КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И. С. Бах. Кантата № 159
Решающим признаком S является фундаментальный ход баса, 4-1, типичный для сильно выраженной S и нарушающий обычное ведение звука 4 в функции D. Изредка субдоминантовый уменьшенный встречается и в обычных полных кадансах (Глюк, «Орфей и Эвридика», 1-й хор, c-moll; Бетховен, главная тема Largo e mesto сонаты ор. 10 № 3). Особо изысканный случай ° S64 < в подобном кадансе — см. пример 160. Благодаря предъемному тону 4< в аккорде °S6 возникает побочная связь типа D-T с аккордом Dp, зачинающая «фригийско-уменьшенную» доминанту в I части 10-й симфонии Шостаковича (также — в известном Траурном марше h-moll Метнера). Функциональные спутники могут приобретать и менее обычные формы. Так, в сочетании с повышением тонической квинты Неосуществляемая функция побочной доминанты к Тр едва ли образует здесь даже субсистему. Наконец, в виде исключения возможно образование и функциональных спутников 2-го порядка, то есть побочных форм функции, где основной тон отстоит от фундаментального не на одну терцию вверх или вниз (как в «спутниках» 1-го порядка), а на две, то есть на расстояние квинты, что типично для основных функций. Понятно, что для возникновения таких функциональных значений нужна очень большая «пробивающая» сила данной функции, притом еще редкостные условия. В примере 170A подобие функционального спутника 2-го порядка можно найти в мелодии, фигурирующей верхнюю часть Т9, которая совпадает с доминантовым трезвучием (подобно тому, как это очень часто бывает и с функциональным спутником 1-го порядка: Чайковский, финал 4-й симфонии, т. 2; Рахманинов, Этюд-картина es-moll ор. 39 № 5, начало второго предложения, т. 2 и т. п.). В примере 170Б несколько «оторвавшаяся» от корня часть тонического нонаккорда (трезвучие as-moll) уже практически совпадает с тем, что можно считать функциональным спутником 2-го порядка. В примере 170В — изредка встречающаяся в S кварта (побочный тон), возникшая вследствие тяжелого свободного тона. В последнем образце (Г) — та же кварта вместо терции в сочетании с другими тонами (1, 6) совпадает с продлением S по терциям вниз (S8->6->4), в результате чего возникает аккорд F-dur как спутник 2-го порядка. 170 А - К. Дебюсси. «Вальс более чем медленный»
Б - С. Рахманинов. «Ау!» В - Э. Григ. «Траурный марш на смерть Р. Нурдрока» (схема) Г - П. Чайковский. «Щелкунчик» (схема) В отличие от функциональных спутников 1-го порядка, созвучия 2-го порядка — образования несколько искусственные, и приводятся здесь они с целью демонстрации самого принципа модификации основных функциональных аккордов.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |