Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика как общественная наука




Лекция 1.

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Педагогика» является одним из основных в общепрофессиональной и специальной подготовке специалистов квалификации «Руководитель творческого коллектива, преподаватель».

Цель учебного пособия – дать студентам систематизированный теоретический материал, вопросы для самоконтроля в целях систематизации и закрепления полученных знаний по определенным темам

Основой лекционного материала, представленного в пособии, стали работы ведущих педагогов-исследователей И.П. Подласого, В.А. Сластенина, Л.П. Крившенко, В.В. Анисимова и др.

Структура пособия включает двадцать две лекции, вопросы для самоконтроля, задания для самостоятельной работы, перечень тем докладов и сообщений. В приложении даны диагностические тесты.

Содержание лекций способствует формированию знаний основных понятий в области общей педагогики, раскрывает специфические черты процессов обучения и воспитания, акцентирует внимание на системе нравственных и профессиональных требований, норм поведения, умений организовать и управлять деятельностью детского коллектива, коммуникативных навыков, реализуемых в процессе трудовой деятельности преподавателя.

Предлагаемые вопросы для самоконтроля и практические задания способствуют систематизации и рефлексии полученных знаний и умений. Они могут быть использованы как на уроке, так и быть предложенными педагогом в качестве домашнего задания. Данная деятельность направлена на формирование навыков самостоятельной работы. В помощь студентам при выполнении практических заданий предлагаются диагностические тесты и анкеты, которые представлены в разделе приложений.

Без основных педагогических знаний и умений, усвоению которых способствует данное пособие, невозможно формирование профессионального мышления выпускника в области педагогической деятельности.

Учебное пособие предназначается для студентов и преподавателей, ведущих педагогическую практику по творческим специализациям.

 

  1. Характеристика педагогики как науки.
  2. Система педагогических наук.
  3. Связь педагогики с другими науками.

 

I. Характеристика педагогики как науки

Педагогическая отрасль знаний признается самой древней и неотделимой от развития общества. Развитие общества, его культуры, социального опыта стало возможным лишь потому, что в любые времена старшее поколение находило способы передачи накопленного жизненного опыта ному поколению. Передача опыта от старшего поколения и активное его усвоение молодым поколением составляет суть воспитания как основы совершенствования общества.

Со времен античной Греции берет начало термин «педагогика» - «пайдагогас» («пайд» - дитя, «аго» - веду), что означает детоводство, детоводитель. В древней Греции педагогом называли раба, который брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Впоследствии слово «педагогика» стало употребляться в общем смысле – им называли людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. Колыбелью европейской системы воспитания стала древнегреческая философия. Видный ее представитель - Демокрит, чьи афоризмы пережили века и полны глубокого смысла. К теоретикам педагогики можно отнести Сократа, Платона, Аристотеля. Их идеи выступают в качестве аксиом педагогической науки, поскольку в течение веков доказали свою состоятельность.

Существует ряд факторов, которые характеризуют педагогику как науку:

  1. Педагогика имеет свой предмет исследования – воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях.
  2. Объектом познания в педагогике является ребенок.
  3. Наука возникла из практической потребности общества в изучении, обобщении и передаче ранее накопленных исторических ценностей.
  4. Педагогическая наука изучает законы образования и воспитания. Она обобщает различные факты, устанавливает причины и связи между явлениями, прогнозирует события, отвечает на вопросы, почему и какие изменения происходят в развитии человека под влиянием обучения и воспитания.
  5. Для изучения своего предмета исследования педагогика использует методы научного исследования (анкетирование, наблюдение, тесты, интервью, метод изучения школьной документации, беседу, эксперимент и др.).
  6. Педагогика имеет свои основные категории – воспитание, обучение, образование.

Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком смысле слова. Когда мы говорим о воспитании в узком смысле слова, то отождествляем его с воспитательной работой в образовательных учреждениях. В этом смысле воспитание – это целенаправленный процесс организации жизнедеятельности воспитуемых с целью формирования у них заданных качеств, осуществляемый в учебно-образовательных учреждениях. А в широком смысле слова воспитание предполагает социальный процесс, где становление и развитие личности происходит под воздействием всей совокупности объективных и субъективных факторов. Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом, и будет существовать, пока существует общество. Направленность и характер воспитания соответствуют уровню развития производительных сил общества и характеру производственных отношений. С изменением общественных отношений, социальных условий жизни коренным образом изменяются цели, задачи, формы и организация воспитания, т.е. изменяется тип воспитания. С появлением в обществе классов воспитание приобретает классовый характер. Оно начинает служить господствующему классу, который определяет его направление и содержание. Когда хорошее воспитание становится дорогим и недоступным для всех людей в обществе, оно превращается в орудие дискриминации людей, средство возвеличивания одних над другими. Жизнь убедительно доказала, что самовоспитание – непременное условие совершенствования человека. Воспитательные воздействия без внутренних потребностей и мотивов к самовоспитанию не имеют достаточного успеха. Самовоспитание – целенаправленная активная деятельность человека по формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств.

Обучение – это двусторонний процесс, т.е. совместная деятельность учителя и учащегося, когда первый передает свои знания и руководит процессом обучения, а второй (ученик) учится, т.е. усваивает знания и вырабатывает на их основе умения и навыки. Обучение всегда имеет воспитывающий характер, также как и в воспитании содержатся элементы обучения.

Образование – результат обучения, это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел учащийся. В буквальном смысле слова означает некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью, формированием образа, своего «Я».

Педагогика – наука, развивающаяся под воздействием потребностей педагогической практики, формулирующая свою теорию и методологию и применяющая свои собственные методы. Под педагогической практикой понимается непосредственная деятельность учителей и воспитателей, предъявляющая свои требования как к субъектам и объектам педагогики, собственно качеству учебно-воспитательного процесса, так и к самой теории и методологии науки. Она диктует основные направления и формы развития педагогики. На основе анализа педагогической практики вырабатывается педагогическая теория: выдвигаются научные теории, проверяются полученные научные факты, формулируются положения.

Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая наука: описание, объяснение и предсказание явлений действительности, которую она изучает.

Различают следующие функции:

­ Общетеоретическая функция состоит в теоретическом анализе закономерностей педагогического процесса. Наука описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему они протекают, делает выводы.

­ Прогностическая функция состоит в предвидении развития педагогической реальности, на основе анализа тенденций развития общества (какой будет школа будущего, какой будет контингент учащихся и т.п.).

­ Практическая функция состоит в том, что на основе теоретических знаний совершенствуется педагогическая практика, разрабатываются новые методы, средства, формы, системы обучения, воспитания, управления образовательными структурами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 5547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.