КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Статьи 199—204
Привилегии правительствующей церкви в дореволюционной России были велики даже по сравнению с другими христианскими религиями. Это наглядно подтверждает сравнение ст. 199 со ст. ст. 200—204, в которых идет речь о добровольной перемене веры. Если в случае добровольного перехода в православие подвергался суровому наказанию любой препятствующий такому присоединению, то при добровольном переходе православного в другую веру наказывались, напротив, те, кто должен был, Уложение о наказаниях уголовных и исправительных См.: Оршанский И. Г. Русское законодательство об евреях. СПб., 1877, с. 20. См. там же, с. 60—61. 68 См.: Градовский А. Д. Начала русского государственного права. СПб., 1881, с. 378. Законодательство первой половины XIX века Лохвицкий А. Указ. соч., с. 308. но не старался всячески препятствовать такой измене, — близкие родственники ренегата и священнослужители тех христианских церквей, которые приняли его в свое лоно. Причем священнослужители иностранных христианских исповеданий несли ответственность за деяния, предусмотренные ст. ст. 201—202, и по статьям о должностных преступлениях. В 1865 году в соответствии с мнением Государственного совета была исключена из Уложения ст. 203. Сохранение ст. ст. 201—202 в Уложении редакции 1866 года вызвало «одну из статей папского протеста 1866 года»69. Исповедь (покаяние) —одно из семи христианских таинств. Оно совершается в католических и православных церквах и состоит в том, что верующий исповедуется в своих грехах священнику, после чего тот отпускает (прощает) ему их от имени бога. Причащение (евхаристия) — христианское таинство, при совершении которого верующие под видом вина и хлеба вкушают якобы «тело и кровь Христа». Елеосвящение (соборование) — христианское таинство, совершаемое у постели тяжелобольного, — благословение умирающего. Крещение — христианское таинство, выражающее принятие человека в лоно церкви, совершается посредством погружения в воду, окропления водой и т. д. Миропомазание — христианское таинство, состоящее из молитвы о ниспослании на человека духа святого и крестообразного смазывания различных частей тела особым веществом (миро). Духовные требы — богослужения, производимые по требованию верующих (например, крестины, панихида). Катихизис (катехизис) — церковное учебное пособие, сокращенно излагающее в форме вопросов и ответов догматы, начала морали протестантской, католической или православной веры (первый катехизис был написан М. Лютером в 1528 году). Данная статья запрещает преподавание только для малолетних и только катехизиса, а не для всех и не вообще католического или протестантского вероучения. Уложением не предусматривается ответственность мусульманского или иного нехристианского духовенства за пропаганду своего лжеучения малолетним, как, впрочем, и взрослым, она наступала только в случае совращения христиан. Статья 205 Статья исключена из Уложения в редакции 1866 года в связи с изданием Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, в который была введена ст. 38, установившая ответственность за ссоры, драки и иные нарушения общественной тишины независимо от мотивов проступка. Достаточно неопределенный термин общенар-. чое собрание не получил разъяснения и в судебной практи.-t Статья 206 Объект этого преступления — охраняемое законом единство и строгий централизм русской православной церкви. Уложение наказывает любые попытки подрыва единства православной церкви и поэтому не придает значения определению и разграничению их форм — раскола, ересей и сектантства. Раскол в русской православной церкви произошел в 50-х годах XVII века, когда патриарх Никон провел реформу церковной службы. Против нее, за сохранение старых обрядов выступила часть фанатически настроенного духовенства во главе с протопопом Аввакумом, опиравшаяся на значительную часть широких слоев верующих, в основном крестьянского и городского сословий. Последователи Аввакума стали именовать себя старообрядцами или староверами, в государственных учреждениях и в официальной церкви они назывались раскольниками. «Вопрос об оценке религиозной сущности старообрядчества не решен окончательно и в настоящее время. Как известно, В. Д. Бонч-Бруевич полагал, что старообрядчество следует решительно отмежевать от сектантства и что с религиозной точки зрения старообрядцы согласны с православием по всем основным вопросам вероучения, догматики, по взглядам на священное предание и священное писание, расходясь с ним только в некоторых обрядовых подробностях и тонкостях. Н.М.Никольский считал возможным некоторые старообрядческие течения относить к сектантству. Некоторые современные исследователи склонны все старообрядчество включать в сектантство». А. И. Клибанов полагает, что во многом это движение носило характер патриархальных ересей71. Раскол делится на два течения — поповщину (Белокриницкую иерархию) и беспоповщину. Беспоповцы отрицали любую церковную иерархию. Из христианских таинств они признавали только крещение и исповедь. Отдельные течения (толки) беспоповцев вплотную смыкались с сектантством. В них проповедовались идеи самоуничтожения, отрицались все христианские таинства. Взаимоотношения господствующей церкви и государства с раскольниками имели тенденцию к улучшению. От преследований и гонений раскола в конце XVII — начале XVIII века правительство и православная иерархия в конце XVI11 — начале XIX века перешли к официальному признанию старообрядче- ской веры. Но были и периоды усиления конфронтации. Один из них начался с приходом к власти Николая I. Несмотря на то что в Своде законов было провозглашено, что «раскольники не преследуются за их мнение о вере»72, на практике они подвергались откровенной дискриминации: они не пользовались свободой публичного богослужения и других коллективных религиозных обрядов, были ограничены в свободе передвижения и торговли, им запрещалось занимать выборные общественные Должности. В некоторых губерниях раскольникам запрещалось владеть землей, служить в государственных учреждениях. В 1841 году беспоповцам даже запретили воспитывать собствен- У \ожеш№ о наказаниях уго\овных и исправительных 70 Миловидов В. Ф Современное старообрядчество. М.( 1979, с. 19. См.: Клибанов А.И Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М, 1973, с. 49. Устав о предупреждении и пресечении преступлений, ст 46. Свод законов, т. XIV. Законодательство первой половины XIX века 73 См.: Мельников П. И. Раскольники и сектанты в России. — Исторический вестник, 1885, кн. VII, с. 60. См.: Грекулов Е. Ф. Православная инквизиция в России М., 1964, с. 129. 75 См.: Бонч-Бруевич В. Д. О религии, религиозном сектантстве и церкви. М., 1959, т. 1., с. 175. 76 УКДС, 1869, № 877. УКДС, 1872, № 1673, 1879, №29. Лохвицкий А. Указ. соч., с. 312. ных детей — они должны были креститься и воспитываться православной церковью. По подсчетам П. И. Мельникова, в середине XIX века в России было около 12 млн. раскольников73. По переписи 1897 года население России составляло 126 млн. человек. Из них православных насчитывалось 87 млн., раскольников — 2 млн.. А по подсчетам В. Д. Бонч-Бруевича, в начале XX века в России было более 20 млн. раскольников и 6— 7 млн. сектантов75. Правовое положение раскольников и сектантов регулировалось не столько Сводом законов, сколько специальными, долгие годы не публиковавшимися постановлениями. Не известное широкому кругу «Собрание постановлений по части раскола», впервые опубликованное в 1875 году, насчитывало более 750 актов, не вошедших ни в Свод, ни в Полное собрание законов. Данная статья и последующие применялись только к распространителям ересей и раскола среди православных. Совращение неправославных в раскол не наказывалось. Ответственность неправославных наступала только за оскопление или участие в иных изуверских сектах76. Таким образом, распространение раскола среди иноверцев не преследовалось. Характерно, что ссылка на Кавказ применялась в Уложении только за религиозные преступления и за бродяжничество (до 1867 года). Это объясняется тем, что ссылка вожаков и пропагандистов раскола в Сибирь привела к его распространению среди местного православного населения, а на Кавказе поселенные среди иноверцев старообрядцы не стремились распространять свое учение. Наказание по данной статье — бессрочное, т. е. до возвращения в православие или пожизненно. По ч. II статьи, раскольники и сектанты за оскорбление православной церкви также подлежат пожизненной ссылке, в то время как лица иностранных исповеданий фактически за те же действия подвергаются, по ст. 229, лишь тюремному заключению сроком до одного года. Выражение распространение раскола вызывало в теории и практике уголовного права различное толкование. По сути и общему смыслу раздела 11 Уложения, распространение должно рассматриваться как совращение в раскол или секту. Но такому естественному и логичному объяснению противоречит содержание ст. 207, где говорится, что сектанты несут ответственность за распространение своей ереси и совращение в оную других. Поэтому Сенат в решении по делу Селютиной и делу Гончарова пришел к выводу, что применительно к ст. ст. 206—207 только распространение предполагает обращение потерпевшего в ересь, а под совращением следует понимать только попытку такого обращения, которая наказуема лишь в отношении особо вредных сект по ст. 20777. Другое толкование понятия распространение дает А. Лохвицкий. Он полагает, что под распространением следует понимать «несколько совращений одновременных или разновременных»78. При этом он ссылается на текст ст. 212, где говорится об ответственности раскольников, не изобличенных в совращении православных. А. Лохвицкий считает, что, поскольку православные упоминаются во множественном числе, это должно означать совращение двух и более лиц. Кассационная практика не пошла по такому пути. Сенат, признавая, что для понятия распространения раскола необходим факт обращения кого-либо из православия в ересь или раскол и именно под воздействием со стороны виновного, считал достаточным один случай совращения. Заметим, что для характеристики практически одного и того же деяния законодатель использует в Уложении три различных термина: отвлечение в ст. 190, совращение в ст. 195 и, наконец, распространение. Это можно объяснить желанием законодателя подчеркнуть различную степень опасности одного деяния в зависимости от вероисповедания субъекта преступления. Статья 207 Ответственность за распространение особо вредных ересей была установлена в 1830 году и закреплена в Своде законов. В декабре 1842 года Святейший синод разделил все отпавшие от русской православной церкви ереси на три группы: 1) вреднейшие (особо вредные): иудействующие, хлысты, духоборцы, иконоборцы, молокане, скопцы, а также те беспоповцы, которые отвергали молитвы за царя и таинство брака; 2) вредные: остальные беспоповцы; 3) менее вредные: поповцы-раскольни-ки79. Другие секты могли быть отнесены к той или иной группе по указанию министра внутренних дел. До судебной реформы их полный перечень составлял служебную тайну. В связи с установлением уголовной ответственности за распространение раскола Уложение ужесточило ответственность представителей особо вредных сект. За религиозную пропаганду они несли ответственность не по ст. 197, как остальные еретики и иноверцы, а по ч. II данной статьи. Иудействующие (субботники) — секта, возникшая во второй половине XVIII века. Название обусловлено сходством учения этой секты с иудейской религией: признание только Ветхого завета, ожидание мессии, празднование субботы и т. д. Хлысты — секта, возникшая в конце XVII — начале XVIII века. Ее основатель — костромской крестьянин. В основе вероучения хлыстов лежит идея о возможности прямого общения со «святым духом» во время молений, проходивших в форме культовых плясок. Такие моления нередко сопровождались самоистязанием. Хлысты отрицали таинство брака, проповедовали крайний аскетизм, вольно трактовали Библию. Духоборцы (духоборы)—секта, возникшая в XVIII веке, не признававшая святые таинства и святость Библии. Духоборы провозглашали идеи всеобщего равенства, отказывались от воинской службы и некоторых других государственных повинностей. Молокане — секта, возникшая в конце XVIII века, не признававшая большинство святых таинств, аллегорически толковавшая Библию. Общины молокан, так же как и духоборов, представляли собой «организации религиозно окрашенного мелкобуржуазного утопического социализма»80. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 79 См.: Мельников П. И. Указ. соч., с. 42. Клибанов А. И. Указ. соч., с. 67. первой половины XIX века Максимов С. Сибирь и каторга. СПб., 1891, т. II, с. 194. 338 Иконоборцы (иконоборчество) — движение в христианстве, Законодательство возникшее еще в Византии, было распространено в средневековой Европе и в России, отвергало почитание икон и других священных предметов, приравнивая его к идолопоклонству.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |