Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Клондайк 3 страница




 

«Рипаблик»

Гражданская война подходила к концу. Становилась очевидной разруха, царившая в южных штатах. Разрушенные войной города постепенно восстанавливались, но это требовало огромных средств. Золотая и серебряная наличность практически исчезли из оборота. Их заменили банкноты и товарные знаки, которые выпускали универсальные магазины и местная администрация. Разменной мелочью могло служить всё, что угодно, вплоть до купонов питейных заведений и пятицентовых билетов на трамвай.

Одним из многочисленных кораблей, которому предстояло перевезти золотые и серебряные монеты в Новый Орлеан, был деревянный 1275-тонный пароход «Рипаблик», построенный в Балтиморе в 1853 году.

Судьба этого парохода была на редкость бурной. Изначально, названный «Теннесси», он приступил к коммерческим перевозкам пассажиров и грузов в Атлантике. В 1855 году пароход совершил свой первый трансатлантический переход, затем был поставлен на линию между США и Южной Америкой. В 1856—1857 годах находился на никарагуанской линии, перевозя, вместе с другими пароходами Корнелиуса Вандербилта, старателей, стремившихся нажиться на калифорнийской «золотой лихорадке».

После закрытия никарагуанской линии пароход вновь сменил маршрут и был поставлен на линию между Нью-Йорком и Новым Орлеаном. Именно там пароход и встретил начало Гражданской войны в США, став временно одним из боевых кораблей Конфедерации южных штатов. В1862 году федеральные войска, напав на Новый Орлеан, захватили «Теннесси», превратив его в один из кораблей, осуществлявших в это время блокаду побережья южных штатов.

Быстрое и надёжное судно тут же было направлено в Мексиканский залив, где помимо своих основных обязательств оно еще и доставляло почту и различные товары для федеральных войск. «Теннесси» пришлось поучаствовать и в боевых действиях, когда федеральные войска начали решительное наступление в дельте Миссисипи, затем в битве в заливе Мобил.

После того как флот северян захватил Мобил и стоявший там броненосец южан «Теннесси», возникла необходимость в переименовании парохода. В честь победной битвы в 1864 году ему дали новое название — «Мобил». После этого с новым именем пароход продолжал свою службу, как один из кораблей эскадры береговой блокады.

К концу Гражданской войны стало совершенно очевидно, что пароход всё более и более нуждался в срочном ремонте. Постоянные штормы и повреждения, полученные в сражениях, привели к износу корпуса. В конце 1864 года «Мобил» был списан и выведен из состава ВМФ США, а в начале 1865 года выставлен на аукцион и куплен Расселом Старджисом и группой инвесторов. Пароход был восстановлен и прошёл необходимый ремонт, после чего получил новое имя — «Рипаблик». Именно под этим названием ему было суждено вписать трагическую страницу в историю мореплавания.

В мае 1865 года «Рипаблик» был поставлен на линию Нью-Йорк — Новый Орлеан. За несколько месяцев службы он перевёз немало грузов и пассажиров, в основном новобранцев для федеральных войск на юге.

18 октября 1865 года «Рипаблик» отправился в свой очередной рейс. На борту находилось 59 пассажиров, пятьсот бочек с грузом, но самое главное — 400 тысяч долларов в золотых и серебряных монетах.

Сначала плавание проходило успешно. В воскресенье 22 октября пароход миновал мыс Гаттерас — печально известное кладбище кораблей Атлантики. На следующий день у берегов Джорджии на пароход обрушился сильнейший шторм.

На всех парах судно упорно шло на юг, в самый центр урагана. Огромные волны перекатывались через палубу. В каютах и салонах пассажиры испытывали жестокую качку и страдали от морской болезни. Мебель и предметы перекатывались в помещениях.

Во вторник 24 октября машины парохода остановились. Пароход попал в полную власть урагана. Память о судьбе «Центральной Америки», погибшей в этих местах, не оставляла надежд на удачный выход из положения. Большинство людей, находившихся на борту, сознавали, что это неизбежно закончится гибелью судна. Корпус судна начал сильно течь, усиливая и без того бедственное положение. В котлах развели пары, чтобы включить насосы. Для облегчения судна за борт стали бросать груз: рулоны ткани, слитки олова, бутылки спиртного, мешки с табаком, бочки с лаком и все тяжёлые предметы.

Откачивать воду не удавалось. В 9 часов утра 25 октября насосы встали, а вода всё активнее наполняла трюмы. Теперь судьба судна становится очевидной. Мест в шлюпках, по расчётам капитана, было слишком мало, чтобы вместить всех. Команда начала работу над самодельным плотом.

В 13.30 капитан Янг отдал команду покинуть судно, и за борт спустили первые шлюпки. Однако спустить все шлюпки так и не успели. Примерно в четыре часа дня «Рипаблик» внезапно затонул. В этот момент все, кроме оставшихся на борту двадцати с лишним человек, были в лодках.

Огромные волны раскидали шлюпки в разные стороны. Плот без весел и паруса вскоре исчез из поля зрения. Ночью, в кромешной темноте, люди всеми силами удерживали свои утлые судёнышки на плаву, постоянно вычерпывая воду.

Однако шторм оказался не единственной проблемой. В шлюпках не оказалось запаса пресной воды, и на следующий день людей начала мучить жажда.

По счастливому стечению обстоятельств, 26 октября 1865 года спасательная шлюпка № 1 под командованием капитана Янга была подобрана бригом «Джон В. Ловитт». На следующий день шхуна «Вили Дилл» приняла на борт шлюпку № 2, а баркентина «Хорас Биле» спасла людей из шлюпки № 3.

Тяжелее всего пришлось шлюпке № 4. Дрейфуя в море, люди буквально умирали от жажды. Многие настолько обессилели, что с трудом поднялись на борт подобравшей их шхуны «Харпер», которая заметила их только на четвертый день после крушения.

Самой трагичной оказалась судьба тех, кто остался на плоту. Из 18 человек, находившихся на нём, спаслось только двое. Их подобрал 2 ноября у мыса Гаттерас американский военный корабль «Тиога». За восемь дней дрейфа в живых остались лишь рулевой Оливер Мартин и стюард Джеймс Нулан. Течение отнесло их на четыреста миль на север.

Известие о гибели «Рипаблика» с ценным грузом вызвало, на определённое время, сенсацию. Однако огромные глубины на месте крушения не оставляли никаких шансов охотникам за сокровищами, ведь «Рипаблик» затонул на глубине приблизительно 550 метров в 160 милях от города Саванна.

Судьбой подводного клада заинтересовалась компания «Одиссей Марин Эксплорер». Два года в море и двенадцать лет кропотливых исследований в архивах отделяли подводных кладоискателей от сокровищ парохода.

Исследователи проанализировали всё, что было известно о месте крушения. Были учтены ветры, скорость течения, места обнаружения всех шлюпок с парохода и плота, все свидетельства очевидцев крушения и людей, причастных к его гибели. В результате был получен примерный район поисков.

Было известно, что ещё несколько команд кладоискателей заинтересовались сокровищами «Рипаблика», поэтому нужно было торопиться. В предполагаемом районе исследовательское судно «Одиссей» прошло четыре тысячи километров дна. Были обнаружены 24 затонувших судна, но все они оказались не тем, что искали. Наконец, в июле 2003 года на мониторах показались очертания судна, которое по форме напоминало погибшего «Рипаблика».

Проанализировав имевшиеся данные, исследователи пришли к выводу, что это именно то, что они искали. На дне были обнаружены два остова гребных колёс. Вокруг были разбросаны различные предметы: горы бутылок, кучи обуви, рулоны ткани, посуда, чернильницы и даже церковная утварь.

С помощью подводных роботов были подняты бутылка и кусок дерева. Именно они стали основанием для судебных претензий на право исследования данного места крушения. Учитывая исключительную важность погибшего судна, необходимо было получить разрешение суда на дальнейшие работы. После судебного заседания 16 августа 2003 года суд постановил, что все права по подъёму ценностей с парохода «Рипаблик» принадлежат компании «Одиссей Марин Эксплорер».

Компания приобрела новое судно, названное «Одиссей Эксплорер», которому предстояло служить базой для глубоководного спасательного аппарата «Зевс», весом семь тонн, оснащённого мощным двигателем и манипуляторами, способными передвигать тяжёлые предметы.

В сентябре 2003 года «Одиссей Марин Эксплорер» вышел из Балтимора с командой из 23 человек, в состав которой входил учёный, занимавшийся подводной археологией, — Нил Канингем

Маневрируя под водой, «Зевс» передавал изображение на монитор судна. Из множества фотографий с места гибели был составлен план погибшего судна. При помощи подводного аппарата на поверхность был поднят колокол судна. Коррозия почти полностью стёрла все надписи, но последние буквы можно было разобрать — «SSEE», что является окончанием прежнего названия — «Теннесси».

В результате исследования было доказано, что, достигнув дна, судно развалилось. Со временем течение разнесло обломки на расстояние, равное футбольному полю, что сильно осложняло поиски главной цели — золотых и серебряных монет. В начале ноября исследователям улыбнулась удача — в кормовой части были обнаружены первые монеты. Опыт подъёма ценностей с корабля «Центральная Америка» очень пригодился специалистам с «Одиссей Марин Эксплорер». Тогда, в 1991 году, монеты также были обнаружены в кормовой части судна.

13 ноября «Одиссей Марин Эксплорер» вошёл в порт Джексонвилл с 700 золотыми и серебряными монетами. После предварительного исследования нумизматами было признано, что ничего подобного до сих пор в руки антикваров не попадало. Многие монеты было просто уникальны.

В январе 2004 года компания заплатила 1,6 миллиона долларов в качестве компенсации Атлантической страховой компании, которая застраховала груз «Рипаблика».

Исследования парохода продолжились в 2004 году. На настоящий момент поднята 51 тысяча монет, среди которых золотые 20- и 10-долларовые монеты, серебряные полудолларовые и монеты в четверть доллара. Это составляет 22,7% от 400 тысяч долларов в золоте, которые затонули в 1865 году. Нумизматы оценили предварительную стоимость поднятого золота в 75 миллионов долларов.

 

«Генерал Грант»

В августе 1851 года в Австралии, в штате Виктория были найдены богатые золотые россыпи. Весть об этом открытии с быстротой молнии облетела свет, вызвав сильнейшую «золотую лихорадку». Люди толпами устремлялись на неизведанные земли в поисках богатства и славы.

Добытое золото доставлялось в Англию на быстроходных клиперах, их путь лежал через Тихий океан, вокруг мыса Горн. Многие корабли, загруженные австралийской шерстью и золотом, не дошли до порта приписки, погибнув или пропав без вести. Одним из таких кораблей был трёхмачтовый клипер «Генерал Грант».

Этот типичный американский клипер был построен в 1864 году в штате Мен. «Генерал Грант» имел длину 179,5 фута, ширину — 34,5, высоту — 21,5 фута и водоизмещение 1095 тонн, три мачты и деревянный корпус. Он обслуживал австралийские линии, связывавшие зелёный континент с Англией и Соединёнными Штатами.

4 мая 1866 года «Генерал Грант» поднял якоря и направился в очередной рейс из Мельбурна в Лондон. На его борту находилось 45 пассажиров, в основном разбогатевших старателей, которые, естественно, ехали домой не с пустыми руками, а также груз шерсти и 2576 унций золота в слитках и монетах. Кроме того, на корабль погрузили 6 тонн цинка, в то время ценившегося весьма высоко. Таким образом, по некоторым данным, общая стоимость груза «Генерала Гранта» составляет примерно 200 миллионов долларов в современном исчислении.

Рейс оказался неудачным Непогода преследовала парусник с момента отплытия. 13 мая клипер попал в шторм и сбился с курса. Около 10 часов вечера впередсмотрящий заметил на горизонте землю. Это оказался остров Окленд. Сильный встречный ветер затруднял маневрирование. Вдобавок корабль оказался в полосе сильного течения, которое тащило клипер к берегу. Когда ветер внезапно стих, парусник потянуло к подводным скалам Капитан Вильям Лохлин, опасаясь за судьбу своего корабля, хотел обогнуть опасность, однако все его усилия оказались напрасными. Единственным возможным выходом из ситуации была отдача якоря, но сделать этого моряки уже не смогли. Якорь, прочно закреплённый на случай шторма, не поддавался усилиям моряков. Течение затащило клипер в один из гигантских гротов, которыми изобилует остров. При входе в грот у парусника сломались мачты, бушприт и перо руля. Корабль оказался беспомощной игрушкой в руках стихии.

Ночь была ужасной. Сверху на людей сыпались камни, которые разбивали корпус судна. На корабле поднялась страшная паника. Каждый спасал свою жизнь. Золото обесценилось, а этические нормы больше не сдерживали людей. Звериные инстинкты самосохранения овладели людьми…

Едва рассвело, матросы стали готовить спасательные лодки. Одна шлюпка с трудом вырвались из «грота смерти». Вторая не смогла преодолеть полосу прибоя и перевернулась. В пучине моря нашли свою смерть 15 пассажиров корабля. Однако и положение выживших было незавидным. Пустынные берега Окленда, продуваемые антарктическими ветрами, редко посещались кораблями. Для выживших постоянной проблемой стала проблема пропитания и поддержания огня.

В январе 1867 года четверо не выдержали и отправились на шлюпке без компаса и карт по направлению к Новой Зеландии. Больше их никто не видел…

Один за другим умирали спасшиеся с «Генерала Гранта». Постепенно надежда сменилась разочарованием, а разочарование сменилось отчаянием.

Лишь в ноябре 1867 года к Оклендским островам случайно подошло китобойное судно «Амхерст», оно и приняло на борт оставшихся в живых. К тому времени из 78 человек, отправившихся в путь, осталось лишь 10 человек.

История спасшихся потрясла мир и вызвала настоящую сенсацию. Жители порта Блаф, принявшие спасённых, собрали небольшую сумму денег и помогли им добраться до Австралии.

Однако, несмотря на все переживания, золото, ушедшее на дно вместе с «Генералом Грантом», не давало покоя Джеймсу Тиру, одному из бывших пассажиров клипера. Уже в 1868 году он появился у Окленда и принялся разыскивать «пещеру смерти», в которой погиб корабль. Но его экспедиция потерпела неудачу. Осознав безрезультатность поиска, Тир больше не пытался найти погибший клипер.

Следующую попытку предпринял Дэвид Эшворд. В 1870 году на шхуне «Дафния» он отправился к островам Окленда. Прибыв на место, он с пятью матросами отправился на берег и пропал. Оставшиеся на борту юнга и кок сделали попытку найти их, но обнаружили на берегу лишь весло и обломки какой-то шлюпки. Прибыв в Новую Зеландию, они снарядили спасательную операцию. Однако пропавших моряков так и не нашли.

В 1877 году на пароходе «Газель» к Окленду отправилась очередная экспедиция. На борту находился Корнелиус Дрю — один из немногих, переживших катастрофу. Но и на этот раз экспедицию ждала неудача Несмотря на то что водолазы обнаружили на дне какой-то большой предмет в гроте, добраться до него они не смогли.

Несмотря на первые неудачи, кладоискатели упорно пытались найти исчезнувшее золото. В 1916 году капитан Перси Катлинг во время очередной экспедиции первый проник в «пещеру смерти», но и он не смог найти ни корпус клипера, ни золото. Его добычей стали лишь несколько деревянных обломков, зажатые между скал.

В 1970 году кладоискатели Тартон и Дирлинг обследовали пещеру, указанную Катлингом, однако не нашли в ней ничего. Затем они обследовали все пещеры западного побережья острова Окленд, но и там ничего не нашли. Несмотря на неудачу, кладоискатели не сдались. В 1975 году Келли Тартон вместе с лейтенантом английских ВМФ Джоном Греттоном вернулся на Окленд. На этот раз экспедиции удалось обнаружить якорь «Генерала Гранта». Во время следующей экспедиции, в 1982 году, Тартону удалось найти свинцовый глубомер с клипера. Этим находки и ограничились.

Поиски сокровищ клипера не принесли охотникам за сокровищами ни богатства, ни успеха. В 1985 году Келли Тартон умер от сердечного приступа, и с тех пор экспедиции по поиску сокровищ «Генерала Гранта» на острове не проводились.

Уже более ста лет кладоискатели ищут клипер, однако это не так легко сделать. На острове более тысячи подводных пещер, а поиски осложняются постоянным волнением в прибрежной полосе острова и сильными течениями.

Судя по всему, остатки судна вынесло из грота и разбросало на огромном пространстве в 20—30 морских миль. Таким образом, сокровища «Генерала Гранта» являются одной из самых сложных целей для подводной охоты за сокровищами, даже несмотря на развитие поисковой техники в последние десятилетия.

 

«Карнатик»

Одно из наиболее известных и посещаемых дайверами затонувших кораблей, перевозивших ценности, является английский грузопассажирский пароход компании Р&О «Карнатик». Он был построен компанией «Самуда Браверс» в Лондоне и был спущен на воду в декабре 1862 года. При длине 89,8 метра, ширине — 11,6, он имел водоизмещение 1776 тонн и, в дополнение к прямому парусному вооружению, был оснащён 4-цилиндровой паровой машиной.

27 июня 1863 года «Карнатик» отправился в своё первое плавание в Калькутту, чтобы обслуживать линии между Суэцем, Бомбеем и Китаем Его основная задача состояла в том, чтобы перевозить колониальные грузы и пассажиров из британских колоний в Египет. С 1867 года «Карнатик» поступил под командование капитана П.Б. Джонса — одного из лучших офицеров компании.

В сентябре 1869 года строительство Суэцкого канала приближалось к завершению, и через месяц планировалось запустить его в эксплуатацию. Однако до того момента все пассажиры и грузы прибывали в Александрию, где сгружались на берег, чтобы сухопутным путём преодолеть 200 миль до Суэца, принимались на борт следующего судна, чтобы продолжить путешествие. Альтернативой был более опасный и долгий путь вокруг мыса Доброй Надежды, который использовался в XIX веке всё реже.

В конце сентября капитан Джонс контролировал погрузку различных грузов и приём пассажиров на борт своего судна для очередного рейса в Бомбей. Он лично проверял правильность погрузки, особенно учитывая, какой ценный груз предстояло перевозить его кораблю. На «Карнатик» доставили груз хлопка, меди, королевскую почту и, самое важное, 40 тысяч золотых соверенов для индийского монетного двора. Имея на борту 34 пассажира и 176 членов экипажа, пароход отчалил из Суэца.

12 сентября 1869 года Джонс приказал отдать швартовы, и «Карнатик» отплыл в Бомбей. Это было прекрасное судно с прямыми обводами, что выгодно отличало его от прочих кораблей того времени.

Не доверяя своим помощникам, Джонс лично остался стоять вахту, стараясь сбить сонливое состояние изрядным количеством кофе. Развивая скорость 11 узлов, пароход быстро удалялся от Суэца. Погода была прекрасной, и ничто не предвещало её ухудшение, поэтому около 11.40 вечера на вахту заступил второй помощник капитана.

Ночь была светлой, дул свежий бриз, и с берега тянулся слабый туман, обычный для этих мест. Что было особенно важно — были видны все острова и рифы, мимо которых проходило судно.

Достигнув островов Шадван, второй помощник слегка изменил курс. 18 минут спустя, однако с правового борта были замечены буруны, вахтенный немедленно повернул штурвал право на борт, а машины дали полный ход назад. Но было слишком поздно. «Карнатик» на полной скорости врезался в риф под названием Шааб Абу Нухас, на котором основательно засел.

Быстро осмотрев состояние судна, капитан был удовлетворён его состоянием. Хотя оно плотно сидело на рифе, помпы справлялись с поступлением воды в образовавшиеся от столкновения пробоины. Поскольку положение было стабильным, спасательные шлюпки не спускали, и пассажиры и команда остались на борту парохода.

Утром 13 сентября Джонс ещё раз осмотрел судно. Никаких существенных изменений в худшую сторону не произошло. Тогда Джонс приказал выбросить за борт значительное количество хлопка, чтобы облегчить судно. Капитан надеялся, что прилив снимет судно с рифа. Хотя никакой паники на борту не было, некоторые из пассажиров просили разрешения капитана отправиться на лодках на остров Шадван. Джонс категорически отвергнул эту просьбу. Он хорошо знал, насколько опасно отправлять 210 человек на шлюпках к неизвестному берегу, изобилующему коралловыми рифами. Кроме того, он полагал, что вскоре в этом районе пройдёт ещё один из лайнеров компании — «Суматра», который должен был выйти в море вслед за «Карнатиком».

Подали завтрак, люди спокойно прогуливались по палубе. Все всматривались в морскую даль, стараясь не пропустить проходящее судно. Однако море было пустынным. Вторая просьба пассажиров отправить их на ближайший остров была вновь отвергнута. Ночь все должны были провести на борту парохода.

Поскольку «Карнатик» оставался на вершине рифа, волны, ударявшиеся о корпус, делали его полное разрушение лишь вопросом времени. Вода всё сильнее прибывала в трюмы, но это осталось незамеченным

В 2 часа ночи 14 сентября вода залила котлы. Судно осталось без электричества. Теперь уже все, кто находился на борту, требовали покинуть судно. Однако Джонс по-прежнему верил в крепость корпуса и прибытие «Суматры». Утром стало очевидно, что судно тонет. Капитан приказал всем сесть в спасательные шлюпки, которые были заранее приготовлены.

Только в 11 часов первые пассажиры начали погрузку в шлюпки. Такая задержка оказалась катастрофической. Когда, согласно морским традициям, в шлюпки сели женщины и дети, «Карнатик» внезапно разломился. Кормовая часть быстро погрузилась на дно, унеся 5 пассажиров и 26 членов экипажа.

Облегчённая носовая часть начала так же медленно сползать в глубину. Люди барахтались в воде, хватаясь за обломки мачт и снасти.

Постепенно шлюпки подобрали всех оставшихся в живых и направились в сторону земли. Остров Шадван располагался в трёх милях от рифа Шааб Абу Нухас.

К счастью, несколько тюков хлопка было выброшено прибоем на остров. Внутри тюков хлопок оказался сухим и позволил людям, потерпевшим крушение, утеплить свою одежду и благополучно пережить холодную ночь на берегу. На следующий день пассажиры подожгли несколько тюков, когда на горизонте наконец появилась «Суматра». На пароходе заметили сигнал бедствия и подобрали оставшихся в живых.

Поскольку на «Карнатаке» располагался груз большой стоимости, почти на миллион фунтов, к месту крушения немедленно послали спасательную команду по главе с капитаном Генри Грантом. Он прибыл на место 29 сентября и быстро отогнал от места крушения арабские лодки, занимавшиеся грабежом погибшего судна. Оказалось, что «Карнатик» лежит на достаточно небольшой глубине.

Работая на спасательном судне «Тор», Грант имел только одного водолаза—Стивена Саффрея. Неблагоприятные погодные условия задержали начало погружений до 15 октября. Поиски начали с почтовой комнаты. Изначально улов оказался небольшим. Оттуда изъяли почту, карманные часы, однако там не оказалось золота.

Следующая почтовая комната была отделена толстой перегородкой, и для её устранения у Саффрея ушло несколько дней. 24 октября он поднял на поверхность ещё 16 мешков с почтой, а затем коробки с монетами. 8 ноября работы были закончены. Позже местный ныряльщик-бедуин поднял со дна ещё 700 листов чистой меди.

В отчётах содержатся сведения о том, что все деньги были подняты со дна, однако сведения о «пропавших сокровищах» по-прежнему появляются, время от времени становясь легендами.

В настоящее время «Картнатик» лежит на глубине 17— 27 метров и открыт для посещения дайверами. Он является одной из подводных достопримечательностей египетского побережья.

 

«Пасифик»

Среди множества кораблей, нашедших последнее пристанище на океанском дне в районе мыса Флаттери в штате Вашингтон, особо следует отметить пароход «Пасифик», затонувший в этих краях 4 ноября 1875 года.

«Пасифик» начал свою работу в 1851 году, перевозя пассажиров и грузы между Сан-Франциско и Панамой. Однако уже через год он был поставлен на новый маршрут, между Калифорнией и Британской Колумбией, где были открыты золотые месторождения на реке Фрейзер. Многочисленные штормы в Тихом океане за два десятка лет сильно потрепали корпус, и судно требовало основательного ремонта.

Несколько лет, с 1872 по 1875 год, «Пасифик» провёл в сухом доке, где на нем был проведён капитальный ремонт, чтобы затем вновь выпустить его на линии для обслуживания золотоискателей.

4 ноября 1875 года «Пасифик» собирался в свой очередной рейс, ставший, как впоследствии оказалось, последним в его истории. Стоимость билета в те времена была невелика, и старатели с удовольствием пользовались дешёвыми билетами. Приняв на борт 275 пассажиров и груз угля и картофеля, судно было готово к отправке. В последний момент на «Пасифик» погрузили 205 тысяч долларов в золотых слитках и монетах. Кроме того, на судне находилось ещё и золото, принадлежавшее капитану, которое оценивалось в 40 тысяч долларов. Если перевести стоимость этого груза в современные цены, то получается, что на борту находилось около 5 миллионов долларов. Всё это не учитывает также золото, перевозившееся старателями, разбогатевшими на золотых приисках.

Судно благополучно миновало опасный пролив Хуан де Фука и направилось к мысу Флаттери. К этому времени спустилась ночь. Все пассажиры и команда, кроме вахтенных, спустились в каюты, чтобы отдохнуть. Капитан Джефферсон Хауэлл стоял на палубе, куря сигару и всматриваясь в ночную тьму. Когда «Пасифик» находился примерно в 40 милях от мыса Флаттери, из ночной мглы внезапно выскочило судно «Орфей» и ударило в борт «Пасифика».

Медленно дав задний ход, «Орфей» двинулся дальше по маршруту, не останавливаясь и даже не удосужившись убедится, всё ли в порядке на «Пасифике». Несколько пассажиров, разбуженные ударом, выскочили на палубу, чтобы выяснить, что случилось. Капитану пришлось объяснить, что они столкнулись с другим судном, но нет никакой причины для тревог, и они могут спуститься в свои каюты. Но реальность была совсем иной…

Всё новые и новые пассажиры выбегали на палубу, поскольку их каюты, находившиеся на нижних палубах, заливала морская вода. Паника охватила сотни людей. Они бросились к спасательным шлюпкам, мешая команде спустить их на воду. Некоторые пассажиры были сброшены в воду. Между тем пароход всё глубже и глубже оседал в воду. В результате он раскололся на две части и быстро ушёл на дно. Около 300 человек оказались в воде, хватаясь за обломки судна. Большинство женщин, оказавшихся в воде, немедленно утонули, поскольку мода того времени требовала очень жестких корсетов и тяжёлых платьев, которые быстро впитывали воду. Только одна шлюпка оказалась спущенной и не ушла на дно вместе с «Пасификом». В неё сумели забраться всего двадцать человек, но ноябрьская погода не оставила им шансов на выживание. Мокрая одежда быстро обледенела. Большинство из них вскоре погибло от переохлаждения. Только двое смогли поведать о судьбе «Пасифика», когда были подобраны в океане проходившим мимо судном. Остальные пассажиры и члены экипажа нашли свою могилу на дне океана.

Одним из оставшихся в живых был Генри Джелли. Он возвращался на восточное побережье Канады. После крушения ему удалось ухватиться за обломок рулевой рубки. Какой-то незнакомец помог ему взобраться на обломок. Эти два человека на обломке дрейфовали мимо мыса Флатгери всю ночь. Джелли узнал, что его спутник, чьё имя не сохранилось, возвращался домой на Карибы со своим состоянием, которое он оставил на борту погибшего парохода.

Утром компаньон Джелли начал бредить и вскоре умер. Джелли плыл по течению в центре пролива Хуан де Фука. Он видел остров Ванкувер и огни на берегу, и это вселило в него надежду на спасение. К середине дня он оказался всего в трёх милях от Ванкувера. Там его и заметили с проходившего мимо судна, которое доставило его в порт Таунсенд штата Вашингтон.

Другой оставшийся в живых был членом команды по имени Нил Хенли. Он дал подробное описание того, что произошло с «Пасификом». По его воспоминаниям, около 8 часов вечера 4 ноября он спокойно отправился отдыхать после работы. Море было спокойным, вокруг не было видно никаких огней. Как только он лёг на койку, сильный удар потряс судно. Когда он вскочил, то явственно увидел, как вода прибывала через пробоину в корпусе. Хенли выскочил на палубу, чтобы доложить капитану о пробоине, и застал хаос и панику, охватившую людей. Капитана он так и не увидел. Тогда Хенли бросился помогать матросам спускать шлюпки. Однако в них уже сидели люди и отказывались выходить. Спустить их так и не удалось. Огни судна в топках погасли, и «Пасифик» остановился. Другую шлюпку, загруженную женщинами, с трудом смогли спустить за борт. Лодка была переполнена людьми и, получив повреждение, начала тонуть. Хенли прыгнул за борт шлюпки и больше не видел тех, кто в ней находился. Затем он забрался на большой обломок «Пасифика», где нашёл Отиса Парсонза, трёх членов экипажа и женщину. Вскоре все, находившиеся на этом обломке, погибли от переохлаждения. Хенли дрейфовал один с четверга до утра понедельника и был подобран едва живым судном «Оливер Уилкот».

Поскольку точные координаты гибели «Пасифика» известны не были, спасательных операций по извлечению затонувшего судна предпринято не было.

 

«Шиллер»

Одной из самых страшных катастроф в истории немецких трансатлантических перевозок была гибель парохода «Шиллер» компании «Дойчланд Трансатлантик Стим Навигейшн Лайн». Это был большой лайнер водоизмещением в 3421 тонну. Он был построен в августе 1873 года на гамбургских верфях для перевозок пассажиров между Нью-Йорком и Гамбургом.

Этому современному и изящному лайнеру было суждено служить лишь два года. Он стал всемирно известен после катастрофы, произошедшей 7 мая 1875 года, в результате которой погибло 335 человек.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.