КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Статья 188
I Статья 187 Статья 186 Статья 185 Наказание за недоносительство о тяжких религиозных преступлениях гораздо мягче, чем за сами преступления, в отличие от особо опасных государственных преступлений, по которым недоносители наряду с участниками подвергались смертной казни. Даже предусмотренные в ст. 132 общей части Уложения наказания, за недоносительство строже на две степени: она позволяет приговорить виновного к продолжительному заключению в крепости с ограничением прав и преимуществ. Этим отчасти объясняется тот факт, что ст. 185 на практике не применялась. Предусмотрен случай, когда опьянение, наряду с некоторыми другими факторами, является смягчающим обстоятельством, что представляет собой исключение из общего принципа (см. ст. 112). По данной статье подлежали наказанию только авторы антихристианских произведений, которые лично их распространяли. Редакторы, цензоры, издатели и книготорговцы за участие в издании и распространении подобных сочинений несли ответственность соответственно по ст. ст. 1306, 1311 и 1315 Уложения, а распространители заведомо богохульных работ — по ч. II настоящей статьи. Наказание за печатную антихристианскую пропаганду мягче, чем за устные ее формы. Причиной того, что законодатель счел печатную форму менее опасной, А. Лохвицкий считал неграмотность основной массы верующих: «печать не представляет опасности народного волнения, взрыва страстей»61. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных Язвительные насмешки в данном случае означают явное глумление над чувствами верующих, а также над правилами и обрядами православной или вообще христианской церкви. Выражение вообще христианства подразумевает, видимо, что насмешки над правилами и обрядами, например, католической церкви наказывались лишь в том случае, когда эти обряды совпадали с аналогичными обрядами православной церкви. Согласно точному смыслу данной и предыдущих статей, должны быть наказуемы лишь насмешки по поводу церковных порядков и форм обрядности. Но при таком толковании кощунство по поводу основных, перечисленных в ст. ст. 182 и 184, догматов христианства остается вообще ненаказуемым. Поэтому следует прийти к выводу, что объект посягательства данного преступления — не только установленный церковью и государством поря- Лохвицкий А. Указ. соч., с. 297. ' "'.IKTIIO Законодлтг,I111W перкой no \ti j XI \ ml'' 62 / УКДС, \i №865 док совершения религиозных обрядов, но и христианская религия и церковь вообще, а православная в особенности. Кощунство в отличие от богохульства и открытого порицания веры — это вежливые по форме, но презрительно-издевательские, оскорбительные по содержанию выражения, высказанные как в устной, так и в письменной форме, а также действия (например, когда кто-либо вместо денег положит на жертвенное блюдо в церкви пуговицу). Место, где совершалось кощунство, не имело значения. (Это подтверждено решением уголовного кассационного департамента Сената по делу Добровольского62.) Однако обязательным условием является присутствие свидетелей христианского вероисповедания, которые подвергались соблазну со стороны преступника. Поэтому к числу кощунственных не могли быть отнесены насмешки над личными манерами священников или качеством изготовления священных предметов. Как кощунство квалифицируется самовольное совершение богослужения (кроме литургии) лицом, выдававшим себя за священнослужителя. Поскольку во время литургии (обедни) происходит таинство причащения, совершение литургии таким лицом квалифицируется как поругание святыни по ч. 11 ст. 223 Уложения. Статья 189 Деяния, перечисленные в статье, получили наименование образное богохуление. В царской России запрещались иконы трех категорий: 1) написанные в нарушение установленных православной церковью правил (например, в духе итальянской школы); 2) резные, литые и т. п. и, наконец, 3) изготовленные в соблазнительном виде. Выражение в соблазнительном виде означает в данном случае изображение, не соответствовавшее представлениям православной церкви о нормах этики и эстетики. Иконы двух первых категорий подлежали также уничтоже-преступл<',2. Свод нию, но их автор не привлекался к уголовной ответственности, ст. ст. 91 — 1 Изготовители и распространители икон третьей категории нес- зак°"° ли ответственность независимо от того, была у них цель поколе- бать уважение к святыне или нет. Однако, если такого злого намерения не обнаруживалось, наказание было значительно мягче. Практически ответственность за это деяние могла наступить и в случае неосторожности, когда самонадеянность и отсутствие творческих способностей у автора приводили к появлению произведения, вызывавшего помимо воли создателя смех публики и тем самым «поколебавшего уважение к святыне». Глава вторая Статьи 190—191 Политическое кредо российского абсолютизма — самодержавие, православие, народность — на практике означало полное бесправие народа под властью не только самодержавия, но и православной церкви. Поэтому церковная измена, вероотступничество не только православных, но и иных христиан рассма- о предупре/(11и и пресеч/ий, тривалось как тяжкое преступление. Общий объект преступлений данной главы — религиозная иерархия, закрепленная в законе. Государственной и в полном смысле слова господствующей религией в России было православие. Вторую ступеньку иерархической лестницы занимали иные христианские вероучения: католицизм, протестантизм и армяно-грегорианское учение. На третьей ступени находились нехристианские религии: мусульманство, иудейство, буддизм; на последней ступени располагались раскольники и сектанты русской православной церкви. Сектантство других религий законодательством практически игнорировалось. Устав духовных дел иностранных исповеданий запрещал только изуверские секты и мюридизм. Переход из одной религии в другую, кроме православия, был, в принципе, запрещен. Нехристиане могли переходить в неправославное христианство только в редких случаях, определенных в законе. Например, евреи могли принимать иностранные христианские исповедания только будучи смертельно больными, находясь на военной службе или с особого каждый раз разрешения министра внутренних дел. Переход раскольников или сектантов в любую христианскую религию, кроме православия, запрещался. Отвлечением от веры (или совращением) признавалось практически любое воздействие виновного на лицо христианского вероисповедания, в результате которого оно перешло в другую веру и отступило тем самым от веры истинной. Объект посягательства при совращении — привилегии православия и христианства в целом в привлечении и удержании верующих в лоне своей церкви. Отпадение от христианства должно было заключаться в прекращении посещения соответствующих церквей или молитвенных домов, отказе от исповеди и выполнения обрядов и сопровождаться заявлением о перемене веры и совершением над ренегатом с его согласия обряда, символизирующего присоединение к другой религии (например, обрезания). Отпадение от христианства является преступлением длящимся, поэтому виновный мог быть привлечен к ответственности через десятки лет после перемены вероисповедания. Совращение должно было заключаться в активных действиях. Бездействие, в том числе со стороны священников, результатом которого стало ренегатство, не подпадает под действие ст. 190. По своему составу совращение является материальным, т. е. требует наступления вреда, отступления совращаемого от веры. Если же эта цель не была достигнута, то деятельность совратителя могла квалифицироваться по другим статьям Уложения. Ответственность за покушение, в соответствии со ст. 97, в данном случае не устанавливается. Субъектом отпадения могло быть любое вменяемое лицо. Согласно решению уголовного кассационного департамента Сената, «дети, не достигшие возраста, в коем они могли бы пони-Мать различия между догматами веры, не могут быть совращаемы в полном смысле слова». Таким возрастом признавалось, как правило, четырнадцатилетие. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных УКДС, 1872, №1673,1893, №46. Лохвицкий А. Указ. соч., с. 307. 332 Переход из католичества в лютеранство и наоборот разре- Законодательство шалея только с санкции министра внутренних дел. Переход из первой половины одной нехристианской религии в другую запрещался. Совраще-XIX века ние руССКИХ подданных из одного «лжеучения» в другое при- равнивалось к колдовству и другим аналогичным обманам и наказывалось по ст. 1162 как преступление против общественного спокойствия тюремным заключением сроком от двух до шести месяцев. Религиозная пропаганда и миссионерство, в соответствии со ст. 73 Устава о предупреждении и пресечении преступлений, разрешались только православной церкви. Лишь специальными императорскими указами в порядке исключения разрешалось миссионерство иных христианских религий, и то только в Сибири. Еще русские буржуазные юристы заметили, что в Уложении «не постановлено никакого наказания за насильственное обращение иноверца в православное или иное христианское исповедание»65. Более того, до 1862 года разрешалось обращение в православие детей без согласия их родителей. В то же время наказание за насильственное обращение христиан в другую веру устанавливается такое же, как за умышленное убийство. Наказание отступившим от веры было лишь относительно менее жестоким, чем то, которое устанавливалось совратителю, поскольку вследствие своей неопределенности оно могло оказаться пожизненным. Для увещевания и вразумения духовное начальство могло отправить виновного в монастырь. А монастырские застенки были в России одними из самых страшных тюрем. Отступившему возвращали личные и имущественные права лишь после его искреннего раскаяния и возвращения к истинной вере. Определение искренности целиком предоставлялось духовенству.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |