КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Славянский код стрелы 3 страница
Соревнуются в меткости, целью бывают кольцо, положенное на голову, остриё ножа и другие: «А говорил где-ка царь Батей Батеевиць: Настасья-королевична предлагает Дунаю: «На твою-то молодецкую головушку Вообще вокруг Дуная много женщин хорошо стреляющих из лука: «А увидела поленница Дуная, - И это умение воспитывалось с детства: «Не училасе Настасьюшка не ткать, не престь, Такое воспитание давалось, видимо, по личной склонности девочки, так как сестра Настасьи, Опраксея, описывается обычной красавицей, равнодушной к богатырским подвигам. Южнославянские Вилы предлагают девушке, встреченной на озере: «Слушай-ка, сестрица Йова, В одном из вариантов былины о Маринке пожилая москвичка с Вшивой Горки помогает матери Добрыни найти его, обращённого Маринкой в оленя, с помощью наговоренной стрелы, выпущенной ею из лука Добрыни наугад: «И говорила ей (матери Добрыни) бабушка задворенка: Вообще тема «старушка со стрелой» не единична в фольклоре, в одном из вариантов сказки «Царевна-лягушка» с говорящим названием «Царевна-старушка», встречаем достаточно комичную ситуацию: «Ванюшка стрелил. Его стрела ушла неизвестно… Вот Ванюшка пошел по белу свету страдать…Заходит Ванюшка в етот дворец. В етим дворце на паратним крыльце сидит старушка дряклая – губы повесила, сама черная, как уголь, держит в руках ванюшкину стрелочку.…- Здравствуй, милый мой друг, Ванюшка. Я твоя судьба!» (Русские сказки Сибири и Дальнего Востока: водлшебные и о животных. Новосибирск 1993. № 12. «Царевна-старушка». №12. С. 169). В одном из вариантов старины о Маринке внуки приводят к бабке-нищенке оленя «золоты рога, серебрены копытушка», встреченного на улицах Киева. Старуха сразу признаёт в олене Добрыню и в благодарность за то, что Добрыня хорошо подавал ей, берётся расколдовать его, и это ей дорого обходиться: «Да, теперь надоть Добрынюшку отворотить же мне, После того, как Добрыня опять стал человеком, «вочудился», он спросил у спасительницы: «Уж ты, бабушка, голубушка, С помощью стрелкового оружия покойного богатыря Добрыня избавляет киевлян от злой чародейки, и в этом благом деле чужой лук и стрелы вполне послушны герою. В сербской песне святая Мария (Богородица) «заведует» стрелами: «И делили они (святые) дары Господа, В русском заговоре стрелы имеют отношение к Марии: «Стой, стрела, не ходи до меня, а подите, стрелы, чрез деву Марию…» (Е.Л. Березович «Язык и традиционная культура» М. 2007. С 287. Со ссылкой на Е.Н.Елеонскую 1917). Февральские «Громницы» — это и есть день «огненной» Марии, и, следовательно, всех женщин, использующих стрелковое оружие. В одном из ратных русских заговорах мы находим девушку, которая имеет отношение к воинскому делу:«В высоком терему, в понизовском, за рекою Волгою, стоит красная девица, стоит, покрашается, добрым людям похваляется, ратным делом красуется. Во правой руке держит пули свинцовые, во левой медные, а в ногах каменные. Ты, красная девица, отбери ружья: турецкие, татарские, немецкие, черкасские, русские, мордовские, всяких языков и супостатов» (Сахаров). По данным славянского фольклора умением стрелять обладают не только святая Мария, поляницы, вилы, старушки, богатыри, юнаки, но и малые дети: «И подрос (сын купца), по надворью ходит и лучком, стрелкой стреляет и с ребятишками играет» (Русские сказки Сибири и Дальнего Востока: волшебные и о животных. Новосибирск 1993. «Подсолнешна Красота». С.79). В песне «Самовильские пленники», похищенный ребёнок, которого вилы заставляют работать, своей смекалкой и умением стрелять спасает весь полон: «Младенцы травы собирают (для вил) Очень сильный эпизод, ведь в славянской традиции почитания предков запрещалось не просто ругать родителей, но и даже думать об этом: «отця- матырь налаяла, не налаяла- подумала» (Украинская щедривка. Живая старина, 1902, вып.IV, с.25), а тут замысел убийства! Но на ребёнке, произносящем этот ужас нет пояса, и именно эта «распоясанность» позволила ему так нагло врать Виле и озвучить возможность убийства родной матери и бабки. Однако традиционная невозможность «поднять руку на родителей» вовсе не означает того, что все родители представлялись создателям фольклора «идеальными». В песнях и сказках существует типаж «преступная мать», и она наказывается, но не самим сыном, а волею Богов с помощью стрелы: «Иван-царевич берет тугой лук и каленую стрелу и идет с матерью в чистое поле; натянул лук, положил поодаль и говорит: «становись, матушка, рядом со мною; кто из нас виноват, того каленая стрела сама найдет!» мать прижалась к нему близко-близко; но стрела нашла виноватого, сорвалась с лука и угодила ей прямо в сердце» (А.Н.Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу», том 2, М.1995. С.3120). Кроме своей основной задачи быть боевым средством поражения живой цели у стрел были и другие функции, например, стрелы служили средством коммуникации, связи. Помимо вышеприведённых примеров пускания стрел в окно и по воде (к девушке), как знака, прямо «говорящего» о предстоящей свадьбе, стрелы доставляли письма: «Уж как завтра к тебе (к воеводе) будет он (Разин) стрелы стрелять Писали сообщения и на самих стрелах: «Он (Илья) веть клал где стрелоцьку калёную, Прилетевшая от друга стрела сама по себе могла служить знаком начать то, о чём богатыри заранее договорились, своеобразным «будильником»: Дунай предупреждает дружину, которая остаётся в поле, а он сам едет в «Царство леховинское» «Перву стрелоцку я выстрелю, - В былине «Илья Муромец и калин-царь» Илья просит стрелу: «А лети-тко,стрелочка,во бел шатёр, Так же находим в фольклоре ещё одно не боевое использование стрелы: в качестве альпинистского снаряжения. По сюжету, братьям необходимо спасти сестру, которая находиться в высокой башне: «Тогда младшему пришлось пожертвовать жеребца – зарезал он его, содрал шкуру, вырезал шлею, привязал к стреле, пустил её из лука и она зацепилась за верх башни». Герой сказки взобрался на башню по этим ремням. («Мовы усяго жывога». Сербскiя народныя казкi». Мiнск. 2007; «Вежа нi на небе, нi на зямлi», С.14 перевод мой). Стрелы служили для человека средством выбора судьбы, доли: «Царь и говорит: «Дети! Сделайте себе по самострелу и стреляйте: кака женщина принесёт стрелу, та и невеста; ежели никто не принесёт, тому, значит, не жениться».» (Народные русские сказки А.Н.Афанасьева. Том 2. «Царевна-лягушка», №267). Стрелы применялись для разрешения спора: «Стоят три братца, делят шапку-невидимку. «Што вы тут делаите?» — сказал Никита. «Да вот, шапочку делим». – «давайте я вам розделю». Никита заредил в лук стрелу (прежде луки были есшо) и пустил её: «Хто переш добежит, тово и шапка» (Д.К.Зеленин «Великорусские сказки Вятской губернии». С-П. 2002. №4 «Про Никиту Волокиту». С.58) Стрелы служили проводниками воли Высших сил: «Благослав уже приблизился к чудесному оленю, пустил в него стрелу, и стрела уже пронзила его! Но в одно мгновение олень вместе со стрелой исчез! Когда Благослав подошел к тому месту, где был олень, что же он там увидел? Стрела его вонзилась в какую-то доску, на которой было написано, чтобы он коня своего вороного на конюшню поставил, а сам поднялся бы в горницы и что там найдёт – брал бы себе без всякого опасенья»» (Словацкие сказки. М. 1955. «Златорогий олень». С.65). Сюда же можно добавить вышеприведённые примеры о казни «преступной матери», и поиске стрелой Добрыни, обращённого в тура. Мы видим что во всех жанрах фольклора славян: мифологических песнях, сказках, эпосе, обрядовой поэзии, загадках, исторических песнях, песнях лирических, быличках, пословицах и поговорках остался огромный массив сведений о стрелах, предметах давно исчезнувших из народной жизни, что говорит об их широком применении и большом магическом значении в жизни людей, причём по этим данным видно, что пользоваться луком и стрелами умели все половозрастные и социальные категории населения. Это достаточно важный вывод, так как на сегодняшний день многие исследователи данного вопроса считают, что в средние века лук и стрелы были привилегией знати. Например, Ф Нестеров, анализируя Мамаево побоище пишет: «…татарские всадники, прекрасные лучники, имели решающий перевес над русскими, то есть княжеские дружинники, быть может, стреляли из лука и не хуже, чем кочевники, но они составляли лишь меньшинство русского войска, а вот смерды и ремесленники, составляющие большинство, безусловно, не могли равняться со степняками» (Ф.Нестеров «Связь времён» опыт исторической публицистики. М.1987.С. 31). Славянское устное народное творчество свидетельствует об обратном. В заключение приведём русские поговорки о стрелах: Царь, что лук, а верны стрелы посланники Криву стрелу Бог правит
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |