![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тональные функции. Центральный и главные элементы тональной системы
Своеобразную противоположность модальным функциям, при известных моментах сходства, представляет собой классическая система тональных функций, «то есть гармонических значений в пределах одной тональности» (Риман Г. Упрощенная гармония или учение о тональных функциях аккордов. С. 14). Система модальных функций относится к древнейшей стадии развития музыкального мышления, тональные функции — к высокоразвитой культуре многоголосной музыки европейского нового времени (Бах, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Шопен, Вагнер, Глинка, Бородин, Чайковский и др.). Система тональных функций поэтому есть главный отдел теории гармонических функций. Эта система базируется уже не на отношениях между звуками и их сочетаниями — горизонтальными интервалами; исходный пункт системы заключен вее материале — аккорде, явлении принципиально многоголосном. В духе просвещенческого рационализма Рамо свел многообразие всего накопленного практикой генерал-баса аккордового материала к одному лежащему в основе всех созвучий типу — «совершенному аккорду», консонирующему трезвучию, существующему в двух видах — мажорном и минорном. Один из «совершенных аккордов» (по французской терминологии) выполняет роль ЦЭ в новых ладах — мажорном и минорном (получающих свои наименования от вида ЦЭ). Функцией здесь является, соответственно, не отношение звука к звуку, как в модальности, а отношение аккорда к аккорду — совершенно новый тип связей, неслыханный и немыслимый в модальности. Притом тональная система нового времени (как отражение идеологии эпохи Просвещения) характеризуется новым типом единства, сочетающим диалектические противоположности: с одной стороны, каждое трезвучие в качестве потенциального автономного центра, с другой — целое как таковое, только при условии его органической целостности, где любые части не просто рядоположены, а существуют лишь в качестве подчиненных общему центру благодаря достаточно сильному и очевидному для слуха тональному тяготению. Последнее есть, таким образом, отражение в воспринимающем сознании объективно существующей, предельно сильной и предельно разветвленной всепроникающей звуковой связи (звукового родства) при столь же предельно ясной централизации целого. Во взаимодействии этой связи с тяготением диссонансов к разрешению коренится эффект классического тонального лада. Свойство ЦЭ на данном этапе эволюции гармонического сознания — объединение двух главнейших натуральных интервалов: (чистой) квинты и (большой) терции (см. пример 144), причем квинта дает сильнейший фактор централизации — ясный основной тон (зародыш всей тональной функциональности), а терция, делящая квинту в противоположных пропорциях (4:5:6и10:12:15), порождает двухладовость всей системы. Став ЦЭ системы, «совершенный аккорд» перестраивает структуру мелодической модели того и другого лада, внося отношения функционального тождества через ступень (точнее, по звукам одного и того же аккорда), обостряя тем самым значение секундовых отношений (проходящих, вспомогательных) как функциональных контрастов, стабилизируя звукоряд основных ступеней отношениями чистых квинт к каждому из звуков ЦЭ (отсюда сведение ряда основных ступеней — тех, что указываются при ключе, — к двум составам: ионийскому для мажора и эолийскому для минора) и вместе с тем закрепляя в составе мелодической модели одно из завоеваний тонального лада — всемерно подчеркивающий тоническую приму вводный тон («глагол» новых европейских ладов), пример 145.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |