Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вывод портретов и генерация их текстовых представлений




 

Для удобства работы психолога-эксперта результаты профилирования выдают­ся в специальное окно в виде графика, на оси абсцисс которого указаны факторы, а на оси ординат - «сырые баллы», набранные испытуемым по каждому из фак­торов. Существует в системе и возможность табличной визуализации числового профиля. Несколько иначе визуализируется результат построения качественно­го профиля испытуемого. Здесь психологу-эксперту выдается 16 семантических шкал (по числу факторов), на каждой из которых отмечается числовое значение соответствующего фактора.

 

Процедуры обработки данных анкетирования в рамках предыдущих опций бази­руются на знаниях. Но знания эти доведены до алгоритмов, реализация которых в виде продукционной системы нецелесообразна. Поэтому в ЭС «Cattell» все такие процедуры реализуются на языке C++, а затем подключаются в нужных точках.

 

Вместе с тем сами технологические знания представлены эксплицитно совокупностью следующих фреймов прототипов и экземпляров:

 

[a_n_tbl is_a prototype;

f_A {frame}; /* ответы по фактору А с весами */

f_B {frame}; /* ответы по фактору В с весами */

……………………………………………………………………………………………………

f_Q4 {frame}; /* ответы по фактору Q4 с весами */];

 

[a_n_elem is_a prototype;

ans_dsc string; /* имя фрейма-экземпляра ответа на анкету */

weight_a, weight_b, weight_c int; /* веса ответа типа «а», «б» и «с»

*/];

 

[ answer is_a prototype;

prt_name, exm_name, slot_name string];

 

[ ank_numb is_a a_n_tbl;

f_A={q _3, q _4, q _26, q _27, q _51, q _52, q _76, q _101, q _126, q _151, q _176 }; f_B={q _28,q _53,q _54,q _77,q _78,q _102,...q _152, q _153,q _ 177,q _178};

…………………………………………………………………………………………………….

f_Q4={q _25, q _49, q _50, q _74, q _75, q _99, q _100,... q _150, q _174, q _175; ];

 

[ q _3 is_a a_n_elem;

ans_dsc = «ans_003»;

weight_a= 2;

weight_b= 1;

weight_c= 0 ];

……………………………………………………………………………………………………..

[ ans_003 is_a answer;

prt_name= «anketa»;

exm_name= «anketa0037»;

slot_name= «ans3» ];

 

Запускаются процедуры получения числового и семантического профилей испы­туемого как демоны при выборе соответствующих опций в меню ЭС «Cattell».

 

В опции «портретирование» осуществляется психологическая интерпретация полученных на предыдущих этапах профилей испытуемого с целью построения его словесного личностного портрета. Здесь уровень алгоритмизации знаний пси­холога-эксперта существенно иной. Разные школы психологов несколько по-раз­ному оценивают роль и вес разных факторов, приписывают им различные тексто­вые отображения. Поэтому реализация вывода словесного портрета испытуемого в ЭС «Cattell» базируется на продукционно-фреймовом формализме. Собствен­но вербализация портрета - нисходящая (от цели), а подготовка его структури­рованного невербализованного описания - восходящая (от данных). Наиболее сложным и интересным является этап вывода невербализованного портрета, реализованный в виде продукционной системы, предложенной в рабо­те [Гаврилова и др., 1992]. Правила этой системы служат для выявления и устра­нения противоречий двух типов. Первый связан, в конечном счете, с анализом ответов на определенные вопросы анкеты и позволяет фиксировать ситуации, когда построение сколько-нибудь достоверного личностного портрета на осно­вании имеющихся данных нецелесообразно. Возникновение таких ситуаций обычно связывается либо с невнимательным заполнением анкеты испытуемым, либо с попыткой преднамеренного искажения результатов тестирования за счет противоречивых ответов на дублирующиеся по семантике вопросы теста. И в том и в другом случае анкета помечается как «плохая» и из дальнейшей обработ­ки исключается. Второй тип противоречий связан с выявлением и устранением контекстной зависимости и доминирования значений разных факторов, что по­зволяет получить более «гладкий» личностный портрет.

 

Но и в том и в другом случае исходными данными для работы продукционной системы являются числовой и семантический профили испытуемого, прототи­пы которых (n_prfl и s_prfl) приведены выше. Примеры словесных формулиро­вок правил разрешения противоречий выглядят следующим образом:

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.