Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологический аспект




Теоретические аспекты извлечения знаний

 

Поскольку основной проблемой инженерии знаний является процесс извлечения знаний, инженеру по знаниям необходимо четко понимать природу и особеннос­ти этих процессов. Для того чтобы разобраться в природе извлечения знаний, выделим три основных аспекта этой процедуры (рис. 3.7):

А = {Al, А2, A3} = {психологический, лингвистический, гносеологический}.

Рис. 3.7. Теоретические аспекты инженерии знаний

 

 

 

Из трех аспектов извлечения знаний психологический - А1 - является ведущим, поскольку он определяет успешность и эффективность взаимодействия инжене­ра по знаниям (аналитика) с основным источником знаний - экспертом-профес­сионалом. Психологический аспект выделяется еще и потому, что извлечение знаний происходит чаще всего в процессе непосредственного общения разработ­чиков системы. А в общении психология является доминантной.

Общение, или коммуникация (от лат. communicatio - связь), - это междисцип­линарное понятие, обозначающее все формы непосредственных контактов между людьми - от дружеских до деловых. Оно широко исследуется в психологии, фи­лософии, социологии, этологии, лингвистике, семиотике и других науках. Суще­ствует несколько десятков теорий общения, и единственное, в чем сходятся все авторы, - это сложность, многоплановость процедуры общения. Подчеркивает­ся, что общение - не просто однонаправленный процесс передачи сообщений и не двухтактный обмен порциями сведений, а нерасчлененный процесс циркуля­ции информации, то есть Совместный поиск истины [Каган, 1988] (рис. 3.8).

Итак, общение есть процесс выработки новой информации, общей для общаю­щихся людей и рождающей их общность. И хотя общение - первый вид деятель­ности, которым овладевает человек в онтогенезе, по-настоящему владеют куль­турой и наукой общения единицы.

 

 

 

Рис. 3.8. Структура процесса общения

 

Можно выделить четыре основных уровня общения [Сагатовский, 1980].

1. Уровень манипулирования, когда один субъект рассматривает другого как сред­ство или помеху по отношению к проекту своей деятельности.

2. Уровень «рефлексивной игры», когда в процессе своей деятельности человек учитывает «контрпроект» другого субъекта, но не признает за ним самоцен­ность и стремится к «выигрышу», к реализации своего проекта.

3. Уровень правового общения, когда субъекты признают право на существова­ние проектов деятельности друг друга и пытаются согласовать их хотя бы вне­шне.

4. Уровень нравственного общения, когда субъекты внутренне принимают общий проект взаимной деятельности.

 

Стремление и умение общаться на высшем, четвертом, уровне может характе­ризовать степень профессионализма инженера по знаниям. Извлечение зна­ний - это особый вид общения, который можно отнести к духовно-информа­ционному типу. Согласно работе [Каган, 1988] общение делится на мате­риально-практическое; духовно-информационное; практически-духовное. При этом информационный аспект общения для инженера по знаниям с прагмати­ческой точки зрения важнейший.

Известно, что потери информации при разговорном общении велики [Мицич, 1987] (рис. 3.9).

 

Рис. 3.9. Потери информации при разговорном общении

В связи с этим рассмотрим проблему увеличения информативности общения аналитика и эксперта за счет использования психологических знаний. Можно выделить такие структурные компоненты модели общения при извлече­нии знаний:

• участники общения (партнеры);

• средства общения (процедура);

• предмет общения (знания).

В соответствии с этой структурой выделим три «слоя» психологических проблем, возникающих при извлечении знаний (рис. 3.10):

 

Al = {Sll, S12, S13 } = {контактный, процедурный, когнитивный}.

 

Рис. 3.10. Психологический аспект извлечения знаний

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1014; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.