КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В миноре
Ряды квинт в мажоре и миноре (пример 155). (По теории П. Н. Мещанинова, логическая противоположность мажора и минора объясняется физической природой этих центральных ладовых комплексов в контексте квинто-терцовой сетки звукоряда нашего строя: мажор — опора на основу, с-g в C-dur, то есть на «производящий» левый ряд; минор — опора на производное, с-g в c-moll, то есть на выведенный из левого правый ряд.) В своей классической функциональной теории Риман, став на позиции гармонического дуализма (зеркальной взаимопротивоположности мажора и минора) и пытаясь найти природное обоснование структуре минорного трезвучия, вынужден был обратиться к теории унтертонов и потерпел здесь явное поражение. Напомним, что минорное трезвучие строится, согласно Риману, сверху вниз, так что в трезвучии a-moll прима — e, терция — с, квинта — а; поэтому его обозначение — °е (нолик слева — знак минора). Соответственно, прибавляемые к консонантно-трезвучной основе тоны в мажоре считаются вверх от примы (и обозначаются арабскими цифрами, например: f6), в миноре — вниз от примы (и обозначаются римскими цифрами): °cVII (= f-as-c-d). Не разделяя натуралистски-позитивистских методологических предпосылок Римана, мы не видим достаточных оснований для того, чтобы вводить в теорию тональных функций дуалистический момент. Кажется ясным, что, скажем, большая секста к аккорду субдоминанты прибавляется совершенно однотипно и в мажоре, и в миноре — снизу вверх. Более того: именно в явлении тональных функций основа их принципа (родство S-T-D через квинтовую связь их квинт) безразлична к ладовой окраске тональности. Тональные функции абсолютно однотипны и в мажоре, и в миноре (различающимся в ладовом, а не в тональном отношении местоположением терции внутри квинты). Поэтому теория тональных функций вообще не может базироваться на дуалистической предпосылке. Система оказывается монистической, а не дуалистической (это не ново: монистической разновидности функциональной теории придерживались, например, X. Грабнер, В. Малер*); тем самым отпадает один из главных недостатков (римановской) функциональной теории. * Обстоятельное изложение различных идей и трактовок функциональной теории гармонии содержится в книге А. Амбразаса «Классики функциональной теории» (Ambrazas A. Funkcines teorijos klasikai. Vilnius, 1981). В соответствии со сказанным получается другая система обозначений (исходящая от римановской, но все же существенно иная): ♦ в мажоре (пример 156); ♦ в миноре (пример 157). 157 В миноре: 6. МОДИФИКАЦИЯ КОРЕННЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ГАРМОНИЙ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СПУТНИКИ, «МНИМЫЕ КОНСОНАНСЫ» (СКРЫТЫЕ ДИССОНАНСЫ). ТИПЫ ОСНОВНОГО ТОНА. ПРОБЛЕМА МЕДИАНТ Консонирующее трезвучие Т, S и D (см. пример 149) составляет лишь функциональное ядро, основу для многообразных видоизменений, дающих множество созвучий данной функции посредством прибавления (также и изъятия) различных тонов. Функциональное ядро при этом выполняет роль коренной гармонии, понимаемой как некий функциональный монолит, средоточие функциональных свойств и признаков, а всевозможные изменения представляют собой модификации коренной гармонии данной функции, как бы функциональные «вариации». Основной прием модификации — прибавление тонов. В особенности это касается нетонических функций — доминанты и субдоминанты, как выражений тонального движения, неустойчивости. Две из таких гармоний особенно специфичны для классической тональной системы — D7 и S6 (см. примеры 156 и 157). Септима в доминанте и секста в субдоминанте (достаточно мягко звучащие и вместе с тем диссонирующие тоны) симметрично дополняют данную функцию элементом ее противоположности: к доминантовой квинте, верхнему звуку квинтовой цепи (см. пример 148), прибавляется субдоминантовая прима, нижний звук; и наоборот, к субдоминантовой приме, нижнему звуку квинтовой цепи (пример 148), прибавляется квинтовый тон доминанты, то есть верхний тон цепи. Аккорды D7 и S6 получили название «характеристические диссонансы» (термин Римана); они обрисовывают соответствующую тонику (звуки которой лежат между D и S) наиболее определенно и однозначно. Но «первые диссонансы» — самые мягкие, как бы лишь продлевающие терцовый аккорд его же собственными, терцовыми средствами вверх (прибавлением звука септимы от коренного основного тона функции) и вниз (секста может быть понята и как «терцовый унтертон», или «субтерция») — могут распространять действие всякой функции. Непременно будучи функциональными диссонансами (то есть линеарными, добавочными, побочными тонами по отношению к КК — консонантному ядру), эти звуки и аккорды действуют так же, как и прочие диссонансы — образуют элемент движения, вносят тяготение, стремление к какому-то другому консонансу. Внедряясь в аккорды, они и им придают такой же смысл — функциональный диссонанс влечет к другой функции (пример 158). 158 Н. Римский-Корсаков. «Шехеразада», ч. I То же самое — под переменно-функциональным действием функциональной септимы. Среди аккордов, модифицирующих, варьирующих коренную гармонию, особенно примечательны такие, которые меняют ладовое наклонение созвучия (то есть вместо мажора звучит минор или наоборот). По идее Римана возможны два типа смен: 1) смещением на полутон (квинты минорного аккорда вверх или примы мажорного вниз); 2) смещением на целый тон (квинты мажорного аккорда вверх или примы минорного вниз). Смена полутоновым ходом называется вводной сменой (термин Римана); так же называется и получившийся в результате смены аккорд противоположного наклонения. Смена целым тоном дает параллельное трезвучие (пример 159). Правильнее было бы, однако, то и другое называть единообразно (и в мажоре, и в миноре) — септовой сменой (при аналогичной замене квинты секстой, соответственно, секстовой сменой). С нашей же точки зрения, то и другое должно объясняться иначе: 1) как тоника со звуком сексты ниже примы (= VI ступень); 2) тоника без примы со звуком септимы вверху (= III ступень). В результате коренные гармонии приобретают терцовое однофункциональное окружение — функциональные спутники в виде «вводной смены» и «параллелей» (пример 160). Соответственно аккорды септовой смены, легко понимаемые как неполные тонические септаккорды, могут называться «терцсептаккорды» (термин Римана). Например, (то есть e-g-h в C-dur; см. пример 159А) — «тонический терцсептаккорд», . Но проблематич- ным было бы обозначение гармонии секстовой смены (с «наставкой» снизу) как «сексттерцаккордов», так как секста ниже примы приобретает свойства такого основного тона аккорда, который подрывает фундаментный основной тон функции Т1 Таким образом, термин «сексттерцаккорд» возможен лишь при рассмотрении аккорда секстовой смены в качестве видоизменения тоники, как нарушение тоники; в прочих случаях, ввиду значения нижнего звука как основного тона аккорда, понятие сексттерцаккорда нецелесообразно. Среди спутников оказываются функционально разные аккорды одинакового звукового состава. В ступенной теории они считаются одинаковыми аккордами. Ступенная теория в этом и в других отношениях — больше статистический способ обозначения аккордов, чем метод объяснения гармонии. Подобно тому как одинаково звучащие интервалы с-с и his-c на баховском хорошо темперированном клавире музыкально воспринимаются различно в разных тональных контекстах, подобно тому как и без энгармонической замены существует комматическая замена, и здесь, с позиции функциональной теории, правильное решение состоит в установлении разных аккордов, практически не отличающихся друг от друга по составу звуков. Специально надо подчеркнуть, что тоническая функция столь же подвержена образованию функциональных спутников, как и неустойчивые функции, так как первичный линейно-мелодический фактор движения — неаккордовыс звуки и их внедрение в коренные аккорды — совершенно одинаково воздействует на все функции. Тем самым открывается картина более богатой функциональной жизни лада, где тоника обладает не только значением покоя, но, в местных связях, также и внутреннего движения, ведь движение — не только выход в другую тональность, но и переход от тоники к другой функции, гармонически обострить который — дело столь же естественное, как и применение проходящих септим и секст. Остановимся на этом подробнее. Тоника, конечно, знаменует точку покоя. Но в рамках классической системы функциональной гармонии свойственный ей динамизм распространяется на все аккорды, в том числе и на устой лада — тонику. То, что Асафьев усматривал в тонике Бетховена («напряженная устойчивость», «динамизм тоники»), в целом касается классической тоники вообще. Тоника и сама имеет разные градации устойчивости (тоника в полном совершенном кадансе, тоника в несовершенном кадансе, тоника вне каданса; как секстаккорд тоника вообще непригодна для полного заключения и т. д.). В связи с метром тоника может приобретать и противоположные свойства: например, затактовая тоника вообще может звучать как неустой (начало финала сонаты Бетховена ор. 10 № 3 D-dur). А главное, любой переход от тоники на другую функцию дает эффект сильной гармонической смены, которая переменно- функционально может звучать как устремление к другой, местной опоре. Наконец, если на протяжении тоники могут звучать неаккордовые септима, секста, хроматические проходящие, то всегда возможно и логично превращение тоники при переходе к другой функции в местный диссонанс. Функциональное различие между аккордами одинакового звукового состава покажем на примере того, что в ступенной теории называется III ступенью в мажоре. «Медиантовость» этого аккорда, то есть посредствующее его положение между Т и D, есть не ответ на вопрос о функциональности данной гармонии, а, как раз наоборот, сам вопрос: это тоника или доминанта? Функция (назначение) III ступени может быть двоякой. В одних случаях она — Т, в других — D. Это зависит не от звукового состава аккорда, а от того, что он «делает» в гармонической структуре. Сравним примеры 161 и 162 (сведем их в одну тональность). Эту теоретически трудную проблему классической гармонии необходимо рассмотреть подробнее. Некоторые объяснения содержит пример 163 (см. на с. 283-285). Ясно поэтому, что в функциональной системе гармонии функции не закреплены «намертво» за теми или иными звукосочетаниями, в особенности за «спутниками» (аккордами «ложной примы»). Функция медиант неоднозначна. Это менее спокойно и комфортабельно для аналитических процедур, но более точно в музыкально-смысловом отношении. Функция определяется не звуковым составом аккорда, а его назначением в контексте. Подобно тому как с-е в C-dur звучит как консонанс, а музыкально-физиологически полностью тождественный ему интервал his-e в cis-moll — как диссонанс, и функциональные спутники также — мнимые консонансы. И если (как для всех очевидно) было бы музыкально неверным восприятие his-e в качестве консонанса (психологически это выражение страдания, муки), то столь же неверным было бы разрушающее музыкальность контекста восприятие мнимых консонансов как благополучных истинных консонансов (что допускается в теории ступенной трактовкой тональных функций). Так, в следующем примере теоретически примитивный счет ступеней, лишенных контекста функциональных гармоний (а среди них__ 163 А Й. Гайдн. «Сотворение мира»
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |