщин, а не мужчин, так что здесь, скорее всего, оговорка, замена правильного по смыслу «молодцы стрелицы берут» на «молодцы стрелицы рвут». «…подпояшусь светлыми зорями, обтычусь частыми звездами, что вострыми стрелами – от всякого злого недуга» (А.Н.Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу», том 1, М.1995. С.212). Из этого заговора можно понять, что круговое обтыкание острыми предметами, в том числе и стрелами служило защитой. Ограду (тын) из воткнутых в землю стрел мы находим не только в вербальных оберегах, но и в реальных обрядах: Константин Багрянородный (Х век) в книге «Об управлении империей» писал в Х главе о жертвоприношениях славян: «…Укрепляют они стрелы вокруг дуба…».
Планометричное изображение дубов (вид сверху), ряд стрел отделяет их от других узоров. На «полотняном фольклоре», так же находим изображения восьми лепестковой розетки с точками в каждом лепестке, обтыканные четырьмя стрелами:
То, что подобные розетки имеют отношение к Громовержцу, доказывают раскопки новгородского урочища Перынь: «В результате… раскопок выявилась круглая площадка,… в центре которой находилась круглая яма со следами дерева в ней. Исследователь справедливо считает яму основанием деревянного идола Перуна. Вокруг площадки-капища был вырыт неглубокий ров с восемью расширениями по сторонам света, в каждом расширении на дне рва обнаружены следы кострища. Капище освещалось восемью кострами «(Б.А.Рыбаков «Язычество Древней Руси». М.1988. С. 255).
А так же изображение на рушнике центральной России, на котором аналогичная восьми лепестковая розетка с «огнищами» в каждом лепестке и перечёркнутый ромб- знак вспаханной земли в её центре, расположены у подножия дуба. Ко всему этому ведёт прямая дорога через буйный лес: Оценим глубину традиции: белорусские рушники начала ХХ века «подтверждают» сообщение византийского императора Х века, а российский рушник того же времени – археологические раскопки культового объекта, действовавшего тысячу лет тому назад! Мотив оберегающей стрелы находим и в оформлении оконных наличников (центральная фигура):
Интересно, что магическая сила стрелы использовались как лекарство в снадобьях: «В наговорную воду, употребляемую против сглаза, хорутане вместе с угольями кладут стрелу или ключ» (А.Н.Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу», том 2, М.1995. С.208). Здесь мы видим прямое указание на то, что стрела и ключ – предметы взаимозаменяемые. На первый взгляд, эта взаимозаменяемость связана с материалом изготовления того и другого – железом, которое само по себе считалось сильным оберегом. Однако, широкое распространение металлических ключей от навесных замков и железных наконечников стрел не вполне совпадает по времени: стрелы бытовали ранее, а металлические замки с дужками в более позднее время. Скорее всего, эта взаимозаменяемость, возникла в древние времена, ещё до появления навесных замков (с дужками) с ключами «классического вида» (с одного конца болванки выпирающая бородка, с другого конца круглая головка). Первые ключи закрывали и открывали не замки, а засовы, щеколды и имели вид длинных тонких палочек, которые вставлялись в прорези двери и запора, и, движением «туда-сюда» медленно двигали запор в ушки на стене (запирание), или из ушек (отпирание).
На иллюстрации «переходный» от древнего к «классическому» вид ключа: это всё ещё длинная палочка для открывания засова, но уже с металлической «бородкой» из гвоздей. Тема «ключа и замка» в фольклоре неразрывно связана с любовью, верностью, эротикой: «Вот вам и разгадка! – сказала она (жена-красавица) женихам, — самодельная шкатулочка – это я, а золотой ключик – это мой верный муж» (А.Н.Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу», том 2, М.1995. С.209). Получается, что известный средневековый исторический персонаж Ванька-ключник совсем не случайно стал героем-любовником в народных песнях, не говоря уже о ключнице Малуше, матери пресловутого «робичича», должность, как говориться, «обязывала».
Такую же эротическую символику имел фольклорный образ стрелы, пущенной в кольцо или яблоко. Соответственно «Юрьевская» песня, то есть песня Ярилиного дня «Яр (варианты: Юр, Юрай), вставай рано,/ Возьми ключи,/ Отмкни Землю,/ Пусти траву…», подразумевала «пусти стрелы в Землю, разрыхли, для лёгкого всхождения трав», или, языком причета: «расколи-ко ты, громова стрела, ещё землю-матушку». Несмотря на то, что в мифологии стрелы несомненно являлись атрибутом Перуна, мы видим что и Ярила имел к ним отношение, а вслед за ним и земные влюблённые юноши, любовники и женихи. О стрелах в любовной лирике и свадебных обрядах расскажем ниже. В настоящее время, сравнивая данные науки и устного народного творчества, мы убеждаемся в том, что интуитивный путь познания, нашедший отражение в фольклоре, во многих случаях весьма точно передавал суть дела, достаточно сравнить фото цели пронзённой стрелами и яйцеклетки со сперматозоидами.
В семантике белорусских узоров, выявленных М.С. Кацаром, знак Громовержца изображался в виде ромба (народное название: круг, коло), многократно горизонтально перечёркнутого (то есть так же, как цель, пронзённая стрелами):
Н.Пяткова с Могилёвщины сообщила ему: «Мая бабуля Аудоцця Гапееуна, якая помнiла французау 1812 года, казала, што вось гэтая фiгура у выглядзе ромба з гарызантальнымi адросткамi-прамянямi – гэта I ёсць сам Грамавiамнiчнiк. Гэта такi святы цi бог.» (М.С.Кацар. Беларускi арнамент. Ткацтва, вышыука. Мiнск. 2009. С 128-129). К сожалению, всего через 30 лет после экспедиций искусствоведа Кацара, этнографы, обследовавшие тот же регион, уже не обнаружили подобных знаний, и этот элемент узора информанты называли по-другому: «кулачки», «расколки». Я считаю, что сведениям Кацара можно верить, так как, несмотря на то, что фантазии на тему славянской мифологии расцвели пышным цветом именно во времена бабули, «помнящей французов 1812 года», всё же это были «кабинетные» измышления, которые в крестьянскую среду вряд ли проникали. Современные же названия узора хотя и не говорят нам о Громовержце прямо, всё же имеют непосредственное отношение к его агрессивной характеристике.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |