Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общение с пользователем и опрос испытуемых




 

Как следует из Н-диаграммы, представленной на рис. 7.4, подопции Cattell-меню различны для режима «Испытуемый» и режима «Эксперт».

 

Активация первого режима приводит к последовательному выполнению проце­дур диалогового анкетирования испытуемого, подсчета «сырых баллов» по каж­дому из 16 кеттелловских факторов и формирования на этой основе числового, а затем и семантического профиля испытуемого. Весь диалог в рамках этой опции ведется на языке, близком к естественному. При этом лингвистический процес­сор для анализа ответов испытуемого, конечно, не используется, а «взаимопони­мание» обеспечивается тем, что инициатива во всех диалогах здесь всегда у сис­темы. Таким образом, она всегда «знает», каков должен быть ответ испытуемого в данной точке и в случае ошибки «добивается» правильного ответа с помощью переспросов и подсказок.

 

Единственной точкой перехвата инициативы от системы к пользователю явля­ется вызов «помощи», к которой можно обратиться нажатием функциональной клавиши F1 или через соответствующую опцию в меню. При этом на экране по­является специальное окно, где высвечивается соответствующая контексту обра­щения к «помощи» информация. Отсутствие на этом уровне объяснений - не случайно. Испытуемый не должен «понимать», почему (как) получен его лично­стный портрет. В противном случае он будет осознанно или подсознательно от­ступать от «естественных» для себя ответов на вопросы анкеты и в конечном счете «научится» получать желаемый, а не действительный личностный порт­рет.

Противоположная ситуация в опции «Эксперт». Во-первых, на этом уровне все выводы системы должны (по желанию эксперта) сопровождаться объяснениями и обоснованиями и, во-вторых, у психолога должны быть средства анализа зна­ний системы и данных по конкретному испытуемому. Защита от несанкциони­рованного доступа к данным и знаниям обеспечивается всей системой «Ориен­тир», если база помечена как личная (ее «владельцем» указан статус PRIVATE). Опции режима «Эксперт» перечислены в Н-диаграмме на рис. 7.4. Анализ дан­ных и знаний системы, а также объяснения вынесены на уровень основного меню и активируются из соответствующих опций.

 

Ввиду небольшой компьютерной подготовки психологов-экспертов в данном ре­жиме диалог в подавляющем большинстве случаев идет на уровне меню и/или семантически значимых клавиш. Кроме того, в любой точке, где требуется реак­ция пользователя, он может вместо ответа обратиться к блоку «помощь» уже об­суждавшимся выше способом.

Из приведенной выше Н-диаграммы ЭС «Cattell» следует, что опрос испытуемых может осуществляться двумя способами: на основе ответов на ЕЯ-формулировки вопросов теста и путем заполнения таблиц. Первый вариант удобен при индиви­дуальном тестировании, а второй - при массовом вводе результатов анкетирова­ния, предварительно зафиксированных на бумажных носителях. Но и в том и в другом случае результатом работы блока анкетирования является фрейм-экземпляр прототипа «anketa», приведенного выше.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.