КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
См.там же, с. 1
Тарновский Е. Н. Указ.соч., с. 9. С. 20. Свод законов Российской империи, т. I, ч. 1. Законодательство первой половины XIX века Уголовное уложение. Проект редакционной комиссии и объяснения к нему. СПб., 1895, т. IV, с. 16. 54 См.: 56 См.: Струмилин С. Г. Бог и свобода. М., 1961, с. 37. ловного уложения 1903 года указывалось, что религия является «одним из тех основных устоев, на коих покоится государственная и общественная жизнь. Охрана религии вызывается интересами самого государства». Составители Уложения о наказаниях придерживались еще канонической точки зрения. Не случайно преступления против веры поставлены здесь на первое место, так же как в других кодификациях русского уголовного права XVII — XIX веков. В то время как в Западной Европе число составов религиозных преступлений в XIX веке резко сокращается, в России оно даже возрастает. Так, Кодекс Наполеона (1810 г.) включал только пять статей, посвященных преступлениям против свободы отправления богослужения. Аналогичные статьи содержались в голландском уголовном кодексе. Общегерманский уголовный кодекс 1871 года содержал лишь три подобных статьи. В том же направлении шло развитие уголовного права и в других европейских странах. В России вместо 37 статей, посвященных преступлениям против веры в т. XV Свода законов, в Уложении о наказаниях мы находим 81 статью. Несмотря на всю казуистич-ность норм о религиозных преступлениях, Уложение страдает запутанностью, нелогичностью, а в ряде случаев даже неполнотой. Устав уголовного судопроизводства 1864 года вводил особый порядок суда и следствия по делам о преступлениях против веры. Этому вопросу была посвящена глава 1 раздела I третьей книги. В соответствии с Уставом, судебные власти должны были о всех происшествиях, связанных с отступлениями от веры и постановлений церкви, сообщать духовному начальству и начинать предварительное следствие только по их требованию, за исключением дел, связанных с принадлежностью к изуверским сектам. Судебный следователь был не в праве отказать духовному начальству в производстве следствия. Статья 1009 Устава предписывала, что «по делам о преступлениях против православной веры и церковных установлений судьи и чины прокурорского надзора должны быть из лиц православного исповедания. Из таких же лиц должны быть избираемы и присяжные заседатели». В случае несоблюдения этой нормы вердикт присяжных и приговор суда лишался законной силы. В 15 губерниях по делам о всех преступлениях против веры запрещалось участие евреев в составе присяжных заседателей. Вследствие этого религиозные преступления принадлежали к числу наименее оправдываемых коронными судьями и присяжными заседателями. Так, в 1889—1893 годах было оправдано из числа обвиняемых по религиозным преступлениям: присяжными — 28%, коронными судьями — 17%. По всем преступлениям в целом было оправдано соответственно 34% и 26%54. Преступления против веры составляли сравнительно незначительную часть от общего числа уголовных дел: в начале 90-х годов XIX века менее 1% и несколько меньше 2% от общего числа осужденных55. В 1894—1903 годах за религиозные преступления осуждено 4671 человек, в 1904—1913 гг. — более 8000 Глава первая Статья 182 Объект данного преступления — установленный законом принцип господства православной церкви и святости проповедуемых ею основных догматов христианской религии. С объективной стороны богохульство заключается в брани, грубых по форме и содержанию высказываниях по поводу перечисленных в статье религиозных представлений и символов веры. Хула могла выражаться только в словесной форме. Непочтительное отношение к божеству, проявившееся в физических действиях, актах.насилия наказывалось по другим статьям Уложения. Научная критика или сомнения по поводу существования бога, богоматери или святых угодников, высказанные в вежливой форме, также не подпадали под действие данной статьи. Поскольку законы Российской империи признавали истинной только христианскую веру, то и охраняли от «оскорблений» только христианского бога и его окружение. Поношение Аллаха мусульманами, Иеговы евреями, а также любых других богов, кем бы оно ни высказывалось, квалифицировалось как нарушение общественного порядка в молитвенном здании и наказывалось лишь административным арестом. По разъяснениям уголовного кассационного департамента Сената, под святыми угодниками в данной статье должны подразумеваться только святые православной церкви. Это объяснялось тем, что некоторые святые римско-католической церкви были гонителями православия в Литве, Польше и других странах. Такое ограничительное толкование распространялось и на святой крест. Субъектом богохуления является всякий российский подданный и иностранец, независимо от вероисповедания. Причем наказываются православные, неправославные христиане и иноверцы одинаково. Принадлежность к нехристианской религии не считается смягчающим обстоятельством, хотя даже с точки зрения религиозной этики грех правоверного за такое деяние должен быть неизмеримо выше. В соответствии с разъяснением уголовного кассационного департамента Сената, публичным местом, упоминаемым в ч. 11 данной статьи, «может быть место, во-первых, по самому его существу, совершенно независимо от того, находится или не находится кто-либо в данное время в таком месте, к этого рода публичным местам принадлежат: улицы, площади, проезжие дороги, общественные сады и т. п.; во-вторых, место может быть публичным по его назначению именно, когда оно, не будучи публичным по своему существу, обращается в место публичное вследствие... назначения, к таким публичным местам можно отнести церковь, судебные установления, театры, гостиницы и т. п.; в-третьих, место по существу и назначению не публичное, может, по случайным обстоятельствам, обратиться на некоторое время в публичное; например, когда в квартире частного лица дается публичное представление, то эта квартира на время такого представления делается местом публичным»57. Таким образом, публичное место не всегда предполагает более или ме- Уложение о наказаниях уголовных и исправительных Решения уголовного кассационного департамента Сената. СПб., 1870, №68 (далее —УКДС).
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |