Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Когнитивный слой (S13)




 

Когнитивные (от англ. cognition - познание) науки исследуют познавательные процессы человека с позиций возможности их моделирования (психология, нейрофизиология, эргономика, инженерия знаний). Наименее исследованы на сегод­няшний день проблемы когнитивного слоя S13, связанные с изучением семантического пространства памяти эксперта и реконструкцией его понятийной структуры и модели рассуждений.

Основными факторами, влияющими на когнитивную адекватность, будут:

S13 = {s13_i} - {когнитивный стиль, семантическая репрезентативность поля зна­ний и концептуальной модели}.

Под когнитивным стилем (s13_l) человека понимается совокупность критериев предпочтения при решении задач и познании мира, специфическая для каждого человека. Когнитивный стиль определяет не столько эффективность деятельности,сколько способ достижения результата [Алахвердов, 1986]. Это способ познания, который позволяет людям с разными способностями добиваться оди­наковых результатов в деятельности. Это система средств и индивидуальных приемов, к которым прибегает человек для организации своей деятельности. Инженеру по знаниям полезно изучить и прогнозировать свой когнитивный стиль, а также стиль эксперта.

 

Особенно важны такие характеристики когнитив­ного стиля, как:

• s13_1_1 — (полезависимость - поленезависимость);

• s13_l_2 — (импульсивность - рефлективность (рефлексивность);

• s13_l_3 — (ригидность - гибкость);

• s13_l_4 — (когнитивная эквивалентность).

 

s13_1_1. Поленезависимость позволяет человеку акцентировать внимание лишь натех аспектах проблемы, которые необходимы для решения конкретной задачи, и уметь отбрасывать все лишнее, то есть не зависеть от фона или окружаю­щего задачу шумового поля. Эта характеристика коррелирует с такими чертами личности, как невербальный интеллект, аналитичность мышления, способность к пониманию сути. Очевидно, что помимо того, что самому аналитику необходи­мо иметь высокое значение параметра s13_l_l, поленезависимый эксперт - это тоже желательный фактор. Однако приходится учитывать, что больше нуждают­ся в общении полезависимые люди, а потому они и более контактны [Орехов, 1985].

Особенно полезны для общения гетерогенные (смешанные) пары, например «полезависимый - поленезависимый» [Иванов, 1986]. В литературе описаны раз­личные эксперименты, моделирующие общение, требующее понимания и совмест­ной деятельности. Наиболее успешным в понимании оказались поленезависимые испытуемые (92 % успеха), для сравнения полезависимые давали 56 % успеха [Кулюткин, Сухобская, 1971].

Для совместной профессиональной деятельности важна также гибкость когни­тивной организации, которая связана с поленезависимостью. Итак, большую способность к адекватному пониманию партнера демонстрируют субъекты с вы­сокой психологической дифференциацией, то есть поленезависимостью. Поленезависимость является одной из характерных профессиональных черт ког­нитивного стиля наиболее квалифицированных инженеров по знаниям. По неко­торым результатам [Алахвердов, 1986] мужчины более поленезависимы, чем жен­щины.

 

s13_l_2. Под импульсивностью понимается быстрое принятие решения (часто без его достаточного обоснования), а под рефлексивностью - склонность к рас­судительности. Рефлексивность по экспериментальным данным коррелирует со способностью к формирования понятий и продуктивностью стратегий решения логических задач [Кулюткин, Сухобская, 1971]. Таким образом, и инженеру по знаниям, и эксперту желательно быть рефлексивным, хотя собственный стиль изменяется лишь частично и с большим напряжением.

 

s13_l_3. Ригидность - гибкость характеризует способность человека к измене­нию установок и точек зрения в соответствии с изменяющейся ситуацией. Ригид­ные люди не склонны менять свои представления и структуру восприятия, напро­тив, гибкие легко приспосабливаются к новой обстановке. Очевидно, что если эксперт еще может себе позволить ригидность (что характерно для долго работа­ющих над одной проблемой специалистов, особенно старшего возраста), то для инженера по знаниям эта характеристика когнитивного стиля явно противопо­казана. Увеличение ригидности с возрастом отмечается многими психологами [Кулюткин, Сухобская, 1971; Орехов, 1985].

 

s13_l_4. Когнитивная эквивалентность характеризует способность человека к различению понятий и разбиению их на классы и подклассы. Чем уже диапазон когнитивной эквивалентности, тем более тонкую классификацию способен про­вести индивид, тем большее количество признаков понятий он может выделить. Обычно у женщин диапазон когнитивной эквивалентности уже, чем у мужчин. Семантическая репрезентативность (s13_2) подразумевает подход, исключающий традиционное навязывание эксперту некой модели представлений (например, продукционной или фреймовой), и заставляет инженера по знаниям последова­тельно воссоздавать модель мира эксперта, используя как неформальные методы, так и математический аппарат, например многомерное шкалирование (см. главу 4). Проблема семантической репрезентативности ориентирована на достижение когнитивной адекватности поля знаний и концептуальной модели. В настоящий момент она может быть сформулирована как проблема «испорченного телефона» [Гаврилова, Червинская, 1992] (см. рис. 3.5) - возможные трансформации и по­тери в цепи передачи информации:

 

(0g: предметная область или реальный мир) →

[Ii: интерпретация i-го эксперта] →

(Mgi: модель мира эксперта) →

[Vi: вербализация модели мира эксперта] →

(Ti & Ci: вербальные и невербальные сообщения i-го эксперта j-му аналитику) →

[Ij: их интерпретация j-ым аналитиком] →

(Mgj: модель мира j-го аналитика) →

j: кодирование при формировании поля знаний с последующей структуризацией в концептуальную модель].

Круглые скобки определяют понятия, квадратные - процессы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 779; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.