Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Случай специальных запросов




Почему в портрете испытуемого присутствует фраза «…»?

Как в профиле испытуемого получено значение фактора «…»? и т. д.

 

Для устранения непониманий все запросы на объяснения после анализа перефра­зируются и выдаются эксперту в виде эхо-вопросов. И только в случае, если его «устраивает» интерпретация запроса, данная системой, происходит формирова­ние текста объяснения. Так, например, эхо-запрос для последнего из общих во­просов - Вас интересуют правила поглощения противоречивых факторов в дан­ном портрете?, а для последнего из специальных вопросов - Вы хотели бы узнать, каким образом сформировано значение фактора «...» = «...»?

 

Примеры объясняющих текстов для тех же запросов, к которым приведены эхо-вопросы системы - следующие:

Фактор «...» = «...» поглощен фактором «...» = «...», так как на шкале «ОН-Н-СР-В-ОВ» значение «...» выражено «сильнее» значения «...».

Общая формула, которая является ключом теста, выглядит следующим образом:

Для фактора «...» она трансформируется в формулу:

F_value («...») = ответ (q3)*вec-ответа (q3) +...+ ответ (ql76)* вec-ответа ql76);

 

С учетом ответов испытуемого эта формула приводится к выражению вида:

F_value («...») = 2+...+2 = «...»

 

Таким образом сформировано значение фактора «...» = «...».

 

Как следует из приведенных примеров, объяснения в ЭС «Cattell» достаточно подробные и позволяют получить психологу-эксперту практически всю инте­ресующую его информацию. Понятно, что поддержка объяснений такого уровня существенно сложнее, чем выдача аннотаций к трассе вывода решения и требует своей базы знаний (согласованной с предметной БЗ) и своей программы вывода. Основные моменты построения этих компонентов и рассматриваются ниже.

В целом подсистема объяснения системы «Cattell» строится по «полной» схеме: прием запроса от пользователя; анализ запроса; генерация эхо-вопроса; прием подтверждения на системную интерпретацию запроса и вывод собственно текста объяснения.

Формирование запросов на объяснения осуществляется на основе меню, в корне­вых опциях которого находятся темы объяснений, а на листьях - ЕЯ-шаблоны конкретных вопросов. В зависимости от типа запроса он может сопровождаться параметрами, которые выбираются пользователем непосредственно из портрета или профиля испытуемого. Система, «зная» описание текущего испытуемого, до­полняет запрос пользователя и формирует структуру вида

«тема» «тип-запроса» «имя объясняемого фрейма-экземпляра»

«контекст»),

которая, по существу, является внутренним представлением запроса на объясне­ние. Таким образом, удается избежать построения Л-процессора для анализа за­просов и вместе с тем обеспечить естественное общение.

Анализ внутреннего представления осуществляется параллельно с генерацией эхо-вопроса. При этом сама внутренняя структура является управляющей це­почкой, которая задает поверхностную структуру эхо-вопроса. Фрагмент соот­ветствующего множества ATN показан на рис. 7.5.

 

 

 

Рис. 7.5. Фрагмент ATN-представления анализатора запросов и генератора эхо-вопросов

 

В результате анализа запросов на объяснения и генерации эхо-вопросов, а также уточнений, которые отражают процесс согласования мнений системы и пользова­теля, в базе знаний ПОЭС (подсистемы объяснений ЭС) «Cattell» формируется окончательная редакция запроса - фрейм-экземпляр следующего прототипа:

 

[expl_request is_a prototype;

rq_team frame; rq_type int; rq_context {string};

expl_fr frame; expl_sl {string}; expl_fun string;

echo_txt {string};

expl_txt {string}];

 

В начальный момент вывода текста объяснения в этом экземпляре заполнены слоты rq_team (тема объяснения из БЗ ПОЭС); rq_type (тип запроса, - WHY, HOW или WHAT, - сформированный анализатором); rq_context (параметры запроса, если они требуются) и echo_txt (поверхностное представление «согла­сованного» эхо-вопроса). Слоты ехр1_fr (объясняемый фрейм-экземпляр из предметной БЗ теста); expl_sl (объясняемые слоты объясняемого фрейма-экземп­ляра) и expl_fun (имя процедуры вывода текста объяснения) заполняются самой ПОЭС. Значение слота expl_txt представляет результат работы.

Собственная БЗ ПОЭС - статическая и содержит совокупность поддерживае­мых моделей объяснений, определяемых как экземпляры следующих основных прототипов:

[ explain is_a prototype;

expl_slt{string}; expl_fncstring; exp1_knw frame ];

[ v_expl is_a prototype;

why_slt {string}; why (frame);

how_slt {string}; how (frame);

what_slt{string}; what(frame) ];

 

[ p_expl is_a prototype;

why {frame}; how {frame} ];

 

[ c_expl is_a prototype;

noneframe; contra frame ];

 

[ wh is_a prototype;

path{frame}; process string ];

 

[ path is_a prototype;

typeint; nm_framestring; nm_slot {string} ];

 

[ rule is_a prototype;

r_fact {string}; r_part {string}];

 

В нашем случае это множество экземпляров представляется следующими фреймами:

 

[ port is_a explain;

expl_slt= {«b1», «b2», «b3», «b4»};

expl_fnc= «portret»;

expl_knw= portret];

 

[prfl is_a explain;

expl_slt

={«A»,«B»,«С»,«Е», «F»,«G»,«H»,«I»,«L»,«M»,«N»,«O»,«Q1»,«Q2»,«Q3»,«Q4» };

expl_fnc=«profile»;

expl_knw=profile];

 

[comn is_a explain;

expl_slt = { };

expl_fnc =«com_que»;

expl_knw=common];

 

Анализ их показывает, что в ЭС «Cattell» поддерживаются модели объяснения всех групп интерпретируемых в вербальном портрете факторов, всех факторов в профиле испытуемого и модели общих запросов.

Так, например, знания, необходимые для объяснения вербального портрета конк­ретизируются фреймом-экземпляром portret, где заданы ссылки на объясняемые тексты («bl_txt», «b2_txt», «b3_txt», «b4_txt») и способы доступа к релевантной информации из предметной БЗ теста (whl, wh2, wh3, wh4):

 

[portret: v_expl;

why_slt = {«b1_txt», «b2_txt», «b3_txt», «b4_txt»};

why = {wh1, wh2, wh3, wh4};

how_slt = {«b1_txt», «b2_txt», «b3_txt», «b4_txt»};

how = {wh1, wh2, wh3, wh4};

what_slt= {«b1_txt», «b2_txt», «b3_txt», «b4_txt»};

what= {wh1, wh2, wh3, wh4}];

 

При такой модели процессор объяснений интерпретирует последовательно опи­сания экземпляров типа wh, где описываются пути, ведущие от запроса на объяс­нение к тем данным, которые и составляют внутреннее представление ответа.

Наиболее сложной является модель объяснения поглощения факторов, активи­руемая подмножеством общих вопросов. В этом случае ПОЭС должна иметь в своей БЗ модели всех правил поглощения и объяснять рассуждения машины вывода «Cattell». Для конкретности дальнейшего обсуждения предположим, что обрабатывается запрос вида «Как разрешались противоречия при построении данного портрета?» и пользователь согласился с интерпретацией системы, спе­цифицированной в эхо-вопросе «Вас интересуют правила поглощения противо­речивых факторов в данном портрете?» Пусть также, для определенности, един­ственным поглощенным фактором при выводе вербального портрета был фактор А. Для этого фактора в модели существуют два правила объяснения поглощения, соответствующие очень низкому (ОН) и очень высокому (ОВ) значению этого фактора в семантическом профиле испытуемого:

 

[АОН is_a rule; [AOB is_a rule;

r_fact = {«E», «L»}; r_fact = {«E», «L»};

r_part = {«E0H», «L0H»}]; r_part = {«E0B», «LOB»}];

 

Однако реально поглощение фактора А наблюдается лишь тогда, когда значения факторов Е и L тоже ОН или ОВ. Понятно, что в такой ситуации подсистема объяснения должна сравнивать не семантические профили по вышеуказанным факторам, а их числовые профили. Учитывая вышесказанное, продукционная система вывода объяснения поглощений содержит 98 правил, аналогичных пра­вилам для фактора А:

 

section EXPL-COLLAPSE-A

removeall;

if ([$curr_s_prfl: A] = = [$curr_s_prfl: E]){

if ([$curr_s_prfl: A] = = «OH») insert (AOH-COLLAPSED-E);

if ([$curr_s_prfl: A] = = «OB») insert (AOB-COLLAPSED-E);

break};

if ([$curr_s_prfl: A] = = [$curr_s_prfl: L]){

if ([$curr_s_prfl: A] = = «OH») insert (AOH-COLLAPSED-L);

if ([$curr_s_prfl: A] = = «OB») insert (AOB-COLLAPSED-L);

break };

 

rule AOH-COLLAPSED-E

:: (?[$curr_n_prfl: $curr_A = A]) &&

(?[$curr_n_prfl: $curr_E = E]) &&

($curr_A <= $curr_E)

= => [expl_request_001: expl_txt]=

{«Фактор A = «, $curr_A>>, «(ОН) поглощен»,

«фактором Е = «, $curr_E, «(ОН), т.к. числовое»,

«значение Е выражено сильнее значения А.»} ];

………………………………………………………………………………………………

rule AOB-COLLAPSED-L

:: (?[$curr_n_prfl: $curr_A = A]) &&

(?[$curr_n_prfl: $curr_L = L]) &&

($curr_A <= $curr_L)

= => [expl_request_001: expl_txt]=

{«Фактор A = «, $curr_A>>, «(OB) поглощен»,

«фактором L = «, $curr_E, «(OB), т.к. числовое»,

«значение L выражено сильнее значения А.»} ];

 

Таким образом, осуществляется генерация объяснений в ЭС «Cattell». В данной версии каждый запрос на объяснение приводит к генерации одного и того же эк­земпляра прототипа expl_request. Однако нетрудно модифицировать обсуж­давшуюся продукционную программу так, чтобы в БЗ объяснений сохранялась история работы с ней пользователя. В таком случае БЗ объяснений может ис­пользоваться для обучения специалистов интерпретации результатов по тесту Кеттелла.

Выше описаны основные проектные решения, использованные при создании психодиагностической ЭС «Cattell». Однако читателям должно быть ясно, что эти решения являются достаточно общими и характерными не только для дан­ной экспертной системы, но и для большинства ЭС диагностики.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.