Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Учение Я.А.Коменского как основа современной системы обучения




I. Возникновение и развитие педагогики

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ

Лекция 2.

 

 

I. Возникновение и развитие педагогики.

II. Учение Я.А.Коменского как основа современной системы обучения.

 

Практика воспитания появилась с первыми людьми. Воспитывались дети, правда, без всякой педагогики, люди даже не знали о ее существовании. Как наука педагогика сформировалась значительно позже, когда некоторые науки уже существовали.

Почему же она появилась? Известно, что главная причина возникновения любой науки – потребность жизни. Наступило время, когда образование стало играть весьма заметную роль в жизни человека. Опыт общественного развития показал, что прогресс в развитии зависит от того, как поставлено воспитание подрастающего поколения. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания и образования, создании специальных учреждений, которые бы этим занимались.

Первые обобщения были сделаны уже в наиболее развитых государствах Древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции.

Колыбелью европейской системы воспитания стала древнегреческая философия. Видный ее представитель Демокрит, чьи афоризмы пережили века и полны глубокого смысла. К теоретикам педагогики можно отнести Сократа, Платона, Аристотеля. Их идеи выступают в качестве аксиом педагогической науки, поскольку в течение веков доказали свою состоятельность.

Наряду с философскими идеями зарождалась народная педагогика, создавая оригинальные системы трудового и нравственного воспитания. Например, в Древней Греции совершеннолетним считался только тот, кто посадил и вырастил маслиновое дерево.

В средние века церковь направляла все воспитание в религиозное русло. Почти двенадцать веков педагогическая теория практически не развивалась, в лучшем случае оттачивалось мастерство педагогов, внедряющих в практику старые идеи, новые, даже если и появлялись, церковь зорко следила, чтобы они не распространялись, т.к. образованный и воспитанный народ ей был не выгоден.

Эпоха Возрождения позволила педагогике вздохнуть свободнее и дала целый ряд ярких мыслителей и педагогов – гуманистов: Эразм Роттердамский, Франсуа Рабле, Мишель Монтень.

 

Но педагогика все также снимала скромный угол в храме философии. И только в 17 веке она выделилась в самостоятельную науку. Это преобразование связано с именем Я.А. Коменского. Его труд «Великая дидактика» – одна из первых научных книг в педагогике. Многие из его идей актуальны и в настоящее время. Они стали основой современной системы обучения. Я.А.Коменский сосредоточил свои усилия не теории обучения.

Джон Локк сосредоточил свои усилия на теории воспитания. В своем труде «Мысли о воспитании» он излагает свои взгляды на воспитание джентельмена, обращая внимание на его основные качества – образованность, деловитость, изящество манер и твердость нравственных убеждений.

Особо нужно выделить просветителей 18 века Жана Жака Руссо, Иогана Фридриха Песталоцци, Иогана Фридриха Герберта.

Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский (1824 –1871г.г.). Во всем мире были признаны идеи Л.Н. Толстого. Он выступал с резкой критикой сословной школы и призывал к коренному преобразованию дела народного воспитания.

Наступил 20 век. Интенсивно включается в разработку педагогических проблем США. Постепенно туда смещается центр педагогической мысли. Неотягощенные историческими догмами и предрассудками, они активно приступили к изучению педагогических процессов и достигли ощутимых результатов. Были сформулированы общие принципы и закономерности воспитания, внедрены эффективные технологии образования. Важнейшие представители – Джон Дьюи и Эдвард Торндайк.

Русская педагогика пошла по пути разработки идей воспитания человека в новом обществе. Активное участие в новых исканиях принял С.Т. Шацкий. Появились первые учебники по педагогике, многотомные издания Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Многие их наблюдения и советы сохраняют свое значение при осмыслении современных путей развития педагогической мысли.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Когда возникла наука о воспитании?
  2. Выделите основные периоды развития педагогической мысли.
  3. Что сделал для педагогики Я.А. Коменский?
  4. Кого из педагогов нашей страны вы знаете? Чем они прославились?



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.