Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объективность (S33)




Системность (S32)

Внутренняя согласованность (S31)

 

Основные характеристики эмпирического знания:

S31 = {s31_i} = {модальность, противоречивость, неполнота}.

 

На первый взгляд критерий внутренней согласованности знания не соответству­ет реальным характеристикам, описывающим знания с точки зрения слоя s31_i. Эти характеристики эмпирических знаний подчеркивают его «многоукладность» - столь часто факты не согласуются друг с другом, определения противо­речат, критерии диффузны и т. д. Аналитику, знающему особенности эмпиричес­кого знания, - приходится сглаживать эти «шероховатости» эмпирики.

Модальность (s31_l) знания означает возможность его существования в различ­ных категориях, то есть в конструкциях существования и долженствования. Та­ким образом, часть закономерностей возможна, другая обязательна и т. д. Кроме того, приходится различать такие оттенки модальности, как:

• эксперт знает, что...;

• эксперт думает, что...;

• эксперт хочет, чтобы...;

• эксперт считает, что....

Возможная противоречивость (s31_2) эмпирического знания - естественное следствие из основных законов диалектики, и противоречия эти не всегда должны разрешаться в поле знаний, а напротив, именно противоречия служат чаще всего отправной точкой в рассуждениях экспертов.

Неполнота (s31_3) знания связана с невозможностью полного описания предмет­ной области. Задача аналитика эту неполноту ограничить определенными рамка­ми «полноты», то есть сузить границы предметной области либо ввести ряд огра­ничений и допущений, упрощающих проблему.

 

Системно-структурный подход к познанию (восходящий еще к Гегелю) ориен­тирует аналитика на рассмотрение любой предметной области с позиций зако­номерностей системного целого и взаимодействия составляющих его частей.

Современный структурализм исходит из многоуровневой иерархической органи­зации любого объекта, то есть все процессы и явления можно рассматривать как множество более мелких подмножеств (признаков, деталей) и, наоборот, любые объекты можно (и нужно) рассматривать как элементы более высоких классов обобщений. Например, системный взгляд на проблематику структурирования знаний позволяет увидеть его иерархическую организацию. Подробнее об этом в параграфе 3.4.

 

Процесс познания глубоко субъективен, то есть он существенно зависит от осо­бенностей самого познающего субъекта. «Факты существуют для одного глаза и отсутствуют для другого» (Виппер). Таким образом, субъективность начинается уже с описания фактов и увеличивается по мере углубления идеализации объек­тов.

Следовательно, более корректно говорить о глубине понимания, чем об объек­тивности знания. Понимание - это сотворчество, процесс истолкования объекта с точки зрения субъекта. Это сложный и неоднозначный процесс, совершающий­ся в глубинах человеческого сознания и требующий мобилизации всех интел­лектуальных и эмоциональных способностей человека. Все свои усилия анали­тик должен сосредоточить на понимании проблемы.

В психологии известен результат [Величковский, Капица, 1987], подтверждаю­щий факт, что люди, быстро и успешно решающие интеллектуальные задачи, большую часть времени тратят на понимание ее, в то время как плохие решатели быстро приступают к поискам решения и чаще всего не могут его найти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.