КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Славянский код стрелы 2 страница
Помимо стрел в «яблочке» — цели, ассоциирующихся с ключами в замках, стрелы соотносились со змеями, причём по внешнему виду: «И полетела ёго (Василия) стрелочька калёная, Конечно, этот текст о стреле и змее можно понимать как метафору неожиданного нападения той и другой а не как знак равенства стрелы и змеи по их форме.В словаре В. Даля приведена пословица: «Как из лука стрела (внезапно)». Однако, «Существует поверье, что змея – медяница (или медянка – от слова медь) целый год бывает слепа и только на Иванов день получает зрение, и тогда, бросаясь на человека или животное, пробивает свою жертву насквозь – точно стрелою» (А.Н.Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу», том 2, М.1995. С.268). Медяница получила такое название, потому что выглядит, словно отлитая из меди. С другой стороны, у южных славян все острые предметы, в том числе и стрелы, ассоциировались со змеёй в устойчивом выражении «остр(а,ы), как змея».
В Черногории носатая гадюка называется «Поскок» (Vipera ammodytes), её голова очень похожа на наконечник стрелы (иллюстрация А), по народным поверьям, она прыгает с дерева на дерево.
В реальной жизни медянка и поскок не прыгают и не летают, вытянувшись подобно стрелам. Не смотря на то, что мы привыкли к восприятию змеи в виде волнистой линии, в природе существуют тонкие змейки, нападающие на жертву с деревьев, и в полёте вытягивающиеся струной. Такие змеи водятся значительно южнее границы средневекового расселения славян. Но мы знаем, что в первых веках новой эры славяне крупными массивами проживали в Сирии, на Кавказе и Закавказье и участвовали на этих территориях в войнах с арабами. Именно здесь славяне могли познакомиться с тонкими змеями, бросающимися вниз с дерева вытянутыми «стрелой». Так же, возможно, эти поверья являются отголосками памяти о древнем использовании отравленных стрел. Стрелы снабжённые змеиным ядом применялись ещё во времена, когда не был ещё изобретён «тугой», дальнострельный лук, придающий стрелам удивительную мощь: «Спела тетивка у туга лука – «И попадал в сырой дуб крякрвистый, Конечно, это преувеличение, однако пробивная мощь стрел – факт известный, ещё во времена Первой мировой войны это свойство стрел успешно использовалось: с аэропланов, набравших определённую высоту скидывали стрелы на пехоту противника, стрелы, пикирующие вертикально за счёт тяжёлого наконечника, набирали такую скорость, что легко пробивали каски противника. В восточнославянском фольклоре отмечается способность лука, тетивы и стрел издавать звуки: лук «гудит», тетива «поёт», что навевает предположения о происхождении струнных музыкальных инструментов от этого вида оружия (или наоборот?). Стрелы же и гудят, и свистят и поют: «…Как летит – так свистит, В сербской песне стрела «поёт»: «Прочь отсюда, угрин Янко! Способность стрел «петь», свистеть, гудеть «роднит» их с человеческим голосом. Например, в свадебном плаче невеста говорит о своём голосе так: «Уж я сяду, сиротинушка, То есть в выражениях, аналогичных традиционному описанию «пускания» стрелы: «Лети да по поднебесью, В народной поговорке о слове находим пусть отрицательное, но сравнение со стрелами: «Слово не стрела, а пуще стрелы (разит)» (В.Даль). «Лучница». Фото: Ermak «Вынимаёт веть старой (Илья), свой яр тугой лук, «Взявши Добрынюшка тугой лук «Тут Алеша попович млад Способ переноски стрел без колчана. Мезонеолит (VIII-VII тыс.до н.э.). Из книги М.Гимбутас «Цевилизация Великой Богини: Мир Древней Европы» М. 2006. С.204. Стрелы и луки героев и их супостатов иногда описываются огромными: «— Чем бьете? – спрашивает царь. «Его тугой лук несут девять татаринов, Илья просит Добрыню: «Скоро-борзо выноси мой тугой лук,
И, конечно, стрелы героев были весьма ценными по своим боевым качествам. Илья Муромец похваляется перед станичниками: «Ишша перва стрела стоит петьсот рублей, Здесь стрела с помощью воли героя становиться подобной «стреле Брахмы», Брахмавану, мифической стреле, неминуемо поражающей врага, в чём проявляются общие индоевропейские корни русского эпоса и индийской мифологии. Загадочными представляются двойные и тройные стрелы, упоминаемые в эпосе, как у южных, так и восточных славян: «И говорит самодива: Средневековые наконечники стрел, в том числе и двойные и тройные. Правда, такими стрелами можно поразить лишь одну цель двукратно или троекратно одномоментно, или близкорасположенные объекты. А в сербской песне вила поражает юнака двумя стрелами в горло и сердце одновременно: «Запе лука и две беле стреле, Или в русской былине: «Он (король) накладывал веть две стрелы калёные, Следовательно, здесь были использованы две отдельные стрелы, выпущенные вместе или друг за другом.
В фольклоре славян дополнительную силу стрелам предают с помощью «наговаривания», то есть перед выстрелом обращаются к стреле с просьбой, сообщая ей поставленную задачу, и стрела «слушается»: «А куда стрелу направлю, тут полетит она, «Калену стрелу накладывает /Илья/, Пересчотов «родной племянничек», стреляя в змея, приговаривал: «Ты лети, лети, моя стрела калёная, И стрела выполняет задание: «Пала стрелочка-та змею во ретиво серцё…» (Былины М.С.Крюковой. Том второй. М. 1941. «Пересчотов племянник ездил на Офрак-реку». С.86). В этих текстах важно определение «моя» стрела, потому, что чужая стрела «слушаться» героя не будет она «починяется» только своему хозяину: «В одно время Ивану-царевичу стало скучно. Походил он туды-сюды, некуда деваться. Зашел в кабинет к отцу и увидел лук и стрелы. Взял лук и стрелы, вышел на балкон и пустил стрелу в одну сторону – она не летит; взял в другу сторону пустил – не летит. И так пускал несколько раз – не летит никуда. Заметил он впереди дубы, рощу в двенадцать дубов, и пустил туды в них ету стрелу. Стрела взвилась и улетела. Тогда он сял на лошадь и поехал туда за стрелой. Ковда приехал туда, между двух дубов нашел дыру, куда ушла стрела в землю. Он ето место стал рыть. Там он нашел – чугунная плита. …И вот под плитой оказалось отверстие, входит под землю. …увидел прикованного старичка на цепях сам с локоть, борода с нокоть. Стрела лежит перед етим старичком. Ковда зашел, поздоровался с старичком, хотел взять стрелу. Етот старичок говорит: -Нет, не тронь, Иван-царевич, ету стрелу: ета стрела моя. Иван-царевич говорит: - Как жо ето стрела твоя: я взял етот лук и стрелы в кабинете. Как она могла попасть к тебе? Кроме того, сидишь ты прикован на цепях, как ты мог владеть етим луком и стрелой?… - Я вот сижу здесь уже двенадцать лет, — отвечает старик, — посадила тетка твоего отца своей силой колдовства. И вот если ты теперь съездишь домой и найдешь у отца в кабинете в шкафу золотой ключ и отомкнешь мне эти цепи, товда я подарю тебе лук и стрелы и ты товда будешь стрелять куда угодно, товда оне будут лететь» (Русские сказки Сибири и Дальнего Востока: водлшебные и о животных. Новосибирск 1993. № 18. «Булат-молодец». С.196). «Непослушание» и возвращение к своему хозяину ещё не самый худший вариант «поведения» чужой стрелы. Иногда у такой стрелы появляется способность возвращаться и наказывать «ложного хозяина». Настасья подаёт Кощею чужую стрелу, и: «Хватил Кощей тугий лук, Аналогичный текст находим в сравнительно недавней песне болгарских партизан времён Второй Мировой войны: «Ступил Гитлер, ступил Гитлер Однако тут у оружия «эффект бумеранга» возник вследствие нарушения Гитлером договора, то есть своего рода «клятвы», роты. Отсчитаем тысячу лет назад от 1945 года, и заглянем в договор Руси и Византии середины Х века, в котором оговаривается смерть от своего оружия: русы-язычники, если нарушат этот договор «…да не имуть помощи от бога ни от Перуна, да не ущитятся щиты своими, и да посечени будут мечи своими, от стрелъ и от иного оружья своего…» (М.Л.Серяков. «Голубиная книга. М. 2001. С. 486).
Возвратить стрелы к хозяину можно было и с помощью заговоров: ««…Воротитеся, желесца (железные наконечники стрел), к тому, кто вами стреляет…» (сибирский воинский заговор XVIIIв); «Воротитесь вы, железца, острием на старого государя…» (Великоустюжский сборник XVIIв.)» (М.Л.Серяков «Голубиная книга». М. 2001. С.486) На стрелы не всегда наговаривали слова с просьбой поразить кого-либо, иногда текст содержал «добро» их хозяевам. В сербской сказке «Баш Челик» (аналог нашего Кощея, буквально «железная башка»), жена злодея трижды выпытывает у него, где находиться его «геройство». Он сообщает ей сначала ложные варианты: «— Дурная жёнка, поверила сразу! Моё геройство не в сабле, а в стреле…Жена тогда начала (притворно) молить Бога на конец стелы» («Мовы усяго жывога». Сербскiя народныя казкi». Мiнск. 2007; «Баш Чэлiк». С.48. перевод мой). Изредка совершая поездку с религиозной целью, богатырь отказывается от кровопролития, «накладывает заповедь» на своё оружие: «А-й мне-ка ехать бы дорогою – не подорож(н)ичеть, Но при необходимости, эта заповедь героем «снимается»: «А прости меня, Осподи, в таковой вины; В противовес к заговорам «на стрелу» для поражения противника, существовали тексты защиты от стрел: «…Огражу вокруг меня (имя) «… как от воды камни отпрядывают, и пузыри вскакивают, так бы от ратных орудий прядали мимо меня стрелы…» («Сказания русского народа собранные Иваном Петровичем Сахаровым». Заговоры воинские на оружие. Интернет-версия на biblioteka.ru). Помимо заговоров реальных боевых стрел, в фольклоре существуют тексты, в которых человек обращается с просьбами к небесным, «громовым», огненным стрелам. В любовных заговорах: «О ты, огненна стрела, воротись и полетай, куда я тебя пошлю! В причитаниях: «Расшиби-ка ты, громова стрела, И к самому Громовержцу — небесному владыке стрел: «- Гой еси, батюшка Илья пророк, Мы видим, что построение магических текстов с обращениями к реальным стрелам и стрелам божественным, аналогичны: и тем, и другим человек сообщает, где им (стрелам) лететь («выше леса, ниже облака»), куда не падать («не на землю, не на воду») и куда попасть («расколи ретиво сердце»). Может быть именно благодаря этому равенству, которое говорит нам о том, что любые стрелы – предмет сакральный, стрельба Ильи (героя с именем Громовержца) по церквам в «особом состоянии» гнева, яри (аналог характера Громовержца, сравни поговорку о грозе: «Бозя свариться», то есть Бог гневается), в былине не осуждается и не наказывается: «А я ныне молодец разгневанный,
Почему бы и нет, ведь реальные молнии иногда поражают церкви. А у балканских славян одним из многочисленных способов отгона грозы от селения и полей является стрельба человека по тучам из ружья, а в более древний период, несомненно, стрелами. Мало того, в разных концах славянского мира зафиксированы тексты, в которых человек стреляет лучше Бога. Хорутанская (словенская) легенда «Lugar sv. Iliji vraga strelil»:охотник («лугар», сравни с нашим «полянин») во время грозы спрятался под дерево, и вдруг увидел какую то образину, в которую и выстрелил, посчитав её за зверя. Тут к нему подошёл старец, и объявил, что он – святой Илья, семь лет не мог убить чёрта, а охотник его застрелил. За это охотник был награждён счастьем и богатой невестою. «Подобная же легенда известна и в Малороссии,но вместо Ильи-пророка она выводит Бога» (А.Н.афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу». Том 1. М.1995. С.240). В украинском варианте Бог уговаривает мужика поменяться оружием(!): ««Твоим ружжом я переведу оттих проклятих, що мене дразнють». Поменялись, и как только станет, бывало, мужик стрелять из божьего ружья – тотчас гром и загремит на небе» (Там же). Весьма ярко «тема стрелы» проявляется в текстах свадьбы и лирических песнях: Дружка шепчет в правое ухо коню: «…Посажу я на тебя, на доброго коня, Или на девичнике поют: «Из-за лесу конь бежит, Дружка: «Сватушка любезный, В весенней белоруской песне молодец посылает невесте на далёкий Дунай стрелы, сообщая ей о своём скором приезде и сватовстве: «- Плывите, стрелочки, до моей девицы, соколе,
«Приехали сваты на двор, В зимних обрядовых текстах тема любви, сватовства и женитьбы тесно переплетена с темой стрелы: Ради приобретения стрелы и девицы молодец может продать коня «- Ой конь ты мой, конь, я тебе прадам,… «Ён (молодец) па судзёнышку пахаджае, Очевидно, что в определённый исторический период умение стрелять стрелами, являлось для жениха обязательным качеством: «Калi сыны павырасталi, бацька дау iм па луку I страле I сказау: — выйдзiце, сыны, з хаты I пусцiце свае стрэлы. Куды паляцiць страла, там I шукайце сабе жонак.» (Чарадзейныя казкi. Мiнск. 2003. №13, «Царэуна-лягушка»). И если девушка любит и согласна выйти замуж, она возвращает стрелы хозяину. Привязанность к супругу проявляется готовностью подавать стрелы: «- А мой милый, миленький, Любя мужа, женщина старается надавать ему стрел побольше: «А просил-де Данилушко Перемякин сын, В былине о Добрыне и Маринке ситуация прямо противоположная, здесь ситуация «не любви», хотя тоже имеют место быть и стрела и окно, в которое она пущена. Добрыня случайно попадает стрелой в окно к известной киевской путане Маринке, и просит вернуть стрелу в выражениях, явно дающих понять, что он не свататься к ней пришел: «Ах ты ой еси, Марынушка-люта гроза! Маринка же, пользуясь случаем который только внешне похож на предсвадебную ситуацию (см. выше), согласна отдать стрелу если Добрыни жениться на ней. Добрыня отказывается, Маринка в отместку превращает его в рогатое животное (тура, оленя). Мать Добрыни обещает Маринке, что её сын, если она его расколдует, жениться на ней. Так и происходит, но свадьба эта не настоящая, не освященная любовью и согласием, один «голый» секс: «Оне в чистом поле женилися, Дома Добрыня находит способ отвязаться от «жены»: А посадил тут Марынку на ворота он, В фольклоре «расстрел на воротах» является устойчивой формой устранения злодеек, что указывает на некий ритуал, не просто убийство, но казнь, освящённую традицией, в основе которой лежит, вероятно, какой-то не известный пока миф, так как ворота – граница миров. Сюда же можно прибавить описание троекратного поднятия над неким сооружением типа ворот, жены умершего руса, перед принесением её в жертву. Возможно, тут имело значение восприятие лука «батюшкой», а стрелы «матушкой»: «Иванушко Годинович у сыра-дуба приговаривает: Герои эпоса описываются отличными стрелками: «Во ту пору его племянничек любимой-от «Тут стреляёт Дунаюшко Ивановиць – Такое умение героев эпоса помогает им в показательных выступлениях: «-А нути, — говорит царь, — хто дальше пустит стрелу? Побрали братовья свои луки. Повышли на чистое место. Первый стал Вечерник, прицелился, пустил стрелу – улетела стрела на полверсты; за ним второй брат, Полуношник, — улетела стрела на целу версту; после всех выходит Световик, натянул он свой тугой лук, как пустит стрелу – загудела, на три версты ушла, и не видать, куда скрылась» (Русские сказки Сибири и Дальнего Востока волшебные и о животных. Новосибирск 1993. «О трех богатырях- Вечернике, Полуношнике и Световике» С.56). В состязаниях, в которых на кону стоит жизнь, героям помогают навыки дальнобойной стрельбы: «Вышел турок с первою стрелою,
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |