КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие функции
Система тонального родства И. В. Способина (1-й вариант)
Новый шаг в системе Способина — учет распространенности в музыке мажоро-минорной системы, легкого перехода через одноименную тонику (а она не случайно стоит первой за пределами собственно диатоники) в тональности диатонические, ей столь же близкие, как и основная диатоника. Мажоро-минорное родство, собственно, должно быть у Способина не 2-й степенью или второй группой (Способин скептически высказывался о категоричности разведения родственных тональностей по разным классам-степеням), а второй половиной тональностей первой группы. Тогда всего групп должно стать не три, а две: I (а, б), II. Однако с учетом положения одноименной тоники в мажоро-минорном ладу отнесение ее в группу тональностей после всей диатоники не кажется убедительным. Если быть более последовательным в идее систематики Способина, то следовало бы, вероятно, ввести одноименную тонику в группу тоники, сделать соответственно 1-ю степень «двухъярусной» (где оба «яруса» почти равнодоступны с точки зрения двухладовой тоники), перевести неаполитанскую гармонию в группу ладовых смешений вместе с традиционными гармониями мажоро-минора, перевести мажорную медианту (большую терцию вверх) также в группу ладовых смешений, учесть обратно-функциональный характер родства некоторых гармоний (например, C-dur к h-moll находится в таком же отношении, как и Des-dur к C-dur). Получится следующий вариант систематики тонального родства (пример 142). Тоника Диатоническое (моноладовое) родство Смешение ладов (мажоро-минор) Хроматическое родство Не избавлена система Способина от общего недостатка систематик родства тональностей: непроясненности вопроса о том, к чему же собственно относятся систематики — к модуляциям или к отклонениям? Ведь если это отклонения, тогда, конечно, II ступень мажора ближе к тонике, чем, скажем, мажорная гармония III. A вот если взять модуляции, тогда картина резко меняется: III — встречается много чаще, чем находящаяся в диссонантно-секундовом отношении II. И еще один общий вопрос возникает по отношению ко всем системам родства тональностей: на какой состав (и пропорции) элементов тональностей рассчитана систематика; соответственно — к тональности, на какой стадии ее эволюции они относятся? Ведь ясно, что система Римского-Корсакова, при всем ее идеально-математическом совершенстве, не соответствует комплексу элементов тональности времен XVII в. (да и последующих XVIII и XIX) и что почти все системы непригодны для понимания музыки XX в., тем более для ее сочинения. В музыке XX в. структура тональности радикально изменилась. Композиторы уже не пользуются просто априорно готовыми блоками-комплексами тональных элементов (по принципу Modus prius factus или Tonus prius factus), a создают структуру тональности (системы) вместе с сочинением темы, фактуры и т. д. И если прежние системы тонального родства претендовали на всеобщность, ибо всеобщими были сами тональные структуры (несмотря на ощутимую эволюцию), то принцип индивидуального творчества тональной структуры делает и родство явлением не системным, а индивидуальным. Каковы конкретные тональные структуры, таковы и конкретные сходства или несходства между ними. (Так, в теме охотников из «Пети и волка» Прокофьева к основной тональности C-dur самой близкой оказывается H-dur, так как этот C-dur состоит всего из двух аккордов: C-dur и H-dur.) Ну и, наконец, остается большим вопросом, чего добивается композитор — связности, плавности и мягкости перехода от одной тональности к другой или же, наоборот, эффекта яркости, неожиданности, непредвидимости. Что же касается классико-романтической гармонии, то связи между тональностями в большой мере зависят от конкретной тонально -функциональной структуры тональности на всяком этапе ее эволюции. По мере расширения границ данной тональности (мажоро-минорные объединения, альтерация и др.) усиливается ее родство отдаленным тональностям (и тенденция ко «всетональности»). Литература 1. Беляев В. М. «Анализ модуляций в сонатах Бетховена» С. И. Танеева // Русская книга о Бетховене. М., 1927. 2. Дилецкий Н. П. Идеа грамматики мусикийской // Памятники русского музыкального искусства. Вып. 7. М., 1979. 3. Маркс А. Б. Всеобщий учебник музыки [1839]. М., 1893. 4. Римский-Корсаков Н. А. Учебник гармонии. Вып. 1-2 [1884-1885] // Полное собрание сочинений. Т. IV, М., 1960. 5. Способин И. В. Лекции по курсу гармонии. М., 1969. 6. Танеев С. И. Несколько писем по музыкально-теоретическим вопросам // С. И. Танеев. Материалы и документы. Т. I. М., 1952. 7. Танеев С. И. Подвижной контрапункт строгого письма [1909]. 2-е изд. М., 1959. Вступление. 8. Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. 3-е изд. М., 1966. 9. Холопов Ю. Н. Тональность // Музыкальная энциклопедия. Т. 5. М., 1981. ГЛАВА 11. ТЕОРИЯ ФУНКЦИЙ Термин «функция» введен в широкое употребление изданной в 1893 г. книгой Римана «Упрощенная гармония или учение о тональных функциях аккордов» в качестве выражения специфического понятия классической тонально-гармонической системы. С течением времени к специфическому значению (функции — это тоника, доминанта и субдоминанта), применимому, по существу, лишь к классико-романтической тональности (и ее модификациям в музыке XX в.), прибавилось еще одно, более общее, универсальное и тем самым менее специфическое — функция как системное значение звуков и созвучий вообще в ладу, высотной системе. (Термин «функция» широко применим теперь и к значениям элементов в других системах: к частям формы, к тембрам, к фактурным единицам и т. п.) Таким образом, существуют по крайней мере два основных понятия функции — общее и специфическое. По отношению к общему понятию римановское есть частный и особый случай. По мере эволюции музыки в XX в. и ухода от старой классической гармонической системы все более обнаруживается музыкально-логическая сущность понятия «функция». Отсюда то исключительно важное значение, которое ему придается в настоящее время. Латинское functio — осуществление, выполнение, деятельность; от fungor — произвожу. Этимология указывает на жизнедеятельность высокоорганизованных систем и связывает действие («функционирование») объекта с устойчивым его самосохранением: «Функция — это существование, мыслимое нами в действии» (Гёте).* Гармоническая функция указывает смысловое значение звука или группы звуков в рамках данной системы. Отсюда исключительная важность проблемы ладогармонических функций, с этим же связана * Функция — «способ поведения, присущий какому-либо объекту и способствующий сохранению существования этого объекта или той системы, в которую он входит в качестве элемента» (см.: Никитин E. Функция // Философская энциклопедия. Т. 5. М., 1970. С. 418). и чрезвычайная разветвленность системы понятий в современной теории функций, усложняемая фактом исторической эволюции соответствующих явлений в музыке, особенно последних четырех веков. Именно через «сообщающиеся сосуды» и действующие каналы гармонико-функциональных связей процесс синтеза в воспринимающем сознании позволяет слить все воедино и получить многокрасочную сияющую целостность — высшую гармонию всей музыкальной композиции.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |