Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И педагогике




Принципы коррекционной работы в сурдопсихологии

И педагогике

Принципы коррекционной работы в тифлопсихологии

Школы для детей с тяжелыми нарушениями зрения дают учащимся цензовое неполное среднее или среднее образование.

В специальных школах предусмотрена работа, направленная не только на обучение и воспитание учащихся, но и на коррекцию их познавательной деятельности, личности и физического развития. Она осуществляется по специальным программам и методикам. В этих школах предусмотрено обучение детей рельефно-точечному шрифту Брайля, состоящему из выпуклых точек, различные комбинации которых в пределах шести соответствуют определенным буквам алфавита, цифрам, знакам препинания, нотным знакам. Введены коррекционные занятия по ритмике, лечебной физкультуре, речи, социально-бытовой подготовке, ориентировке в пространстве, развитию зрительного восприятия. Большое значение придается трудовому обучению выпускников, а также их профориентации.

Воспитывать ребенка всегда трудно. Особенно много возникает сложностей, если он страдает тяжелым поражением зрения. Родители жалеют незрячего ребенка и нередко чрезмерно опекают его, тем самым лишая всякой самостоятельности. Этого не следует делать, поскольку такое воспитание приносит вред. Родители должны знать, что в физическом воспитании ребенка с недостатками зрения следует отводить больше места формированию у него пространственной ориентировки и развитию движений [58, 63, 64].

Очень важна благожелательная обстановка в семье. Аномальный ребенок должен знать, что его любят, о нем заботятся все члены семьи, что он сам является помощником для своих родителей. Конечно, детям с недостатками зрения необходимо бывать в обществе зрячих сверстников. Это полезно и для аномальных, и для нормально видящих детей. Однако лучше, если совместные игры проходят в присутствии старших детей или взрослых, которые всегда могут прийти на помощь в случае возникновения каких-либо затруднений.

В процессе социальной адаптации и реабилитации компенсаторные возможности при различных нарушениях зрения достигают высокого уровня развития и могут обеспечить слепым и слабовидящим активное и творческое участие в общественной и трудовой жизни.

 

Ранняя потеря слуха оказывает влияние на психическое и отчасти физическое развитие ребенка. Грубое нарушение слуха приносит огромный ущерб общему психическому развитию, в первую очередь, потому что создает препятствие для самостоятельного овладения речью. Позднооглохшие дети к моменту нарушения слуха уже более или менее владели устной речью. При работе над речью с этими детьми возникает необходимость закрепления имею­щихся у них речевых навыков и их дальнейшего совершенствования. Это достаточно сложные задачи.

В обучении глухих дошкольников может использоваться дактильная форма речи или ручная азбука – дактилология. Она заменяет собой устную речь при общении между собой грамотных глухих людей. Дактильные знаки заменяют собой буквы. В дактилологии обычно столько же знаков, сколько букв имеется в родном языке ребенка. По своим очертаниям многие дактильные знаки имеют сходство с буквами печатного или рукописного шрифтов. Применительно к русскому языку они изображаются пальцами одной правой руки. Дактилология облегчает глухим детям усвоение устной и письменной речи. Однако нужно всегда помнить, что это специфическая речь. Пользуясь ею, глухой ребенок оказывается в изоляции от слышащих. Основной задачей должна быть борьба за формирование у глухого словесной речи, которая объединяет его со слышащими людьми, дает возможность широкого общения, позволяет выражать свои мысли и чувства, делает реальным формирование высшей формы мышления – словесно-логического, создает условия для вербального руководства деятельностью [64, 65, 69].

Ни в коем случае не следует изолировать ребенка с недостатком слуха от нормально развивающихся сверстников, ссылаясь на то, что он плохо говорит, что его не понимают, что слышащие дети не хотят с ним играть. Дети быстро объединяются, находят общий язык и способы общения. Они стремятся помочь необычному товарищу, радуются, если им это удается сделать. Несомненно, глухой ребенок должен расти и развиваться в обычной детской среде. Это нужно ему для приобретения и расширения социального опыта, для эмоционального и интеллектуального развития, для предстоящей адаптации в окружающей социальной среде.

Дети с нарушениями слуха обучаются в специальных школах с дифференцированным корригирующим подходом. Под влиянием социальных факторов, среди которых ведущим является специальное обучение, лица с нарушениями слуха могут успешно учиться в высших учебных заведениях, заниматься общественной деятельностью, достигать успехов в науке, искусстве, литературе и спорте. Можно с уверенностью сказать, что тяжелые нарушения слуховой функции могут успешно компенсироваться, а возможности всестороннего развития личности глухих достаточно высоки.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.