Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В мажоре




СИСТЕМА ОСНОВНЫХ ТОНАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ (ГЭ)

В гармоническом стиле, где в рамках строгой тональности огра­ничивается число гармоний, сводимых лишь к самым родственным тонике (S и D), достигается максимальное внутреннее единство при предельной централизации. Это и есть сущность классической функ­циональной (в смысле S-T-D) тональности. Если бы помимо трех оснований (ступени IV-I-V) были какие-нибудь еще, пусть даже одна только нVII (как, например, в хоре «Без поры, да без време­ни» Чайковского), то уже возникла бы тональная двойственность, тональное колебание (в указанном случае — между тониками на I и на IV ступенях в мажоре). Единство центра тяготения можно продемонстрировать на примере подразумеваемых в тональности

(скрытых под темперацией и колеблемых вольностями исполнитель­ской интонации) числовых значений звукоступеней. Например, в мажоре (пример 150).

Сводный порядок числовых значений (пример 151).

Как видим, даже при самой строгой тональной централизации из ладового круга неустранимо противоречие между «краями» лада — субдоминантовым и доминантовым:

Иначе говоря, замыкание на d оказывается мнимым.

Так как три «столпа» функциональной тональности представлены совершенными аккордами, опирающимися на квинты, получается че­тыре звука в отношении чистой квинты (а не три; см. пример 148); четвертый звук (2 ступень) открывает легкую дорогу к окружению тона доминанты своими функционально близкими гармониями не только снизу, но и сверху. Отсюда ближайшая возможность двойной доминан­ты, отклонения в доминанту, классической модуляции в доминанту.

Двоякое значение звука 2 ступени создает открытое Рамо «двой­ное применение» для субдоминанты с прибавленной секстой (f-a-c-d в C-dur): если после этого аккорда идет тоника, то 2 = 10: 9, если доминанта, то 9: 8 (пример 152).

152 А, Б - «Двойное применение» (по Ж.-Ф. Рамо)

Нельзя не усмотреть в двойном значении 2 ступени предпосылок расширения тональности: последование (в C-dur) d = 9: 8, g = 3: 2 и с = 1 складывается в микросистему d-g-c, не совпадающую с ос­новной (хотя и легко входящую в общую систему тональности C-dur в качестве ее субсистемы).

Функциональная (кварто-квинтовая) связь при плагальном раз­решении — IV-I, при автентическом — II-V; здесь заложена воз­можность образования субсистемы (реализуемая, например, в ма­зурке Шопена C-dur ор. 24 № 2: V-II-V-II-V-I), что равнозначно выходу за пределы тяготения непосредственно к тонике.

Однако это возможно лишь при подчеркивании отношения II-V. Обычно же, особенно если S6 появляется непосредственно после тони­ки, происходит комматическая замена — нечто подобное энгармони-

ческому переосмыслению звука с той разницей, что энгармоническая замена осуществляется хроматически (gis-as), a комматическая (тоже воображаемая) — диатонически (d-d). Например, первые четыре ак­корда прелюдии Баха C-dur из I тома ХТК (см. пример 152Б):

T-S6-D7-T I-IV (= II)-V-I

содержат такую комматическую замену: d = 10: 9 в S6 на d — 9: 8 в D7. Несмотря на непосредственное следование S6-D7, хода II-V (как в мазурке Шопена) не образуется и тональный круг не расши­ряется; тональность остается строго функциональной.

Аналогично обстоит дело в миноре (пример 153).

Свободный порядок числовых значений (пример 154).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.