Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модальные функции




Под «функцией» мы и здесь понимаем смысловое значение эле­мента данной (ладовой) системы. Термин «модальные» (от лат. modus — лад, в смысле старинных монодических ладов, бытовавших еще до мажорно-минорной системы) предполагает специфическое отличие от привычных нам тональных функций. Специфика модальных функ­ций идет от генетически ранней ступени развития ладового сознания и от одноголосной природы элементов лада. Так, если в многоголосии есть средство обнаружить главные звуки лада именно как его центр (отсюда типичное начало с тоники, после которого мы уже все развер­тывание лада соотносим с ней), то в монодии значение звуков всегда устанавливается только ретроспективно (лад устанавливается во вре­мени лишь постепенно, в результате ладового синтеза структуры в процессе восприятия; см. главу 9 § 1).

В старинной монодии, как известно, сформировались основные категории ладовой структуры. И прежде всего — противопоставление диалектически противоположных явлений устойчивости и неустойчи­вости в достаточно дифференцированных градациях того и другого. В различных системах конкретные носители этого неодинаковы, од­нако можно выявить наиболее важные типы и виды устойчивости и неустойчивости, вместе с некоторыми важнейшими категориями мо­нодических функций (различные конкретные модальные системы тре­буют, разумеется, приспособления этих общих категорий к данным условиям). Основу функциональности в монодии составляет отноше­ние данного звука к смежным с ним — снизу и сверху.

Простые модальные функции (опорных тонов): центральный тон-устой, ладовая опора музыкальной мысли; финалис, или конечный

тон (во многих случаях совпадает с центральным тоном, образуя особенно сильную опорность, устойчивость); второй опорный тон (ре­перкусса, псалмодический тон повторения); местные опоры (если устой временно смещен на другой звук); начальный тон (инициал, 1-й звук в мелодии; в коротких мелодиях часто основной стержень развертывания лада соответствует общелогической асафьевской фор­муле i-m-t: 1. иниций — 2. побочная опора — 3. финалис).

Составные модальные функции: типовые заключительные фор­мулы, или клаузулы (например, в русской народной песне — частое плагальное окончание 4-1); в некоторых случаях их тоны имеют еще свои простые модальные функции (например, в старинных кла­узулах последний тон — ультима, предшествующий последнему — как 4 в указанной русской клаузуле — пенультима, предпредшествующий — антепенультима); типовые начальные обороты (ини­ций); типовые срединные обороты. Такие составные модальные фун­кции обычны в знаменном роспеве, где одни попевки предназнача­ются для начала, другие для середины, третьи — для завершения (согласно общему функциональному типу i-m-t). Предельный слу­чай составной модальной функциональности — древний ладовый принцип мелодии-модели (принцип макама, макома, мугама, ин­дийской раги, индонезийского патета, древнегреческого нома, в из­вестной мере и принцип русской погласицы с ее определенным ком­плексом попевок).

Откристаллизовавшиеся в древней монодии модальные функции неустоев, неопорных тонов («тр а нзитов», в позднейшей терминоло­гии) также относятся к важнейшим. Эти столь же мощные, сколь и элементарные явления хорошо известны по неаккордовым звукам в учении о гармонии. Здесь прежде всего должны быть названы при­легающие вспомогательные (остатки древнего мелизматического опевания опорного тона, что, в свою очередь, связано с взволнован­ным вибрированием голоса) и проходящие (остатки древнего про­стейшего принципа перелива одного тона в другой, что связано с экспрессией первобытного глиссандирования).

Специфика древней монодии в большой степени определяется ее вокальной природой,привносящей в лад влияние физиологии пев­ческого голоса.

Для вокальности свойственно неравноправие октав (в полную противоположность нашему «равномерно-темперированному» урав­ниванию значений данной звукоступени во всех октавах). Между, скажем, d и d1 — огромная разница в напряжении, экспрессии, семантике: нижнее d — покой, устой, уравновешенность, верхнее dl — взволнованность, напряжение, «повышенный тон». (Так, в гре­горианском дорийском ладу нижнее d — устой лада, но верхнее dl — никоим образом им не является, несмотря на совершенность консонанса октавы к устою.)

Другое важное следствие вокальности — значительное, принци­пиальное различие, связанное с тем, лежит ли тон-устой, заключи-

тельный звук, в нижней части амбитуса (объема мелодии) или же в середине (когда ниже устоя бывает еще 2-3-4 звука). В некоторых мелодиях устой может быть даже и в верхнем звуке. Высокое поло­жение опорного тона в полихорде (тетрахорде, пентахорде и т. д.) придает звучанию опоры особый, модально-специфический харак­тер «напряженной устойчивости», то есть устойчивости, потенци­ально готовой к движению. В противоположность этому полихорд с опорным тоном внизу (также если ниже его имеется один неустой, но не больше: согласно законам интервалики ход на секунду облада­ет свойством стирать след предшествующего звука, в то время как терция таким свойством уже не обладает) дает эффект полного по­коя, разряда типично модального регистрово-тесситурного напряже­ния (и соответственно модального тяготения). На различии в место­положении финалиса относительно амбитуса основывается принятое в грегорианских ладах деление их на автентические (I, III, V и VII; финалис внизу) и плагальные (II, IV, VI и VIII; финалис в середине).

Модальные функции находятся в сложных взаимоотношениях с некоррелятивными к ним тональными. Напомним, что первые бази­руются на принципе звукоряда, вторые — на принципе тяготения к центру, тонике. Поскольку оба принципа не противоречат один дру­гому, то возможны любые пропорции в их сочетании: модальные функции без каких бы то ни было признаков тяготения к тонике, модальные функции с (условно!) «тридцатипроцентной» примесью тональных и так далее; то же и в обратном соотношении.

Покажем явление модальных функций на примере древнерус­ской мелодии. Для этого вернемся к приведенной в главе 9 мелодии знаменного роспева «Всяко дыхание» (см. пример 113).

Как уже говорилось, обиходные лады в церковной русской музы­ке, как правило, почти лишены или совершенно лишены тонального тяготения. Не составляет исключения и данный пример, несмотря на то, что он, казалось бы, имеет подчеркнуто выявленный центр-устой. Дело в том, что повторять или не повторять устой, заканчивать мелодию на уже звучавшем устое или на еще ни разу не показанном звуке — это детали, зависящие от индивидуально избираемого для данной мелодии принципа общей композиции. Принципиальное же отсутствие тональных функций состоит здесь в том, что каждая фраза — сама по себе, и заключение одного отдела не оказывает совершенно никакого влияния на другие. Смена фраз направляется к концу текстом, а не тонально-функциональным развитием. Фразы чередуются, а не обусловливают одна другую.

Рассматриваемая мелодия — чисто модальная структура. Про­явление в ней модальных функций схематически показано в при­мере 143.

Произведение представляет собой развитую модальную компози­цию на основе текста, состоящего из двух строф (в примерах 113 и 143 помечены римскими цифрами). Каждая строфа включает по пять текстовых «синтагм» (термин Л. В. Щербы, обозначающий




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.