Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Церковно-приходское образование




I. Истоки просвещения в Зауралье.

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Лекция 3.

I. Истоки просвещения в Зауралье.

II. Церковно-приходское образование.

III. Общеобразовательная школа Зауралья периода 1917-1940 г.г.

Истоки просвещения в Зауралье связаны с именами русских царей Федора Алексеевича и Петра 1. Моральную и материальную поддержку оказали инспектора народных училищ Тобольской губернии И.П. Менделеев и П.П. Ершов. Благотворительный вклад в народное образование Зауралья сделали ссыльные декабристы. Царское правительство не проявляло особой заботы о широком просвещении народных масс. Учебные заведения на Урале начали открываться лишь благодаря реформаторской деятельности Петра 1, желавшего ликвидировать экономическую, военную и культурную отсталость страны. В 1714 г. был издан Высочайший Указ о создании при монастырях «Цифирных школ», т.е. математических, где преподавались наряду с духовными светские науки. Дети жили поблизости, учились при монастыре и первыми учителями были монахи. Такая школа открылась в нашем крае в 1719г. при Далматовском монастыре. Это была единственная школа в течение многих лет. Выбор этого места был неслучаен, т.к. Далматовский монастырь находился в выгодном географическом положении, в близи Урала – будущей производственной базы России, где требовались грамотные люди. В Далматовском училище учился К.Д. Носилов, известный исследователь Арктики. Годы учебы в училище он вспоминал с большой горечью: «Это было у нас не учение, а какая-то бессмысленная долбня и истязания. Нас били и наказывали, драли за каждую шалость, и не проходило ни одного урока без подобных жертв, которые робко сами шли на кухню к отставному солдату для сечения… и ни слова ропота, как будто это обычное дело, и только когда приезжали родители, что-то поднималось вдруг такое на душе, что давило её, пока не хлынут слезы».

 

В соответствии с "Уставом учебных заведений, подведомственных университетам" 1804г. в России учреждались приходские и уездные училища. Приходские преследовали две цели: во-первых, подготовку юношества для уездных училищ; во-вторых, воспитание определённых физических и нравственных качеств. Цель уездных училищ - подготовить юношество для продолжения учёбы в гимназиях, а также обучить тех детей, которые ограничатся только училищем. В развитии просвещения в Зауралье большую роль сыграли церковно-приходские народные училища. Со школ-малюток в Шадринске и в с. Птичьем в 1836г. фактически началось создание сети зауральских школ. Первые школы часто возникали стихийно по инициативе грамотных лиц. Так, в 1844г. в Кургане начальную школу для девочек открыла М.М. Бучковская - жена Курганского городничего. Двенадцать лет школа существовала на пожертвования, а занятия учителя уездного училища вели безвозмездно. Наиболее бедными с низким уровнем занятий были церковно-приходские школы. Поскольку основное население Курганского уезда проживало в сельской местности, то развитие образования не могло ограничиться только рамками города. В Западной Сибири первые правительственные распоряжения об устройстве сельских школ относятся к 1824 году и главной целью этих новых школ являлась подготовка волостных писарей из крестьян. Но количество новых сельских школ и училищ было ничтожно из-за отсутствия средств.

В 50-60-е годы в Курганском уезде почти одновременно были открыты одноклассные приходские училища: Утятское, Чернавское, Кравинское, Падеринское и другие. В таких училищах было 3 группы (отделения), составлявшие первый класс. Отсюда и их название "одноклассные", хотя дети в них учились 3 года. Кроме одноклассных в последней четверти 19 и первом десятилетии 20вв. стали открываться двуклассные сельские училища: 1, 2, 3 годы 1-й класс, 4-5 годы 2-й класс. Следует заметить, что условия для развития народного образования в различных уездах Южного Зауралья не были одинаковыми. Так как Шадринский уезд входил в состав Пермской губернии, в нем складывалась более благоприятная обстановка для развития народного образования.

Особенно плохо обстояло дело с обучением крестьянских детей. Далеко не все дети школьного возраста имели возможность посещать даже церковно-приходские школы и школы грамоты. Так по официальным данным, в 1895 - 1896 учебном году в Курганском уезде было 108 начальных школ различного наименования, из них 23 церковно-приходские школы, 27 школ грамоты, 3 училища министерства народного просвещения, 55 сельских училищ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1027; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.