Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сфера возникновения и развития финансовых правоотношений 2 страница




а) проверка налогоплательщиков и получателей бюджетных кредитов;

б) наложение финансовых санкций.

Операция по формированию и использованию денежных фондов унитарного предприятия включает:

а) принятие уполномоченным государственным органом решения о порядке распределения прибыли казенного предприятия;

б) принятие уполномоченным государственным органом решения о передаче части прибыли государственного предприятия (на праве хозяйственного ведения) в бюджет;

в) принятие муниципальным образованием решения о передаче части прибыли муниципального предприятия (на праве хозяйственного ведения) в бюджет.

Наконец, операция по организации денежной системы страны складывается из:

а) установления денежной системы;

б) денежной эмиссии;

в) оперативного регулирования денежной системы.

Конечно, все отмеченные действия могут быть подразделены на более мелкие. Однако они осуществляются субъектами финансовой деятельности в рамках отношений, которые могут быть подразделены на два вида. Во-первых, это отношения между органами, осуществляющей финансовую деятельность, например, между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации по поводу составления проектов бюджетов; отношения между банками и финансовыми органами различных уровней по поводу расходных расписаний. Во-вторых, это отношение между органами, осуществляющими финансовую деятельность, с одной стороны, а с другой — юридическими, неюридическими и физическими лицами, например между налоговыми органами и организациями по поводу проверок, наложения финансовых санкций.

Кроме того, отношения (действия, операции), составляющие содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований, неоднородны по своему содержанию. Часть из них опосредует движение денежных средств, имеет распределительный характер и другие признаки, характерные для финансов. К их числу относятся отношения по уплате налогов и неналоговых платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды, по бюджетному финансированию и т.д. Все остальные отношения (действия, операции) не являются с экономической точки зрения финансовыми, ибо в рамках этих отношений не осуществляется движение денежных средств, что служит главным признаком финансов. Однако анализ содержания финансовой деятельности показывает, что те действия и операции, которые не проявляются как финансовые, направлены на то, чтобы "создать" финансовые отношения, упорядочить их, обеспечитьихразвитие для достижения целей финансовой деятельности-государства и муниципальных образований. Действительно, например, без установления налогов, сборов, утверждения бюджетов, финансового контроля и т.д., что осуществляется в рамках нефинансовых отношений, составляющих содержание финансовой деятельности государства, невозможны действия и операции, выступающие в качестве финансовых отношений. В итоге без реализации нефинансовых отношений (действий, операций), составляющих содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований, невозможно достижение ее конечной цели — покрытие публичных затрат на реализацию социально-заказанных программ.

Через содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований осуществляется взаимосвязь субъекта и объекта этой деятельности. Государство и муниципальные образования как субъекты финансовой деятельности через действия, операции, реализуемые в рамках нефинансовых отношений, влияют на объект, в качестве которого выступают определенного рода экономические отношения. Государство и муниципальные образования в пределах, установленных законодательством, из всей массы экономических отношений "вытаскивают" в сферу финансово-правового регулирования те доходы, накопления различных субъектов, которые могут служить достижению публичных целей. Государство и муниципальные образования устанавливают правовой режим этих доходов, упорядочивают их "движение" в русле, обеспечивающем достижение целей финансовой деятельности, т.е. трансформируют в финансовые отношения, являющиеся составной частью содержания финансовой деятельности. Свидетельством этого является, например, часть вторая Налогового кодекса РФ, в которой определяется правовой режим дохода, полученного физическим лицом (налог на доходы физических лиц), а также дохода, начисленного работодателем за налоговый период в пользу работников (единый социальный налог). Таким образом, налицо управляющее влияние субъекта финансовой деятельности — государства на объект и, соответственно, определенного рода подчинение объекта субъекту этой деятельности. Отсюда между субъектом и объектом существуют отношения управления, а сама финансовая деятельность государства и муниципальных образований является управленческой. Однако надо иметь в виду, что она является управленческой не в узком, а в широком понимании, т.е. входит в компетенцию органов не только исполнительной, но представительной и даже судебной власти.

В связи с отмеченным в значительной мере проясняется вопрос о соотношении понятий "финансовая деятельность государства" и "государственное управление финансами", поставленный в свое время А.И. Худяковым. С точки зрения праксиологической теории финансовая деятельность государства представляет собой целое, необходимыми элементами которого служат субъект и объект, находящиеся в определенной взаимосвязи. Понятие "государственное управление финансами" отражает характер связи субъекта и объекта финансовой деятельности, в связи с чем управление финансами "вживлено" в структуру финансовой деятельности государства, является ее неотъемлемой характеристикой. В реальной жизни финансовая деятельность государства вне фактического управления финансами (т.е. упорядочивающего воздействия государства на движение денежных средств в его фонды и из его фондов) теряет всякий смысл, прекращает свое существование как вид государственной деятельности. Поэтому все, что касается финансовой деятельности государства, целесообразно изучать (исследовать) в рамках одной (единой) юридической науки — финансового права. Однако это не отрицает того факта, что управление финансами может являться предметом изучения административного и государственного права.

В ходе воздействия государства и муниципальных образований как субъектов финансовой деятельности на ее объект образуются финансовые отношения. Собственно, финансовые отношения представляют собой тот процесс, который постоянно протекает в рамках системы "государство, муниципальные образования — объекты" и составляет одну из характерных черт содержания финансовой деятельности. Несмотря на то, что категория "финансы" принадлежит финансовой науке, вопрос о финансах является ключевым и для финансово-правовой науки. От определенности в этом вопросе всегда зависела позиция исследователя относительно финансовой деятельности государства и муниципальных образований, а отсюда — и определенность относительно предмета финансового права.

Категория "финансы" очень активно исследовалась советскими учеными-экономистами в 50—80-х гг. В большинстве учебников финансы определяются как денежные отношения, в результате которых обеспечиваются образование, распределение и использование денежных доходов и фондов у государства и субъектов хозяйствования. Однако более пристальное внимание к проблеме финансов позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день среди ученых-экономистов по этому вопросу нет единого мнения. Одни из них, условно говоря, за широкую трактовку понятия "финансы", а другие — за более узкую. Ученые, придерживающиеся широкой трактовки, считают, что финансы — это категория воспроизводства в целом, а потому финансовые отношения возникают как на стадии распределения и перераспределения стоимости общественного продукта, так и на стадии обмена. Соответственно, в число финансов включаются отношения с бюджетом, внебюджетными фондами денежных средств, отношения между предприятиями и банками при оплате процентов за кредиты и др., а также отношения, возникающие при купле-продаже товаров и оплате труда работников предприятия. Другая группа ученых, придерживающаяся узкой трактовки финансов, считает, что хотя они и являются категорией воспроизводства, но возникают лишь на стадии распределения стоимости общественного продукта. Соответственно, эта группа ученых существенным признаком финансов считает их распределительный, а значит, и безэквивалентный характер. Последнее объясняется тем, что на стадии распределения "имеет место одностороннее (без встречного эквивалента) движение денежной формы стоимости", в отличие от стадии обмена, где наблюдается "двустороннее (встречное) движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая — в товарной". Согласно этой точке зрения в число финансовых не входят отношения по купле-продаже, банковскому кредитованию и другие, возникающие на стадии обмена и перераспределения стоимости общественного продукта. Кроме того, ряд ученых считают, что существенным признаком финансов является их движение в форме финансовых ресурсов, используемых через финансовые фонды. Эти ресурсы не принадлежат населению, а потому к финансовым нельзя причислить отношения по оплате труда на предприятии.

С экономической точки зрения теория финансов, рассматривающая последние как распределительные и ресурсные отношения, состоятельна хотя бы потому, что дает критерий для разграничения таких стоимостных категорий, как цена, заработная плата, кредит, подводит итоги давней дискуссии экономистов о границах финансовых отношений, позволяет создать понятие о финансах в качестве самостоятельной экономической категории. Более того, эта теория сегодня подтверждается практикой, ибо финансовая и банковская система России относительно автономны. Помимо чисто экономического аспекта эта теория состоятельна с правовой точки зрения. Так, исключение из числа финансовых отношений по купле-продаже, оплате труда, банковскому кредитованию позволяет финансово-правовой науке обосновать вывод о том, что подавляющая часть (но не вся) финансовых отношений в обществе является объектом финансово-правового регулирования. Более того, эта теория позволяет, наконец, исключить из предмета финансового права отношения по банковскому кредитованию, которые в советское время, согласно доминирующей в те годы широкой трактовке понятия "финансы", включались в предмет данной отрасли права. В противоположность этому теория финансов, не признающая их распределительный и ресурсный характер, затрудняет определение сферы общественных отношений, составляющих предмет финансово-правового регулирования, ибо нарушается относительная адекватность между финансами и финансовым правом, между финансовыми отношениями и финансовыми правоотношениями. Ведь оказывается, что значительная часть финансовых отношений (по купле-продаже, по оплате труда, кредитные) являются предметом регулирования гражданского и трудового права.

С учетом отмеченного, на наш взгляд, к финансовым отношениям, являющимся составной частью содержания финансовой деятельности государства и муниципальных образований, относятся денежные отношения, возникающие на стадии распределения общественного продукта, принимающие форму финансовых ресурсов и связанные с собиранием, распределением и использованием государственных и муниципальных фондов денежных средств.

Финансовые отношения (т.е. отношения денежные), составляющие содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований, не существуют сами по себе, так сказать, в чистом виде. Будучи обусловлены фактом существования государства, они проявляются не иначе как в формах, определенных государством. Государство, учитывая общественные потребности, которые детерминированы уровнем развития товарно-денежных отношений, масштабами государственной деятельности, социальными задачами на данном этапе и т.д., придает объективно нарождающимся финансовым отношениям адекватные формы проявления. Оно устанавливает конкретные виды платежей и порядок поступления их в государственные фонды, определяет пути использования финансовых ресурсов, их распределения и т. д. Муниципальные образования действуют в сфере финансов в пределах, установленных для них законодательством. Все это делается с помощью права. Поэтому финансовые отношения (с экономической точки зрения), составляющие содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований, не существуют как фактические общественные отношения, а всегда приобретают правовую форму, т.е. форму правоотношений.

Важным показателем финансовой деятельности выступают ее функции. Функция есть "внешнее проявление свойства какого-либо объекта в данной системе отношений". И это свойство обнаруживается из взаимодействия данного объекта с другими явлениями. Как уже отмечалось, государство и муниципальные образования в ходе финансовой деятельности находятся в непосредственном взаимодействии с различными субъектами по поводу их доходов, накоплений и т.д., т.е. с экономическими отношениями общества. В процессе такого взаимодействия государство и муниципальные образования используют различные способы влияния: устанавливают налоги, выделяют бюджетные ссуды, осуществляют финансовый контроль и т.д. Все это вместе взятое позволяет говорить о следующих свойствах финансовой деятельности государства и муниципальных образований: способности образовывать финансовые фонды, способности распределять, использовать, а также контролировать использование финансовых ресурсов. И — в связи с этим — способности государства организовывать денежную систему страны. Эти свойства финансовой деятельности обусловливают и ее функции. Итак, можно говорить о функциях:

а) образования государственных и муниципальных денежных фондов (в том числе мобилизации денежных средств в эти фонды);

б) распределения государственных финансовых ресурсов;

в) использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов;

г) государственного и муниципального контроля за использованием государственных и муниципальных финансовых ресурсов;

д) организации денежной системы страны.

Очень важными элементами финансовой деятельности государства и муниципальных образований являются средства и способы, с помощью которых эта деятельность реализуется. Средства и способы определяют качественную сторону финансовой деятельности, так как их анализ позволяет судить о характере этой деятельности, о ее "напряженности", о степени ее "жесткости", "строгости". Кроме того, средства и способы финансовой деятельности играют очень важную роль в достижении результата этой деятельности. Никакая деятельность не может достичь желаемых целей, если использует негодные средства и способы. В этом смысле цель финансовой деятельности государства и муниципальных образований определяет ее средства и способы, как бы накладывает на них "отпечаток", а последние, в свою очередь, обеспечивают достижение результата финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Н. Н. Трубников отмечает, что "предмет вообще может быть определен как средство лишь постольку, поскольку этот предмет служит цели, поскольку он определен быть средством некоторой цели",

Под средствами финансовой деятельности государства и муниципальных образований следует понимать различные действия, явления, процессы, оборудование и т.д., используемые в ходе реализации содержания этой деятельности и направленные на достижение ее целей.

Важнейшим средством финансовой деятельности государства и муниципальных образований служат правовые нормы. Собственно, основной массив действий и операций, составляющих содержание финансовой деятельности, осуществляется с помощью правовых норм. Прежде всего, это объясняется тем, что право — уникальное средство, позволяющее государству и муниципальному образованию донести свою волю до неограниченного круга субъектов. А в сфере финансовой деятельности как раз это и необходимо. Государству и муниципальному образованию нужно донести свою волю до каждого налогоплательщика, различных субъектов бюджетной деятельности и т.д. Кроме того, право является важнейшим средством финансовой деятельности еще и потому, что финансовые отношения, составляющие содержание этой деятельности, существуют не иначе как в правовой форме. На это уже обращалось внимание. Налоги, сборы, пошлины, порядок их поступления в государственные и муниципальные фонды не могут возникнуть без юридической деятельности. Поэтому правовая форма — это первое средство, сопровождающее финансовую деятельность. В связи с этим сегодня особого внимания заслуживает вопрос о том, какие нормы должны использовать государство и муниципальные образования в процессе финансовой деятельности, какова должна быть их композиция и т.д."

Кроме того, функция правовой нормы как средства финансовой деятельности заключается в том, что она выполняет роль ориентира, т.е. позволяет государству и муниципальному образованию действовать в области финансов "со знанием дела", не на ощупь, а в том конкретном порядке, который уже установлен правовой нормой.

Наряду с правовыми нормами важнейшим средством финансовой деятельности государства и муниципальных образований являются нормы бухгалтерского учета. Практически в ходе этой деятельности они используются наряду с юридическими нормами. По своей природе нормы бухгалтерского учета являются техническими, так как не регулируют поведение людей, имеющее общественный характер, а устанавливают технику денежных операций. Необходимость использования норм бухгалтерского учета в данной сфере обусловлена финансами, имеющими денежный характер, финансы требуют фиксации и контроля. Поэтому для того, чтобы государство и муниципальные образования могли следить за ходом собирания, распределения и использования денежных средств, оно должно создать систему фиксации и отражения движения этих средств. И, в частности, для того, чтобы избежать разночтений при уплате налогов, сборов, пошлин и т.д., получить запланированные доходы в государственные фонды, государство должно вооружить каждого налогоплательщика единой системой учета совершаемых хозяйственных операций, единой системой подсчета его финансовых результатов (прибыли, убытков). Нормы бухгалтерского учета, являющиеся техническими нормами, "привязываются" к правовым нормам как средствам финансовой деятельности государства и муниципальных образований. В сущности, по отношению к правовым нормам они являются вспомогательным средством. Через правовые нормы государство и муниципальные образования регулируют поведение конкретных субъектов, а в нормах бухгалтерского учета оно отслеживается. Отсюда одной из особенностей финансовой деятельности государства и муниципальных образований является то, что правовые нормы как средства ее реализации в значительной мере связаны, гарантированы нормами бухгалтерского учета. Не случайно очень часто правовые нормы и нормы бухгалтерского учета содержатся в одних и тех же правовых актах. В связи с этим нормы бухгалтерского учета по существу являются технико-юридическими. Ведь они, как и правовые нормы, санкционированы правотворческими органами и обеспечиваются государственным принуждением.

С учетом вышесказанного надо заметить, что многие правовые нормы как средства финансовой деятельности государства и муниципальные образования обращены, прежде всего, к бухгалтерским работникам предприятий, организаций. В особенности это касается норм, выраженных в правовых актах о налогах, сборах. Естественно, в этой ситуации для осуществления целей финансовой деятельности очень важна правовая грамотность бухгалтерских работников. К сожалению, большинство бухгалтерских работников сегодня в силу отсутствия у них юридического образования (а то и вообще маломальских правовых знаний) не ориентируются в своей работе на правовые нормы, а лишь на нормы бухгалтерского учета. Поэтому очень часто в своей работе они отстают от требований дня, получают ту или иную информацию с опозданием. С другой стороны, "многие ошибки, допускаемые бухгалтерами и руководителями предприятий, происходят не столько от незнания законов, правовых норм и правил бухучета, сколько от невозможности разрешить противоречия этих норм и правил. В большинстве случаев в основе конфликта между плательщиком и проверяющим органом лежит различный подход к толкованию нормы права и правил их применения". В связи с этим, на наш взгляд, программы подготовки бухгалтерских работников в высших и средних специальных учебных заведениях должны включать "Финансовое право" и "Налоговое право" в качестве обязательных дисциплин.

Помимо сказанного, для эффективности финансовой деятельности государства и муниципальных образований очень важное значение имеет проблема соответствия и согласованности норм бухгалтерского учета и правовых норм. К сожалению, нередки случаи, когда учетные нормы не соответствуют правовым требованиям, выраженным в различных правовых актах, либо, наоборот, новые правовые нормы "...не находят своего отражения в регистрах бухучета, заставляя бухгалтеров изобретать собственные системы бухгалтерских проводок, которые могут привести к нарушению действующих правил бухучета..." или непосредственно правовых норм. Например, еще три года назад практически не существовало норм бухгалтерского учета для налогообложения операций доверительного управления, возникших в связи с появлением в хозяйственной практике новой сделки — договора доверительного управления имуществом (ст.1012 ГК РФ). В результате, как подчеркивали специалисты, правовой режим НДС в отношении операций доверительного управления имел ярко выраженный несправедливый характер, а бухгалтерский учет в отношении всех других налогов решался по усмотрению самих бухгалтеров.

Такие ситуации являются свидетельством того, что в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований необходима "жесткая" согласованность, связанность в работе законодателя и Министерства финансов РФ, на которое, согласно Положению об этом Министерстве, возложено методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью на предприятиях. Минфин России должен оперативно отслеживать все новые явления в праве с тем, чтобы своевременно обеспечивать их нормами бухгалтерского учета.

Кроме юридических норм и норм бухгалтерского учета заметное место в финансовой деятельности государства и муниципальных образований отводится операционно-техническим средствам. К их числу относятся различные формы документов, которые утверждаются Министерством финансов РФ и Центральным банком РФ. Они являются едиными для всей страны, что позволяет ускорить перенос информации на машинные носители, облегчает контроль за содержанием операций и правильностью их отражения в бухгалтерском учете. К числу операционно-технических средств, используемых в процессе финансовой деятельности государства, относятся, в частности, бланки платежных документов, кассовые ордера, квитанции, денежные именные чеки финансовых органов, расходные расписания, бюджетные поручения, счета-фактуры и т.д. Для эффективности финансовой деятельности очень большое значение имеет, с одной стороны, максимальное упрощение и унификация операционно-технических документов, а с другой — их оптимальность, т.е. наличие в них таких реквизитов, которые бы позволяли получить всю необходимую информацию в ходе финансовой деятельности. В последние годы показателем оптимизации операционно-технической документации явилось установление специальных кодов налогоплательщиков и банковских идентификационных кодов, что было вызвано, в частности, введением автоматизированной системы обработки информации в налоговых органах". Помимо этого к операционно-техническим средствам финансовой деятельности государства относятся электронно-вычислительная, множительная, компьютерная и другие виды прогрессивной техники.

В число средств финансовой деятельности государства и муниципальных образований включаются коммуникативные и транспортные средства. Среди них — факсы, телексы, телефоны, электронная почта, автомобили и т.д. На сегодняшний день многие органы, осуществляющие финансовую деятельность, оснащены этими средствами недостаточно. Непонятно, по каким причинам, но с большими сложностями вводится самый дешевый вид связи — электронная почта.

Немаловажную роль в качестве средства финансовой деятельности государства и муниципальных образований играют деловые обыкновения. Деловые обыкновения — это определенные процедуры, способы работы, которые традиционно применяются на тех или иных участках финансовой деятельности государства и не имеют нормативного закрепления. Например, в 2000г. (еще до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2001г. в Государственную Думу) была создана трехсторонняя комиссия из представителей Правительства РФ, Государственной Думы и Совета Федерации, которая обсудила принципиальные вопросы проекта бюджета. Деятельность такой комиссии не предусмотрена Бюджетным кодексом РФ. Если практика создания такой комиссии будет продолжена и в последующие годы, то это можно будут рассматривать как деловое обыкновение.

Итак, средства финансовой деятельности государства и муниципальных образований весьма разнообразны. Однако они "работают" в определенной системе. Например, правовые нормы как основа финансовой деятельности государства и муниципальных образований гарантируются нормами бухгалтерского учета, которые, в свою очередь, имеют в качестве базы оперативно-технические средства. Механизм действия этих средств функционирует параллельно с коммуникативно-транспортными средствами и деловыми обыкновениями. Таким образом, можно говорить об определенной системе средств финансовой деятельности государства и муниципальных образований, в которой первый "блок" составляют нормативные и оперативно-технические средства, а второй — деловые обыкновения и коммуникативно-транспортные средства. Система средств, используемых в процессе финансовой деятельности государства, образует технику этой деятельности. Как видно, техника финансовой деятельности государства и муниципальных образований отличается многообразием и разнообразием средств. Причем на практическом уровне эти средства задействуются разными специалистами: законодателями, юристами, бухгалтерами, работниками финансовых служб и т.д., а на теоретическом — исследуются представителями различных наук — юриспруденции, бухгалтерского учета, экономистами и т.д. В связи с этим техника финансовой деятельности государства и муниципальных образований отличается высокой степенью сложности и зависит от слаженной работы специалистов многих профессий. Соответственно, изучение финансово-правовых проблем, основу которых составляет финансовая деятельность государства и муниципальных образований, требует от юристов-финансоведов не только анализа финансово-правовых норм, но и принятия во внимание финансовой техники в целом, которая состоит из сложной системы правил.

Операции и действия, составляющие содержание финансовой деятельности, осуществляются не только с помощью определенных средств, но и способов. Способ — это конкретный путь, метод достижения целей финансовой деятельности с помощью определенных средств. Конечно, средства во многом определяют способы, хотя наблюдается и обратное влияние. Все способы осуществления финансовой деятельности государства и муниципальных образований могут быть подразделены на общие и специальные. Общие способы обусловлены самой природой финансовой деятельности, ее публичным характером, направленностью на достижение общего интереса. Специальные "работают" в процессе определенных функций этой деятельности. Способы, используемые государством и муниципальными образованиями для осуществления финансовой деятельности, с течением времени изменяются. Они зависят от политики государства в тот или иной период времени, от состояния экономической ситуации в стране, от степени децентрализации государственного управления и т.д. Однако в большей мере это сказывается на специальных и в меньшей —на общих способах.

К общим способам финансовой деятельности государства и муниципальных образований могут быть отнесены: командно-волевой, рекомендательный, согласования. Основным, наиболее характерным является командно-волевой, или императивный способ. Использование этого способа обусловлено публичным характером финансовой деятельности, ее призванностью обеспечить общественный интерес. Общественный интерес есть "своего рода усреднение личных, групповых интересов". Поскольку в условиях товарно-денежных отношений реализация государством и муниципальными образованиями этого интереса связана с необходимостью финансовых ресурсов, потребность в его реализации часто вступает в конфликт с интересами каждого субъекта в отдельности, не заинтересованного в том, чтобы лично, за счет собственных средств принимать участие в денежных фондах государства, предназначенных для обеспечения общего интереса. В связи с этим в процессе финансовой деятельности приходится подчинять волю отдельного субъекта коллективной воле, выраженной в праве. Поэтому в ходе финансовой деятельности государство и муниципальные образования через правовые акты, а также иные средства (нормы бухгалтерского учета, операционно-техническую документацию и т.д.) действует по принципу "команда—исполнение". Командно-волевой способ финансовой деятельности, "преломляясь в призме" различных средств этой деятельности, приобретает характерные черты. Пожалуй, наиболее последовательно он представлен в праве, где получил название императивного метода, или метода властных предписаний.

Наряду с командно-волевым в процессе финансовой деятельности в последнее время все чаще и чаще используется способ рекомендаций. Наиболее наглядно он проявляется через правовые нормы как средство финансовой деятельности государства. К примеру, в ежегодео принимаемых законах о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год всегда имеется несколько статей, содержащих рекомендации в адрес субъектов Федерации. Расширение рекомендательных начал в качестве способа финансовой деятельности государства обусловлено проведением в жизнь политики федерализма, реализацией курса на финансовую децентрализацию, самостоятельность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.