Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ф. Шопен




Б - Л. Бетховен. Соната ор. 81а, финал

А

(ср. с примером Б)

(Особенно выразительно «сверхминорное», сгущенное-мрачное звучание аккорда °S6>: оба признака минорности — и терция, и секста — одновременно.)

Скрытый диссонанс — также фактор тонального тяготения.

Тональность упрощенно может быть вообще понята как функция основного тона. Естественно поэтому, что категория основного тона получает в классической тональности богатую разработку.

Возможно различать четыре типа основного тона:

1. Основной тон тональности — t1 (тоника-звук).

2. Основной тон функции — Т1, D1, S1 (также и их «имитации» — DD1, побочные D и S и т. п.).

3. Основной тон аккорда самого по себе — местное значение ос­новы аккорда, что может совпадать с основным тоном аккорда, но может не совпадать (например, в «спутниках» секстовой смены).

4. Мнимый основной тон (особенно в секстах аккордов, если их изъять из тонально-функционального контекста).

Рассмотрим их подробнее.

1. Основной тон тональности (ОТТ) пронизывает в тональной му­зыке все ладотональное построение целиком. Специфика ОТТ в том, что он ясно ощущается и тогда, когда реально слышимый, даже очень сильно звучащий основной тон в данный момент с ним не совпадает (например, в доминантовых предыктах, в кульминационных субдо­минантовых отклонениях и т. п.). Мощь ОТТ дает возможность стро­ить огромные классические музыкальные формы. Сквозное действие ОТТ обеспечивается непрерывной поддержкой находящихся в выс­шем ладоакустическом родстве () функции D и S.

В тональности ОТТ — центральный тон.

2. Основные тоны функции (ОТФ) — звуки (1,) 5 и 4, которые в классической функциональной тональности постоянно ощущаются как опоры лада, повторяются чаще других звуков; так же важна их роль в качестве опорных тонов, регулирующих движение классической мелодии с ее пусть и полностью подчиненными общим тональным функциям, но все же не совсем с ними сливающимися модальными, монодическими ладомелодическими функциями звуков (не аккордов; см., например, структуру тональности в начальном восьмитакте «Фан­тастической пьесы» Шумана ор. 12 № 4 Des-dur или в начале темы «Свадебного марша» Мендельсона-Бартольди).

ОТФ представляют собой фундаментные основные тоны то­нальности.

3. Основной тон аккорда (ОТА) — главный звук аккорда, выяв­ляемый из самой его структуры, прежде всего из консонантного ядра (см. главу 4).

По сравнению с фундаментными ОТА являются простыми.

4. Мнимый основной тон (мнимый ОТ) — тот, что в действитель­ности таковым не является. Например, звук f1 в заключительной тонике a-c 1- f 1 мазурки Шопена ор. 17 № 4 a-moll (см. в главе 10 пример 139Б) при формальном терцовом понимании классических аккордов а - с 1- f 1 разложимо по терциям (f-a-c1 с основным тоном f), что, однако, в контексте мазурки Шопена было бы грубой ошибкой.

Секста в доминанте мажора (D6-T) — типичный мнимый основ­ной тон. Очень часто сильное, заметное нарушение норм удвоения аккордовых звуков указывает на истинный ОТА.

Все эти типы основных тонов сосуществуют одновременно, созда­вая живую игру тональных сил, вступая подчас в противоречие друг с другом либо образуя богатую смысловыми оттенками двойствен­ность значений звуков. (Например, светлые «миноры» +Sp или +Тр,

166 A - С. Рахманинов. «Весенние воды» (схема)

Б - М. Глинка. «Руслан и Людмила» (схема)

предельно мрачные «мажоры» °S6> в действительности — видоизме­ненные аккорды противоположного наклонения.) Особенно важно взаимодействие фундаментных основных тонов с простыми аккордо­выми. Смысловое богатство функциональных спутников и состоит именно в функциональном напряжении между ОТФ и ОТА.

С учетом множественности типов основного тона функциональ­ность становится не только многослойной («спутники»), но и как бы многомерной, причем все структурные уровни функциональности сливаются в фактурно нечленимое целое (см. пример 166 на с. 288).

Отсюда решение проблемы медиант. Суть проблемы в том, что ме­дианты сочетают в себе признаки смежных основных квинтовых функ­ций, не создавая при этом (по крайней мере в основе системы, в венско-классическом типе гармонии) никаких самостоятельных особых функ­ций сверх трех — Т, D и S. Классическая медианта — либо нижележащая основная функция с септовой сменой, либо — вышележащая с сексто­вой. Какая именно — зависит от контекста, в котором то и другое обретает специфические тонкие оттенки гармонического смысла.

Например, тоническая медианта представляет собой неполное разрешение, то есть и не на всю глубину разрешения (не доведено до тонической примы), и с оставшейся неразрешенной септимой (или Т7 и Т9; см. пример 163Д), пример 167.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.