Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сфера возникновения и развития финансовых правоотношений 3 страница




Способ согласования используется в ходе данной деятельности весьма редко. В основном для решения вопросов, в которых заинтересованы два уполномоченных государством органа. Например, в соответствии со ст.2 Закона РФ от 20 декабря 1991г. "Об инвестиционном налоговом кредите", который утратил силу с 1 января 1999г., во всех случаях предоставления предприятию налогового кредита условия кредитного соглашения (до его заключения) должны были согласовываться налоговым органом с финансовым, отвечающим за исполнение соответствующего бюджета. Способ согласования, проявляясь в правовой форме, выступает как метод финансово-правового регулирования.

Специальные способы финансовой деятельности государства и муниципальных образований различаются в зависимости от функций этой деятельности и являются весьма подвижными. На них сказываются колебания финансовой политики государства, изменения в федеративном устройстве, состояние федерального бюджета в том или ином году, инфляционные тенденции, а также последствия, вызванные стихийными бедствиями, и т.д.

Функция образования денежных фондов государства и муниципальных образований сопровождается применением таких способов финансовой деятельности, как установление обязательных и добровольных платежей. Способ обязательных платежей является основным в привлечении денежных средств в государственные и муниципальные фонды. Он проявляется через установление налогов, сборов, поступающих в централизованные государственные и муниципальные фонды. Способ привлечения денежных средств на условиях добровольности также сегодня активно используется. Он проявляется через установление различных видов государственных займов, добровольные пожертвования различных субъектов, проведение государственных лотерей, продажу акций приватизированных предприятий и т.д. Вместе с тем на основе анализа законодательства могут быть выделены еще два метода привлечения денежных средств в государственные и муниципальные фонды: метод финансовых изъятий и штрафной метод. Первый проявляется в изъятии свободного остатка прибыли казенного предприятия. Отличие его от метода обязательных платежей состоит в том, что он построен по типу "разверстки", а не "налога". Для казенных предприятий государство устанавливает финансовые нормативы деятельности (разверстывает), а все, что остается сверх этого, — изымает. На казенном предприятии "прибыль от реализации продукции (работ, услуг), произведенной в соответствии с планом-заказом и в результате разрешенной ему самостоятельной хозяйственной деятельности, направляется на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, плана развития завода, и на другие производственные цели, а также социальное развитие по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом". При этом свободный остаток прибыли, остающийся после ее направления на указанные цели, подлежит изъятию в доход федерального бюджета. Штрафной метод выражается в установлении и взимании штрафов и пеней за нарушение финансово-правовых норм". Помимо всего отмеченного практика показывает, что при осуществлении функции образования финансовых фондов государство может использовать и весьма нестандартные, очень "изощренные" способы. Например, в 1997г. обсуждался вопрос об увеличении доходов бюджета за счет роста прибыли ЦБ РФ и, соответственно, более высоких отчислений в бюджет. Среди способов такого увеличения предполагалось повышение размера дивидендов по акциям Сбербанка, принадлежащим ЦБ РФ, замораживание выплаты процентов по пакету ГКО, принадлежащих ЦБ РФ.

В процессе использования денежных средств государство и муниципальные образования применяют способы безвозвратного и возвратного финансирования.

Первый (как способ финансовой деятельности государства и муниципальных образований) означает безвозвратное и безвозмездное выделение средств из государственных и муниципальных денежных фондов, а второй — выделение денежных средств на началах возвратности, а иногда и возмездности. Метод безвозвратного финансирования традиционно используется при выделении средств из бюджетов, а в связи с образованием государственных внебюджетных фондов денежных средств он стал использоваться и при выделении финансовых ресурсов из этих фондов. Метод возвратного финансирования стал использоваться в ходе финансовой деятельности государства лишь в последние годы. Примером могут служить ст.ст.35, 43 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1995 год", ст.ст.34 и 35 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1996 год", ст.ст.33, 36 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1997 год", ст.62 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год", разрешающие Правительству РФ финансировать конкретные расходы на условиях возвратности и платности. Пожалуй, основной причиной введения метода возвратного финансирования в 1995г. явился поиск более эффективного использования бюджетных средств и оказания финансовой поддержки важнейшим секторам экономики. Кроме того, в последние годы в ходе финансовой деятельности государства все отчетливее стал использоваться метод бюджетного кредитования. Его отличительной чертой является то, что средства из бюджета выделяются юридическим лицам исключительно на условиях возмездности и возвратности (ст.76 БК РФ).

Специальные способы финансовой деятельности используются государством и в ходе распределения финансовых ресурсов. В последнее время, под влиянием перестройки бюджетных отношений на основе принципа федерализма, методы распределения финансовых ресурсов существенно изменились и продолжают изменяться.

В прошлые годы, в условиях жесткого централизма единой бюджетной системы Советского Союза, распределение финансовых ресурсов между звеньями бюджетной системы было направлено на обеспечение баланса между расходами и доходами по каждому бюджету. Соответственно этому использовались и методы бюджетного распределения, к числу которых относились: установление регулирующих доходов, которые выделялись из вышестоящего бюджета в нижестоящий в процентном отношении, определяемом каждый год; дотации. Эти методы наглядно демонстрировали несамостоятельность каждого бюджета, централизованность бюджетной системы. Так, благодаря существованию регулирующих доходов, объемом которых распоряжался вышестоящий орган власти, каждый нижестоящий бюджет, будучи зависим от него, вынужден был ежегодно просить вышестоящий орган власти о выделении большего процента отчислений от регулирующих доходов, большего объема дотаций и т.д. Сегодня методы бюджетного распределения меняются в сторону обеспечения самостоятельности каждого бюджета, оказания финансовой помощи, а не решения сверху всех проблем бюджета нижестоящего уровня. В связи с этим в Бюджетном кодексе РФ предприняты законодательные усилия, призванные обеспечить большую самостоятельность региональных и местных бюджетов через регулирующие доходы. Так, в ст.ст.52 и 58 БК РФ установлено, что. отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов должны производиться в нижестоящие звенья бюджетной системы на срок не менее трех лет. Таким образом, ежегодное перераспределение регулирующих доходов, позволяющее держать нижестоящие звенья бюджетной системы в постоянной зависимости от вышестоящего бюджета, постепенно должно быть нивелировано. Кроме того, сегодня используются следующие способы распределения финансовых ресурсов: квотирование, субвенции, дотации, субсидии и выделение трансфертов. Способ квотирования налоговых поступлений предполагает, что каждый бюджет имеет твердую долю налога, собираемого на его территории, закрепленную за ним в соответствующем законе. Таким образом, способ квотирования в значительной мере гарантирует самостоятельность каждого бюджета, обеспечивает его собственной доходной базой. Однако как метод финансовой деятельности государства квотирование пребывает в стадии становления и используется, в основном, во взаимоотношениях между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации. Свидетельством этого является, к примеру, Закон РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", установивший стабильные квоты поступлений этого налога в федеральный и региональные бюджеты. Кроме того, с 1 января 2001г. представительные органы местного самоуправления должны установить квоту налога на прибыль, зачисляемого в их бюджеты, но не более 5%. Между тем ученые справедливо отмечают, что "на сегодняшний день этот способ по механизму его функционирования больше напоминает отчисления от регулирующих доходов...". Во-первых, в условиях нестабильности налоговой системы законы о налогообложении постоянно меняются, а с ними меняются и налоговые квоты. Во-вторых, налоговое квотирование между территориальными и местными бюджетами пока не получило широкого распространения. Оно носит субъективный характер и зависит в основном от компетенции и уровня профессионализма работников финансовых департаментов.

Способ субвенций основан на безвозмездном и безвозвратном выделении сумм из бюджета вышестоящего уровня бюджету другого уровня или юридическому лицу на определенные целевые расходы. Этот способ финансовой деятельности государства не был известен административно-командной системе бюджетного устройства и начал активно использоваться с начала 90-х гг. Другое дело — способ дотаций. Он существовал еще в социалистической бюджетной системе; правда в последнее время его использование значительно сократилось.

Начиная с 1994г. в ходе финансовой деятельности государства в сфере межбюджетных отношений стал применяться способ выделения трансфертов. Трансферты выделяются из фонда финансовой поддержки субъектов Федерации, формируемого ежегодно в федеральном бюджете, а также в бюджетах субъектов Федерации. Характерной чертой этого метода является выделение бюджетных средств всякий раз на одну и ту же цель — финансирование обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления (ст.75 БК РФ).

Финансовая деятельность осуществляется государством и муниципальными образованиями в различных формах. С организационной точки зрения— в форме создания и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Государственные и муниципальные централизованные фонды денежных ' средств представлены федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Федерации и государственными внебюджетными фондами, муниципальными бюджетами, а государственные децентрализованные фонды имеют место на унитарных предприятиях. На это обстоятельство обращал внимание и Е.А. Ровинский, исследуя особенности финансовой деятельности государства. Образование и использование децентрализованных фондов денежных средств происходит опосредованно, ибо они создаются не целенаправленно, а в результате деятельности унитарных предприятий. Последние образуются государством и муниципальными образованиями для наиболее эффективного решения задач экономического регулирования. Так, учитывая необходимость существования отдельных отраслей промышленности, наукоемких производств и т. д., стабильное развитие которых в условиях рынка невозможно, государство вместо того, чтобы поощрять их развитие через налоговые стимулы, бюджетное финансирование и т.д., берет на себя бремя их создания. При этом существуют различные пути создания государственных промышленных предприятий: скупка контрольного пакета акций частных компаний; выделение бюджетных средств на эти цели; национализация с полной или частичной выплатой стоимости их владельцам из средств бюджета; конфискация и т.д. Однако, "как бы ни образовывалась государственная собственность, ее прямая связь с бюджетом очевидна". Естественно, финансовые фонды, создаваемые в результате деятельности этих предприятий, являются государственной собственностью и за счет них постоянно продолжается решение государством тех своих задач, ради которых созданы эти предприятия. Все сказанное в равной мере касается и муниципальных предприятий.

Кроме отмеченного, справедливо говорить о правовой и неправовой формах финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований осуществляется, главным образом, в правовой форме. Подтверждением этого является тот факт, что финансовые отношения, составляющие содержание финансовой деятельности, вне правовой формы, как мы уже отмечали, не существуют. Вместе с тем в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований возникают и нефинансовые отношения. Как и финансовые отношения, они возникают обычно в силу закона. Таковы, например, отношения по бюджетному процессу, по финансовому контролю. В науке справедливо отмечалось, что в ходе финансовой деятельности государства возникают и организационные отношения, которые не приобретают правовой формы. Это могут быть отношения, имеющие локальный характер, т.е. обеспечивающие реализацию отдельных процедур в ходе бюджетного процесса. Они могут представлять собой то, что в науке называется "деловые обыкновения".

Вместе с тем в ходе финансовой деятельности бывает так, что отношения возникают как организационные, а затем оформляются правом. Например, на уровне субъектов Федерации отношения по поводу порядка предоставления налоговых льгот, зачисляемых в бюджеты субъектов. Федерации, долгое время (с 1992г., т.е. с момента вступления в силу Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", который предоставил субъектам Федерации такое право) существовали как фактические и лишь в последние годы обрели правовое оформление.

Правовая форма как доминирующая в финансовой деятельности государства и муниципальных образований предполагает, что эта деятельность осуществляется: во-первых, с помощью правовых норм (как средств финансовой деятельности), во-вторых, в рамках финансово-правовых отношений. Последнее очень важно, поскольку означает, что финансовая деятельность государства и муниципальных образований осуществляется в рамках не только регулятивных, но и охранительных финансовых правоотношений.

Подводя итог изложенному, можно заключить, что финансовое правоотношение возникает и развивается в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований — это процесс образования, распределения и использования государством и муниципальными образованиями средств через свои денежные фонды, осуществляемый в определенных формах (правовой и неправовой, в форме создания и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств), различными средствами (правовыми нормами, нормами бухгалтерского учета, операционно-техническими средствами, деловыми обыкновениями и т.д.), способами (общими и специальными) в целях покрытия публичных затрат. Кроме того, в финансовую деятельность государства входит организация денежной системы страны.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.